Программа Фортепиано (3 года)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
По учебному предмету «Фортепиано»
на 3 года
Пояснительная записка.
В системе образовательных программ дополнительного музыкального образования детей данная программа на отделениях ИМ и ИИ и ЭДИИ имеет художественно-эстетическую направленность, включает в себя художественно-эстегическое воспитание и общее музыкальное образование.
Новизна программы заключается в том, что она:
- разработана как самостоятельный предмет для учащихся ИМ и ИИ и ЭДИИ отделений;
- включает такие учебные элементы в образовательный процесс, как знакомство с инструментом, приобретение навыков игры, художественная работа над репертуаром, подбор по слуху, транспонирование.
Актуальность программы определяется решением в образовательном процессе тех современных художественно-эстетических задач, которые определены:
- В ФЗ РФ «Об образовании»;
- В концепции модернизации дополнительного образования до 2010 г.;
- В концепции развития художественного образования РФ.
Программа направлена на формирование культурно-исторических, художественно-практических компетенций, художественного вкуса и воспитания; организация учебного процесса на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащихся.
Педагогическая целесообразность программы включает общеразвивающую. воспитательную функции, развитие художественно-музыкального вкуса, расширение учебного музыкального материала, репертуара.
Цель программы заключается в развитии и овладении учащимися системой знаний, умений, навыков игры на фортепиано, навыков музицирования.
Задачи настоящей программы:
- Формирование навыков игры на фортепиано;
- Воспитание умения музицирования . практического использования приобретенных знаний;
- Формирование и развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
- Музыкальное мышление;
• Обучение самостоятельной работе над произведением;
• Расширение учебного репертуара, исполнение музыкальных произведений
различных жанров, стилей;
- Стимулирование инициативы и потребности самовыражения;
- Привитие интереса и любви к фортепианному искусству. Посредством занятий на фортепиано.
Программа рассчитана на учащихся 9-16 лет.
Занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Основной формой занятий является индивидуальный урок, который проводится интегрировано с музыкально-теоретическими и специальными предметами; в форме комплексного урока, внедряется педагогика сотрудничества, использование различных педагогических методов показ,
Прослушивание аудиозаписей; сравнительный музыкально-теоретический и исполнительский анализ; технология дифференцированного подхода.
Формой текущего контроля являются опрос, поурочная оценка за выполнение домашних заданий и работу на уроке; самостоятельность учащегося, активность, творческий подход к занятиям на фортепиано.
Формами промежуточного контроля являются: контрольный урок,
который проводится 1 раз в полугодие; зачет, который проводится в конце каждого учебного года.
Учебно- тематический план .
1 год обучения.
№ | Разделы | Количество занятий |
1. | Введение в предмет. | 3 |
2. | Постановка аппарата. | 8 |
3. | Музыкальная грамота. | 4 |
4. | Техническая работа. | 6 |
5. | Художественная работа над репертуаром. | 6 |
6. | Художественное воспитание. | 6 |
7. | Подбор по слуху. | 3 |
Итого: | 36 |
Содержание программы:
1. Введение в предмет.
Цель и задачи предмета фортепиано - создание психологического комфорта, свободы в общении с инструментом:
- знакомство с инструментом;
- настройка на тишину, как основное условие эмоционально-ассоциативной рефлексии;
- активизация слухового восприятия;
- формирование навыков рефлексивного звукоизвлечения на ф-но ( в соответствии со звукообразами).
- создание атмосферы погружения в звук:
• активизация памяти.
2.Постановка аппарата: выявление особенностей исполнительского аппарата, его соответствие инструменту, правильная посадка, положение рук, организация пианистических движений, гимнастика для свободы исполнительского аппарата.
3.Музыкальная грамота:
- клавиатура, октавы;
- регистры, ноты 1,2 октавы на нотоносце;
- понятие штрихов, динамических оттенков;
- ноты басового ключа ( малая и большая октавы);
4. Техническая работа над:
- артикуляцией, штрихами нон легато, легато, стаккато;
- различными приемами звукоизвлечения;
- двойными нотами (секунда, терция, кварта, квинта);
- аппликатурными позициями;
- декламацией музыкальной фразы;
- постановкой 1,3,4,5 пальцев;
- пальцевой техникой, мелкой моторикой; свободными кистевыми движениями;
- организацией ритмического рисунка с паузами;
5. Художественная работа над репертуаром:
- над выразительностью мотива, фразы;
- образностью в исполнении музыкального произведения, художественным образом;
- основы исполнительского анализа.
6. Художественное воспитание:
- роль музыки в жизни человека;
- слушание музыки в аудиозаписи, в исполнении преподавателя;
- осознание ритмического своеобразия жанров: марш, колыбельная, вальс.
7. Подбор по слуху:
- подбор знакомых попевок в пределах квинты от разных звуков;
- анализ движения мелодии;
- сольмизирование.
В конце учебного года учащийся должен уметь:
- правильно сидеть за инструментом;
- свободно ориентироваться на клавиатуре в пределах двух октав;
- владение штрихами нон легато, легато, стаккато, динамикой исполнения; подбирать несложные попевки от белых клавиш в пределах квинты;
- освоить за год 6-8 произведений;
- подготовить к Зачету 2 разнохарактерных произведения.
У учащегося должна быть сформирована психологическая свобода в общении, исполнении.
Учебно-тематический план
2 год обучения.
№ | Разделы | Количество занятий |
1. | Постановка аппарата. | 8 |
2. | Музыкальная грамота. | 3 |
3. | Техническая работа. | 10 |
4. | Художественная работа над репертуаром. | 8 |
5. | Подбор по слуху. | 4 |
6. | Транспонирование. | 3 |
Итого: | 36 |
Содержание программы: /. Постановка аппарата:
- выявление степени приспособляемости учащегося к инструменту;
- работа над организацией исполнительского аппарата, правильными игровыми приемами;
- синхронизация рук, целесообразность игровых движений.
2. Музыкальная грамота:
- гамма, обращение Т53;
- крещендо, диминуэндо;
- песня, этюд,
- понятие формы;
- понятие жанров: соната, фуга.
3. Техническая работа над:
- освоение гамм С-а, G-e каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;
- освоение 1 3 и коротких арпеджио отдельно каждой рукой в пределах 2-х октав.
- освоение хроматической гаммы отдельно каждой рукой в 2 октавы.
4. Художественная работа над:
- художественным образом ;
- музыкальной интонацией;
- 1-2-х частной формой;
- приемами звукоизвлечения;
- характером произведения и содержания.
5. Подбор по слуху:
- подбор попевок и их пение;
- подбор мелодии с дублированием в левой руке сильной доли.
6. Транспонирование:
- понятие транспонирования;
- анализ движения мелодии;
- аппликатура;
- транспонирование простых мелодий, попевок на секунду |.
В конце учебного года учащийся должен уметь:
- исполнять штрихи: нон легато, легато, стаккато в умеренном темпе;
- выразительно исполнять произведения, разные по характеру;
- освоить гаммы С-а и G-e каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;
- различать жанры: песня, этюд, менуэт, бурре, ария, соната, фуга.
• подбирать по слуху простые мелодии в тональностях С-а;
- использовать аппликатурные принципы гамм, Т 3 в исполнении произведений;
- освоить 4-6 произведений различных по характеру, жанровым характеристикам;
- подготовить к Зачету 2 разнохарактерных произведения.
Учебно- тематический план .
3 год обучения.
№ | Разделы | Количество занятий |
1. | Техническая работа. | 10 |
2. | Художественная работа над репертуаром. | 20 |
3. | Подбор по слуху. | 2 |
4. | Транспонирование. | 2 |
5. | Чтение с листа. | 2 |
Итого: | 36 |
Содержание программы:
1. Техническая работа:
- развитием моторики, ее двигательно-техническими и звуковыми качествами;
- метрической точностью и динамической гибкостью звучания в этюдах, пассажах;
- освоение аккордовой фактуры;
• произведения с более сложными размерами и ритмическими группами.
2. Художественная работа над произведением: текстом, как авторским
замыслом художественного образа (текстовые обозначения, развитие мелодии,
темы, кульминаций), точностью художественного исполнения.
3.Подбор по слуху мелодии и аккордового аккомпанемента в простой гармонической последовательности ( Т- S- D-T) к ней.
4. Чтение с листа несложных пьес в форме периода в размерах 2/4иЗ/4, с простым ритмическим рисунком.
В конце учебного года учащийся должен уметь:
• самостоятельно разучивать, грамотно, выразительно исполнять
произведения различных жанров и стилевых направлений;
• использовать различные приемы педализации;
• аккомпанировать по цифровой записи партии левой руки;
• читать с листа несложные пьесы в размере 2/4 и 3/4 с простым
ритмическим рисунком;
- владеть аппликатурными навыками в маж. и мин. гаммах до 3-х знаков;
- подготовить к Зачету 2-3 произведения (полифонию, крупную форму, этюд, пьесу).