Программа Сольфеджио (3 года)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г.ПОКАЧИ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Утверждаю
Директор МАУДО «ДШИ»
__________________ О.В. Кнаус
«______» ___________2020 года
ПРОГРАММА
СОЛЬФЕДЖИО
Для обучения детей на отделении Эстрадно-джазового
инструментального исполнительства
(на 3 года)
Покачи – 2020г
Разработчик: Харитонова Ольга Александровна, преподаватель теоретического отдела МАУДО «ДШИ» г. Покачи.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Структура программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- - Годовые требования.
- Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
-Учебная литература;
- Методическая литература.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru)».
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы общеразвивающего обучения в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра». Занятия на уроках сольфеджио развивают музыкальные способности (слух, память, ритм), помогают выявлению творческого потенциала учеников, знакомят с основами музыкальной грамоты и элементарной теории музыки, способствуют общемузыкальному развитию, формированию эстетической позиции. Полученные на занятиях сольфеджио знания и приобретенные навыки необходимы для более эффективного освоения основ музыкального исполнительства и изучения других предметов. Обобщая, можно определить предмет «Сольфеджио» как координирующий «центр» музыкального развития учащегося, синтезирующий все формы музыкальной деятельности: от восприятия до творчества.
Учебный предмет «Сольфеджио» тесно связан со всеми учебными предметами общеразвивающих программ в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра», поскольку направлен на общемузыкальное развитие. Умения и навыки, сформированные на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио», являются необходимыми не только для гармоничного музыкального развития учащегося, но и для максимально эффективного овладения учениками другими учебными предметами (специальность и чтение с листа, ансамбль, основы импровизации и сочинения, музыкальная литература и др.).
Данная программа предназначена для занятий с учащимися от тринадцати лет и старше и рассчитана на трехлетний срок обучения.
Положительный момент данной программы – это ускоренное освоение материала с учетом специфики восприятия и возрастных особенностей учащихся старших классов.
Целью данной программы является развитие музыкального слуха и музыкальной памяти, понимания закономерностей строения музыкальной речи, ощущения ритмической пульсации.
На уроках сольфеджио учащиеся получают представление о форме музыкальных произведений, имеют возможность связать теоретически материал уроков сольфеджио с практикой, развить творческие способности, расширить свой музыкальный кругозор.
2. Срок освоения учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте 13-14 лет до 16-17 лет, составляет 3 года по 1 часу в неделю.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:
3. Объем учебного времени и виды учебной работы
Таблица 1
Год обучения | 1 кл | 2 кл | 3 кл | Итого часов |
Форма занятий | ||||
Аудиторная (в часах) | 36 | 36 | 36 | 108 |
Внеаудиторная(самостоятельная, в часах) | 36 | 36 | 36 | 108 |
4.Сведения о затратах учебного времени
Реализация учебного плана по предмету «Сольфеджио» проводится 1 раз в неделю по 1 часу в неделю в форме групповых или мелкогрупповых занятий численностью от 3 до 6 человек.
5. Цель и задачи предмета «Сольфеджио»
Цель: системное развитие музыкальных способностей и творческого потенциала учащегося на основе знаний, умений, навыков в области теории музыки, выявление одаренных детей в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра», подготовка их к поступлению в профессиональные образовательные организации.
Задачи:
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, отражающего наличие у учащегося художественного вкуса, звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способности к творческому самовыражению;
- формирование и развитие навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
- формирование у детей потребности к продолжению музыкального образования как в форме самообразования, так и в форме профессионального обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
6. Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером или заданием);
- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
- игровые (разнообразные формы игрового моделирования).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфические особенности содержания учебного предмета в
области Эстрадно-джазового инструментального
исполнительства
Содержание учебного предмета «Сольфеджио» общеразвивающей образовательной программы в области Эстрадно-джазового инструментального исполнительства в общих чертах соответствует содержанию предмета «Сольфеджио» в области академических музыкальных искусств. Это позволяет сохранить преемственность традиций преподавания сольфеджио в целом и обеспечить возможность безболезненного перехода учащегося с одной программы на другую.
Новизна программы заключается в адаптации существующей программы с 7-летним и 5-летним сроком обучения к 3-х годичному обучению учащихся на отделении ЭДИИ.
В то же время содержание данной программы существенно расширено за счет специфики Эстрадно-джазового инструментального исполнительства (изучение основ джазовой гармонии, системы цифровых обозначений гармонии, джазовых стандартов и др.). Особое значение уделяется развитию навыков импровизации и сочинения.
Расширение содержания программы при сохранении общего числа учебных часов требует определенного «уплотнения» изучаемого материала, реализованного за счет использования преимущественно последовательного принципа его изложения. Этот принцип предполагает объединение материала по темам общего содержания, в том случае, где это целесообразно.
1. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план показывает примерное распределение учебного материала по классам в течение всего срока обучения. Исходя из уровня подготовки учащихся группы, преподаватель может скорректировать план в соответствии с индивидуальными особенностями группы, поставленными задачами и целями.
При внесении коррекции в учебно-тематический план необходимо сохранять достаточное разнообразие методов и форм работы на каждом уроке (сольфеджирование, игра на фортепиано, слуховой анализ, музыкальный диктант, интонационные упражнения и т. д.) независимо от изучаемой темы урока.
Первый класс
№№ | Наименование раздела, темы | Общий объем времени (в часах) | |||
Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
1 | Звук, звукоряд, слоговые названия звуков, нотная грамота, муз. ключи | Урок | 4 | 2 | 2 |
2 | Длительности, ритм, простые ритмические последовательности | Урок | 2 | 1 | 1 |
3 | Метр, такт, размер, тактирование, размер 2/4 | Урок | 2 | 1 | 1 |
4 | Тон и полутон. Знаки альтерации, энгармонизм звуков | Урок | 2 | 1 | 1 |
5 | Затакт. Звукоряд. Гамма. Лады. Тональность. | Урок | 2 | 1 | 1 |
6 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
6 | Строение мажорного лада. До-мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени, тяготения и разрешения | Урок | 4 | 2 | 2 |
7 | Главные ступени лада, вводные ступени | Урок | 4 | 2 | 2 |
8 | Паузы. Аккорд. Трезвучие. | Урок | 2 | 1 | 1 |
9 | Соль-мажор, Ре мажор. Ключевые знаки (до 2-х знаков), параллельные тональности. Транспонирование. | Урок | 4 | 2 | 2 |
10 | Ля-минор | Урок | 2 | 1 | 1 |
11 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
12 | Размер 3/4 | Урок | 2 | 1 | 1 |
13 | Основные элементы строения мелодии, период | Урок | 2 | 1 | 1 |
14 | Подготовительные упражнения к музыкальному диктанту | Урок | 4 | 2 | 2 |
15 | Дирижирование на 3/4 Половинная нота с точкой. Затакт. | Урок | 4 | 2 | 2 |
16 | Тональность Фа мажор. Главные ступени лада. Шестнадцатые длительности. | Урок | 4 | 2 | 2 |
17 | Простые диктанты (в размерах 2/4 и 3/4) | Урок | 4 | 2 | 2 |
18 | Тональность Си-бемоль мажор. Одноименные тональности. | Урок | 2 | 1 | 1 |
19 | Интервалы (простые, вне тональности). | Урок | 4 | 2 | 2 |
20 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
21 | Размер 4/4, Целая нота. Пауза целая. | Урок | 2 | 1 | 1 |
22 | «Медленный» пунктирный ритм | Урок | 2 | 1 | 1 |
23 | Интервалы, аккорд (повторение) | Урок | 4 | 2 | 2 |
24 | Повторение пройденного материала | Урок | 2 | 1 | 1 |
25 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
Второй класс
№№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
1 | Тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль – мажор (повторение знаков, уст. и неуст. ст., вводные звуки, Т35 | Урок | 4 | 2 | 2 |
2 | Параллельные тональности. Переменный лад. | Урок | 4 | 2 | 2 |
3 | Минор 3-х видов | Урок | 4 | 2 | 2 |
4 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
5 | Четыре вида трезвучий. Пунктирный ритм | Урок | 4 | 2 | 2 |
6 | Главные ступени лада. | Урок | 4 | 2 | 2 |
7 | Интервалы (повторение) | Урок | 4 | 1 | 1 |
8 | Понятие обращения интервалов | Урок | 4 | 2 | 2 |
9 | Главные трезвучия лада. Подбор аккомпанемента. Понятие -«Предложение». | Урок | 4 | 2 | 2 |
10 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
11 | Буквенная система обозначения звуков | Урок | 2 | 1 | 1 |
12 | Обозначение тональностей | Урок | 2 | 1 | 1 |
13 | Обращение трезвучия | Урок | 2 | 1 | 1 |
14 | Консонансы и диссонансы | Урок | 2 | 1 | 1 |
15 | Определение интервалов в тональностях | Урок | 2 | 1 | 1 |
16 | Тональности с тремя знаками при ключе. | Урок | 2 | 1 | 1 |
17 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
18 | Обращение трезвучий главных ступеней | Урок | 4 | 2 | 2 |
19 | Секвенция. | Урок | 2 | 1 | 1 |
20 | Тритоны. | Урок | 4 | 2 | 2 |
21 | Триоль. | Урок | 2 | 1 | 1 |
22 | Разрешение S, D и их обращений в ладу. | Урок | 4 | 2 | 2 |
23 | Доминантсептаккорд. | Урок | 4 | 2 | 2 |
24 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
Третий класс
№№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
1 | Тональности с четырьмя знаками при ключе. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2 | Внутритактовая синкопа. | Урок | 2 | 1 | 1 | |
3 | Характерные интервалы ( ув.2 и ум.7 в Г. мин.). | Урок | 4 | 2 | 2 | |
4 | Уменьшенное трезвучие. Размер 6/8. Принцип дирижирования | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | |
5 | Обращение доминантсептаккорда ( в тон-тях до 4-х знаков). | Урок | 6 | 3 | 3 | |
6 | Тональности с пятью знаками при ключе. Размер 3/8. | Урок | 2 | 1 | 1 | |
7 | Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение звуков и тональностей. Энгармонизм. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
8 | Простые двух- и трехчастные формы. Гармонизация мелодии. | Урок | 2 | 1 | 1 | |
9 | Септаккорды VII ступени ( в Н. маж. и Г. мин.; от звука). | Урок | 4 | 2 | 2 | |
10 | Ритмические рисунки с залигованными нотами. Междутактовые синкопы. | Урок | 2 | 1 | 1 | |
11 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | |
11 | Модуляция. Отклонение. Сопоставление. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
12 | Родственные тональности. | Урок | 2 | 1 | 1 | |
13 | Хроматическая гамма. | Урок | 2 | 1 | 1 | |
14 | Повторение пройденного: Простые интервалы. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
15 | Повторение пройденного: Тритоны. Характерные интервалы. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
16 | Повторение пройденного: построение от звука и в тон-ти трезвучия и его обращения | Урок | 4 | 2 | 1 | |
17 | Повторение пройденного: Д7 с обращением и разрешение от звука и в тон-ти | Урок | 4 | 2 | 2 | |
18 | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | |
19 | Слуховой анализ. | Урок | 2 | 1 | 1 | |
20 | Ритмические и мелодические диктанты | Урок | 2 | 1 | 1 | |
21 | Пение интервальных и аккордовых последовательностей. Виды септаккордов. Буквенно-цифровые обозначения аккордов. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
23 | Практикум (подготовка к итоговому уроку) | Урок | 2 | 1 | 1 | |
24 | Итоговая аттестация | Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
2. Годовые требования
Первый класс
Звук, музыкальный звук, свойства музыкального звука, слоговые названия звуков, звукоряд, октавы.
Ноты, нотный стан, расположение нот на нотном стане.
Музыкальные ключи, ключ СОЛЬ и ключ ФА (ключ ДО – на усмотрение преподавателя), запись звуков на нотном стане в ключах, добавочные линейки.
Длительности, длительности с точкой, залигованные длительности, ритм, наиболее распространенные виды простого ритмического сочетания длительностей, ритм «четверть с точкой и восьмая» («медленный» пунктир).
Метр, метрические доли, такт, тактовая черта, структура такта, размер, простые размеры (2/4 и 3/4), сложный размер (4/4), затакт.
Тон и полутон, диатонические и хроматические тон и полутон.
Знаки альтерации, ключевые знаки, случайные знаки, энгармонизм звуков.
Лад, строение мажорного и минорного лада, ступени лада. Тоника.
Устойчивые и неустойчивые ступени, тяготения и разрешения. Т3/5.
Ладогармонические функции, главные ступени (тоника, доминанта и субдоминанта).
Вводные ступени (нижний вводный тон и верхний вводный тон), ступени без ярко выраженной функциональности (медианта и субмедианта).
Тональность, гаммы, определение ключевых знаков в тональностях.
Транспонирование.
Понятие музыкальной формы, мотив, фраза, предложение, каденция, период.
Интервалы, гармонические и мелодические интервалы, восходящие и нисходящие.
Ступеневая величина интервалов, количественная сторона интервала, названия интервалов;
Тоновая величина интервала, качественная сторона интервала, уменьшенные, увеличенные, дважды уменьшенные и дважды увеличенные интервалы, энгармонизм интервалов.
«Медленный» пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая).
Второй класс
Тональности до 2-х знаков.
Параллельные тональности. Минор3-х видов. Переменный лад.
Четыре вида трезвучий (мажорное, минорное, уменьшенное и увеличенное).
Трезвучия главных ступеней.
Буквенная система обозначения звуков, знаков альтерации и тональностей.
Простые и составные интервалы, обращение интервалов.
Диссонансы и консонансы.
Интервалы в тональностях, устойчивые и неустойчивые интервалы, разрешение неустойчивых интервалов, разрешение диссонансов.
Трезвучия в ладу, главные трезвучия (тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия).
Обращения трезвучий, секстаккорд и квартсекстаккорд, обозначение обращений трезвучий. Обращение главных трезвучий в ладу.
Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий с обращениями.
Автентические и плагальные вспомогательные обороты на основе главных трезвучий и их обращений.
Проходящие обороты на основе главных трезвучий и их обращений.
Полный гармонический оборот (T – S – D – T).
Плагальные дополнения в периоде.
Секвенции (диатонические).
Тритоны, тритоны в тональностях, построение и разрешение.
Триоль.
Аккорды, трезвучия, септаккорды, нонаккорды (общие понятия), названия звуков в аккордах, обозначение аккордов.
Септаккорды, обозначение и образование названий видов.
Доминантовый септаккорд, неполный D7, построение и разрешение, обозначение.
Третий класс
Тональности с четырьмя знаками при ключе.
Синкопы, их роль в ритмике джазовой музыки, простейшие виды синкоп.
Интервалы в гармонических ладах.
Характерные интервалы, разрешение характерных интервалов.
Определение тональностей для характерных интервалов.
Интервальные последовательности с характерными интервалами.
Уменьшенные трезвучия в натуральных гармонических ладах.
Увеличенные трезвучия в гармонических ладах.
Пунктирный ритм, размер 6/8.
Обращения доминантового септаккорда, обозначение, построение и разрешение.
Вспомогательные и проходящие обороты на основе разрешения доминантового септаккорда и его обращений.
Гармонические последовательности с использованием обращений доминантового септаккорда.
Тональности с пятью знаками при ключе.
Квинтовый круг тональностей.
Энгармонизм тональностей.
Гармоническая фигурация, ее варианты, фактурные формы аккомпанемента. Гармоническая фигурация, простейшие виды гармонической фигурации.
Общие понятия о мелодической фигурации, проходящие и вспомогательные звуки, вспомогательные звуки, взятые скачком.
Буквенно-цифровая система обозначения аккордов.
Блюз, форма и простейшая гармония блюза.
Кадансовый квартсекстаккорд, кадансовые обороты.
Хроматизм, хроматическая гамма.
Родственные тональности, отклонения.
Модуляции (общие понятия).
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Итогом освоения в полном объеме программы «Сольфеджио» является комплексное развитие музыкальных способностей, приобретение учащимися художественного вкуса, знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной творческой деятельности. По окончании освоения программы «Сольфеджио» ученик должен иметь следующие знания, умения, навыки:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у учащегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, а именно:
первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
знание музыкальной грамоты, основы элементарной теории, гармонии и музыкальной формы, стилей;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.);
а также:
умение анализировать форму, гармонию, интонационные особенности и другие элементы музыкального языка;
умение интонировать, пропевать основные элементы музыкального языка в рамках изученной музыкальной теории;
определять на слух интервалы и аккорды отдельно и в последовательностях, а также гармонию несложных музыкальных классических, джазовых и эстрадных композиций;
умение записывать на слух одноголосные и двухголосные музыкальные диктанты средней трудности, мелодии академических произведений и эстрадно-джазового репертуара;
умение импровизировать на заданный лад, ритм, несложную гармонию;
умение играть на фортепиано аккордовые последовательности, несложный аккомпанемент к мелодиям по схеме или «цифровке»;
умение играть на фортепиано аккордовые последовательности, несложный аккомпанемент к мелодиям по схеме или «цифровке»;
умение сочинять по моделям несложные мелодии, гармонические последовательности, дополнительные голоса, вариации по заданному параметру.
В течение дополнительного года обучения (9, 6 классы) учащийся должен:
– углубить и систематизировать теоретический материал, изученный ранее;
– усовершенствовать навыки сольфеджирования, слухового анализа, записи музыкального диктанта.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации учащихся
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, итоговый.
Текущий контроль осуществляется регулярно в течение учебного года преподавателем на уроках. Цель текущего контроля – поддержание учебной дисциплины, в том числе, в организации самостоятельных занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы развития ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти
Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения. При 3-летнем сроке обучения - в 3 классе.
Виды и содержание контроля:
– устный опрос, включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения, а также проверка основных теоретических знаний;
– самостоятельные письменные задания – запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;
- Критерии оценки
Объем приобретенных знаний, уровень умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.
Задания должны выполняться полностью и в рамках отведенного на них времени. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. В отдельных случаях возможно увеличение количества времени для выполнения задания.
Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.
Итоговые требования
Примерные требования на контрольном урокев 3 классе
Письменно:
– выполнить задание на определение или построение звукорядов, интервалов и аккордов от звука или в тональности в соответствии с изученным теоретическим материалом;
– записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы.
Устно:
– пение пройденных гамм;
– пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз;
– пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз;
– пение пройденных аккордов в тональности;
– определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов;
– чтение одноголосного примера с листа;
– пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.
- V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Методические рекомендации педагогическим работникам
Умения и навыки, сформированные на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио», являются необходимыми не только для гармоничного музыкального развития учащегося, но и для максимально эффективного овладения учениками другими учебными предметами (специальность и чтение с листа, ансамбль, основы импровизации и сочинения, музыкальная литература и др.). В свою очередь, теоретические и практические знания, умения и навыки, полученные на уроках предметной области «музыкальное исполнительство», дополняют и расширяют содержание предмета «Сольфеджио», способствуют интенсивному развитию музыкально-слуховых способностей и музыкального мышления.
Значительную роль в организации успешного образовательного процесса играет оснащение занятий по предмету «Сольфеджио».
В младших классах на уроках активно используется наглядные пособия – карточки с базовыми элементами музыкальной грамоты, столбица, игровой дидактический материал. В старших классах – плакаты с информацией, схемы, таблицы соответственно основным теоретическим разделам.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников диктантов, сборников для сольфеджирования, джазовых стандартов, современных мультимедийных пособий или иного мелодического материла, а также может разрабатываться педагогом самостоятельно.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа ученика над выполнением домашних заданий – одно из важнейших условий успешных занятий сольфеджио. Значительная эффективность занятий сольфеджио возможна только при достаточно частой, а лучше – ежедневной работе над развитием необходимых навыков. С другой стороны, не следует и перегружать домашнее задание трудоемкими, а зачастую и дублирующими друг друга упражнениями. Необходимо найти правильное соотношение между объемом домашней работы и ее эффективностью. Важно с самого начала занятий с учеником объяснить ему и его родителям не только цель самостоятельной домашней работы и важность ее выполнения, но и наиболее эффективный порядок выполнения заданий. Можно порекомендовать учащимся заниматься часто (по возможности – каждый день), но не много – 30-40 минут, и пояснить, что «авральный» метод выполнения домашнего задания совершенно неприемлем и не приносит реальной пользы.
Домашнее задание должно содержать в себе по возможности все виды работы, но объем упражнений в каждой категории варьируется в зависимости от целесообразности и эффективности данного вида работы в самостоятельной форме. Основу самостоятельной домашней работы должны составлять упражнения, развивающие «исполнительские» навыки, – игра на фортепиано и вокально-интонационные упражнения.
В «устной» части задания очень полезно часть упражнений задавать для выполнения наизусть. Это касается, прежде всего, вокально-интонационных упражнений. Разучивание мелодий наизусть способствует, при правильном к ним отношении, развитию «слуховой» памяти. Поэтому эту форму самостоятельных упражнений желательно регулярно практиковать с самого начала занятий сольфеджио, сделав нормой разучивание одной мелодии каждую неделю, чередуя (или объединяя) разучивание наизусть с транспонированием одной из мелодий в несколько разных тональностей.
Письменные задания являются основным методом повторения и закрепления теоретического материала, а поэтому также должны быть представлены в домашнем задании, но лишь только в той степени, которая необходима для достижения поставленной задачи. Чрезмерное «злоупотребление» письменными заданиями занимает много времени, но не очень эффективно способствует развитию навыков, так как письменные упражнения в принципе не «провоцируют» ученика на быстрое принятие решения.
Самостоятельная работа над всеми слуховыми упражнениями довольно затруднительна в «домашних» условиях, тем не менее, они в обязательном порядке также должны быть представлены в структуре домашнего задания. В частности, можно самостоятельно записать по слуху нотами мелодию или басовый голос или «распознать» всю фактуру несложной инструментальной или вокальной композиции. Современная звуковая техника и компьютерные технологии, в том числе, мультимедийные пособия, в значительной мере облегчают подобную работу. В настоящее время издано достаточно пособий (диктантов и других слуховых упражнений) на компакт-дисках.
Можно предложить следующие принципы работы: работу над письменными заданиями целесообразней начинать как можно раньше, пока еще «свежо» в памяти объяснение преподавателя. Транспонирование мелодии или разучивание ее наизусть, напротив, желательно оставить на последние дни перед следующим уроком с преподавателем. Творческие задания, работу над прочими «исполнительскими» упражнениями, а также упражнения на развитие навыка слухового анализа можно выполнять на протяжении всего промежутка между уроками, равномерно распределив их по дням недели.
Подобное построение домашнего задания и плана его выполнения обеспечит, с одной стороны, достаточный объем самостоятельной работы ученика, а с другой – равномерное распределение нагрузки. Преподавателю необходимо очень внимательно следить за тем, насколько эффективно ученик занимается дома и своевременно варьировать объем и содержание домашнего задания, направляя самостоятельную работу ученика в наиболее эффективное русло. В конечном счете, именно самостоятельная работа ученика является тем самым фундаментом, на основе которого формируются все необходимые музыкальные навыки.
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература
- Агажанов А. Курс сольфеджио. Выпуск 3, Двухголосие. М., «Музыка», 1985
- Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. М., «Кифара», 2006
- Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М., «Музыка» 1993
- Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М., «Музыка», 2007
- Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М., «Музыка», 1991
- Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М., «Музыка», 2010
- Зебряк Т. Сочиняем на уроках сольфеджио. М., «Музыка», 1998
- Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М., Престо, 2007
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8 классы. М., «Классика XXI», 2004
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. 6-8 классы. М., «Классика XXI», 2004
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. М., «Классика XXI», 2004
- Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М., 2000-2005
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М., Музыка, 1971
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М., Музыка, 1970
- Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М., «Музыка», 2005
- Качалина Н. Сольфеджио. Выпуск 1. Одноголосие. М., «Музыка» 2005
- Кирюшин В. Интонационно-слуховые упражнения для развития звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти. М., 1992
- Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. М., 2007
- Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: «Композитор», 2008
- Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., Престо, 2009
- Никитина И. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. М., «Престо», 2002
- Способин И. Сольфеджио. Часть I. М., Музыка, 1991
- Чугунов Ю. Учитесь подбирать на слух. 10 уроков по гармонизации джазовых и эстрадных мелодий. М., «Молодая гвардия», 2002
- Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982
- Шахназарова Н. Одноголосное сольфеджио. М., 2003
Учебно-методическая литература
- Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М., «Музыка», 1991
- Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993
- Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. М., Музыка, 1979
- Копелевич Б. Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз. М., Музыка, 1990
- Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская). СПб, «Музыка», 1995
- Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М., «Композитор», 1993
- Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. М., «Музыка», 1985
- Русяева И. Одноголосные диктанты. М., Музыка, 1999
- Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., Музыка, 1993
Методическая литература
- Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., Музыка, 1976
- Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., Музыка, 2005
- Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. М., Музыка, 1981
- Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. М., Музыка, 1988