План-конспект открытого урока "Работа над виртуозной пьесой"
Работа над виртуозными произведениями требует постоянного внимания от преподавателя и терпения и настойчивости в получении новых знаний и умений от ученика. Данный открытый урок был посвящен работе над мелкой и крупной техникой. Задача осложнялась тем, что на уроке было представлено произведение композитора-романтика Р.Шумана. При работе над пьесой "Дед Мороз" необходимо учитывать особенности стиля композитора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_publikatsiya_8.06.22.docx | 35.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «РАБОТА НАД ВИРТУОЗНОЙ ПЬЕСОЙ»
Нагайцева Н.А., преподаватель фортепиано
МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
Класс/срок обучения: учащийся 2-го класса трехгодичного срока обучения по ДОП «Музыкальное исполнительство. Фортепиано».
Учебный предмет: «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано».
Продолжительность урока: 20 минут.
Тема: «Работа над виртуозной пьесой».
Цель урока: Повышение профессионального уровня учащегося в области художественной фортепианной техники.
Задачи урока
Обучающие:
- Закрепление основных знаний, технических умений и навыков пианиста.
- Освоение различных видов фортепианной техники.
- Понимание зависимости средств выразительности, строения, фактуры произведения от его содержания.
- Применение теоретических и практических знаний при изучении произведения.
Развивающие:
- Активизация музыкального мышления, умения самостоятельно мыслить, действовать.
- Развитие аналитических способностей.
- Развитие рефлексии, умения дать верную оценку проделанной работе.
- Воспитание художественного вкуса обучающегося, понимания особенностей разных стилей фортепианной музыки.
Воспитательные:
- Воспитание внимательного отношения к словам преподавателя, способности воспринимать материал и быстро на него реагировать.
- Воспитание дисциплины в занятиях и личной ответственности.
- Воспитание умения ценить и воспринимать прекрасное.
Здоровьесберегающие:
- Создание комфортной дружеской атмосферы на уроке.
- Своевременное мышечных зажимов, развитие самоконтроля обучающегося за своим и физическими ощущениями во время игры.
- Правильная организация игрового аппарата, навыки расслабления и активизации групп мышц кистей и предплечья рук.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок закрепления полученных навыков
Структура урока:
- Вступительное слово преподавателя (3минуты).
- Р. Шуман Дед Мороз (17 минут).
Содержание учебного материала:
- Вступительное слово преподавателя.
Приступая к изучению виртуозной пьесы, учащийся должен иметь за плечами определенный «багаж», набор умений и навыков исполнения различных видов фортепианной техники. Это базовые навыки, которые приобретаются в процессе освоения гамм, инструктивных и концертных этюдов, виртуозных произведений. На этом учебном материале юный пианист не только учится владеть своим игровым аппаратом, но и знакомится с принципами гармонии, формообразования, звукоизвлечения и так далее. Музыкальное мышление ребенка наиболее качественно развивается на классических образцах фортепианной музыки, таких как этюды К. Черни, его современников и последователей, виртуозных произведениях композиторов различных эпох и стилей. Первые этюды исполняются обучающимися медленно или в среднем темпе в динамике mF достаточно плотным, ярким звуком. Энергичная работа пальцев при свободе всего игрового аппарата – основа формирования технических навыков.
Принципы развития технических навыков следующие: это пластичные и свободные движения, взаимосвязь всех участков игрового аппарата от лопатки, плеча до кисти при активной ведущей роли пальцев, целесообразность и экономичность движений, наличие постоянного слухового контроля. При работе над виртуозным произведением нужно обязательно поддерживать ощущение веса на пальцах. В начале изучения при исполнении в медленном темпе пьеса или этюд играется плотным звуком для достижения динамической ровности звучания. В завершающей стадии, когда произведение звучит быстро, необходимо убирать вес с пальцев для экономии сил, выделяя лишь основные звуки.
Музыкальное мышление играет ключевую роль в достижении более высокого уровня обучения, качественного освоения музыкального материала. Работа по развитию самостоятельности обучающегося в изучении произведения, приобретению умений анализа и синтеза должно вестись непрерывно. На всех этапах работы важна творческая воля юного исполнителя, его желание достичь высот, стать настоящим музыкантом.
Сегодня на уроке в качестве примера работы над мелкой и крупной техникой, освоения умения играть в соответствии со стилем композитора мы поработаем над пьесой Р. Шумана «Дед Мороз».
Ход урока:
- Организационный момент и введение в урок.
Преподаватель сообщает учащемуся тему и цель урока, проверяет наличие нот, настраивает ученика на результативную работу над различными видами фортепианной техники.
- Основная часть урока.
- Работа над 1 частью пьесы Р. Шумана «Дед Мороз».
Творчество Р. Шумана отражает глубоко индивидуальный и своеобразный стиль композитора-романтика. В отличие от инструктивных этюдов, сонат и пьес, на которых учились начинающие музыканты первой половины XIX-го столетия, Р. Шуман создал для детей цикл высокохудожественных программных произведений «Альбом для юношества», в котором передал внутренний мир переживаний ребенка, его психологические особенности, видение мира. В альбоме Шуман сохранил свой фортепианный стиль, отличающийся полетом фантазии, блеском игры, воображения. В цикле присутствует свойственная Шуману театральность, контрастность образов, быстрая смена настроений. Композитор рисует портреты своих героев с помощью ярких мелодических штрихов, по которым сразу становится понятен характер пьесы.
Одна их таких пьес – «Дед Мороз». Название этого произведения не совсем соответствует содержанию музыки. Композитор назвал эту миниатюру «Knecht Ruprecht», то есть слуга Рупрехт. Рупрехт – это герой из немецкой мифологии, сопровождающий Св. Николая в его посещении детей на рождество. Намерения слуги Рупрехта таковы: найти и наказать непослушных и ленивых детей. Его образ рисуется так: злой солдат в шубе наизнанку, обвешанный цепями и колокольчиками, с розгой в руке. Провинившихся детей он сажал в мешок и уносил в лес. Образ, переданный Шуманом, достаточно зловещий, но все-таки за внешней угрозой мы чувствуем улыбку любящего отца. Ведь композитор писал эти пьесы для своих детей.
Исполнение обучающимся 1-й части пьесы.
Восходящие фразы первой части рисуют топанье и приближение страшного героя. Они начинаются в нижнем регистре, исполняются двумя руками в октаву и доходят до среднего и верхнего регистров. Интересны акценты, проставленные композитором над звуками в первых тактах – это вертикальные значки в виде перевернутой буквы V. В музыке 18-19 в.в. они означали не только выделение звука, но и его агогические изменения. Если исполнять пьесы в соответствии с этими указаниями, образ Рупрехта меняется: опорные звуки как бы немного затягиваются, становятся тяжелыми, а акценты – не резкими.
Работа над штрихами и звукоизвлечением 1-8 тактов 1-й части.
После акцентированного первого звука мелодии следует второй, который не нужно играть отрывисто. Задача этих 8-и тактов: при исполнении акцентов сохранить слитность, единство восходящей мелодической линии. Завершающие аккорды, отмеченные динамикой F, исполняются активно, цепко, «от плеча», с выделением верхнего звука. 9-16 такты включают в себя отклонения в Dm и Ed. Нисходящее движение предполагает небольшое dim.¸аккорды в конце предложений звучат не очень громко.Такая динамика создает контраст перед заключительными предложениями 1-й части, тактами 17-24, звучащими FF, Напряжение усиливают резкие, мощные аккорды, приводящие в dm (21-22 такт).
Работа над произведением начинает в медленном темпе, собранными пальцами при свободе всего игрового аппарата. Исполнение 16-х нот: по принципу «быстрое взятие – быстрое снятие». Отчетливость, но в то же время и певучесть звука. Наличие крупной техники требует игры аккордов «от лопатки», «от плеча», с опорой в инструмент. Для качественного исполнения требуется физическая выносливость и техническая подготовка пианиста. В 9-16 тактах есть скачки, которые необходимо отдельно отрабатывать. Техника переноса и попадания на двойные ноты в правой руке и звуки в большой октаве в левой: быстро поднести пальцы к нужным клавишам, затем их «взять».
Работа над двойными нотами (терциями): необходимо в медленном темпе исполнять, выделяя верхние звуки и соблюдая легато. Для этого при соединении терций снимать один голос и оставлять другой. Затем учить 9-16 такты с выполнением динамики (небольшие diminuendo).
Завершающие предложения (17-24 такты) должны прозвучать наиболее ярко на FF. При работе над динамикой всей части можно сравнить звучание 1, 2 и 3 раздела: F, mF и FF для наилучшего звукоизвлечения. При игре FF звук не должен быть резким и грубым, певучесть сохраняется.
- Подведение итогов урока. Рефлексия учащегося. Получение домашнего задания.
Цель, поставленная перед преподавателем и обучающимся, была успешно выполнена.
Рефлексия учащегося: изучаемый материал был переосмыслен и исполнен на более высоком техническом и художественном уровне, исправлены ошибки и недочеты. Обучающийся продемонстрировал наличие музыкального мышления и умения самостоятельной работы за инструментом.
Домашнее задание: работая дома, вспоминать задачи, поставленные на уроке, и в соответствии с ними планировать занятия, стремиться достичь результата.
Гаммы играть ежедневно, развивая беглость и овладевая различными видами техники.
Пьеса Р. Шумана «Дед Мороз»: работа над крупной техникой, ровностью 16-х, художественным образом, динамикой с использованием методов и приемов, показанных на открытом уроке.
Принципы обучения, реализуемые в рамках урока:
- принцип прогнозирования и планирования урока;
- принцип доступности изучаемого материала;
- принцип развития творческой инициативы учащегося;
- принцип учёта возрастных и психологических особенностей учащегося;
- принцип формирования умений и навыков;
- принцип формирования интереса к предмету;
- принцип обучения музыкальной грамотности.
Методы и приёмы, используемые преподавателем на уроке:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, анализ художественных
впечатлений)
Реализуемые педагогические технологии:
- развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- педагогики сотрудничества.
Дидактический материал
Нотная литература:
Р. Шуман «Альбом для юношества» ор. 68
Методическая литература:
- Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.-Л.,1969.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
- Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М., 1993
- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев,1977.
- Тимакин Е. «Воспитание пианиста» - М., 198
- Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991
Ожидаемый результат:
Успешное техническое развитие обучающегося, возрастание трудолюбия, организованности, ответственности, формирование музыкального мышления, усиление интереса к фортепианному искусству.