Статья "Формы работы по сплочению детского коллектива"
СТАТЬЯ
«ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СПЛОЧЕНИЮ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА»
ПОДГОТОВИЛА:
Бондаренко Ольга Викторовна
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
Муниципального казенного учреждения
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Среднеахтубинкого района
Волгоградской области
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Эти слова Василия Александровича Сухомлинского очень похожи на девиз дополнительного образования, в котором я работаю много лет как педагог вокальных и танцевальных объединений.
«Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в обществе с другими людьми он может сделать многое». А. Шопенгауэр
После набора группы - необходимо ее сплачивать. Это и есть начало зарождения коллектива, первый его этап.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_splochenie_kollektiva.docx | 22.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СПЛОЧЕНИЮ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА»
ПОДГОТОВИЛА:
Бондаренко Ольга Викторовна
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
Муниципального казенного учреждения
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Среднеахтубинкого района
Волгоградской области
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Эти слова Василия Александровича Сухомлинского очень похожи на девиз дополнительного образования, в котором я работаю много лет как педагог вокальных и танцевальных объединений.
Наши детские коллективы включает в себя участников разного возраста от 4 до 17 лет.
Это сплоченные, сильные коллективы. Ребята относятся друг к другу с уважением и заботой. Они заинтересованы своим любимым занятием и стремятся узнать больше нового, чтобы лучше развивать свои способности.
Репетиции проходят систематически в установленном порядке. Это обстоятельство влияет на качество разучивания номеров, их художественную ценность. Коллективы работает в полную силу не жалея себя. Занятия проходят в спокойной рабочей обстановке.
Репертуар коллективов разнообразен. В него включены народные, лирические, эстрадные, военно-патриотические, авторские песни и танцы и т.д. Репертуар выбирается с учетом возраста и психологических особенностей коллектива. Тщательно подбирается программа, учитывая возрастные, музыкальные особенности, а также темперамент и вкус детей. Участники коллективов активно участвуют в общественной жизни ДЮЦ, города, района и области, оказывая помощь в проведении различных мероприятий.
И сегодня хотелось поделиться с вами некоторым опытом работы по формированию детского коллектива в системе дополнительного образования.
«Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в обществе с другими людьми он может сделать многое». А. Шопенгауэр
После набора группы - необходимо ее сплачивать. Это и есть начало зарождения коллектива, первый его этап.
В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе. Каждый ребенок приходит в такой коллектив со своими целями, притязаниями на определенное место в группе, своими представлениями и ценностными ориентациями. Ребятам хочется предстать перед новыми товарищами в лучшем виде.
Педагог на этом этапе должен занять так называемую открытую педагогическую позицию. Наша задача заключается в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, чувство тревожности у ребят. Я это делаю следующим образом: разъясняю цели создания группы, предъявляю определенные требования ко всем членам группы, объясняю нормы и правила поведения, принятые в данном творческом объединении. С самых первых занятий нужно начать вместе с ребятами и разработку правил поведения и взаимодействия в детском объединении. Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.
Организуя совместную работу, я, прежде всего, думаю о создании благоприятной атмосферы для установления межличностных отношений, а также опираюсь на актуальные потребности членов группы. В этой работе я использую следующие приемы:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым (обращаемся друг к другу только по именам, старшие помогают младшим, анализируя ошибки в пении у одного учащегося, исправляем их пропевая совместно);
б) создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом (за любое, даже самое маленькое достижение используем похвалу, аплодисменты);
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях ( КВНы, беседы, встречи с интересными людьми, тематические вечера).
Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Принципиально важны в настоящее время групповые поручения, дающие ощущения причастности к коллективному делу, побуждающие активность ребенка (вместе готовим оформление зала, костюмы для оформление номеров, если ребята не поют песню, то они участвуют в танцевальной постановке).
Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться. Еще в качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов др.), организация дежурства во время или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме.
Большое значение имеет создание традиций в коллективе.
Например, поздравления именинников, проведение в конце каждой четверти чаепития с играми и развлечениями, проведение праздников совместно с родителями, где ребята готовят номера для выступлений (День матери, 8 марта, выступление на родительских собраниях, приглашение родителей на все выступления), выступление на традиционных мероприятиях.
Коллективное творческое дело (мероприятия, проводимые внутри нашего центра творчества, участие в мероприятиях для детей школы раннего развития, украшение кабинета к Новому году и др.)
Желательны выступления перед различной слушательской аудиторией, что всегда сплачивает коллектив, развивает артистические способности, формирует любовь к сцене, потребность в хоровом пении. Но участие в концертной жизни не должно противоречить возможностям вокального коллектива как развивающего организма и задачам учебно-воспитательного процесса. Нельзя устраивать авралы по поводу приближающегося праздника, смотра, конкурса.
Главное в нашей системе - это воспитание ребенка, воспитание увлеченности предметом той деятельности, которой он отдает предпочтение, а основной инструмент воспитания - это коллектив.
Это цель каждого педагога, который не равнодушен к своей работе с детьми. Будем к ней стремиться. У каждого педагога есть свои способы формирования коллектива, свои творческие подходы, свои инновации. Необходимо обмениваться своим опытом друг с другом, применять идеи на практике. Это объединение поможет в нашем общем деле - деле воспитания детей.
Спасибо за внимание.
Игры на сплочение коллектива.
«Рисунок на спине»
Описание упражнения
Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
«Пазлы»
Описание упражнения
Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.
Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.
«Кочки»
Описание упражнения.
Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.
Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.
Психологический смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы;
Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы;
Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.