Программа Сольфеджио (7 лет)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Структура программы учебного предмета;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Распределение учебного материала по годам обучения;
- Формы работы на уроках сольфеджио;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
- Организация занятий
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Учебная литература,
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Сегодня музыкальное образование переживает сложные времена. Культурное образование, а, в частности, музыкальное, начинает играть второстепенную роль, перестает быть востребованным. В связи с этим система музыкального образования, которая вырабатывалась десятилетиями, не может не быть адаптирована к реалиям сегодняшнего дня.
Особо остро стоит проблема контингента. Дети зачастую принимаются в музыкальную школу без конкурсной основы, до конца первого класса доходят не все.
Следует также отметить низкий уровень здоровья у детей нынешнего поколения, особенно в районах крайнего севера: «следствием социальных процессов в стране стало заметное снижение показателей физического и интеллектуального здоровья детского населения».[1] Все вышесказанное побуждает педагогов к смене содержания учебного процесса, его упрощению. Выше изложенные факты стали причиной создания данной программы по сольфеджио для отделения инструментального музицирования и музыкального исполнительства.
В системе дополнительного образования детей данная программа «Сольфеджио» имеет художественно-эстетическую направленность, включает в себя музыкально-теоретическую подготовку и общее музыкальное образование.
В ее основу положена Примерная программа «Сольфеджио» Министерства Культуры РФ, утвержденная в 2012 году.
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в ДМШ и ДШИ. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов.
2. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с семи лет до девяти лет, составляет 7 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:
Таблица 1
Год обучения | 1кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | 6 кл | 7 кл | Итого часов |
Форма занятий | ||||||||
Аудиторная (в часах) | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 252 |
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах) | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 252 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
5. Цель и задачи предмета «Сольфеджио»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
- формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
- формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
6. Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.
Библиотечный фонд Детской школы искусств укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
Оснащение занятий
В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. В старших классах применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям.
Используется аудио-аппаратура для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.
II. Содержание учебного предмета
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками других учебных предметов (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
Срок обучения 7 лет
1 класс
Таблица 2
№№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторныезанятия | ||||
1 | Нотная грамота | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2 | Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени | Урок | 2 | 1 | 1 | |
3 | Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки | Урок | 2 | 1 | 1 | |
4 | Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие | Урок | 2 | 1 | 1 | |
5 | Длительности, размер, такт | Урок | 2 | 1 | 1 | |
6 | Размер 2/4 | Урок | 4 | 2 | 2 | |
7 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | |
8 | Изучение элементов гаммы Соль мажор | Урок | 4 | 2 | 2 | |
9 | Размер 3/4 | Урок | 4 | 2 | 2 | |
10 | Устные диктанты | Урок | 4 | 2 | 2 | |
11 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | |
12 | Изучение элементов гаммы Ре мажор | Урок | 4 | 2 | 2 | |
13 | Изучение элементов гаммы Фа мажор | Урок | 4 | 2 | 2 | |
14 | Гамма ля минор (для продвинутых групп) | Урок | 4 | 2 | 2 | |
15 | Знакомство с интервалами | Урок | 4 | 2 | 2 | |
16 | Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4 | Урок | 4 | 2 | 2 | |
17 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | |
18 | Запись одноголосных диктантов в размере 3/4 | Урок | 6 | 3 | 3 | |
19 | Размер 4/4 (для продвинутых групп) | Урок | 4 | 2 | 2 | |
20 | Повторение | Урок | 6 | 3 | 3 | |
21 | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
2 класс
Таблица 3
1 | Повторение материала 1 класса | Урок | 4 | 2 | 2 |
2 | Затакт четверть в размере 3/4 | Урок | 2 | 1 | 1 |
3 | Тональность Си-бемоль мажор | Урок | 2 | 1 | 1 |
4 | Размер 4/4 | Урок | 2 | 1 | 1 |
5 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
6 | Тональность ля минор | Урок | 4 | 2 | 2 |
7 | Три вида минора | Урок | 4 | 2 | 2 |
8 | Ритм четверть с точкой и восьмая | Урок | 4 | 2 | 2 |
9 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
10 | Параллельные тональности | Урок | 4 | 2 | 2 |
11 | Ритм четыре шестнадцатые в пройденных размерах | Урок | 2 | 1 | 1 |
12 | Тональность ре минор | Урок | 4 | 2 | 2 |
13 | Тональность ми минор | Урок | 4 | 2 | 2 |
14 | Тональность си минор | Урок | 4 | 2 | 2 |
15 | Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3 | Урок | 8 | 4 | 4 |
16 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
17 | Тональность соль минор | Урок | 2 | 1 | 1 |
18 | Интервалы ч.4, ч.5, ч.8 | Урок | 6 | 3 | 3 |
19 | Закрепление пройденного | Урок | 6 | 3 | 3 |
20 | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
21 | Резервные уроки | Урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
3 класс
Таблица 4
1 | Повторение материала 2 класса | Урок | 10 | 5 | 5 |
2 | Тональность Ля мажор | Урок | 2 | 1 | 1 |
3 | Ритм восьмая и две шестнадцатых | Урок | 2 | 1 | 1 |
4 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
5 | Тональность фа-диез минор | Урок | 6 | 3 | 3 |
6 | Ритм две шестнадцатых и восьмая | Урок | 4 | 2 | 2 |
7 | Переменный лад | Урок | 4 | 2 | 2 |
8 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
9 | Тональности Ми-бемоль мажор и до минор | Урок | 4 | 2 | 2 |
10 | Интервалы м.6 и б.6 | Урок | 4 | 2 | 2 |
11 | Обращения интервалов | Урок | 5 | 2,5 | 2,5 |
12 | Главные трезвучия лада | Урок | 7 | 3,5 | 3,5 |
13 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
14 | Размер 3/8 | Урок | 2 | 1 | 1 |
15 | Обращения трезвучий, Т53 | Урок | 6 | 3 | 3 |
16 | Повторение | Урок | 6 | 3 | 3 |
17 | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
18 | Резервный урок | Урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
4 класс
Таблица 5
1 | Повторение материала 3 класса | Урок | 6 | 3 | 3 |
2 | Тональность Ми мажор | Урок | 2 | 1 | 1 |
3 | Главные трезвучия лада | Урок | 8 | 4 | 4 |
4 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
5 | Тональность до-диез минор | Урок | 4 | 2 | 2 |
6 | Интервал м.7 и б.7 | Урок | 6 | 3 | 3 |
7 | Пунктирный ритм | Урок | 4 | 2 | 2 |
8 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
9 | Триоль | Урок | 4 | 2 | 2 |
10 | Тональность Ля-бемоль мажор | Урок | 2 | 1 | 1 |
11 | Размер 6/8 | Урок | 4 | 2 | 2 |
12 | Доминантовый септаккорд в мажоре и гармоническом миноре | Урок | 10 | 5 | 5 |
13 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
14 | Тональность фа минор | Урок | 6 | 3 | 3 |
15 | Повторение доминантового септаккорда | Урок | 6 | 3 | 3 |
16 | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
17 | Резервный урок | Урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
5 класс
Таблица 6
1 | Повторение материала 4 класса | Урок | 6 | 3 | 3 |
2 | Доминантовое трезвучие с обращениями | Урок | 4 | 2 | 2 |
3 | Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые | Урок | 4 | 2 | 2 |
4 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
5 | Субдоминантовое трезвучие с обращениями | Урок | 4 | 2 | 2 |
6 | Тритоны на IV и на VII (повышенной) ст. в мажоре и гарм. минор | Урок | 6 | 3 | 3 |
7 | Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре | Урок | 6 | 3 | 3 |
8 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
9 | Тональности Си мажор, соль-диез минор | Урок | 6 | 3 | 3 |
10 | Синкопа | Урок | 6 | 3 | 3 |
11 | Буквенные обозначения тональностей | Урок | 6 | 3 | 3 |
12 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
13 | Тональности Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор | Урок | 6 | 3 | 3 |
14 | Период, предложения, фраза | Урок | 4 | 2 | 2 |
15 | Повторение | Урок | 4 | 2 | 2 |
16 | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
17 | Резервный урок | Урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
6 класс
Таблица 7
1 | Повторение материала 5 класса | Урок | 4 | 2 | 2 |
2 | Построение мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов от звука | Урок | 10 | 5 | 5 |
3 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
4 | Ритмические фигуры с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8 | Урок | 2 | 1 | 1 |
5 | Обращения Доминантового септаккорда, разрешения | Урок | 6 | 3 | 3 |
6 | Гармонический мажор | Урок | 2 | 1 | 1 |
7 | Субдоминанта в гармоническом мажоре | Урок | 2 | 1 | 1 |
8 | Тональности Фа-диез мажор, ре-диез минор | Урок | 4 | 2 | 2 |
9 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
10 | Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре | Урок | 10 | 5 | 5 |
11 | Ритм триоль (шестнадцатые) | Урок | 2 | 1 | 1 |
12 | Ритмические группы с залигованными нотами | Урок | 2 | 1 | 1 |
13 | Отклонение, модуляция (общее представление) | Урок | 4 | 2 | 2 |
14 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
15 | Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор | Урок | 2 | 1 | 1 |
16 | Энгармонизм тональностей с 6 знаками (для продвинутых групп) | Урок | 2 | 1 | 1 |
17 | Квинтовый круг тональностей (для продвинутых групп) | Урок | 4 | 2 | 2 |
18 | Повторение | Урок | 6 | 3 | 3 |
19 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
20 | Резервный урок | Урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
7 класс
Таблица 8
1 | Повторение материала 6 класса | Урок | 6 | 3 | 3 |
2 | Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре | Урок | 4 | 2 | 2 |
3 | Уменьшенное трезвучие в натуральном миноре | Урок | 4 | 2 | 2 |
4 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
5 | Малый вводный септаккорд в натуральном мажоре | Урок | 4 | 2 | 2 |
6 | Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом мажоре | Урок | 4 | 2 | 2 |
7 | Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре | Урок | 4 | 2 | 2 |
8 | Различные виды синкоп (знакомство) | Урок | 4 | 2 | 2 |
9 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
10 | Тональности с семью знаками в ключе | Урок | 2 | 1 | 1 |
11 | Характерные интервалы. Построение и разрешение в мажоре и миноре ув.2 и ум.7 (для продвинутых групп) | Урок | 8 | 4 | 4 |
12 | Повторение | Урок | 8 | 4 | 4 |
13 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
14 | Повторение | Урок | 14 | 7 | 7 |
15 | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
16 | Резервный урок | Урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
Распределение учебного материала по годам обучения
Срок обучения 7 лет
1 класс
Высокие и низкие звуки, регистр.
Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки.
Цифровое обозначение ступеней.
Устойчивость и неустойчивость.
Тоника, тоническое трезвучие, аккорд.
Мажор и минор.
Тон, полутон.
Диез, бемоль.
Строение мажорной гаммы.
Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор, ля минор (для продвинутых групп).
Ключевые знаки.
Скрипичный и басовый ключи.
Транспонирование.
Темп.
Размер (2/4, 3/4, для подвинутых групп - 4/4).
Длительности – восьмые, четверти, половинная, целая.
Ритм.
Такт, тактовая черта.
Сильная доля.
Затакт.
Пауза (восьмая, четвертная, для подвинутых групп – половинная, целая).
2 класс
Параллельные тональности.
Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.
Тональности Си-бемоль мажор, ля минор, ми минор, си минор, ре минор, соль минор.
Тетрахорд.
Бекар.
Интервалы (ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8).
Мотив, фраза.
Секвенция.
Канон.
Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых.
Затакт восьмая и две восьмые
Паузы (половинная, целая).
3 класс
Мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе.
Переменный лад.
Обращение интервала.
Интервалы м.6 и б.6.
Главные трезвучия лада.
Обращения трезвучия – секстаккорд, квартсекстаккорд.
Тоническое трезвучие с обращениями.
Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, восьмая и четверть в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Размер 3/8.
4 класс
Тональности до 4 знаков в ключе.
Трезвучия главных ступеней - тоника, субдоминанта, доминанта.
Септима.
Доминантовый септаккорд.
Пунктирный ритм.
Триоль.
Размер 6/8.
5 класс
Тональности до 5 знаков в ключе.
Буквенные обозначения тональностей.
Обращения и разрешения главных трезвучий.
Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта.
Уменьшенное трезвучие в мажоре и гармоническом миноре.
Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых.
Синкопа.
Период, предложение, фраза, каденция.
6 класс
Тональности до 6 знаков в ключе.
Гармонический вид мажора.
Построение от звука мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов.
Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре.
Обращения доминантового септаккорда в тональности
Энгармонизм тональностей с 6 знаками (для продвинутых групп).
Квинтовый круг тональностей (для продвинутых групп).
Отклонение и модуляция (общее представление).
Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.
7 класс
Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре и натуральном ми
норе.
Тональности до 7 знаков в ключе.
Характерные интервалы (ув.2 и ум.7 гармонического мажора и минора.
Малый вводный септаккорд.
Уменьшенный вводный септаккорд.
Различные виды синкоп.
Формы работы на уроках сольфеджио
Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения, слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.
Вокально-интонационные навыки.
Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения.
Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить
практически те теоретические сведения, которые учащиеся получают на
уроках сольфеджио, или наоборот, дают до теоретического обобщения
слуховую базу.
При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь сначала маркато, а за тем распевно, легато).
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме по руке педагога. В дальнейшем упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д. (обязательно в восходящем и нисходящем движении).
В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и, как подготовительные упражнения к многоголосномусольфеджированию, необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в двух- и трехголосном гармоническом звучании.
Параллельно с ладовыми упражнениями в тональности следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука (учащиеся должны уметь разрешать интервалы, аккорды и их обращения, мысленно представив себе так же ту или иную тональность).
Сольфеджирование и пение с листа
Сольфеджирование и сольмизация являются основой формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада, ритма.
Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам. При этом педагог должен обращать внимание на правильность и четкость показа долей метрической пульсации.
Педагог должен ориентироваться на голосовой диапазон учащихся младших. В старших классах его необходимо расширить. Встречаются учащиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически работать над его расширением.
На уроках сольфеджио должно преобладать пение с гармоническим сопровождением (особенно в начальных классах). Не рекомендуется дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах или потере ощущения лада, можно поддержать пение ученика. Необходимо использовать (особенно в младших классах) пение песен с текстом и фортепианным сопровождением.
Начинать работу над двухголосным пением следуете разучивания несложных
песен и примеров, освоенных на выученных попевках. Далее можно
использовать параллельное движение голосов (работа над имитационным
двухголосием начинается с пения канонов).
Пение с листа - один из важнейших показателей выработки практических навыков. Это пение по нотам незнакомой мелодии без предварительного разучивания.
Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к моменту начала работы наличия у учащегося значительного слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является, ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность, перестраиваться из одного лада в другой.
В процессе работы особое внимание нужно уделять развитию внутреннего слуха (научить учащихся мысленно представлять себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).
Перед началом пения исполняемый пример можно разобрать, проанализировать. В младших классах учащиеся это делают совместно с педагогом, в старших - самостоятельно. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации (проговаривания названии звуков в ритме).
При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Желательно, чтобы она проводилась самими учащимися от данной тоники или от ноты «Ля», взятой с помощью камертона или фортепиано.
Музыкальные примеры для пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые учащимся мелодические и ритмические обороты. Очень важна художественная ценность примеров, доступность материала для данного возраста, стилистическое разнообразие.
Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению или опросу «цепочкой».
Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодии в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.
Воспитание чувства метроритма
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков.
Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения, упражнения с ритмослогами.
При подборе первоначальных ритмических упражнений следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией (ходьба, бег под музыку, хлопки). Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительности (четверть - «шаг», восьмые - «бег»).
Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии, простукивание ритмического рисунка записанного на доске, проговаривание ритмического рисунка слогами с тактированием или без него, ритмические остинато, аккомпанемент к песням, ритмические каноны с текстом, без текста, чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах, ритмические диктанты.
Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах.
Дирижирование по схеме на начальном этане представляет для учащегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированном. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.
Воспитание музыкального восприятия
(анализ на слух)
Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача - научить учащегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создаст необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).
Систематическая работа по анализу на слух дает возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление.
Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:
а) целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;
б) анализ отдельных элементов музыкального языка и их значение в
передаче чувств и мыслей, композитора.
Анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада, мелодических оборотов, ритмических оборотов, интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании от звука в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях, аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании, в тональности и от звука, последовательностей из нескольких аккордов.
Музыкальный диктант
Диктант является одной из проверочных форм работы в курсе Сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.
В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введением письменной формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности учащегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д., от его технологической подготовки к записи диктанта.
Важно для учащегося уметь разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.
Формы диктантов могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи.
Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени, при определенном числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 3 раза подряд (учащиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще с интервалом в 2-3 минуты (к концу реже). Такие диктанты более целесообразны в средних и старших классах, т.е. только тогда, когда учащиеся научатся, самостоятельно анализировать мелодию.
Особенно на начальном этапе нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию учащимися
отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память (эти диктанты даются во все более быстрых темпах).
Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.
Время для диктанта устанавливается педагогом в зависимости от его
объема и трудности.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок.
Дома можно выучивать диктанты наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.
Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из специальных сборников диктантов, а также из музыкальной литературы.
Воспитание творческих навыков
Знакомство с современными системами музыкального воспитания, многолетние наблюдения за учащимися, а также накопленный практический опыт ряда педагогов показали, что развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует не только более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике, но и ускоряет учебный процесс в несколько раз.
Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха (лада-интонационный, гармонический, чувство метроритма, формы, музыкальную память), а также развивают вкус и наблюдательность.
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с
условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом.
Теоретические сведения
Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.
В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляют старшие классы, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной школы.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся, каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.
Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.
Учащиеся на уроках сольфеджио исполняют, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, поэтому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей;
- умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый (контрольный урок).
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти.
Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного года.
Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения – в 7 классе.
Виды и содержание контроля:
- устный опрос, включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности, интонационные упражнения;
- самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;
- творческие задания – подбор аккомпанемента, сочинение ритмического рисунка, сочинение на заданный ритм, музыкальная импровизация на заданную тему.
Критерии оценки
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.
Музыкальный диктант
Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей или записи хроматических звуков.
Оценка 4 (хорошо) – музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.
Оценка 3 (удовлетворительно) – музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины).
Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину.
Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ
Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.
Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, невладение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа учащихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).
- Организация занятий
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:
- выполнение теоретического (возможно письменного) задания,
- сольфеджирование мелодий по нотам,
- разучивание мелодий наизусть,
- интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов),
- игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей,
- ритмические упражнения,
-творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка).
Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание наизусть), или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения.
VI. Список методической литературы
Учебная литература
- Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006
- Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка» 1993
- Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007
- Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991
- Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010
- Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М. ООО «Престо», 2007
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
- Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 2000-2005
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970
- Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка», 2005
- Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио.
- Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008
- Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., 2009
- Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика-XXI», 2003
- Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М. «Престо» 2003
- Панова Н. Прописи по сольфеджио для дошкольников. М. «Престо», 2001
- Рубец А. Одноголосное сольфеджио
- Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для детей, ч.1 и 2. М.: «Музыка», 1999
- Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982
Учебно-методическая литература
- Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М. «Музыка», 1991
- Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993.
- Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. М., 1979
- Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995
- Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: «Композитор», 1993
- Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. М.: «Музыка», 1985
- Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999
- Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., 1993
- Жуковская Г., Казакова Т., Петрова А. Сборник диктантов по сольфеджио. М., 2007
Методическая литература
- Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1976
Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 2005
- Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1981
- Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. М., «Музыка», 1988
- Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М. «Музыка», 1999
[1] Камаева Т., Камаев А. Может ли сольфеджио быть азартным // Как преподавать сольфеджио в XXI веке. М., 2006. с. 28