Методическая разработка В. Шевердин
Методическая разработка В. Шевердин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samarskiy_kompozitor_v.sheverdin.doc | 93.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Шевердин- редкий в наши дни композитор, у которого все музыкально, все красиво звучит» Музыковед Н. Эскина
В «Центре эстетического воспитания детей и молодежи» проходит ежегодный городской конкурс «Композиторы Поволжья — детям». Волнуются юные конкурсанты, скрывают свои переживания их педагоги, так хочется победить, стать первым среди лучших. Даю последние наставления своим ученикам перед выходом на сцену. Ведущая объявляет состав именитого жюри, и я слышу, что оценивать выступление будет наш Самарский композитор Вячеслав Шевердин. Так неужели это?..
Середина семидесятых, Куйбышевское музыкальное училище, где, как только открывается массивная дверь, моментально попадаешь в совершенно другой мир, будто на другую недосягаемую планету. Баянисты тянут свои задушевные переливы, с ними спорят неунывающие струны балалаек, виолончели обволакивают гулкостью строгих басов, а откуда-то сверху несутся водопады саксофонных импровизаций. И в этой магии неземных звуков, в суете окрыленных студентов, в неторопливой мудрости педагогов едва уловимый шепот: «Сегодня концерт…» И эхо маячит по ступенькам усталой лестницы: «Концерт, концерт…» Можно, конечно, и не ходить, пары закончились, но все пошли и я пошла.
-«Да ты что, это же концерт учеников Муравьевой Лидии Александровны, такое нельзя пропустить, надо обязательно послушать, она заведующая фортепианным отделом, у нее занимаются только самые талантливые!» , -сказала моя однокурсница.
В зале уже не было свободных мест, и мы - первокурсники, стояли затаив дыхание. Было столько философских размышлений в игре Сергея Загадкина (заслуженный артист России, солист Самарской филармонии, профессор СГАКИ), невесомых изнеженных кружев Елены Чертковой (концертмейстер, педагог Самарского музыкального училища), заоблачных неразгаданных тайн Михаила Куликова (заведующий отделом духовных инструментов Самарского музыкального училища). Но я запомнила одно удивительное выступление. Когда он заиграл - взошло Солнце. Не обжигающе — палящее, не изнуряюще — жаркое, а завораживающее своим теплом и светом солнце!
Все зрители, и те, кто мечтал понять для себя что-то важное, и те, кто услышал гораздо больше, чем я, и те, кто потом найдет свой путь в другой профессии, согревались в объятиях лучей неповторимого солнечного света. И все пошло не по заранее прописанному сценарию. Только заканчивалось одно произведение, как тут же звучало следующее, как только умолкала финальная нота, овации вновь не отпускали пианиста. Так мне впервые посчастливилось услышать будущего Самарского композитора, доцента кафедры истории и теории музыки СГПУ Вячеслава Шевердина.
Вскоре самарские зрители услышат его выступления с симфоническими оркестрами, в качестве концертмейстера с солистами оперного театра и филармонии, с педагогами СГПУ и СГАКИ, он войдет в состав группы «Благовест». Необычным выступлением станет концерт пианиста на Самарском железнодорожном вокзале в память о режиссере Э. Рязанове. Более двух часов прозвучат узнаваемые мелодии из художественных фильмов выдающегося режиссера. Это событие станет музыкальным подарком для начала незабываемого путешествия.
-Вячеслав Викторович, часто на концертах Вы исполняете классическую музыку, а кто из композиторов Вам особенно близок?
-Шопен. Наиболее всего как композитор близок. Но это не значит, что я не люблю Чайковского или Бетховена. А любимые произведение назвать не могу, у каждого сочинения есть свои прелести, свои достоинства и недостатки. Когда играем любое произведение, на недостатки не обращаем внимания. Музыку необходимо слушать, а не анализировать.
Знал ли тогда студент Слава Шевердин, что станет известным композитором?.. Думаю, что знал. Еще учась в ДМШ №2 у педагога М.С. Карасевой появились его первые сочинения, а потом зазвучат его концерты для фортепиано с оркестром, сонаты для альта , сюиты и струнный квинтет, поэма для альта и симфонического оркестра, скрипичные пьесы и пьесы для саксофона, романсы на стихи Б. Сиротина и цикл песен о Самаре, а сколько фортепианных пьес будет написано для начинающих музыкантов.
В 1978 году В. Шевердин с отличием окончил Куйбышевское музыкальное училище.
- Вы учились у известного не только в Самаре, но и в России педагога Лидии Александровны Муравьевой. Что Вы можете сказать об этом человеке и педагоге?
- Учениками Муравьевой были Канделаки, Лакирева, Вохмянин, Смирнова, Фролова, Загадкин и многие другие. У Муравьевой столько выпускников именитых, а это показатель высококлассной работы. Этакий музыкальный знак качества. Человек, отдававший всю себя профессии. Все срослось в ней и человеческие качества, и профессиональные. Увековечили же ее конкурсом – а это признание.
В 1984 году с блеском заканчивает в Московскую Государственную Консерваторию (класс композиции профессора Р.С. Леденева, класс фортепиано профессора Н.Р. Клячко) и возвращается в родной город.
-Вы закончили Московскую консерваторию, но почему не остались в Москве, а вернулись в Куйбышев?
-Домой вернулся, дом милый дом, звезды так сошлись, как обычно в таких случаях говорят. Все в жизни состоит из случаев, кто-то ставит такие цели, а я не ставил такой цели остаться в Москве.
Для любого педагога очень важно найти такое интересное произведение, которое было бы близко и доступно ученику, где он сможет проявить свою индивидуальность, раскрыть свои пианистические возможности. Такими произведениями стали пьесы Вячеслава Шевердина.
В одном интервью спросили у композитора: «Как Вы относитесь к юмору?». «С чувством юмора», -ответил он. Его эффектная «Юмореска» стала обязательным произведением для конкурса студентов пианистов педвузов СССР. А пьеса «Два черных кота» звучит, как юмористическая зарисовка на черных клавишах. Здесь и кошачьи повадки, и хитрый прищур, и птичьи форшлаги, а в озорном финале на три форте, коты разбежались в разные стороны, один в четвертую, а другой в контроктаву.
Любой вальс подразумевает привычное «раз, два, три», яркую мелодию, глубокий бас и мягкий средний голос. В «Вальсе» В. Шевердина, сотканного из пунктирного ритма, напевное кружение и детская жизнерадостность, и каждый аккорд второй части - новое гармоничное впечатление, где вдруг встревоженные триоли залетают в изящное cantabile и скатываются вновь к озорным пунктирам.
И совсем другой вальс «Грустный Вальс» -моя самая любимая пьеса. «Все мы родом из детства», -говорил А. Экзюпери. Может ту необыкновенную осень увидел еще студентом из окна музыкального училища Вячеслав Шевердин и потом в своем произведении нарисовал этот золотой осенний пейзаж, где в последних тактах первой части листок расстается с веткой и вальсируя улетает в малые сексты к холодной зиме. И повторяющаяся «ля» второй октавы, как январский перезвон хрустальных сосулек.
Как то я поинтересовалась у композитора: «Как рождаются Ваши мелодии, откуда берете вдохновение для творчества?» «Отовсюду. Единственного источника нет, а все что окружает и есть источник, потому что в каждом отрицательном моменте можно увидеть положительное».
На уроке я предложила своим ребятам послушать и проиллюстрировать очень интересно пьесу и дать рисункам название. «Игра», «Парк аттракционов», «Каникулы», «Лето» -так они услышали композицию «Веселый наигрыш».
Я пока не знаю, станут ли мои ученики выдающимися музыкантами, ждет ли их большая сцена, но я уверена, что музыка навсегда останется звучать в их добрых сердцах, и они обязательно будут гордиться, что в их школьном репертуаре были чудесные произведения Самарского композитора, концертмейстера, талантливого солнечного пианиста Вячеслава Шевердина.