2022 г. Конспект мастер-класса на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДШИ. Дыхательная гимнастика как способ восстановления и сохранности здоровья детского голоса»
Материал предназначен для преподавателей вокально-хоровых дисциплин ДШИ. Применение данной здоровьесберегающей образовательной технологии позволяет обеспечить ребенку возможность восстановления детского голоса после длительной болезни органов дыхания и сохранения здоровья голосовых связок на вокальных и хоровых уроках в ДШИ, а также представленны рекомендованные вокальные упражнения в щадящем режиме работы детского голоса.
https://disk.yandex.ru/d/UgLSNU900xwpZA - видео урок
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени Георгия Струве»
г. Железногорск Курской области
Конспект мастер-класса
на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в ДШИ.
Дыхательная гимнастика как способ восстановления и сохранности здоровья детского голоса»
Подготовил:
Преподаватель вокально — хоровых дисциплин
Савельева Марина Геннадьевна
Структура методической разработки.
I. Пояснительная записка.
II. Основная часть.
1. Дыхательная гимнастика:
а) упражнение №1 «Ладошки»;
б) упражнение №2 «Погончики»;
в) упражнение №3 «Насос»;
г) упражнение № 4 «Обними плечи»;
д) упражнение №5: «Большой маятник»;
е) упражнение №6: «Кошечка»;
ж) упражнение №7: «Китайский болванчик»
2. Распевание:
а) упражнения на концентрацию звука и дыхания; на ровность звука и цепное дыхание;
б) упражнения с использованием приема «вибрация губ».
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Здоровый ребенок должен рассматриваться как целостный телесно-духовный организм. Его оздоровление это не совокупность лечебно- профилактических мероприятий, а форма развития - расширение психофизиологических возможностей детского организма. Именно поэтому здоровье детей и основанная в нем жизненная целостность организма должны стать точкой приложения усилий педагогов.
Данная тема рассматривает один из видов здоровьесберегающей образовательной технологии - дыхательную гимнастику. Эта технология входит в систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех участников образования — как учащихся, так и педагогов.
Предметная область данной технологии затрагивает развитие органов дыхания, направлена на восстановление, сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности, благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Системный подход к разработке образовательной стратегии по охране детского голоса напрямую связан с учетом психологических особенностей возрастного развития школьников и соответствует особенностям высшей нервной деятельности ребенка: памяти, мышления, внимания, активности учащихся данной возрастной группы. Знание индивидуального здоровья обучающихся поможет избежать побочных явлений и добиться наибольшего эффекта.
Цель применения данной здоровьесберегающей образовательной технологии – обеспечить ребенку возможность восстановления детского голоса после длительной болезни и сохранения здоровья голосовых связок за период обучения в Музыкальной школе.
Основными задачами являются: 1) образовательные: дать учащимся общее представление о здоровьесберегающих технологиях пения, применяющихся на уроке; закрепить с учащимися понятия о соблюдении правил вдоха и выдоха во время пения; 2) развивающие: сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни; развивать понятие опёртости дыхательных певческих мышц во время пения на уроках; 3) воспитательные: снятие нервно-психических перегрузок; восстановление положительного эмоционально - энергетического тонуса; укрепление целостной дыхательной системы.
Методическая разработка имеет большое практическое значение, может быть рекомендована к использованию преподавателями хоровых отделений ДШИ, ДМШ, ДМХШ и других образовательных учреждениях в учебно - воспитательном образовательном процессе по предпрофессиональным и общеразвивающим образовательным программам, в самостоятельной деятельности учащихся, в совместной деятельности взрослых и детей младшего школьного возраста.
Место в учебном процессе. На протяжении последних лет дыхательная гимнастика прочно вошла в структуру традиционного вокально — хорового урока и стала применяться всеми педагогами — музыкантами как на индивидуальных, так и на групповых занятиях в качестве практической вводной части урока.
Предлагаемая дыхательная гимнастика основывается на выполнении дыхательных упражнений лечебной гимнастики, методика которой была разработана педагогом - вокалистом и оперной певицей Александрой Николаевной Стрельниковой.
Несколько слов об истоках возникновения этой гимнастики. В ее жизни однажды произошла трагедия: талантливая оперная певица XX века неожиданно на пике своей славы потеряла самое дорогое — голос. Но она не опустила руки. Применив пару простых дыхательных упражнения заметила, что болезнь начала отступать. Так возникла идея создания целого комплекса лечебных и профилактических упражнений, разработанных для многих заболеваний: аллергии, астмы, сердечно — сосудистых, опорно — двигательного аппарата многих др. Свой комплекс дыхательных упражнений Александра Николаевна предназначала оперным певцам, эстрадным исполнителям, драматическим актерам. Этот комплекс так и называли — «актерская дыхательная гимнастика».
«...За свое здоровье нужно сражаться, его нужно вырвать у болезни! "Вы не хотите делать мою гимнастику?! - говорила Александра Николаевна Стрельникова. - Значит, вы еще не больны... Вот когда заболеете по настоящему и никто не сможет вам помочь, тогда вспомните о гимнастике!» Она любила заниматься с самыми тяжелыми больными. С людьми, домашним адресом которых «скорая» уже перестала интересоваться, с людьми, которых не раз «откачивали» в реанимации. Такие, по словам самой Александры Николаевны, как правило, делают гимнастику яростно, они знают цену жизни.
В чем суть? В стрельниковской дыхательной гимнастике так называемые динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Эти движения всегда соответствуют определенным фазам дыхания (вдохи часто делаются при движениях, сжимающих грудную клетку), и вскоре они сами по себе становятся тем условным раздражителем, который и вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.
Активный вдох, вызывая возбуждения и торможения в коре головного мозга, усиливает рефлекторные связи, положительно влияет на функцию нервно — регуляторных механизмов, управляющих дыханием. Обогащает кислородом кровообращение, тем самым повышая эластичность голосовых связок, прочищает носовые пазухи и всю носоглоточную систему в целом.
Все упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики выполняются в ритме армейского шага: как маршируют солдаты видели все. Тренировать нужно только вдох. И он должен быть резким, громким и коротким, как хлопок в ладоши. А. Н. Стрельникова часто говорила на уроках: «Сыграйте актерский этюд: гарью пахнет, тревога!» Активный вдох нужно создать искусственно: ведь на пожаре никто не думает о выдохе — все тревожно нюхают воздух.
Чтобы добиться лечебного эффекта, нужна воля и жесткая самодисциплина!!! Норма — 96 вдохов-движений. Это так называемая «стрельниковская сотня». Группируются дыхательные движения строго по 8. В идеале каждое упражнение должно выполняться в 3 подхода по 32 вдоха-движения с паузами 3-5 сек. между подходами. Гимнастику должны выполнять два раза в день: утром и вечером. В среднем нужен месяц ежедневных занятий, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании. В целом, эта стрельниковская гимнастика помогает организму самостоятельно, без помощи лекарств, справится с различными недугами. Таким образом добьетесь лечебного эффекта, сэкономив при этом значительную часть своего семейного бюджета.
На наших индивидуальных и групповых занятиях данная технология применяется с учащимися с 1 по 6 класс. Конечно же, с детьми этой возрастной категории мы количество движений регламентируем — 2 подхода по 8 вдохов-движений на каждое упражнение, и конечно же, на этот вид деятельности отведено времени всего - 10 мин., и конечно же, эти упражнения не являются самоцелью, а служат в качестве подготовительного к пению этапа. Стрельниковской гимнастикой можно заниматься с детьми с 3-4 лет.
Введение дополнительных приемов музыкальной терапии может стать еще более эффективным методом в работе с детскими голосами. Мы выполняем кратковременные дыхательные упражнения под музыкальное сопровождение А. Вивальди «Палладио», соблюдая метроритмическую структуру произведения и подстраиваясь к его темпу. Подобное сочетание элементов создают благоприятные условия для дальнейшей активной вокально — хоровой работы.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Занятия включают:
- обучение естественной дыхательной и звуковой гимнастике;
- обучение правильному дыханию;
- релаксацию; саморегуляцию; психологическую поддержку.
I. ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Цель: укрепление дыхательных мышц во время вдоха и выдоха.
Задачи: снятие нервно-психических перегрузок; восстановление положительного эмоционально - энергетического тонуса; укрепление целостной дыхательной системы.
Форма: групповая, индивидуальная
Методические рекомендации: Эмоциональный настрой: наилучшим и естественным образом певческий вдох и выдох организует эмоция тревоги: думаем: «Гарью пахнет!», «Тревога!»; следить, чтобы вдох был шумным, коротким как хлопок рук, плечи при этом не поднимались, одновременным совпадением вдоха с движениями рук.
1. Упражнение “Ладошки” (разминочное)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
2. Упражнение “Погончики”
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются
3. Упражнение “Насос”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
4. Упражнение “Обними плечи”
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
5.Упражнение“Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”)
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.
6. Упражнение “Китайский болванчик”
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идѐт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идѐт к левому плечу - тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дѐргаются, голова посередине не останавливается.
7. Упражнение “Шаги” передний шаг (рок-н-ролл)
Исходное положение: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. “Шаги” задний шаг. На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.
II. РАСПЕВАНИЕ
Цель: незаметный переход от дыхательной гимнастики в звуковое пространство, щадящий голосовой режим, мягкая атака звука.
Задачи: сфокусировать внимание на подачу воздуха в нижне — реберно — диафрагмальное место дыхательных мышц, сосредоточить внимание на цепное дыхание и мягкость подачи звука, разогреть и восстановить эластичность голосовых связок и мимических мышц лица.
Форма: групповая и индивидуальная
Методические рекомендации: Дыхание - как бы педаль, связывающая звуки вместе. Повторив вокальные упражнения несколько раз по ½ тонам вверх и вниз, необходимо понять и запомнить ощущение «высокой позиции», это состояние, которое дает представление о правильном «вокальном зевке», «высоком певческом куполе», высокой певческой позиции. Запомнить «возникновение внутреннего нового объема». Ощущение зевка является методическим приемом произвольного опускания гортани и мягкого звуковоспроизведения голоса на фоне напряженности дыхательных мышц.
1. Вокальные упражнения на концентрацию звука и дыхания
Взять вдох носом, коротко - по руке дирижера, шумно, с сомкнутыми губами, задержать на 1-2 сек. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избытка воздуха. Необходимо сфокусировать внимание детей на подачу воздуха в нижне — реберно — диафрагмальное место брюшной полости (детям говорим: воздух должен наполнить нижние мышцы животика так, как будто воздушный шарик надули).
Затем длительно произнести шипящую букву «С». Сконцентрировать внимание детей на опёртость дыхательных мышц — опора должна сохраняться как можно дольше по времени. Сопровождать этот тренировочный процесс можно музыкальным гармоническим фоном Т-S-D и в момент разрешения D в тонику сигнализировать детям о переходе на звуковое пение гласной буквы «Ю», при этом продолжается звучание все того же гармонического фона: T-S-D-T
Далее транспонируем гармоническое сопровождение на ½ тона вверх и повторяем упражнение сначала. Хормейстер сам определяет количество переходных тональностей.
2. Вокальные упражнения с использованием приема «вибрация губ».
Под гармоническое сопровождение любой цепочки аккордов, при которой вокальную мелодию можно удержать на одном звуке, просим детей петь одновременно вибрируя губами (имитация мотора грузовой машины). Необходимо сосредоточить их внимание на то, что разогреваются и становятся эластичными мимические мышцы лица.
Далее транспонируем гармоническое сопровождение на ½ тона вверх и повторяем упражнение но уже пропевая его на слог «РУ». Почему именно этот слог? На гласном «У» - происходит самое тесное смыкание голосовых связок, а при произнесении сонорного согласного «Р» вибрируют не только связки, но и вся гортань в целом. Происходит так называемый «внутренний массаж» всего певческого аппарата.
Таким образом чередуем пение закрытым ртом с вибрацией губ с пением на слоги, транспонируем тональности по полутонам вверх и вниз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Избранная тема не исчерпывает всех вопросов обучения детей. Становление любого вокально – хорового навыка в коллективе связано с решением многих чисто технических задач. Нам, хормейстерам, нужно находиться в постоянном поиске наименьшего напряжения духовных и физических сил каждого юного певца. И чтобы эта работа не была монотонной и изнурительной, а, наоборот, приносила удовлетворение и радость, находим всевозможные способы живого и увлекательного действа на своих занятиях. Истинная заинтересованность детей в наиболее полном раскрытии содержания произведения, их увлеченность исполнительским процессом открывают путь к скорейшему достижению и закреплению того или иного вокально — хорового навыка.
Ожидаемый результат от применения комплекса дыхательной гимнастики и вспомогательных вокальных упражнений таков, что:
- способен оказать помощь при нарушенном носовом дыхании: аденоиды, хронический насморк, гайморит;
- возвращает эластичность голосовым связкам, восстанавливает голос после длительного молчания — несмыкания связок;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лѐгочной ткани;
- повышает общую сопротивляемость организма простудным заболеваниям, его тонус;
- укрепить сердечно сосудистую систему, восстановить нарушенные функции в ней;
- улучшает нервно- психическое состояние.
Укрепление мускулатуры, участвующей в акте дыхания, также помогает ликвидации дыхательной недостаточности.
Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики. Если движения выполнять правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит, всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой.
После такого активного начала урока здоровье детей укрепляется, внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.