Проект "Д.Д.Шостакович"
Проект в 8 классе. Творчество Д.Д.Шостаковича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по музыке. 8класс. | 24.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Эпиграф: « Настоящая музыка всегда революционна,
она сплачивает людей, тревожит их,
зовет вперед.»
Д.Д.Шостакович
Слайд №
«В ней что-то чудотворное горит
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит
Когда другие подойти боятся
Когда последний друг отвёл глаза
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза,
Иль будто все цветы заговорили!»
Свое представление проекта я начинаю стихотворными строками «Музыка» поэтессы 20 столетия Анны Ахматовой, посвящёнными музыке Дмитрия Шостаковича.
Я хочу рассказать о традиции и новаторстве величайшего музыканта 20 века, композитора, пианиста Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге.
Слайд №
Его мать Софья Васильевна была пианисткой. Отец Дмитрий Болеславович был инженером-химиком. Он прекрасно пел романсы и народные песни. В доме Шостаковичей часто звучала музыка, устраивались домашние концерты.
Слайд №
В детстве Шостаковича называли Митей. Ему очень нравилось слушать, как играла на фортепиано его мама, Софья Васильевна, ставшая впоследствии его первой учительницей музыки.
Слайд №
Замечательный русский художник Б.М. Кустодиев написал портрет будущего композитора в те годы, когда тот учился в музыкальной школе. На портрете есть надпись: «Моему маленькому другу Мите от автора». Шостаковичу этот портрет очень нравился.
Шостакович начал сочинять музыку, когда ему было 9 лет. Он обладал великолепной музыкальной памятью,
После окончания консерватории Шостакович посвятил себя исполнительской деятельности. Он исполнял на фортепиано как свои произведения, так и классическую музыку
Слайд №
Шостакович- явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве, как у настоящего художника отразилась сложная жестокая эпоха, его музыка неразрывно связана с историей народа, с его успехами и поражениями, радостями и страданиями
Слайд №
Сочинял Шостакович быстро и повсюду- за рабочим столом, на отдыхе, в поездках в больнице. Гений Шостаковича универсален. Он обращался ко всем жанрам, и в каком бы жанре ни пробовал он свои силы, под его пером рождались выдающиеся произведения: балеты, оперы, квартеты, концерты, песни, романсы, музыка к кинофильмам, музыка для
детей.
Но среди всех произведений Шостаковича главным жанром является симфония.
15 симфоний- это мир размышлений о времени, о людях, о себе.
Одной из наиболее значительных является седьмая «Ленинградская» симфония, написанная в 1941 году.
В то воскресенье,22 июня 1941 года, когда фашисты напали на нашу Родину, Дмитрий Шостакович пошел принимать экзамен у студентов в Ленинградской консерватории. У него было хорошее настроение, потому что после экзамена он собирался пойти смотреть свой любимый футбол. Но страшная весть о начале войны потрясла сразу всех людей нашей страны.
С первых дней войны Дмитрий Дмитриевич стал проситься на фронт, но везде получал отказ: во-первых, он плохо видел, а, во-вторых, военные считали, что жизнь талантливого композитора Шостаковича – это особое богатство народа и его нельзя подвергать опасности. Тогда композитор записался в народное ополчение, и стал по ночам дежурить в пожарной команде на крышах города.
Но Шостакович стремился приносить пользу именно, как композитор. Например, когда другие музыканты отправлялись выступать перед солдатами на фронт, он делал переложение музыки с фортепиано на другие инструменты. Ведь рояль в воинскую часть привезти было невозможно.
С первых дней войны композитор сочинял песни, считая , что для армии они сейчас нужнее всего. Но положение на фронте становилось все хуже и хуже, враги продолжали наступать все ближе и ближе на его родной город Ленинград. Дмитрий Шостакович понял , что должен сочинить что-то более серьезное, сказать своим слушателям самое важное и главное.
Он решил сочинить симфонию, которая расскажет о мужестве и стойкости ленинградцев, всех людей нашей страны, об их стремлении победить врага. Работа пошла очень быстро, музыка словно постоянно звучала у него в ушах.
Шостакович ни на минуту не расставался со своей симфонией. Часто бывало так, что, отправляясь дежурить не крышу во время бомбежек, он захватывал с собой нотные листы с записями. Сохранились даже фотографии, где композитор, одетый в пожарную каску, дежурит на крыше консерватории. Даже во время воздушной тревоги, когда вся семья спускалась в бомбоубежище, Шостакович, не замечая рева самолетов и взрыва снарядов, продолжал сочирять свою гениальную музыку.
«Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается!» Д.Шостакович
( Звучит аудиозапись- Симфония №7 «Ленинградская»,
Слайд №
Это произведение показывало контраст мирной жизни и разрушительной силы фашизма, передавало средствами музыки волю народа к победе. Исполнение симфонии в Ленинграде стало важным событием для жителей блокадного города.
Слайд №
Шостакович несколько лет занимался педагогической деятельностью, работая в Московской и в Ленинградской консерваториях
Слайд №
Внешне хрупкий, многие годы выглядевший юным, Шостакович был застенчив, немногословен, скромен, несколько неловок. О том, каким человеком был Шостакович, свидетельствуют строки поэта 20 века Евгения Евтушенко, посвящённые постановке оперы Д. Шостаковича «Екатерина Измайлова».
«На сцене очкастый человек стоит- не бог.
Неловкость пальцев в судорожной сцепке
И в галстуке, торчащем как то в бок.
Неловко он стоит, дыша неровно,
Как мальчик взгляд смущённо опустил,
И кланяется тоже так неловко,
Не научился. Этим победил».
И в тоже время Шостакович был смешлив, подвижен, остроумен, общителен.
Слайд № 5
Завершая свой рассказ о Д. Шостаковиче, хочу сделать вывод о том, что в этом человеке, как и в его новаторском творчестве удивительно сочетаются серьёзность и юмор, сосредоточенность и беззаботность а самое главное, что весь его облик «непререкаемо человечен».
На одном из международных форумов, где собирались посланцы доброй воли всей земли, страстно прозвучали слова Шостаковича, гражданина Мира:
«Пусть все поймут, как прекрасен мир! Мы, говорящие на одном языке человечества, на языке науки и искусства, на языке культуры, мы должны напоминать об этом людям везде и всегда!»
Спасибо за внимание!
Но главное её исполнение состоялось немного позднее – в самом Ленинграде.
Многие считали, что исполнение этой музыки в суровом, измученном
блокадой городе осуществить невозможно, но всё же решено было это сделать. Оригинал
партитуры перевозили на боевом самолёте вместе с медикаментами. Но выяснилось, что
оркестр ленинградской филармонии распался: многие музыканты были на фронте, кто-то
погиб от истощения. Но, собирая оркестр заново, все понимали, что вскоре суждено
состояться не просто концерту, а подлинному историческому событию.
Потому что эта музыка говорила: город не только сражался в кольце блокады, он жил и высокой духовной
жизнью. Поэтому так важно было услышать эту симфонию самим ленинградцам.
Осуществить исполнение симфонии в голодном полуразрушенном городе, это
было уже само по себе подвигом. К премьере готовились не только в городе. Чтобы
фашисты не смогли помешать исполнению музыки, военные на линии фронта провели
мощную артиллерийскую атаку, чтобы враги не смогли своими обстрелами сорвать
долгожданную премьеру.
Зал слушал новую симфонию в полной тишине. Одна за другой проходили
перед воображением слушателей картины современности: мирная довоенная жизнь,
нападение на страну фашистских завоевателей, поступь которых композитор передал в
своей «теме нашествия», героическое сопротивление нашей страны и оплакивание
погибших героев.
Шёл 1942 год, до конца войны оставалось ещё три тяжёлых года, но
композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим, и победа
будет за нами!»
Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде стало символом
мужества и грядущей победы. Когда начали исполнять финал симфонии, все в зале
встали, а у многих на глазах выступали слёзы. Всем в то время так нужна была вера в
торжество разума и справедливости, надежда на то, что мы победим. Тогда эта музыка
часто исполнялась по радио.
И дирижёры всего мира стремились достать её партитуру для исполнения.
Когда симфония впервые была исполнена в Америке, то один из американских критиков заявил:«Народ, который сочиняет такие произведения, непобедим».