Работа над художественным образом музыкальных произведений в классе фортепиано ДШИ.
В данной работе рассматриваются вопросы эмоционального раскрытия музыкальных произведений в классе фортепиано ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_hudozhestvennyy_obraz.docx | 23.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Новодвинск
Методическая работа на тему:
«Работа над художественным образом музыкального произведения в классе фортепиано»
Подготовила преподаватель по классу
фортепиано Кокорина Н.В.
2021 год
Содержание:
1. Введение.
2.Построение художественного образа в музыкальном произведении с учетом замысла композитора и личностных качеств педагога и ученика. Этапы работы над художественным образом.
3. Заключение
4. Список использованной литературы
«Работа над музыкальными произведением, над художественным образом
должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано
и с усвоением нотной грамоты.»
Г.Г.Нейгауз
Введение.
Основа обучения игре на фортепиано - это воспитание у ученика любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии, отзывчивости на музыкальные впечатления. Поэтому очень важно развивать в учениках способность понимать выразительность музыки с постепенным, всё более тонким слуховым восприятием музыкальных произведений. Генрих Густавович Нейгауз говорил: «..если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиваться, чтобы это первичное исполнение было выразительно, т.е. чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии».
Построение художественного образа в музыкальном произведении с учетом замысла композитора и личностных качеств педагога и ученика. Этапы работы над художественным образом.
Работа над музыкальным произведением – это очень сложный и трудный путь. В зависимости от способностей и возможностей учащегося, одно и то же произведение может быть исполнено и прочитано по-разному. При работе над художественным образом музыкального произведения основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его увлеченности при игре. К ним относятся творческое воображение и творческое внимание.
Развитие у детей таких способностей, как музыкальное мышление, творческое воображение — это объемный, сложный и многосоставной процесс. Наряду с формированием пианистических умений, навыков и музыкальных способностей учащихся, важное место занимает образно-художественное мышление, позволяющее в процессе исполнения музыкальных произведений самостоятельно создавать новые художественные образы на основе прошлых восприятий.
И главная задача педагога – суметь помочь ученику разобраться в содержании и образном строе произведения и превратить работу над произведением в увлекательный и творческий процесс.
С позиции практической работы в классе фортепиано можно сформулировать и выделить три составляющие музыкального образа произведения:
- во-первых, это замысел композитора в нотах. Это правильная и точная передача художественного смысла музыкального произведения.
- во-вторых, это личность ученика, который будет исполнять и интерпретировать нотный текст. Очень важно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т.д. В первую очередь от ученика требуется внимание, сосредоточенность и наблюдательность. Не менее важно воспитание эмоциональности (научиться слушать себя), индивидуальности.
- в-третьих, это личность педагога, который организовывает работу своего ученика. Тут важен и опыт, и мастерство, и педагогическая техника, и высокий профессионализм. Есть множество приемов, форм и способов воздействия на ученика (объяснение, сравнение, показ, эмоциональный тон, мимика и т.п.). И в каждом индивидуальном случае нужно уметь эффективно ими пользоваться. Педагогу нужно знать профессионально каждое произведение, которое проходит ученик.
Работа над любым музыкальным произведением включает три этапа: первый – этап ознакомления, второй – этап детальной работы над произведением и третий –этап подготовки к концертному выступлению ученика.
Одним из важных этапов в работе над произведением, является начальный этап ознакомления с произведением и его разбор. Целью этого этапа является создание первоначального представления о произведении, его характере, о настроении музыки. И в основном первоначальный образ на занятиях создает сам преподаватель. Для того, чтобы ученика замотивировать, вдохновить и стимулировать на дальнейшую работу, произведение исполняет сам педагог. После проигрывания, ученика надо попросить рассказать свои впечатления от услышанного. Затем прослушать это же произведение в исполнении известных музыкантов, и желательно не одного, чтобы избежать копирования. А после знакомства с произведением за инструментом, очень полезно свои впечатления закрепить в словесной форме. Например:нежный, мечтательный, грациозный, воинственный, стремительный, лирико-созерцательный…
На начальном этапе вместе с учеником проводится анализ нового произведения. Разбирается строение и форма произведения, определяется, из каких нот и мотивов составляется предложение, что требуется для выразительной игры. Важно внимательно изучить все авторские указания в нотном тексте – обозначение темпа, характер и настроение музыки и т.д. Совместно с учеником определяется строение и тональность произведения; разбираются штрихи, находятся кульминационные точки, обсуждается динамика. А в качестве домашнего задания учащемуся предлагается прочитать биографию композитора и узнать о его творчестве, найти интересные факты из биографии композитора, найти и послушать некоторые произведения этого автора.
Отметим наиболее важные моменты первого этапа работы:
- целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного проигрывания;
- прослушивание звукозаписи;
- изучение авторских и редакторских указаний;
- краткая словесная характеристика музыкального образа.
После предварительного ознакомления с новым произведением и полученным первым впечатлением, начинается новый этап – кропотливая и детальная работа над произведением. Основная цель этого этапа – углубление в содержание произведения и образный строй музыки. В своей книге по методике преподавания игры на фортепиано Аркадий Алексеев пишет: «Внимание направляется на уяснение деталей, вся ткань тщательно анализируется как бы под микроскопом. Не пропускается не только ни один звук, но и ни один штрих, ни одно указание в отношении оттенков исполнения или аппликатуры. Во всем нужно установить внутреннюю связь, все понять, взвесить, оценить. При этом нужно научиться всегда слышать во всех обозначениях музыкальное содержание, иначе потом это будет не более чем формально исполненный безжизненный текст».
Осмысленный и грамотный разбор нотного текста, совпадающий с техническим и пианистическим усвоением нотного материала, составляет основу для правильной дальнейшей работы. Поэтому, этот период работы является наиболее протяженным.
Прежде всего, на этом этапе очень важно грамотное и тщательное прочтение нотного текста в медленном темпе; выбор и соблюдение точной аппликатуры; метро-ритмическая точность; грамотное применение штрихов;
соблюдение осмысленной фразировки и динамики; применение точной педализации.
Для раскрытия художественного образа произведения очень важен грамотный и всесторонний его анализ, который включает в себя:
- определение структуры содержания произведения, выявление основных его разделов, определение характера тем и выразительное их значение;
- определение линий подъема и спада напряженности, нахождение кульминационных точек, определение моментов смены настроения;
- анализ средств музыкальной выразительности в данном произведении – ритма, мелодии, гармонии, фактуры изложения нотного материала, штрихи и т.д.
В музыкальном произведении все элементы языка взаимосвязаны, но каждый из них играет собственную специфическую роль в создании художественного образа. Выявление роли каждого элемента языка помогает раскрыть содержание произведения. Преподавателю с учеником на этом этапе следует проанализировать произведение более подробно: охарактеризовать образный строй, выявить сюжетную линию, рассмотреть элементы музыкального языка, обратить внимание на единство или разнообразие темпов. Одной из главных задач педагога должно быть стремление сохранить и развивать в ученике живое, непосредственное ощущение музыки, понимание её выразительности, фразировки, деление на мотивы, попевки.
В практике фортепианного обучения очень часто используется метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений исполняемого музыкального произведения, с явлениями жизни и искусства. Например, произведения можно ассоциировать с картинами природы, сказочными образами, с жанровыми сценками, игровыми ситуациями и др. Для эмоционального и выразительного исполнения большую пользу приносит метод пропевания, особенно пьесы кантиленного характера. Обращение к пению, «поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу» играют, по мнению композитора Бориса Асафьева, важную роль в формировании навыков выразительного произнесения мелодии, умения «петь на фортепиано». Подводя итог вышесказанному, на втором этапе работы над художественным образом музыкального произведения можно использовать такие методы работы:
- эмоционально-смысловой анализ;
- метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений;
- метод пропевания;
- вслушивание в гармонию.
Как только произведение выучивается и осваивается технически, после проведения детальной работы, наступает последний, третий этап работы. Это этап можно назвать этапом «сборки» произведения с учетом всей проделанной работы, всех знаний и впечатлений.
Важными моментами являются:
- выявление целостности произведения;
- уточнение исполнительского замысла;
- подготовка к концертному исполнению.
Главная задача этапа - воспитать у ученика способность слышать, охватить все произведение в целом и умение исполнить его на эстраде.
Музыкальное произведение необходимо проигрывать в темпе, указанном автором и с полной эмоциональной отдачей. В процессе таких проигрываний исполнительский замысел уточняется, появляются новые детали и нюансы в исполнении, происходит необходимая корректировка (например, выбор технически доступного темпа исполнения для учащегося, динамики и яркости в кульминациях и др.). Очень важно уделить внимание культуре исполнения, соблюдать чувство меры в исполнении и стремиться к естественности переживания.
Полезно устраивать проверочные выступления перед родителями, друзьями; записывать на аудио или видео с последующим прослушиванием для определения всех незаметных при игре недостатков (например, монотонность в игре, ускорение темпа, холодность в исполнении и др.)
Наиболее важными моментами работы на заключительном этапе изучения произведения являются:
- пробные проигрывания в надлежащем темпе и настроении;
- ориентация исполнения на слушательскую аудиторию;
- формирование эмоциональной культуры исполнения;
- тренировка исполнительской воли и выдержки.
Учащийся, пройдя все этапы работы над музыкальным произведением, достигает самостоятельности, начинает вносить в исполнение свое отношение и это развивает у ученика художественный вкус. Большое значение имеет выбор концертного репертуара, это способствует увлеченности данной музыкой и самим процессом исполнения.
Заключение.
В заключении хочется отметить, что все этапы разучивания произведения очень важны. В каждом музыкальном произведении есть неповторимые черты, придающие ему индивидуальность, прелесть.Грамотное использование учеником методов и приемов - это залог профессиональной и эмоциональной игры. Задача педагога -помочь раскрыть произведение, направить в «нужное русло», но при этом дать учащемуся возможность самому представить содержание произведения, раскрыть художественный смысл, и передать те чувства и эмоциональное состояние, которое хотел донести композитор. Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость. Дать возможность ученику почувствовать себя музыкантом- художником.
Список использованной литературы
1) Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика-XXI, 2004.
Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игре на фортепиано. – М.:
2) Классика-XXI, 2002.
3) Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982.
4) Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Музыка, 1970.
5) Перельман Н. Научить размышлять у рояля. – Л.: Музыка, 1983.
6) Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 1986.
7) Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989.