"Роль концертмейстера в подготовке к конкурсному, концертному выступлению хоровых коллективов, солистов хоровой музыкальной школы"
Многие слушатели недооценивают роль концертмейстера при работе с солистами и творческими коллективами. А ведь концертмейстер вместе с солистом, участниками коллектива участвует в создании художественного образа произведения на протяжении всего периода работы над ним, начиная с выбора программы и завершая совместным выступлением на концерте, конкурсе. Концертмейстер и солист (коллектив) – это одно целое. Если представить солиста (коллектив) как здание, то аккомпанемент концертмейстера – это фундамент этого здания, его основа.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Глава 1. Особенности работы концертмейстера в детской музыкальной школе Профессия «Концертмейстер». Умения и навыки концертмейстера, необходимые для профессиональной деятельности Особенности работы с хоровым коллективом Глава 2. Методы и приёмы работы концертмейстера при подготовке к концертному вступлению Заключение Литература СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность методической работы – многие слушатели недооценивают роль концертмейстера при работе с солистами и творческими коллективами. А ведь концертмейстер вместе с солистом, участниками коллектива участвует в создании художественного образа произведения на протяжении всего периода работы над ним, начиная с выбора программы и завершая совместным выступлением на концерте, конкурсе. Концертмейстер и солист (коллектив) – это одно целое. Если представить солиста (коллектив) как здание, то аккомпанемент концертмейстера – это фундамент этого здания, его основа.
ВВЕДЕНИЕ Цель методической работы – через призму собственного опыта подчеркнуть роль концертмейстера в работе с учащимися при подготовке к конкурсному, концертному вступлению. Задачи методической работы: создать облик концертмейстера, обозначить основные знания, умения, психологические качества концертмейстера, необходимые для полноценной работы описать приёмы, используемые концертмейстером при подготовке к концертному выступлению
Особенности работы концертмейстера в детской музыкально-хоровой школе Многие словари дают такое определение: «Концертмейстер – пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и на концертах». Профессиональная деятельность концертмейстера требует от музыканта большого мастерства, знаний, высокого уровня художественной культуры и особого призвания, особенно в работе с подрастающим поколением. Ведь главные задачи концертмейстера музыкальной школы - это развитие у детей художественного вкуса, расширение музыкально-образных представлений, воспитание творческой индивидуальности. Профессия «Концертмейстер»
Особенности работы концертмейстера в детской музыкально-хоровой школе Умения и навыки концертмейстера Комплекс знаний и умений, необходимых концертмейстеру для работы в музыкально-хоровой школе достаточно широк. Концертмейстер должен: хорошо владеть инструментом, обеспечивать профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, зачётах, экзаменах, концертах, спектаклях, праздниках, фестивалях и конкурсах (в том числе выездных) уметь подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям
Особенности работы концертмейстера в детской музыкально-хоровой школе знать специфику вокального исполнительства: дыхания, агогики, тесситуры владеть навыками игры в ансамбле знать и понимать основные дирижёрские жесты уметь читать с листа уметь транспонировать музыкальные произведения уметь упрощать и усложнять аккомпанемент, не нарушая замысла композитора, если на то имеется необходимость уметь подобрать мелодию и аккомпанемент уметь находить верную трактовку произведения
Особенности работы концертмейстера в детской музыкально-хоровой школе уметь играть по буквенной системе иметь навык импровизации осуществлять переложение музыкальных произведений. Кроме этого, современному концертмейстеру необходимо уметь использовать в образовательном процессе информационно-компьютерные технологии и оборудование: ноутбук, аудио-видеотехнику, интернет-ресурсы, текстовые и музыкальные редакторы, цифровой музыкальный инструмент.
Особенности работы концертмейстера в детской музыкально-хоровой школе Отдельно сто́ит отметить психологические качества, которыми должен обладать и которые должен развивать концертмейстер. Условно их можно разделить на два комплекса. Первый комплекс психологических качеств необходим концертмейстеру для безупречной исполнительской деятельности, это: высокая работоспособность, мобильность и быстрота реакции, внимание, цепкая память, воображение, находчивость в неожиданных ситуациях, воля и самообладание. Второй нужен для успешного сотрудничества с солистом (коллективом) и преподавателем: умение заинтересовать детей на уроках и выступлениях, готовность сотрудничать, ответственность, заинтересованность в конечном результате совместной работы, педагогический такт и чуткость.
Особенности работы концертмейстера в детской музыкально-хоровой школе Для успешной работы в хоровом классе очень важен, просто необходим, прочный творческий контакт преподавателя и концертмейстера. В совместной работе концертмейстер должен знать особенности творческого мышления преподавателя, понимать и принимать его трактовку музыкального репертуара. В свою очередь преподаватель должен с уважением относиться к мнению концертмейстера.
Особенности работы концертмейстера в детской музыкально-хоровой школе Особенности работы с хоровым коллективом Разучивая произведение с участниками хора, концертмейстер следит за выполнением указаний руководителя, хормейстера и контролирует качество исполнения, подсказывает приёмы для преодоления возникших трудностей. При совместной работе с руководителем коллектива, концертмейстер должен быстро и точно реагировать на его замечания, понимать и выполнять дирижёрские жесты, следить за партией хора, если понадобится подыгрывать мелодию нового произведения, не теряя фактуры аккомпанемента.
Особенности работы концертмейстера в детской музыкально-хоровой школе На начальном этапе работы над произведением пианисту нужно заинтересовать учащихся. Для этого нужно уметь исполнить хоровую партитуру и аккомпанемент вместе, при этом точно передать нотный текст и создать художественный образ. Здесь концертмейстеру необходим не только навык чтения с листа, но также навык игры не глядя на клавиатуру. При работе с хоровым коллективом или солистом, концертмейстеру важно вникать в поэтический текст, т.к. образное содержание хорового (вокального) произведения раскрывается, помимо музыки, ещё и через слово.
МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ работы концертмейстера при подготовке к концертному вступлению Публичное выступление является итогом и показателем предшествующей работы хорового коллектива, преподавателя и концертмейстера. Поэтому подготовка к концерту, фестивалю и конкурсу – это важный момент в образовательном процессе. Здесь большая ответственность ложится и на педагога, и на концертмейстера, ведь нужно максимально подготовить ученика к выступлению и создать комфортные условия на сцене. Можно выделить несколько способов, которые помогут подготовить учащихся к выступлению и снизить сценическое волнение.
МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ Беседа : в беседе педагоги должны объяснить учащимся, что волнение - есть признак неравнодушия к тому, что ты делаешь и волноваться нужно не по поводу самого выступления перед публикой, а по поводу того как лучше «донести» замысел композитора и самих исполнителей содержания исполняемого произведения. Прослушивание : прослушивание программы перед учениками, преподавателями, родителями. Создаётся обстановка публичного выступления. После исполнения программы будут полезны комментарии «экспертов». Репетиция на камеру : метод репетиции на камеру, с последующим анализом. Видеозапись даёт возможность посекундно прослушать, просмотреть выступление, увидеть его со стороны и провести работу над ошибками.
МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ Визуализация : метод визуализации заключается в зрительном представлении своего вступления. Для этого нужно собрать зрительно все звенья цепочки: выход на сцену → настрой на характер произведения → взгляд на концертмейстера → исполнение (услышьте внутренним слухом своё исполнение) → поклон и уход со сцены. «Техника маски» : «Одеть» и носить маску уверенного в своих силах можно накануне концерта и даже в процессе выступления. Не надо бояться, если что-то пойдёт не так! Зрители не знают, как в идеале должно звучать музыкальное произведение. Скорее всего, они не заметят ошибок, если исполнитель будет вести себя уверенно и делать вид, что всё идёт так, как надо.
МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ Дыхательные упражнения также помогут снять напряжение. Дышать следует так: сделать медленно глубокий вдох через нос, задержать дыхание и спокойно выдохнуть через рот; отдохнуть и повторить цикл. Перерыв между циклами каждый раз нужно удлинять. Проделывать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на сцену. Важным моментом перед выступлением является настрой коллектива на позитивный лад! Ведь концертное исполнение - это итог творческих поисков, которым надо порадовать не только себя, но и слушателей. Преподавателю и концертмейстеру нельзя показывать своё волнение, чтобы не заразить им юных исполнителей. После выступления нужно обязательно отметить положительные стороны исполнения, похвалить и поддержать обучающихся. Вышеописанные приемы и методы нужно применять аккуратно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог вышесказанному, хочу ещё раз подчеркнуть важность концертмейстера в работе на уроке и на концертном, конкурсном выступлении. Концертмейстер для хорового коллектива это помощник, друг, педагог. Такое звание концертмейстеру нужно заслужить! Заслужить своими знаниями, умениями, профессиональными качествами, уровнем культуры, увлечённостью и ответственностью в достижении художественных результатов при совместной работе. К практическим рекомендациям, описанным в работе, добавлю следующее: участие в концертах и конкурсах – это лучшее лекарство от боязни сцены. Никакие советы не заменят собственного опыта участия в подобных мероприятиях. Большое количество совместных выступлений уменьшает у учащихся боязнь сцены, воспитывает уверенность в своих силах, рождает доверие к концертмейстеру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке - М. Радуга 1987г. Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста – СПб. Планета музыки, 2019г. Шендерович Е. В концертмейстерском классе (Размышления педагога) - М. Музыка 1996г. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ https://classinform.ru/eksd/kvalifikatcionnye-harakteristiki-dolzhnostei-rabotnikov/v-sfere-obrazovaniia/dolzhnosti-pedagogicheskikh-rabotnikov/kontcertmeister-obj1148.html http://slovariki.org/muzykalnyj-slovar/236 https://mirznanii.com/a/316891/psikhotekhnika-kontsertmeystera-khora/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ