Творческая жизнь И.Ф.Стравинского

Фильченкова Олеся Евгеньевна

Творческая жизнь И.Ф.Стравинского

(методический доклад)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stravinskiy.docx91.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования «Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»

Творческая жизнь И.Ф. Стравинского

(доклад)

Выполнил:

педагог МХС «ВИТА»

Фильченкова О.Е


                   Творческая жизнь И.Ф. Стравинского

И́горь Фёдорович Страви́нский (17июня 1882, Ораниенбаум, Санкт-Петербургская губерния — 6 апреля 1971, Нью-Йорк) — русский композитор. Гражданин Франции (1934) и США (1945). Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества (наиболее репертуарные его сочинения) она несёт яркий отпечаток русской культурной традиции. Стилистика позднейших сочинений выдаёт, среди прочего, влияние неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы.

Игорь Фёдорович Стравинский (Igor Stravinsky) | Belcanto.ru

Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме (сейчас — Ломоносов) в семье музыкантов. Его отец Федор Стравинский был оперным певцом, солистом Мариинского театра. Мать будущего композитора Анна Холодовская играла на пианино и была концертмейстером на выступлениях супруга. В гости к Стравинским часто приходили их друзья: композиторы Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков, критик Владимир Стасов и писатель Фёдор Достоевский.

Начальное образование Стравинский получил во Второй Санкт-Петербургской гимназии, откуда перешел в одно из лучших учебных заведений Петербурга — гимназию Гуревича. Учился композитор плохо, иногда прогуливал занятия. Позднее он вспоминал: «Конечно, я был очень плохим учеником и ненавидел эту школу, как и вообще все мои учебные заведения, глубоко и навсегда». Во время каникул семья выезжала в деревню Льзи недалеко от Санкт-Петербурга. Здесь будущий композитор любил слушать многоголосое пение крестьян.

Игоря Стравинского учили музыке, однако родители не воспринимали занятия всерьёз. Первые уроки будущему композитору давала пианистка Александра Снеткова.

Зимой 1901–1902 годов Стравинский брал уроки композиции и гармонии у Федора Акименко. Его следующим педагогом стал Василий Калафати. О занятиях с ним Стравинский писал: «Калафати научил меня прибегать к слуху как к первому и последнему критерию, за что я ему благодарен. Я занимался у него больше двух лет». Все свободное время будущий композитор проводил в Мариинском театре — бывал там пять-шесть дней в неделю, слушал оперы. Римского-Корсакова. С ним Стравинский изучал музыкальную композицию, а с 1902 года пробовал сочинять собственные произведения.

После окончания гимназии по настоянию родителей Стравинский поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но вместо лекций будущий композитор посещал занятия Николая

В 1905 году Стравинский должен был закончить юридический факультет, но от сдачи экзаменов отказался. К тому моменту он сблизился с Сергеем Дягилевым и художниками объединения «Мир искусства». Вместе с ними композитор посещал выставки, балеты и симфонические концерты, был членом объединения «Вечера современной музыки».

Вскоре Сергей Дягилев предложил композитору написать балет «Жар-птица» для «Русских сезонов». Музыку не смогли создать ни Анатолий Лядов, ни Николай Черепнин, к которым сначала обратился импресарио. Стравинский в это время изучал русский фольклор, как раз интересовался историей о сказочной птице и втайне продумывал фабулу нового произведения. Над партитурой он работал всю зиму 1909 года. Балет поставил танцовщик Михаил Фокин, который к тому времени уже стал балетмейстером антрепризы, а эскизы костюмов и декораций рисовали Леон Бакст и Александр Головин.

Премьера «Жар-птицы» состоялась в Париже 25 июня 1910 года и прошла с успехом.

Следующими балетами Стравинского для «Русских сезонов» стали «Петрушка» и «Весна священная». В них композитор впервые перешёл к диссонансам — непривычным по звучанию сочетаниям нот. Балет «Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях» Стравинский задумал еще во время работы над «Жар-птицей»: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы «Жар-птицы», в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала». Над балетом кроме самого композитора работал художник Николай Рерих, который интересовался язычеством. Он помогал Стравинскому со сценарием, рисовал эскизы декораций и костюмов. Хореографию «Весны священной» поставил танцовщик Вацлав Нижинский. Премьера балета прошла 29 мая 1913 года. Часть публики восприняла «Весну священную» негативно. Мнения критиков разделились: некоторые з них писали об абсурдности постановки, а другие полагали, что Стравинский создал балет будущего: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году».

В Париже Стравинский познакомился с композиторами Эриком Сати и Клодом Дебюсси. Дебюсси писал о нем: «Стравинский <…> остаётся самым чудесным оркестровым механизмом этого времени». В дальнейшем композиторы продолжили общение — они переписывались несколько лет.

Стравинский с семьей жил в Петербурге, а холодное время года проводил в Швейцарии. В 1914 году из-за начала Первой мировой войны композитор остался там на лето, а после революции решил и вовсе не возвращаться в Россию.

В Швейцарии он работал над оперой «Соловей» по одноименному произведению Ханса Кристиана Андерсена, а в 1918 году создал оперу-балет «История солдата» на основе сказок Александра Афанасьева с либретто на французском языке. Впервые ее показали в этом же году в Лозанне.

В начале 1920-х годов композитор создал балет по мотивам русских сказок «Байка про лису, петуха, кота да барана». Его жанр сам Стравинский определил как «весёлое представление с пением и музыкой». Вскоре он написал «русские хореографические сцены с музыкой и пением», которые получили название «Свадебка».

Балеты этого времени объединяли фольклорные мотивы и полиритмия — медленные и быстрые фрагменты в одном произведении. Музыковед Михаил Друскин писал: «Русский период не только по эстетической ценности созданных тогда произведений, но и по его значению для всей художественной эволюции Стравинского — главнейший период его творчества».

После революции Стравинский решил не возвращаться в Россию. . Композитор переехал во Францию. Там он сошелся с членами группы «Шестерка» — французскими музыкантами и писателями. Стравинский был идейным вдохновителем творчества композиторов этого объединения.

В 1922 году Стравинский закончил работу над оперой-буфф «Мавра», в основу которой легла поэма Александра Пушкина «Домик в Коломне». А в следующие несколько лет композитор почти не писал музыку. Он выступал на концертах со своими произведениями, дирижировал оркестром и играл на фортепиано.

Вскоре после начала Второй мировой войны Стравинский окончательно переехал в США и поселился в штате Калифорния, а в 1945 получил американское гражданство. В это время он работал над своим первым религиозным музыкальным произведением для исполнения в католической цОсенью 1962 года Игорь Стравинский с гастролями приехал в СССР. Его концерты прошли в Москве и Ленинграде с успехом. На них композитор сам дирижировал оркестром. В СССР прозвучали сюиты из оперы «Жар-птица», композиции «Фейерверк» и «Дубинушка».церкви — «Мессой».

В середине 1960-х годов Стравинский тяжело заболел. В 1966 году композитор написал реквием «Заупокойные песнопения», которое считал одним из главных произведений в своей жизни: «Заупокойные песнопения» завершили всю мою творческую картину».

В 1967 году Стравинский хотел вновь посетить СССР и отпраздновать там свой 85-летний юбилей, но не смог этого сделать из-за состояния здоровья. Последним произведением композитора стала обработка духовных песен Хуго Вольфа. Умер Игорь Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке.

Творчество

Стравинский работал практически во всех современных ему жанрах. В его творческом наследии оперы, балеты, симфонии, кантаты и оратории, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерная инструментальная и вокальная музыка. Творческую карьеру Стравинского подразделяют на три периода — русский, неоклассический и серийный. Это подразделение условно и противоречиво, например, сочинения «на русскую тему» («Отче наш», «Верую», «Богородице Дево радуйся», «Скерцо в русском стиле» и др.) Стравинский писал в годы, которые причисляют к периоду неоклассицизма, а обращение к темам прошлого (балет «Агон», хоровой Реквием) характерно не только для неоклассического, но и для серийного периода. Опера «Похождения повесы» (1951) считается «неоклассической», хотя написана уже в «серийные» годы и совершенно иным языком, нежели балет «Пульчинелла» (1920).

Стиль

Стиль Стравинского невозможно описать коротко и однозначно (как это возможно, например, в отношении венского классика Моцарта или романтика Шопена). Причина этого — в непрерывных стилевых поисках и композиционно-технических экспериментах, которыми отмечены работы композитора на протяжении всей его жизни. Вследствие изменчивости стилевых и композиционно-технических предпочтений Стравинского западная историография окрестила его «Протеем двадцатого века».