Николай Петрович Раков
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования «Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»
Николай Петрович Раков
(методический доклад)
Выполнил:
педагог МХС «ВИТА»
Фильченкова О.Е
Композитор Николай Петрович Раков
Николай Петрович Раков (1908—1990) — советский композитор, дирижёр, пианист, скрипач, педагог. Народный артист СССР (1989).
Николай Петрович Раков родился 1 (14) марта 1908 года в Калуге. Ещё в семилетнем возрасте он начал брать уроки игры на фортепьяно. Через пару лет настолько увлёкся скрипкой и так её освоил, что к своим двенадцати годам стал профессионалом, играя в калужском городском оркестре и исполняя на скрипке сложную музыку И. С. Баха.В 1926 году поступил в МГК имени П. И. Чайковского, где обучался композиции у Р. М. Глиэра и С. Н. Василенко, окончил в 1931 году. С 1932 года — преподаватель, с 1943 года — профессор МГК имени П. И. Чайковского по классу инструментовки.
С 1949 года выступал в качестве дирижёра, исполняя свои сочинения и произведения классического репертуара. Работая в консерватории в течение 58 лет, воспитал ряд известных композиторов, среди которых Э. В. Денисов, А. Я. Эшпай, В. И. Мурадели, А. Г. Шнитке, а также написал два больших пособия по оркестровке. В списке учеников Ракова лучшие русские композиторы XX века: Эдуард Артемьев, Эдисон Денисов, Владимир Мартынов, Борис Чайковский, Альфред Шнитке. Эдисон Денисов, которого во Франции называют «Моцартом XX века», вспоминал о своём учителе: « Раков один из лучших педагогов, у которых мне пришлось заниматься. Николай Петрович обладает удивительным умением давать классическую основу владения оркестром, что нисколько не сковывает композиторов, а напротив, позволяет на этой основе находить свой собственный оркестровый язык. Николай Петрович был композитором, которому подвластны разные музыкальные жанры. Он писал музыку для струнного, духового, симфонического, народного оркестра; для скрипки, солирующих духовых и фортепиано; танго и фокстроты, романсы и песни.В 1944 году композитор завершил одно из выдающихся своих произведений - первый скрипичный концерт, который сразу начали исполнять лучшие скрипачи.
«Ещё одно событие в моей жизни связано с произведением Ракова.
В 1955 году Николай Петрович предложил мне записать скрипичный концерт на пластинку с оркестром Всесоюзного радио. Дирижировал автор…
Пластинка вышла во многих странах мира и пользовалась большим успехом.
Я до сегодняшнего дня считаю концерт одной из лучших моих записей», — Давид Ойстрах.
Пожалуй, по качеству музыки Ракова можно назвать «Римским -Корсаковым XX века». Композиторов роднит безупречное владение оркестром, безукоризненная стройность, интонационная изысканность, красота и благородство мелодического рисунка, безупречный вкус.При этом Николай Петрович не был сухим педантом, а веселым общительным человеком, которого очень любили дети. Композитор много музицировал вмести с детьми, написал немало учебных пьес для музыкальных школ. Приобщал ребят к музыке, воспитывая в них культурных музыкантов и слушателей.
Классическая ясность, искренняя непосредственность выражения, светлый радостный колорит, душевная отзывчивость и приветливость, мелодическая яркость, свойственная музыке Ракова оказались близкими для детского мировосприятия.У него было много друзей. Иногда, желая позабавить их, он разыгрывал пантомиму: брал в руки воображаемую гармошку и начинал изображать гармониста, который подшофе «сопровождает» массовое гулянье на советском празднике. Все покатывались со смеху... Он был большим мастером на шутки и разные розыгрыши.
Творчество
Творческое наследие Ракова включает в себя большое количество произведений в разных жанрах для разных инструментов. Он прославился как автор ряда сочинений для детей и юношества, но также и крупных концертных произведений, среди исполнителей которых были Д. Ф. Ойстрах, О. М. Каган и др. Раков выступал как дирижёр и пианист, часто исполняя собственные произведения.
Основное место в творчестве Ракова занимает инструментальная музыка (симфоническая и камерная), в которой композитор широко использует русский народно-песенный мелос, а также фольклор народов Советского Союза (Марийская сюита, Первая симфония (на материале напевов киргизского акына Токтогула Сатылганова), Русская увертюра, 10 фортепианных пьес на народные темы и др.). Для симфонических произведений Ракова характерны красочность, изысканность оркестрового письма; среди произведений крупной формы выделяется Первый концерт для скрипки с оркестром (1944). Композитор много работает в области инструментальной миниатюры. В его музыке преобладают лирические, светлые, мечтательные настроения; в ряде произведений воплощены образы юности (Вторая и Третья симфонии, симфониетта). Раков является создателем обширного педагогического репертуара для музыкальных школ и училищ, включающего произведения для фортепиано, струнных, духовых и народных инструментов, для различных по составу ансамблей, ученических концертов.
Основные сочинения
Сочинения для оркестра
Четыре симфонии (1940—1973)
Симфониетта (1958)
Марийская сюита (1931)
Русская увертюра (1947)
Концертная сюита (1949)
Четыре концерта для фортепиано с оркестром (1969—1977)
Два концерта для скрипки с оркестром (1944, 1963)
Концертино для скрипки и струнных (1960)
Концертная фантазия для кларнета с оркестром (1968)
Камерные сочинения
Две сонаты для скрипки и фортепиано (1951, 1974)
Сонатина для скрипки и фортепиано (1959)
Девять пьес для виолончели и фортепиано (1959)
Два квартета для четырёх виолончелей (1984, 1986)
Соната для флейты и фортепиано (1970)
Две сонаты для гобоя и фортепиано (1951, 1978)
Две сонаты для кларнета и фортепиано (1956, 1975)
Сонатина для кларнета и фортепиано (1963)
Три сонатины для арфы и фортепиано (1965, 1970, 1971)
Песни и романсы
Сочинения для фортепиано
Четыре сонаты
14 сонатин
Вариации
Пять прелюдий
Двадцать концертных этюдов
«Акварели» и др.