Стиль, жанр, вид. Разбираемся в понятиях.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Стиль, жанр, вид. Разбираемся в понятиях.
Попробуем с вами разобраться, что есть что: народный вокал, академический вокал, эстрадно-джазовый вокал, эстрадный вокал, экстремальный вокал. Пожалуй, это основные виды вокала. Если знаете ещё, то можете дополнить мой список.
Когда вы слышите народную песню (жанр), которая, как правило, исполняется народным вокалом (стиль), вы никогда её не спутаете с джазовой композицией (жанр) и джазовым вокалом (стиль). А может ли человек петь и джаз, и народную песню? Притом, что джаз будет звучать как джаз, а народная песня – как народная. Теоретически может. Но я считаю, исполнение разножанровых композиций одним человеком - это вершина вокального мастерства. Недаром говорят, что академический вокалист не может петь эстраду, а эстрадный вокалист не споёт академическим голосом. Ну, или звучать это будет, по меньшей мере странно. В данном случае речь идет о вокальных позициях и привычке петь в них. Что такое вокальная позиция? Это статичное состояние вокальных мышц в момент пения. У академического певца одна позиция, у эстрадного певца другая или набор позиций. По этому, академические голоса между собой походи. А эстрадные звучат пёстро.
Хорошо. Раз уж мы заговорили о странном звучании, двигаемся дальше. Берём эстрадный вокал, но европейский и отечественный. Сделаю небольшую оговорку – это лично моё видение и не нужно его принимать за догму. Давайте порассуждаем. Европейская методика совершенна и выверена, каждый звук (приём) строится по чёткому плану и имеет название. Отечественной методики в таком ключе нет (я не знаю), хотя есть попытки и весьма неплохие. И, естественно, стремление к европейскому звучанию. Но есть одно НО – фонетика. Замечали ли вы, как странно звучат голоса современных исполнителей, поющих на русском языке? Конечно. Европейская техника и русская фонетика в сочетании дают эффект «странно звучащего голоса». Но это дело вкуса, а отсутствие вкуса, как выяснилось, тоже вкус.
В то же время на современной отечественной эстраде есть исполнители, хорошо звучащие на любом языке. Следовательно, дело не только в фонетике. И вот я плавно перехожу к сути вопроса: понятие «фирменное звучание», стиль пения, манера пения. Неважно на каком языке вы поёте или в каком стиле ваша песня – если вы знаете, как звучит джаз, какое звучание ему характерно, вы споёте его надлежащим звуком. И в тоже время будите не похожи ни на кого другого.
Один мой ученик пропел гласную букву и спросил: «Это правильный звук?» На что я ему ответила: «Звук не может быть неправильным, если ты спел чисто и на поставленной опоре без явной деформации (не загнал его в нос или не опрокинул в глотку), хотя и такие звуки имеют место быть».
Возможности человеческого голоса велики. Мы можем даже имитировать пение птиц, голоса животных, шумы, скрипы, трески. И это всё наш голос.
А что вы скажете, когда узнаете, что ваш голос может имитировать голос другого человека? А что для этого нужно? Поменяться связками? Ох, если бы это было так просто. Внимание! Открываю страшный секрет. Для этого нужен более развитый (острый) слух. В этом случае голос – это инструмент, подчиняющийся слуху.
Итак, голос или слух? Что важнее? Говорить вы умеете, значит голос у вас есть. Осталось поставить его на опору, научиться им управлять – и вы уже поёте. А вот со слухом ситуация интереснее. Если вы слышите, то это ещё не гарантия того, что у вас есть музыкальный слух.
Но не отчаивайтесь! Всё в этом мире подлежит изменениям, и даже музыкальный слух можно развить при систематических занятиях. Главное – это желание и упорство на пути к результату. Развивайте три вида слуха, учитесь правильно дышать, ставьте звук на опору, выравнивайте тембр, расширяйте диапазон, постигайте вокальные техники – создавайте фирменное индивидуальное звучание своего голоса.