"Элементарное музицирование как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольника"
Обобщение опыта работы по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_samoobrazovanie_1.docx | 152.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение
"Детский сад № 69"
Опыт работы по теме:
"Элементарное музицирование
как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольника"
Демина А.С. - музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Оренбург, 2020
Структура описания передового педагогического опыта
1. Сведения об авторе
2. Условия формирования и актуальность опыта
3. Теоретическая база опыта.
4. Технология опыта
5. Результативность опыта
6. Приложения
7. Используемая литература
1. Сведения об авторе
Ф.И.О.: Демина Анна Сергеевна
Место рождения, год: г.Кумертау РБ, 24.08.1992
Образование: высшее
Название учебного заведения, год окончания : Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, 2016 г.
Специальность: Артист оркестра. Артист ансамбля. Концертмейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель.
профессиональная переподготовка по программе "Образование и Педагогика" с присвоением квалификации "Учитель музыки. Музыкальный руководитель"
Место работы: МДОАУ № 69
Должность: музыкальный руководитель
Стаж работы в должности: 5 лет
Квалификационная категория: первая
Награды: Благодарственное письмо от федерального журнала "Профессия Воспитатель" за активную жизненную позицию, желание повышать свою квалификацию, соответствовать требованиям ФГС ДО , профессиональному стандарту работников образования в 2016-2017 у.г. 27 сентября 2016.
Благодарственное письмо от управления образования администрации г. Оренбурга за содействие в проведении Методического объединения музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций г. Оренбурга
Грамота за подготовку победителей Международного конкурса-игры по музыке "Аккорд", 2019
Диплом III степени от управления образования администрации г. Оренбурга, МБУ " Центр психолого - педагогической, медицинской, методической и социальной помощи "Импульс - центр" за победу в муниципальном конкурсе "Большие танцы"
Диплом победителя (I место) от Международного образовательного портала "Солнечный свет" за победу в Всероссийской интернет - олимпиаде "Дошкольное образование по ФГОС"
2. Условия формирования и актуальность опыта
В своей педагогической деятельности я уделяю особое вниманию поиску новых, интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с дошкольниками. Передо мной всегда встают вопросы: как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать дошкольнику о музыке? Как научить его слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать?
Ни для кого не секрет, что для детей дошкольного возраста игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Восприятие является ведущим видом музыкально-художественной деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях.
В музыкальном восприятии детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
восприятие,
исполнительство (музицирование),
творчество,
музыкально-образовательная деятельность.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игра на детских шумовых музыкальных инструментах помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности:
ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления,
чувство ритма.
Обучаясь игре на ДМШИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на ДМШИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы.
Как видите, детская исполнительская деятельность и ее благотворное влияние на развитие не только музыкально- творческих способностей, но и в целом на организм ребенка очень велика. Это положение заслужило у меня особого внимания.
Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу, а также систематизировать и конкретизировать накопленный изученный материал и выбрать эффективные методы и приемы, способствующие развитию музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование, что и определило актуальность моей работы.
3. Теоретическая база опыта
Методическая направленность работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой, Л. Меркуловой, Н.А Ветлугиной.
Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Чтобы рассматривать элементарное музицирование как средство активизации музыкально – творческих способностей дошкольников следует раскрыть понятия:
«творческие способности»,
«творческая деятельность»,
«детское творчество».
• Исследованием проблемы способностей занимался Б.М. Теплов. В понятии «способность» он выделяет: «…Индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей». Он выявляет три основные музыкальные способности: ладовое чувство; способность к слуховому представлению; музыкально – ритмическое чувство.
• Современный психолог К.В. Тарасова к общим музыкальным способностям относит: эмоциональную отзывчивость на музыку; познавательные музыкальные способности – сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление и музыкальное воображение), музыкальную память.
• Л.С. Выготский утверждает: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, когда создаётся нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке… Именно творческая деятельность делает человека существом, обращённым к будущему, создающим его и видоизменяющим своё настоящее».
• Н.А. Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его применения. Она рассматривает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогическое обусловленное явление.
Анализ исследований многих педагогов, психологов, в том числе Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, Б.М. Теплова, Н.П. Сакулиной позволяет дать определение понятию «детское творчество». Под детским творчеством понимается создание субъективно нового (значимого, прежде всего для ребёнка) продукта (рисунок, лепка, песенка, сказка, танцевальная зарисовка); создание к известному ранее, не используемых образов, разных вариантов изображения; применение условных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы.
• О воспитании творческой личности заботился и австрийский композитор, педагог, музыкальный деятель К. Орф. Он создал свою музыкально – педагогическую концепцию, адресовал её, прежде всего педагогам, работающим в сфере музыкального воспитания, а не музыкального образования. Поэтому его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребёнка. Не случайно и её название – «Элементарное музицирование», в котором слово "элементарное" имеет смысл , как первичное, ведущее своё начало от самых основ, простое, доступное каждому, но не примитивное. Музицирование здесь понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения, речи. К. Орф считал, что для воспитания творческой личности нет более надёжного пути, чем уроки импровизации, поэтому он сделал акцент на развитие воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем. Здесь развивается особое и совершенно необходимое человеку качество, которое можно назвать импровизационностью мышления. «Импровизационный ум – не просто творческий ум, а быстрый, реактивно – спонтанный, ситуативный. Импровизация не может базироваться на медленном размышлении, она всегда продукт быстрого ума», – отмечал К. Орф.
• В настоящее время система элементарного музицирования К. Орфа адаптирована к условиям современного детского сада педагогом – новатором Т.Э Тютюнниковой. Она соединила принципы К. Орфа с отечественными методиками и приспособила их к реально существующим у нас возможностям и традициям музыкального воспитания дошкольников.
В основе элементарного музицирования с дошкольниками Т.Э. Тютюнниковой лежит коллективная деятельность, неразрывно объединяющая пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизационную театрализацию.
Таким образом, изучив теоретические основы данной проблемы, можно сделать вывод, что элементарное музицирование имеет непосредственную связь с основными положениями отечественных психологов и педагогов по вопросу развития творческих способностей у детей.
Новизна данного опыта
Новизна опыта определяется системой методических приёмов и подходов к активизации музыкально – творческих способностей дошкольников посредством элементарного музицирования
4.Технология опыта
Цель опыта: развить музыкально – творческие способности докольников посредством элементарного музицирования.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- активизация творческого начала каждого ребёнка;
- обучение дошкольников простейшим элементам музыкального языка и умению применять его на практике;
- развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом, использование его по-своему;
- формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе элементарного музицирования;
- создание условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения элементарному музицированию.
Для выполнения поставленной цели и задач необходимо использовать разнообразные формы, методы и средства образовательной работы. В первую очередь – это непосредственно образовательная деятельность. В данной деятельности я старалась применять технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Другой формой организации работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность по развитию музыкальных способностей в индивидуальной форме. Она нужна как способным детям, которые обладают хорошими навыками игры на звуковысотных инструментах, склонных к сочинительству, творческой обработки знакомого материала, так и детям с недостаточно развитым ритмическим чувством, ладовым слухом, слабыми сенсорно-музыкальными способностями, техникой игры на инструменте.
Ещё одна из форм работы –игра в оркестре. Музыкальные инструменты, конечно, составляют главную строку в успехе ЭМ у детей. Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для них никогда не померкнет. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Игра на различных музыкальных инструментах — это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные.
Передо мной встал вопрос о необходимости определения круга навыков и понятий, которые должны быть освоены детьми в процессе активного приобщения к музыке. С этой целью был составлен перспективный годовой план работы по развитию музыкально – творческих способностей дошкольников в процессе элементарного музицирования.
Для успешного осуществления поставленных задач необходимо создать определённые педагогические условия:
- раскрепощённую, комфортную обстановку, которая способствует активной творческой деятельности при обучении дошкольников элементарному музицированию;
- включение воспитателя группы в процесс обучения;
- применение элементарного музицирования в самостоятельной музыкально – творческой деятельности дошкольников;
Обучение детей проводится в разных видах музыкальной – игровой деятельности и строится на двух основных методах:
• метод моделирования музыкального языка;
• метод активации творческих проявлений.
. Метод активации творческих проявлений подразумевает музицирование и игру в самых разнообразных формах. Такой методический приём можно часто использовать в музыкальной деятельности в процессе элементарного музицирования : например, придумать аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, заменить её естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах.
Следующий приём – это сочинение простейшего аккомпанемента для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву и другое.
Метод творческих проявлений включает:
речевые упражнения;
поэтическое музицирование;
координационно – подвижные игры и упражнения;
игры с музыкальными и звучащими самодельными инструментами;
пальчиковые игры.
Речевые упражнения. В ходе практической деятельности я убедилась, что эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
Мною проводятся речевые игры, упражнения:
с использованием фонопедических звуков;
ритмодекламации под музыку;
с музыкальными инструментами.
Используется музыкальное сопровождение:
инструментальное (фортепиано, детские музыкальные инструменты);
фонограмма;
Речевое упражнение является темброво-звуковой и ритмической тренировкой. Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, он становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента (остинато).Уверена, что большое разнообразие ритма стихов, речи помогает развивать полифонический слух ребёнка. В работе использую наложение простых ритмов друг на друга, что способствует развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней.
В речевых упражнениях стараюсь использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот), плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность речи.Проведенные наблюдения показали мне, что детям нравится игра голосом и фонемами - звуковыми элементами речи. Уверена, что такие фонопедические упражнения помогают подготовить детей к пению.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицирование с аккомпаниментом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Звучащие жесты доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, считаю, что использование на занятиях звучащих жестов, способствую развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при обучении игре на музыкальных инструментах и танцах. В упражнениях я использую обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.
Поэтическое музицирование способствует тому, что дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи, но читают их с особым чувством и выражением, осознавая связь слова и музыки. Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала дошкольники легко чувствуют и переживают настроение музыки и стихотворения, понимают образный музыкальный язык. Используя музыкальные инструменты, я стараюсь создать условия для творческого проявления: дошкольникам предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента. На начальном этапе дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу-говорю-играю».
В практике своей работы так же использую координационно-подвижные игры и упражнения - это ритмизованная речь с движениями, которая позволяет оказывать влияние на характер восприятия у детей образов в музыке. Использование двигательных упражнений позволяет и готовит ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений: хлопков, щелчков, шлепков, притопов, при этом у детей вырабатываются быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.
Наблюдения показывают, что ребенку дошкольного возраста достаточно трудно в движении проявить творчество. Данный опыт как раз направлен на то, чтобы пробудить спонтанные индивидуальные проявления двигательной активности, препятствует формированию штампов двигательных форм.
Использование координационно-подвижных игр и упражнений способствует накоплению детьми двигательного опыта, формирует понятие того, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Дети начинают осознавать музыку через движение. Это создаёт предпосылки для творческого самовыражения каждого дошкольника.
Для развития музыкально – творческих способностей эффективно используются игры с инструментами и звучащими самодельными инструментами. Инструменты делятся на две группы:
мелодические (ксилофоны, металлофоны);
шумовые (различных видов).
Если мелодические инструменты возможны в работе с детьми 5-7 лет, то шумовые уже используются с детьми раннего возраста.
Использование этих музыкальных инструментов в непосредственно образовательной области и в повседневной жизни дошкольников позволяет формировать у них метроритмическое чувство, тембровый слух, навыки элементарной импровизации в играх со звуками.
В работе с детьми систематически используются пальчиковые игры, которые являютсяодним из способов реализации элементарного музицирования с дошкольниками. Это универсальный дидактический и развивающий материал в воспитании детей. Посредством пальчиковых игр у дошкольников развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит их речевое развитие.
Я использую в практике готовые модели пальчиковых игр, а также «перекладывает на пальцы» знакомые и любимые детьми потешки, стихи, использует принцип «от простого к сложному».
Пальчиковые игры проводятся с музыкальным сопровождением, без музыкального сопровождения, а также самостоятельно придумываются их модели.
Таким образом, все элементы музицирования: речевые игры, поэтическое музицирование, координационно – подвижные игры и упражнения, игры с инструментами, пальчиковые игры входят в содержание непосредственно образовательной деятельности.
Метод моделирования элементов музыкального языка позволил показать и дать почувствовать ребенку, в доступном для него виде, особенности выразительных средств и их отношений. М
оделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднялся. Метод моделирования выступает как один из способов обучения дошкольников
Элементарное музицирование находит применение в праздниках, развлечениях и самостоятельной деятельности детей. Например, характерные танцы, игры, музицирование на дмши , танцевальные композиции можно использовать на утренниках, развлечениях, досугах, сюжетно-ролевых играх в группе.
Таким образом, используя методы элементарного музицирования я сделала вывод, что они помогают развивать фантазию, речь ребёнка, учат рассуждать, импровизировать.
Для внедрения системы работы по элементарному музицированию я провожу систематическую работу с воспитателями. Для этого необходимо предварительно ознакомить их с планом непосредственно образовательной деятельности, распределением ролей между взрослыми, подбором оборудования и проведением предварительной работы с детьми. Необходимость такой работы вызвана тем, что детям, не имеющим опыта творческой игры со звуками, движением, речевой интонацией сложно выполнять простое, на первый взгляд, задание: «Сделай, сыграй, как ты хочешь». Совместно с воспитателями провожу предварительную подготовку к непосредственно образовательной деятельности, особенно по импровизационным моделям. Они подсказывают и объясняют детям варианты, которые дошкольник заносит в свой активный словарь для дальнейшего пользования, творческого преобразования. Данная подготовка предполагает только заучивание текстов, простых моделей песен и несложных движений.
Так же провожу ряд консультаций для воспитателей и родителей:
" Детское инструментальное музицирование в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»"
"Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду"
«Влияние музицирования на развитие творческого потенциала ребенка»
«Значение и задачи приобщения детей к игре на ДМИ».
"Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду"
"Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"
"Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития музыкальности ребенка в процессе элементарного музицирования."
«Детское инструментальное музицирование в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
5. Результативность опыта
Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста в соответствии с «Методикой по выявлению творческих способностей у детей в музыкальной деятельности» (К. В. Тарасова, А.И. Буренина).
Предпосылкой для достижения положительной динамики решения данной проблемы являлись контроль и наблюдение за дошкольниками в разных формах музыкальной деятельности: непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной, подгрупповой форме, самостоятельной.
В процессе использования технологии элементарного музицирования для активизации музыкально – творческих способностей дошкольников я пришла к выводу, что у всех детей сформирована ритмическая компетенция: они слышат, различают, исполняют несложные ритмы и удерживают ритмический пульс, свободно моделируют ритмические, звуковысотные отношения, темп, динамику. Таким образом, у всех дошкольников хорошо развились музыкально – сенсорные способности. На конечном этапе обучения все дети самостоятельно различали тембр музыкальных инструментов. У них развились основные компоненты музыкальности: ладовый слух и чувство ритма. В подготовительной к школе группе дети могли самостоятельно преобразовывать знакомый музыкальный материал, с радостью откликались на возможность сыграть импровизацию.
Дошкольники умеют подбирать инструменты для фантазийного озвучивания стихов. Они сочиняют несложные мелодии на предложенный, или выбранный ими самими, литературный текст: стихи, потешки, колыбельные, дразнилки и другие. У детей улучшилось состояние речи и особенно у тех, кто имел недостатки в произношении звуков. Дети стали лучше пользоваться средствами родного языка: силой голоса, интонационной выразительностью, дикцией, темпом. Они увереннее и выразительнее читают стихи, участвуют в инсценировании литературных произведений.
Все дети овладели игрой на музыкальных инструментах: ударных и шумовых. Дошкольники старших групп приобрели навыки ансамблевого музицирования, требующего вступления по очереди, партиям, а также умения проявлять воображение, индивидуальность и способность к самовыражению.
Движения детей стали свободнее. Они могут легко придумывать музыкальные образы, импровизировать, придумывать простейшие движения к танцу или игре, двигаться в соответствии с темпом музыки.
Работу по развитию музыкально – ритмических способностей считаю успешной, потому что дети на занятиях получали ощущение радости и с нетерпением ждали новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильность выполненных заданий, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.
Пришлось много работать, чтобы добиться положительных результатов. Для улучшения показателей развития музыкально- творческих способностей деетй проводила индивидуальную работу с ними , в результате которой дети стали проявлять интерес к музицированию.
В ходе практической работы с педагогами (методические рекомендации, консультации) во всех группха детского сада значительно пополнилась музыкальная предметно – развивающая среда: музыкально – дидактическими играми, шумовыми инструментами, атрибутикой для пальчиковых игр. Наблюдения показали, что воспитатели более качественно организуют самостоятельную музыкально – творческую деятельность с дошкольниками.
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики активизации музыкально – творческих способностей – оптимальна. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности использования данной технологии для активизации музыкально – творческих способностей, творческого мышления и личности дошкольников в целом.
6. Приложения
Приложение № 1
Консультации
Приложение № 2
Карты индивидуального развития ребенка
Приложение № 3
Годовой план работы
Приложение № 4
Картотека пальчиковых игр
Приложение № 5
Картотека речевых игр
7. Используемая литература
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968
- Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в
детском саду.- М., 1983
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–
Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду.
Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений»
Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997
- Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание
дошкольников.- М., 1994
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947
- Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год
- Тютюнникова Т.Э. Доноткино Квадратный апельсин Педагогическое общество
России, 2005 год.
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
- Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.
интернет ресурсы:
https://panarina-ds58-schel.edumsko.ru/folders/post/1711930
http://psihdocs.ru/elementarnoe-muzicirovanie-po-sisteme-k-orfa-kak-sredstvo-razv.html
http://www.1urok.ru/categories/19/articles/19666
http://www.dailyeducator.ru/mosek-116.html
https://studbooks.net/1810252/pedagogika/provedenie_organizatsiya_opytno_eksperimentalnoy_raboty
https://music.bobrodobro.ru/824