Программа Сольфеджио (5 лет) ОВЗ
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г.ПОКАЧИ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Утверждаю
Директор МАУДО «ДШИ»
__________________ О.В. Кнаус
«______» ___________2020 года
ПРОГРАММА
СОЛЬФЕДЖИО
Адаптированная программа по индивидуальному обучению
для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
(на 5 лет)
Покачи – 2020г
Разработчик: Харитонова Ольга Александровна, преподаватель теоретического отдела МАУДО «ДШИ» г. Покачи.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Структура программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- - Годовые требования.
- Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
-Учебная литература;
- Методическая литература.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Актуальность. Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одна из этих тенденций – признание самоценности личности человека, его свободы, способностей к саморазвитию и творческой деятельности. Одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско- взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации».
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Возникает необходимость в комплексном развитии мышления, речи, моторики ребёнка. Опыт показывает, что этому в значительной мере способствуют комплексные музыкальные занятия, во время которых происходит преодоление психологического и речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге – лучшая адаптация к условиям внешней среды.
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа предназначена для индивидуальных занятий с детьми с диагнозом: умственное отставание средней степени на фоне болезни Дауна и задержкой психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера. Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно.
Программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей. Занятия проводятся индивидуально. Освоение адаптированной дополнительной общеразвивающей программы рассчитано на 5 лет. Аудиторные индивидуальные занятия, комбинированного типа, проводятся в форме урока продолжительностью 40 минут. Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ структуры музыкального произведения);
- наглядные (показ иллюстраций и видеоматериалов, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение);
- практические (вокальные упражнения, тренировочные ритмические упражнения).
Цель и задачи программы
- формирование гармоничной, социально-адаптированной личности ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.
- абилитация (формирование способности к чему—либо) и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства (музыки), оптимизация процесса их социализации и развитие творческих способностей через изучение комплекса предметов художественно-эстетической направленности.
Задачи:
- освоение музыкальной грамоты, развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и артистизма;
- ознакомление с теоретическими основами музыкального искусства;
- расширение музыкального кругозора, формирование музыкального вкуса, пробуждение любви к музыке;
- создание условий для гармоничного развития обучающихся (целостного процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности и творческой самореализации);
- способствование последовательному освоению принятых в обществе социальных норм, формированию практических действий, необходимых для устойчивого поведения;
- адаптация детей к культурному пространству и жизни в обществе;
- приобщение обучающихся к культурным ценностям;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие коммуникативных навыков посредством участия в творческой деятельности;
- развитие практических навыков творческой деятельности.
На уроках сольфеджио учащиеся получают представление о форме музыкальных произведений, имеют возможность связать теоретически материал уроков сольфеджио с практикой, развить творческие способности, расширить свой музыкальный кругозор.
Содержание программы
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам учебного времени.
При планировании содержания занятий, необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное комплексное музыкальное развитие возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы из всех разделов.
Обучение детей, имеющих ограниченные возможностями здоровья, в музыкальной школе способствует развитию интереса к процессу познания, социально-значимых качеств личности и служит мощным коррекционно-развивающим и социально - реабилитационным средством.
Основным критерием эффективности образования, как социального процесса, в данном случае является степень подготовки ребенка (приобретение им способности) к жизни в условиях современной цивилизации.
Программа направлена на создание условий для:
- развития творческого, образного мышления;
- выработки осознанного поведения в различных социально-бытовых ситуациях;
- приобретения коммуникативных навыков, необходимых для полноценного развития детей с различными нарушениями.
Оценка результатов освоения обучающимся программы включает в себя
I) результаты художественно-творческой деятельности, приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях в области музыкального творчества:
- знание терминологии в области музыкального искусства;
- умение создавать художественный образ;
- умение различать музыкальные произведения (виды, формы);
- умение выполнять различные движения под музыку;
- умение использовать полученные теоретические знания в художественно- творческой деятельности;
2) особенности общения, приобретение социальных и коммуникативных знаний, умений и навыков:
- навыки невербального поведения (владение мимикой, жестикуляцией, взглядом «глаза в глаза»);
- навыки построения и развития отношений со сверстниками;
- навыки осознания чувств других;
- умение устанавливать контакт и поддерживать его;
- знание правил и норм общения;
3) поведенческие особенности, приобретение навыков социального поведения:
- навыки произвольного поведения (самоконтроль);
- навыки поведения в социально-бытовых ситуациях;
- знание норм и правил поведения в обществе, умение их соблюдать.
Срок освоения учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте 11-12 лет до 16-17 лет, составляет 5 лет по 1часу в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио» на 5 лет
Таблица 1
Год обучения | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | Итого часов |
Форма занятий | ||||||
Аудиторная (в часах) | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 180 |
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах) | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 180 |
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером или заданием);
- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
- игровые (разнообразные формы игрового моделирования).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий и учебников, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство).
Первый класс
№№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
1 | Звук, звукоряд, слоговые названия звуков, нотная грамота, муз. ключи | Урок | 4 | 2 | 2 |
2 | Длительности, ритм, простые ритмические последовательности | Урок | 4 | 2 | 2 |
3 | Метр, такт, размер, тактирование, размер 2/4 | Урок | 4 | 2 | 2 |
4 | Тон и полутон. Знаки альтерации, энгармонизм звуков | Урок | 4 | 2 | 2 |
5 | Затакт. Звукоряд. Гамма. Лады. Тональность. | Урок | 4 | 2 | 2 |
6 | Строение мажорного лада. До-мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени, тяготения и разрешения | Урок | 4 | 2 | 2 |
7 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
8 | Главные ступени лада, вводные ступени | Урок | 4 | 2 | 2 |
9 | Паузы. Аккорд. Трезвучие. Басовый ключ | Урок | 2 | 1 | 1 |
10 | Соль-мажор, Транспонирование. | Урок | 4 | 2 | 2 |
11 | Ре мажор. | Урок | 2 | 1 | 1 |
12 | Размер 3/4. | Урок | 2 | 1 | 1 |
13 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
14 | Основные элементы строения мелодии, период | Урок | 2 | 1 | 1 |
15 | Подготовительные упражнения к музыкальному диктанту | Урок | 4 | 2 | 2 |
16 | Дирижирование на 3/4 Половинная нота с точкой. Затакт. | Урок | 2 | 1 | 1 |
17 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
18 | Тональность Фа мажор. Главные ступени лада. Шестнадцатые длительности. | Урок | 2 | 1 | 1 |
19 | Простые диктанты (в размерах 2/4 и 3/4) | Урок | 4 | 2 | 2 |
20 | Тональность Си-бемоль мажор. | Урок | 2 | 1 | 1 |
21 | Интервалы (простые, вне тональности). | Урок | 2 | 1 | 1 |
22 | Размер 4/4, Целая нота. Пауза целая. | Урок | 2 | 1 | 1 |
23 | Интервалы (повторение) | Урок | 4 | 2 | 2 |
24 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
25 | Повторение пройденного материала | Урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
Второй класс
№№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
1 | Тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль – мажор (повторение знаков, уст. и неуст. ст., вводные звуки, Т35 | Урок | 4 | 2 | 2 |
2 | Параллельные тональности. Тональность ля минор. Одноименные тональности. | Урок | 4 | 2 | 2 |
3 | Минор 3-х видов | Урок | 4 | 2 | 2 |
4 | Ритмические длительности- шестнадцатые | Урок | 2 | 1 | 1 |
5 | Интервалы (повторение) | 2 | 1 | 1 | |
6 | Понятие обращения интервалов | Урок | 4 | 2 | 2 |
7 | Аккорды. Трезвучие. | Урок | 4 | 2 | 2 |
Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | |
8 | Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая | Урок | 2 | 1 | 1 |
9 | Главные трезвучия лада. Подбор аккомпанемента. | Урок | 4 | 2 | 2 |
10 | Понятие - «Предложение».Фраза, мотив | Урок | 2 | 1 | 1 |
11 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
12 | Консонансы и диссонансы | Урок | 2 | 1 | 1 |
13 | Определение интервалов в тональностях | Урок | 4 | 2 | 2 |
14 | Тональность ре минор- 3 вида | Урок | 2 | 1 | 1 |
15 | Интервалы: прима, секунда | Урок | 2 | 1 | 1 |
16 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
17 | Тональность ми минор- 3 вида | Урок | 2 | 1 | 1 |
18 | Затакт: две восьмые в размере 2/4. Повторение. | Урок | 2 | 1 | 1 |
19 | Секвенция. | Урок | 2 | 1 | 1 |
20 | 4 вида трезвучия | Урок | 4 | 2 | 2 |
22 | Обращение трезвучия | Урок | 6 | 3 | 3 |
23 | Повторение пройденного . Сольфеджирование Слуховой анализ. | Урок | 6 | 3 | 3 |
25 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
Третий класс
№№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимал ьная учебная нагрузка | Аудитор ные занятия | Самостоятельная работа | |||
1 | Повторение материала 2 класса: тональность соль минор- 3 вида, интервалы- прима, секунда. | Урок | 4 | 2 | 2 |
2 | Повторение материала 2 класса: шестнадцатые, | Урок | 2 | 1 | 1 |
3 | Тональности с тремя знаками при ключе. | Урок | 2 | 1 | 1 |
4 | Интервалы- терция | Урок | 4 | 2 | 2 |
5 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
6 | Повторение материала 1 четверти | Урок | 2 | 1 | 1 |
7 | Параллельные тональности, тональность си минор- 3 вида | Урок | 2 | 1 | 1 |
8 | Интервалы- кварта | Урок | 4 | 2 | 2 |
9 | Ритмические длительности: восьмая-две шестнадцатые | Урок | 2 | 1 | 1 |
10 | Интервалы-квинта | Урок | 4 | 2 | 2 |
11 | Повторение материала 1-го полугодия. Сольфеджирование. Диктант | Урок | 2 | 1 | 1 |
12 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
13 | Работа над ошибками. Итоги | Урок | 2 | 1 | 1 |
11 | Повторение материала 2 четверти | Урок | 2 | 1 | 1 |
12 | Тональность Ля мажор | Урок | 2 | 1 | 1 |
13 | Размер 4/4 | Урок | 2 | 1 | 1 |
14 | Тональность фа диез минор- 3 вида | Урок | 2 | 1 | 1 |
15 | Повторение: интервалы- кварта, квинта | Урок | 2 | 1 | 1 |
16 | Тональность Ми бемоль мажор | Урок | 2 | 1 | 1 |
17 | До минор 3-х видов | Урок | 2 | 1 | 1 |
18 | Интервалы- терция, секста | Урок | 2 | 1 | 1 |
19 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
20 | Секстаккорд | Урок | 2 | 1 | 1 |
21 | Квартсекстаккорд | Урок | 2 | 1 | 1 |
22 | Повторение пройденного . Слуховой анализ. | Урок | 2 | 1 | 1 |
23 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
24 | Творческие задания | Урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
Четвертый класс
№№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||||
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||||
1 | Повт Повторение материала 3 класса: мажорные тональности до 3-х диезов. | Урок | 4 | 2 | 2 | ||
2 | Повт Повторение материала 3 класса: минорные тональности до 3-х диезов. | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Повторение: интервалы: секунды, терции, кварты, квинты, сексты. | Урок | 4 | 2 | 2 | ||
4 | Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
5 | Тр Триоль. Главные трезвучия лада (T – S – D)
| Урок | 4 | 2 | 2 | ||
6 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | ||
7 | Ми мажор | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
8 | До диез минор 3-х видов | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Повторение: обращение интервалов | Урок | 4 | 2 | 2 | ||
10 | Повторение: обращение трезвучия | Урок | 4 | 2 | 2 | ||
11 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | ||
12 | Работа над ошибками. Итоги 1-го полугодия | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
11 | Повторение материала 1 полугодия | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
12 | Тритоны. Ув4; Ум5 с разрешением в маж. | Урок | 4 | 2 | 2 | ||
13 | Ув4; Ум5 с разрешением в миноре | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
14 | Тональность Ля бемоль - мажор | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
15 | Тональность Фа – минор 3 – х видов | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
16 | Ритмические длительности: восьмая- две шестнадцатые в размере ¾ | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
17 | Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
18 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | ||
19 | Интервал - октава | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
20 | Обр Обращение трезвучий главных ступеней | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
21 | Кадансовый оборот (T-S-D-T) | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
22 | Интервалы - септима | Урок | 2 | 1 | 1 | ||
23 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 | 1 |
Пятый класс
№№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
1 | Тональности с четырьмя знаками при ключе. | Урок | 4 | 2 | 2 |
2 | Внутритактовая синкопа. | Урок | 2 | 1 | 1 |
3 | Характерные интервалы ( ув.2 и ум.7 в Г. мин.). | Урок | 4 | 2 | 2 |
4 | Доминантсептаккорд - построение и разрешение. Слуховой анализ | Урок | 4 | 2 | 2 |
5 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
6 | Работа над ошибками | Урок | 2 | 1 | 1 |
7 | Повторение: Тритоны с разрешением в мажор и минор. Слуховой анализ | Урок | 4 | 2 | 2 |
8 | Повторение: Характерные интервалы ( ув.2 и ум.7 в Г. мин.). | Урок | 4 | 2 | 2 |
9 | Модуляция. Отклонение. Сопоставление. | Урок | 2 | 1 | 1 |
10 | Родственные тональности. | Урок | 2 | 1 | 1 |
11 | Хроматическая гамма. | Урок | 2 | 1 | 1 |
12 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
13 | Творческие задания | Урок | 2 | 1 | 1 |
14 | Повторение пройденного: Простые интервалы. | Урок | 2 | 1 | 1 |
15 | Повторение пройденного: построение от звука: трезвучия и его обращения | Урок | 4 | 2 | 2 |
16 | Повторение пройденного: построение главных трезвучий и их обращения | Урок | 4 | 2 | 2 |
17 | Повторение пройденного: Тритоны. Характерные интервалы. | Урок | 4 | 2 | 2 |
Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | |
18 | Д7 с обращением и разрешением в тональности мажора и минора | Урок | 4 | 2 | 2 |
19 | Д7 с обращением и разрешением от звука | Урок | 4 | 2 | 2 |
20 | Слуховой анализ. | Урок | 4 | 2 | 2 |
21 | Ритмические и мелодические диктанты | Урок | 4 | 2 | 2 |
22 | Кварто – квинтовый круг тональностей | Урок | 2 | 1 | 1 |
23 | Итоговая аттестация | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
2. Годовые требования
Первый класс
Звук, музыкальный звук, свойства музыкального звука, слоговые названия звуков, звукоряд, октавы.
Ноты, нотный стан, расположение нот на нотном стане.
Музыкальные ключи, ключ СОЛЬ и ключ ФА (ключ ДО – на усмотрение преподавателя), запись звуков на нотном стане в ключах, добавочные линейки.
Длительности, длительности с точкой, залигованные длительности, ритм, наиболее распространенные виды простого ритмического сочетания длительностей, ритм «четверть с точкой и восьмая» («медленный» пунктир).
Метр, метрические доли, такт, тактовая черта, структура такта, размер, простые размеры (2/4 и 3/4), сложный размер (4/4), затакт.
Тон и полутон, диатонические и хроматические тон и полутон.
Знаки альтерации, ключевые знаки, случайные знаки, энгармонизм звуков.
Лад, строение мажорного и минорного лада, ступени лада. Тоника.
Устойчивые и неустойчивые ступени, тяготения и разрешения. Т3/5.
Ладогармонические функции, главные ступени (тоника, доминанта и субдоминанта).
Вводные ступени (нижний вводный тон и верхний вводный тон), ступени без ярко выраженной функциональности (медианта и субмедианта).
Тональность, гаммы, определение ключевых знаков в тональностях.
Транспонирование.
Понятие музыкальной формы, мотив, фраза, предложение, каденция, период.
Интервалы, гармонические и мелодические интервалы, восходящие и нисходящие.
Ступеневая величина интервалов, количественная сторона интервала, названия интервалов;
Тоновая величина интервала, качественная сторона интервала, уменьшенные, увеличенные, дважды уменьшенные и дважды увеличенные интервалы, энгармонизм интервалов.
«Медленный» пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая).
Второй класс
Тональности до 2-х знаков.
Параллельные тональности. Минор3-х видов. Переменный лад.
Четыре вида трезвучий (мажорное, минорное, уменьшенное и увеличенное).
Трезвучия главных ступеней.
Буквенная система обозначения звуков, знаков альтерации и тональностей.
Простые и составные интервалы, обращение интервалов.
Диссонансы и консонансы.
Интервалы в тональностях, устойчивые и неустойчивые интервалы, разрешение неустойчивых интервалов, разрешение диссонансов.
Трезвучия в ладу, главные трезвучия (тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия).
Обращения трезвучий, секстаккорд и квартсекстаккорд, обозначение обращений трезвучий. Обращение главных трезвучий в ладу.
Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий с обращениями.
Автентические и плагальные вспомогательные обороты на основе главных трезвучий и их обращений.
Проходящие обороты на основе главных трезвучий и их обращений.
Полный гармонический оборот (T – S – D – T).
Плагальные дополнения в периоде.
Секвенции (диатонические).
Тритоны, тритоны в тональностях, построение и разрешение.
Триоль.
Аккорды, трезвучия, септаккорды, нонаккорды (общие понятия), названия звуков в аккордах, обозначение аккордов.
Септаккорды, обозначение и образование названий видов.
Доминантовый септаккорд, неполный D7, построение и разрешение, обозначение.
Третий класс
Тональности с четырьмя знаками при ключе.
Синкопы, их роль в ритмике джазовой музыки, простейшие виды синкоп.
Интервалы в гармонических ладах.
Характерные интервалы, разрешение характерных интервалов.
Определение тональностей для характерных интервалов.
Интервальные последовательности с характерными интервалами.
Уменьшенные трезвучия в натуральных гармонических ладах.
Увеличенные трезвучия в гармонических ладах.
Пунктирный ритм, размер 6/8.
Обращения доминантового септаккорда, обозначение, построение и разрешение.
Вспомогательные и проходящие обороты на основе разрешения доминантового септаккорда и его обращений.
Гармонические последовательности с использованием обращений доминантового септаккорда.
Тональности с пятью знаками при ключе.
Квинтовый круг тональностей.
Энгармонизм тональностей.
Гармоническая фигурация, ее варианты, фактурные формы аккомпанемента. Гармоническая фигурация, простейшие виды гармонической фигурации.
Общие понятия о мелодической фигурации, проходящие и вспомогательные звуки, вспомогательные звуки, взятые скачком.
Буквенно-цифровая система обозначения аккордов.
Хроматизм, хроматическая гамма.
Родственные тональности, отклонения.
Модуляции (общие понятия).
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Итогом освоения в полном объеме программы «Сольфеджио» является комплексное развитие музыкальных способностей, приобретение учащимися художественного вкуса, знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной творческой деятельности. По окончании освоения программы «Сольфеджио» ученик должен иметь следующие знания, умения, навыки:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у учащегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, а именно:
первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
знание музыкальной грамоты, основы элементарной теории, гармонии и музыкальной формы, стилей;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.);
а также:
умение анализировать форму, гармонию, интонационные особенности и другие элементы музыкального языка;
умение интонировать, пропевать основные элементы музыкального языка в рамках изученной музыкальной теории;
определять на слух интервалы и аккорды отдельно и в последовательностях, а также гармонию несложных музыкальных классических, джазовых и эстрадных композиций;
умение записывать на слух одноголосные и двухголосные музыкальные диктанты средней трудности, мелодии академических произведений и эстрадно-джазового репертуара;
умение импровизировать на заданный лад, ритм, несложную гармонию;
умение играть на фортепиано аккордовые последовательности, несложный аккомпанемент к мелодиям по схеме или «цифровке»;
умение играть на фортепиано аккордовые последовательности, несложный аккомпанемент к мелодиям по схеме или «цифровке»;
умение сочинять по моделям несложные мелодии, гармонические последовательности, дополнительные голоса, вариации по заданному параметру.
В течение дополнительного года обучения (9, 6 классы) учащийся должен:
– углубить и систематизировать теоретический материал, изученный ранее;
– усовершенствовать навыки сольфеджирования, слухового анализа, записи музыкального диктанта.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации
учащихся
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, итоговый.
Текущий контроль осуществляется регулярно в течение учебного года преподавателем на уроках. Цель текущего контроля – поддержание учебной дисциплины, в том числе, в организации самостоятельных занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы развития ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти
Виды и содержание контроля:
– устный опрос, включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения, а также проверка основных теоретических знаний;
– самостоятельные письменные задания – запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;
Критерии оценки
Объем приобретенных знаний, уровень умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.
Задания должны выполняться полностью и в рамках отведенного на них времени. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. В отдельных случаях возможно увеличение количества времени для выполнения задания.
Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.
Итоговые требования
Примерные требования на контрольном уроке в 5 классе
Письменно:
– выполнить задание на определение или построение звукорядов, интервалов и аккордов от звука или в тональности в соответствии с изученным теоретическим материалом;
– записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы.
Устно:
– пение пройденных гамм;
– пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз;
– пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз;
– пение пройденных аккордов в тональности;
– определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов;
– чтение одноголосного примера с листа;
– пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.
- V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Умения и навыки, сформированные на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио», являются необходимыми не только для гармоничного музыкального развития учащегося, но и для максимально эффективного овладения учениками другими учебными предметами (специальность и чтение с листа, ансамбль, основы импровизации и сочинения, музыкальная литература и др.). В свою очередь, теоретические и практические знания, умения и навыки, полученные на уроках предметной области «музыкальное исполнительство», дополняют и расширяют содержание предмета «Сольфеджио», способствуют интенсивному развитию музыкально-слуховых способностей и музыкального мышления.
Значительную роль в организации успешного образовательного процесса играет оснащение занятий по предмету «Сольфеджио».
В младших классах на уроках активно используется наглядные пособия – карточки с базовыми элементами музыкальной грамоты, столбица, игровой дидактический материал. В старших классах – плакаты с информацией, схемы, таблицы соответственно основным теоретическим разделам.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников диктантов, сборников для сольфеджирования, джазовых стандартов, современных мультимедийных пособий или иного мелодического материла, а также может разрабатываться педагогом самостоятельно.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
учащихся
Самостоятельная работа ученика над выполнением домашних заданий – одно из важнейших условий успешных занятий сольфеджио. Значительная эффективность занятий сольфеджио возможна только при достаточно частой, а лучше – ежедневной работе над развитием необходимых навыков. С другой стороны, не следует и перегружать домашнее задание трудоемкими, а зачастую и дублирующими друг друга упражнениями. Необходимо найти правильное соотношение между объемом домашней работы и ее эффективностью. Важно с самого начала занятий с учеником объяснить ему и его родителям не только цель самостоятельной домашней работы и важность ее выполнения, но и наиболее эффективный порядок выполнения заданий. Можно порекомендовать учащимся заниматься часто (по возможности – каждый день), но не много – 30-40 минут, и пояснить, что «авральный» метод выполнения домашнего задания совершенно неприемлем и не приносит реальной пользы.
Домашнее задание должно содержать в себе по возможности все виды работы, но объем упражнений в каждой категории варьируется в зависимости от целесообразности и эффективности данного вида работы в самостоятельной форме. Основу самостоятельной домашней работы должны составлять упражнения, развивающие «исполнительские» навыки, – игра на фортепиано и вокально-интонационные упражнения.
В «устной» части задания очень полезно часть упражнений задавать для выполнения наизусть. Это касается, прежде всего, вокально-интонационных упражнений. Разучивание мелодий наизусть способствует, при правильном к ним отношении, развитию «слуховой» памяти. Поэтому эту форму самостоятельных упражнений желательно регулярно практиковать с самого начала занятий сольфеджио, сделав нормой разучивание одной мелодии каждую неделю, чередуя (или объединяя) разучивание наизусть с транспонированием одной из мелодий в несколько разных тональностей.
Письменные задания являются основным методом повторения и закрепления теоретического материала, а поэтому также должны быть представлены в домашнем задании, но лишь только в той степени, которая необходима для достижения поставленной задачи. Чрезмерное «злоупотребление» письменными заданиями занимает много времени, но не очень эффективно способствует развитию навыков, так как письменные упражнения в принципе не «провоцируют» ученика на быстрое принятие решения.
Самостоятельная работа над всеми слуховыми упражнениями довольно затруднительна в «домашних» условиях, тем не менее, они в обязательном порядке также должны быть представлены в структуре домашнего задания. В частности, можно самостоятельно записать по слуху нотами мелодию или басовый голос или «распознать» всю фактуру несложной инструментальной или вокальной композиции. Современная звуковая техника и компьютерные технологии, в том числе, мультимедийные пособия, в значительной мере облегчают подобную работу. В настоящее время издано достаточно пособий (диктантов и других слуховых упражнений) на компакт-дисках.
Можно предложить следующие принципы работы: работу над письменными заданиями целесообразней начинать как можно раньше, пока еще «свежо» в памяти объяснение преподавателя. Транспонирование мелодии или разучивание ее наизусть, напротив, желательно оставить на последние дни перед следующим уроком с преподавателем. Творческие задания, работу над прочими «исполнительскими» упражнениями, а также упражнения на развитие навыка слухового анализа можно выполнять на протяжении всего промежутка между уроками, равномерно распределив их по дням недели.
Подобное построение домашнего задания и плана его выполнения обеспечит, с одной стороны, достаточный объем самостоятельной работы ученика, а с другой – равномерное распределение нагрузки. Преподавателю необходимо очень внимательно следить за тем, насколько эффективно ученик занимается дома и своевременно варьировать объем и содержание домашнего задания, направляя самостоятельную работу ученика в наиболее эффективное русло. В конечном счете, именно самостоятельная работа ученика является тем самым фундаментом, на основе которого формируются все необходимые музыкальные навыки.
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература
- Агажанов А. Курс сольфеджио. Выпуск 3, Двухголосие. М., «Музыка», 1985
- Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. М., «Кифара», 2006
- Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М., «Музыка» 1993
- Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М., «Музыка», 2007
- Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М., «Музыка», 1991
- Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М., «Музыка», 2010
- Зебряк Т. Сочиняем на уроках сольфеджио. М., «Музыка», 1998
- Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М., Престо, 2007
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8 классы. М., «Классика XXI», 2004
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. 6-8 классы. М., «Классика XXI», 2004
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. М., «Классика XXI», 2004
- Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М., 2000-2005
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М., Музыка, 1971
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М., Музыка, 1970
- Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М., «Музыка», 2005
- Качалина Н. Сольфеджио. Выпуск 1. Одноголосие. М., «Музыка» 2005
- Кирюшин В. Интонационно-слуховые упражнения для развития звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти. М., 1992
- Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. М., 2007
- Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: «Композитор», 2008
- Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., Престо, 2009
- Никитина И. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. М., «Престо», 2002
- Способин И. Сольфеджио. Часть I. М., Музыка, 1991
- Чугунов Ю. Учитесь подбирать на слух. 10 уроков по гармонизации джазовых и эстрадных мелодий. М., «Молодая гвардия», 2002
- Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982
- Шахназарова Н. Одноголосное сольфеджио. М., 2003
Учебно-методическая литература
- Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М., «Музыка», 1991
- Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993
- Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. М., Музыка, 1979
- Копелевич Б. Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз. М., Музыка, 1990
- Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская). СПб, «Музыка», 1995
- Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М., «Композитор», 1993
- Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. М., «Музыка», 1985
- Русяева И. Одноголосные диктанты. М., Музыка, 1999
- Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., Музыка, 1993
Методическая литература
- Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., Музыка, 1976
- Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., Музыка, 2005
- Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. М., Музыка, 1981
- Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. М., Музыка, 1988
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. Методическое пособие. М., «Советский композитор», 1991
2. Баренбойм Л. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л.,
«Музыка», 1970
3. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. М., «Советский композитор», 1984
4. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., «Советский композитор», 1991
5. Взорова Т., Баранова Г. Первые шаги маленького пианиста. М., «Музыка», 1987
6. Дубянская Е. Нашим детям. Игры, пляски, музыкально-двигательные упражнения. Л., «Музыка», 1985
7. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. С-П., «Композитор», 1998
8. Жилин В. Речевые упражнения. Челябинская область, село Варна, 1996
9. Николаева А. Школа игры на фортепиано. М., «Музыка», 1976
10.Металлиди Ж., Перцовская А., Сольфеджио. С-П., «Композитор», 1999
11. Сафарова И. Игры для организации пианистических движений. Ек-г, 1994
12. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М., «Музыка» 1987
13. Франио Г. Ритмика в детской музыкальной школе. М., «Пресс-соло» 1997