Программа Фортепиано (3 года)

Ольга Александровна Харитонова

Программа Фортепиано  (3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fortepiano_3_goda.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         Дополнительная общеразвивающая программа

                                    в области музыкального  искусства

                                 По учебному предмету «Фортепиано»

                                                           на 3 года

                                          Пояснительная записка.

В системе образовательных программ дополнительного музыкального образования детей данная программа на отделениях ИМ и ИИ и ЭДИИ имеет художественно-эстетическую направленность, включает в себя художественно-эстегическое воспитание и общее музыкальное образование.

Новизна программы заключается в том, что она:

  • разработана как самостоятельный предмет для учащихся ИМ и ИИ и ЭДИИ отделений;
  • включает такие учебные элементы в образовательный процесс, как знакомство с инструментом, приобретение навыков игры, художественная работа над репертуаром, подбор по слуху, транспонирование.

Актуальность программы определяется решением в образовательном процессе тех современных художественно-эстетических задач, которые определены:

  • В ФЗ РФ «Об образовании»;
  • В концепции модернизации дополнительного образования до 2010 г.;
  • В концепции развития художественного образования РФ.

Программа направлена на формирование культурно-исторических, художественно-практических компетенций, художественного вкуса и воспитания; организация учебного процесса на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащихся.

Педагогическая целесообразность программы включает общеразвивающую. воспитательную функции, развитие художественно-музыкального вкуса, расширение учебного музыкального материала, репертуара.

Цель программы заключается в развитии и овладении учащимися системой знаний, умений, навыков игры на фортепиано, навыков музицирования.

Задачи настоящей программы:

  • Формирование навыков игры на фортепиано;
  • Воспитание умения музицирования . практического использования приобретенных знаний;
  • Формирование и развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
  • Музыкальное мышление;

•        Обучение самостоятельной работе над произведением;

•        Расширение учебного репертуара, исполнение музыкальных произведений
различных жанров, стилей;

  • Стимулирование инициативы и потребности самовыражения;
  • Привитие  интереса  и  любви   к  фортепианному   искусству.   Посредством занятий на фортепиано.

Программа рассчитана на учащихся 9-16 лет.

Занятия проводятся по 1 часу в неделю.

Основной формой занятий является индивидуальный урок, который проводится интегрировано с музыкально-теоретическими и специальными предметами; в форме комплексного урока, внедряется педагогика сотрудничества, использование различных педагогических методов показ,

Прослушивание аудиозаписей; сравнительный музыкально-теоретический и исполнительский анализ; технология дифференцированного подхода.

Формой текущего контроля являются опрос, поурочная оценка за выполнение домашних заданий и работу на уроке; самостоятельность учащегося, активность, творческий подход к занятиям на фортепиано.

Формами промежуточного контроля являются: контрольный урок,

который проводится 1 раз в полугодие; зачет, который проводится в конце каждого учебного года.

Учебно- тематический план .

1 год обучения.

Разделы

Количество занятий

1.

Введение в предмет.

3

2.

Постановка аппарата.

8

3.

Музыкальная грамота.

4

4.

Техническая работа.

6

5.

Художественная работа над репертуаром.

6

6.

Художественное воспитание.

6

7.

Подбор по слуху.

3

Итого:

36

Содержание программы:

1. Введение в предмет.

Цель и задачи предмета фортепиано - создание психологического комфорта, свободы в общении с инструментом:

  • знакомство с инструментом;
  • настройка на тишину, как основное условие эмоционально-ассоциативной рефлексии;

  • активизация слухового восприятия;
  • формирование навыков рефлексивного звукоизвлечения на ф-но ( в соответствии со звукообразами).
  • создание атмосферы погружения в звук:

•    активизация памяти.

2.Постановка аппарата: выявление особенностей исполнительского аппарата, его соответствие инструменту, правильная посадка, положение рук, организация пианистических движений, гимнастика для свободы исполнительского аппарата.

3.Музыкальная грамота:

  • клавиатура, октавы;
  • регистры, ноты 1,2 октавы на нотоносце;
  • понятие штрихов, динамических оттенков;
  • ноты басового ключа ( малая и большая октавы);

4. Техническая работа над:

  • артикуляцией, штрихами нон легато, легато, стаккато;
  • различными приемами звукоизвлечения;
  • двойными нотами (секунда, терция, кварта, квинта);
  • аппликатурными позициями;
  • декламацией музыкальной фразы;
  • постановкой 1,3,4,5 пальцев;
  • пальцевой техникой, мелкой моторикой; свободными кистевыми движениями;
  • организацией ритмического рисунка с паузами;

5. Художественная работа над репертуаром:

  • над выразительностью мотива, фразы;
  • образностью в исполнении музыкального произведения, художественным образом;
  • основы исполнительского анализа.

6. Художественное воспитание:

  • роль музыки в жизни человека;
  • слушание музыки в аудиозаписи, в исполнении преподавателя;
  • осознание ритмического своеобразия жанров: марш, колыбельная, вальс.

7. Подбор по слуху:

  • подбор знакомых попевок в пределах квинты от разных звуков;
  • анализ движения мелодии;

  • сольмизирование.

В конце учебного года учащийся должен уметь:

  • правильно сидеть за инструментом;
  • свободно ориентироваться на клавиатуре в пределах двух октав;
  • владение штрихами нон легато, легато, стаккато, динамикой исполнения; подбирать несложные попевки от белых клавиш в пределах квинты;
  • освоить за год 6-8 произведений;
  • подготовить к Зачету 2 разнохарактерных произведения.

У учащегося должна быть сформирована психологическая свобода в общении, исполнении.

Учебно-тематический план

       2 год обучения.

Разделы

Количество занятий

1.

Постановка аппарата.

8

2.

Музыкальная грамота.

3

3.

Техническая работа.

10

4.

Художественная работа над репертуаром.

8

5.

Подбор по слуху.

4

6.

Транспонирование.

3

Итого:

36

Содержание программы: /.  Постановка аппарата:

  • выявление степени приспособляемости учащегося к инструменту;
  • работа над организацией исполнительского аппарата, правильными игровыми приемами;

  • синхронизация рук, целесообразность игровых движений.

  2.     Музыкальная грамота:

  • гамма, обращение Т53;
  • крещендо, диминуэндо;
  • песня, этюд,
  • понятие формы;
  • понятие жанров: соната, фуга.

3. Техническая работа над:

  • освоение гамм С-а, G-e каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;
  • освоение 1 3 и коротких арпеджио    отдельно каждой рукой в пределах 2-х октав.
  • освоение хроматической гаммы отдельно каждой рукой в 2 октавы.

4.        Художественная работа над:

  • художественным образом ;
  • музыкальной интонацией;
  • 1-2-х частной формой;

  • приемами звукоизвлечения;
  • характером произведения и содержания.

5.        Подбор по слуху:

  • подбор попевок и их пение;
  • подбор мелодии с дублированием в левой руке сильной доли.

6.   Транспонирование:

  • понятие транспонирования;
  • анализ движения мелодии;
  • аппликатура;
  • транспонирование простых мелодий, попевок на секунду |.

В конце учебного года учащийся должен уметь:

  • исполнять штрихи: нон легато, легато, стаккато в умеренном темпе;
  • выразительно исполнять произведения, разные по характеру;
  • освоить гаммы С-а и G-e каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;
  • различать жанры: песня, этюд, менуэт, бурре, ария, соната, фуга.

•        подбирать по слуху простые мелодии в тональностях С-а;

  • использовать аппликатурные принципы гамм, Т 3 в исполнении произведений;
  • освоить 4-6 произведений различных по характеру, жанровым характеристикам;
  • подготовить к Зачету 2 разнохарактерных произведения.

                                                Учебно- тематический план .

                                                          3 год обучения.

Разделы

Количество занятий

1.

Техническая работа.

10

2.

Художественная работа над репертуаром.

20

3.

Подбор по слуху.

2

4.

Транспонирование.

2

5.

Чтение с листа.

2

Итого:

36

Содержание программы:

1.   Техническая работа:

  • развитием моторики, ее двигательно-техническими и звуковыми качествами;
  • метрической точностью и динамической гибкостью звучания в этюдах, пассажах;
  • освоение аккордовой фактуры;

•     произведения с более сложными размерами и ритмическими группами.

2.        Художественная работа над произведением: текстом, как     авторским
замыслом художественного образа (текстовые обозначения, развитие мелодии,
темы, кульминаций), точностью художественного исполнения.

3.Подбор по слуху мелодии и аккордового аккомпанемента в простой гармонической последовательности ( Т- S- D-T) к ней.

4. Чтение с листа несложных пьес в форме периода в размерах 2/4иЗ/4, с простым ритмическим рисунком.

В конце учебного года учащийся должен уметь:

•        самостоятельно разучивать, грамотно, выразительно исполнять
произведения различных жанров и стилевых направлений;

•     использовать различные приемы педализации;

•     аккомпанировать по цифровой записи партии левой руки;

•        читать с листа несложные пьесы в размере 2/4 и 3/4 с простым
ритмическим рисунком;

  • владеть аппликатурными навыками в маж. и мин. гаммах до 3-х знаков;
  • подготовить к Зачету 2-3 произведения (полифонию, крупную форму, этюд, пьесу).