Роль русской классической музыки в репертуаре детского хорового коллектива

Солоницына Вера Александровна

В методической разработке рассматривается влияние классического хорового репертуара на формирование музыкальных способностей и интеллекта учащихся детского хорового коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx816.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Солоницына В. А.

Педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ “Юность”

Роль русской классической музыки в репертуаре детского хорового коллектива

Актуальность. Хоровое пение издревле являлось основой музыкальной культуры, универсальным способом приобщения к духовно-нравственным идеалам.  Особенно велико значение хорового искусства на современном этапе, когда в условиях общекультурного кризиса мы наблюдаем падение нравственных и эстетических ценностей в масштабах общества.

Сегодня мы наблюдаем картину, где массовая культура, ее ложными ценностями, вытесняет классическую, поэтому именно на данный момент столь важно возвращение к истокам вокально-хоровой культуры.

Цель методической разработки – создание хорового репертуара, основанного на лучших образцах отечественной музыкальной культуры, способствующего воспитанию целостной и всесторонне развитой личности ребенка.

В методической разработке рассматривается влияние классического хорового репертуара на формирование музыкальных способностей и интеллекта учащихся.

Задачи: 

  1. Проанализировать значение хоровой культуры в историческом контексте;
  2. Обосновать важность детского хорового исполнительства в системе образования и воспитания на современном этапе;
  3. Выявить значимость правильного подбора репертуара и его влияние на гармоничное развитие личности ребенка;
  4. Проанализировать значение русской классической музыки в репертуаре детского хорового коллектива;
  5. Раскрыть роль правильного подбора репертуара и его влияния на художественно-творческую деятельность хорового коллектива и формирование личности учащихся.

Новизна методической разработки заключается в возвращении к традициям русского хорового исполнительства через исполнение классического репертуара, в возрождении национальных традиций светского певческого искусства, составляющих богатство культурного наследия страны.

Практическая значимость методической разработки заключается в создании условий для воспитания всесторонне развитой личности ребенка, посредством исполнения и взаимодействия с классической хоровой музыкой.

Основные положения исследования могут быть использованы руководителями детских хоровых коллективов средних образовательных учреждений, культурно-досуговых учреждений и домов детского и юношеского творчества.

Предполагаемый результат. Воспитание художественного вкуса, формирование целостной и всесторонне развитой личности ребенка, посредством взаимодействия классической хоровой музыкой.

У каждого человека есть голос, поэтому хоровое пение является одним из основных и наиболее доступных средств музыкально-эстетического воспитания ребенка. Основополагающее место хорового искусства в музыкальной культуре, определяется такими его свойствами, как общедоступность, народность и массовость, что свидетельствует об универсальном общественном и личностно значимом характере пения.

Детское хоровое пение прошло длительный путь развития и на каждом историческом этапе было призвано помогать в решении социальных и нравственных задач. Каждая эпоха нашла свое отражение в вокально-хоровой культуре, что воплотилось в многообразии направлений и жанров хоровой музыки.

Г. П. Стулова отмечает: «Певческое искусство издревле лежало в основе музыкального и духовно-нравственного воспитания детей. Песня сопровождала человека от момента рождения и до последних его дней: от колыбельной матери, песен-игр и хороводов, до трудовых, церковно-обрядовых и пр... Пение на протяжении веков было главным инструментом воспитания детей, средством их социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта поколений.» [8, с. 9].

Появление первых профессиональных певческих традиций на Руси было связано с приобщением русского народа к христианскому учению. С принятием христианства отечественное музыкальное образование начинает развиваться не только в фольклорном направлении (как это было ранее), но и в сфере православных канонов. Для Руси это направление являлось принципиально новым, оно опиралось на византийские православные традиции и было ориентировано на музыкальное начало в богослужении [3, с. 7-8].

С развитием хорового исполнительства постепенно стало развиваться и музыкальное образование. К началу XVIII в. хоровое пение стало неотъемлемой частью православного образования и входило в число основных дисциплин, наряду с предметами: Закон Божий, письмо, счёт, и рассматривалось как основа религиозного просвещения, формирования нравственных основ.

Для второй половины XIX и начала ХХ вв. характерно активное развитие жанра светской хоровой музыки. В этот период сочинения для хора пишут такие композиторы, как А. Даргомыжский, М. Мусорский, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов. В XIX в. свое начало берет и светская музыка для детского хора.

К 1917 г. хоровая культура находилась на высоком уровне исполнительского мастерства, объединяла широкий круг хоровых произведений различных стилей и жанров.

В послереволюционные годы проявляется тенденция идеологизации музыкального воспитания. Хоровое пение, будучи основой музыкального воспитания, вводилось в систему образования для содействия коммунистическому и политическому просвещению учащихся. В данный период большое значение в развитии детского хорового творчества сыграли возникшие в первые годы советской власти внешкольные учреждения, такие как: дворцы и дома пионеров и школьников, детские сектора при дворцах и домах культуры, комнаты школьника. С большим вниманием относились к музыкальному творчеству выдающиеся советские музыканты-педагоги и теоретики Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский. Значительный вклад в музыкальное воспитание и образование детей внесён Д.Б. Кабалевским, В.Н. Шацкой, В.С. Локтевым и др. [4].

Велико значение хорового искусства и на современном этапе развития общества, когда мы наблюдаем вытеснение эстетических потребностей на последнее место в системе ценностей нового поколения.  Основную цель детского хорового творчества следует определить как развитие целостной личности ребенка, что включает в себя не только формирование музыкальных способностей и интеллекта, но и воспитание духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Музыка, обладая большой силой эмоционального воздействия, формирует культуру чувств ребенка, развивает и воспитывает, служит средством познания окружающего мира, а вокально-хоровое творчество, сочетая музыку и слово, обладает большей доступностью для восприятия, по сравнению с инструментальной музыкой. Педагогу в процессе вокально-хоровой работы следует всегда заботиться о воспитании музыкально-эстетического вкуса детей, поэтому исполняемый репертуар всегда должен быть высокохудожественным.

Помимо художественной ценности, репертуар детского хора должен отличаться жанровым и стилистическим разнообразием, включать произведения разных композиторов. Основными в подборе репертуара можно назвать следующее направления: обработки народных песен, духовная музыка, произведения современных авторов зарубежная и русская классическая музыка.

На сегодняшний день многие хормейстеры отдают предпочтение сочинениям современных композиторов, в ущерб другим направлениям хоровой музыки. Эти произведения интересны и доступны детям по содержанию, они отражают окружающую их жизнь и повседневные проблемы. Но хоровой репертуар, построенный только на сочинения современных композиторов, не может служить каркасом для всестороннего развития учащихся, так как в полной мере не отражает фундаментальных основ хорового искусства, которые заложены в традиционных направлениях.

Для наиболее гармоничного развития учащихся необходимо параллельно вводить в репертуар и более ценные в художественном отношении вокальные произведения. Неоспоримо, высокой художественной ценностью обладают и обработки народных песен, и духовные сочинения для хора. И если с произведениями народного творчества, дети взаимодействуют с самого раннего возраста, в виде колыбельных, потешек, хороводов и других жанров народной музыки, которые активно применяются в дошкольном образовании, то духовная музыка остается недоступной для понимания юных певцов еще длительное время. В этом смысле огромным достоинством обладает наследие русских композиторов. Классическая музыка может служить неким трамплином к пониманию духовной музыки, она очень образна, искренна и благородна по мысли.

Русская классическая музыка - один из интереснейших разделов хорового репертуара, она способствует формированию основных вокально-хоровых навыков, имеет неоспоримую высокохудожественную ценность, сочетая в себе выдающийся музыкальный материал и высокую поэзию.

Основой для большинства хоровых сочинений послужили лучшие образцы поэзии золотого и серебряного века. Знаковым является цикл для трехголосного мужского хора на слова русских поэтов "Петербургские серенады" А. Даргомыжского, так как является первыми образцами жанра светской хоровой миниатюры в русской музыке. В цикл вошли произведения на стихи А. Пушкина, А. Кольцова, М. Лермонтова и др. Позже высокая поэзия так же нашла свое воплощение в сочинениях для детского хора. Замечательными примерами сочетания гениальной музыки и поэзии можно назвать сочинения М. Мусоргского «Вечерняя песенка» на слова А. Плещеева, «Утро» М. М. Ипполитов-Иванова на слова А. Пушкина, «Всюду снег» Ц. Кюи на слова И. Белоусова, «Черемуха» А. Гречанинова на слова С. Есенина и др..

Особую ценность, при работе над хоровыми сочинениями, представляет взаимодействие музыкальной и поэтической фразы, музыкальное воплощение стихотворных образов, чувство формы и умение передать в классических гармониях атмосферу поэтических строк.

Рассмотрим взаимодействие поэтического и музыкального текста на примере фрагмента хора «Вербочки» Р. Глиэра на слова А. Блока (Приложение 1). Стихотворение Блока воплощает состояния радости и трепета от прихода весны и ожидания праздника, Вербного воскресенья. Композитор же передает настроение поэтического текста при помощи подвижного, но не быстрого темпа (не очень скоро), мажорной тональности и прозрачных гармоний, не перегруженных диссонансами, выразительной динамической линии. Простота изложения музыкального материала, в данном случае, передает детскую непосредственность и светлую радость от предвкушения праздника.

Таким образом музыка русских композиторов является не только источником музыкально-эстетического воспитания детей, но и дает юному певцу возможность более глубоко и осмысленно взаимодействовать с высокой поэзией. Ценны вокально-хоровые сочинения и с точки зрения истории, так как тематика, содержание музыкальных сочинений отражают знаковые исторические события, быт, образ мысли людей того времени.

Если говорить о хоровой классической музыке с точки зрения музыкальной гармонии, можно выделить не только ее эстетическую сторону, но и положительное психологическое воздействие. Классическая музыка, построенная на основах классической гармонии, снимает утомление, успокаивает, улучшает настроение и сон, развивает интеллект ребенка.

Помимо сочинений для однородного детского хора, в репертуар коллектива можно включить ряд произведений, написанных для женского хора. Это могут быть как самостоятельные произведения, так и хоры из опер, например «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, хор «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. Часто в исполнении детского хора можно услышать произведения, написанные для двух голосов, это могут быть дуэты авторства П. Чайковского, М. Глинки и др.

Хорошим подспорьем в формировании репертуара детского хора так же служат многочисленные переложения и аранжировки. Хормейстер, обладая определенными навыками, может сам создавать переложения и аранжировки, которые будут учитывать исполнительские возможности именно его коллектива.

Музыка русских композиторов-классиков является важной составляющей репертуара хорового коллектива «Вдохновение». В репертуаре хора присутствуют произведения таких композиторов классиков, как А. Аренского, Ц. Кюи, М. Мусоргского, Р. Глиэра, обработки вокальных произведений М. Глинки, П. Чайковского М. Ипполитова-Иванова и др.

Концертная программа, включающая классические произведения, в исполнении коллектива не раз удостаивалась призовых мест и высоких званий на конкурсах городских, всероссийских и международных уровней. Не раз коллектив давал концерты, включающие в себя блоки классической музыки, для обучающихся дошкольных образовательных учреждений.

После взаимодействия с классической музыкой у обучающихся возникает живая потребность в более глубоком и объёмном знакомстве с творчеством русских композиторов-классиков, в исполнении более сложного репертуара, а также в посещении концертов классической хоровой музыки с участием профессиональных певческих коллективов.  

Присутствие сочинений композиторов классиков в репертуаре детского хора вносит неоценимый вклад не только в формирование хорошего художественного вкуса у учащихся, но и обладая глубиной содержания, широким эмоциональным диапазоном, является незаменимым средством воспитания целостной и всесторонне развитой личности ребенка.

Список использованных источников

  1. Аверина, Н. В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве : специальность 17.00.02 «Искусствоведение» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Аверина Надежда Владимировна ; Мос. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. — Москва, 1996. — 24 c. — Текст : непосредственный.
  2. Азаров, Н. Н. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации / Н. Н. Азаров, Б. Д. Критский, В. Л. Живов, Д. К. Зыков,  А. Г. Свияш. — Текст : электронный // Всероссийское хоровое сообщество : [сайт]. — URL: http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf (дата обращения: 01.12.2021).
  3. Айкина, Л. П. Методика работы с детским хоровым коллективом / Л. П. Айкина. — Барнаул : Изд-во АГИК, 2016. — 151 c. — Текст : непосредственный.
  4. Косолапова, Л. А. Организационно-педагогические условия сохранения и развития детского академического хора в организации дополнительного образования / Л. А. Косолапова. — Текст : непосредственный // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2015. — № 1. — С. 115-126.
  5. Манулова, Т. В. Роль репертуара в детском хоре и критерии его подбора / Т. В. Манулова. — Текст : непосредственный // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. — 2020. — № . — С. 122-133.
  6. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б. С. Рачина. — СПб : Композитор, 2007. — 544 c. — Текст : непосредственный.
  7. Роганова, И. В. Работа с младшим хором / И. В. Роганова. — СПб : Композитор, 2018. — 100 c. — Текст : непосредственный.
  8. Стулова, Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором / Г. П. Стулова. — 2014. — СПб : Лань, Планета музыки, 2014. — 176 c. — Текст : непосредственный.

Приложение 1

Фрагмент сочинения Р. Глиэра «Вербочки» на слова А. Блока

Приложение 2

Диплом Лауреата I степени международного конкурса академического вокала «Ария» за исполнение хора «Сказочка про то и про сё» М.П. Мусоргского из оперы «Борис Годунов»