Общеобразовательная общеразвивающая программа
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБУ ДО
Протокол №___ ДДТ ст. Калининской
от «____» ______ 20___г. ________________Н.П.Косик
Приказ № ___________
от «___» ________ 20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ФЛАЖОЛЕТ»
(объединение «Флажолет»)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 6 недель (12 часов)
Возрастная категория: от 12 до 18 лет
Форма обучения: дистанционная
Вид программы: модифицированная
Условия реализации программы: бюджет
ID номер в АИС «Навигатор»
Автор-составитель:
Гаспарян Каринэ Аркадьевна Педагог дополнительного образования
ст. Калининская
2022 г.
Содержание
Введение | 3 | |
1 | Раздел 1 «Нормативно-правовая база» | 4 |
2 | Раздел 2 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» | 6 |
2.1 | Пояснительная записка | 6 |
2.2 | Цель и задачи программы | 9 |
2.3 | Содержание программы | 10 |
2.4 | Планируемые результаты | 11 |
3 | Раздел 3 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» | 13 |
3.1 | Календарный учебный график | 13 |
3.2 | Календарный план воспитательной работы | 13 |
3.3 | Условия реализации программы | 14 |
3.4 | Формы аттестации | 15 |
3.5 | Оценочные материалы | 15 |
3.6 | Методические материалы | 16 |
3.7 | Порядок проверки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 21 |
Список литературы | 22 | |
Приложение | 24 |
Введение
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. В это время, свободное от школьных занятий, учащиеся могут развивать свои навыки и способности в полной мере и понять, что у них получается в большей степени.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «Флажолет» предусматривает профориентационную деятельность, которая проявляется в разнообразии репертуара, в возможности выбора музыкального инструмента из предусмотренных, в развитии импровизационных навыков и создании собственного произведения. Разнообразие деятельности помогает учащимся лучше понять весь спектр музыкальной деятельности. Ведь музыкальное воспитание является важной частью развития интеллектуальных и духовных качеств ребенка. Данная программа направлена на развитие этих качеств, самореализации, профориентации и социализации. Учитывая возрастные особенности учащихся, определены такие формы работы, которые будут способствовать развитию познавательной и развивающей сферы, нравственных оценок, социальной адаптации, патриотических чувств.
Авторская (бардовская) песня – самобытное и значимое явление отечественной культуры, представляющее особый синтез нескольких видов деятельности. Наравне с авторской музыкой можно поставить и рок направление, альтернативная музыка по жанру хоть и отличается, но стоит рядом по своим запросам на оригинальность и самобытность. В настоящее время авторская песня - это альтернатива бездуховной, безвкусной, а порой агрессивной или откровенно безнравственной песне, заполонившей музыкальное пространство и завоёвывающей молодёжную аудиторию своей доступностью исполнения. Авторская песня, как сказал В.С. Высоцкий – «пишется умными людьми для умных людей».
Раздел 1 «Нормативно-правовая база»
Цели, содержание и условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей краткосрочной программы «Флажолет» определены в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р).
3. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2021 г., регистрационный № 66403).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р.
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
7. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями от 05.09.2019г., 30.09.2020г.).
9. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16)).
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
11. Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной службы Государственной статистики от 31 августа 2018 г. № 534 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием детей».
12. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
15. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный № 25016).
16. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 г.
17. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.
18. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2016 г.
19. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
20. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (автор-составитель: Рыбалёва И.А.) 2020 RMC.23@YA.RU
21. Устав МБУ ДО ДДТ ст. Калининской.
22. Локальные акты МБУ ДО ДДТ ст. Калининской.
Раздел 2. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
2.1. Пояснительная записка
Выбор профессии - это всегда ответственно, так как хочется найти занятие по душе, и музыкальная деятельность привлекает своей творческой составляющей. Даже имея работу, человек стремится к увлечению музыкой. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа дает возможность понять за короткий срок все прелести музыкальной профессии, так как ориентирована на знакомство и обучение популярной музыке, а не упражнениям для развития техники игры.
Программа «Флажолет» знакомит учащихся с музыкальной деятельностью для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения. Представляет собой разработанный курс для учащихся, заинтересованных в получении более углубленных знаний, игре на гитаре.
Направленность программы - художественная, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей в музыкальной и исполнительской культуре, создание художественных образов, самореализацию в музыкальном творчестве, формирование коммуникативной культуры.
Новизна состоит в том, что образовательная деятельность проходит с применением дистанционных технологий, она построена на совмещении двух систем обучения – табуляции (система записи аккомпанемента – табулатура) и таблицы аккордов. В программе также изложен материал, изучающий различные музыкальные стили: основы рок-музыки, бардовская песня, романсы.
Направлена на знакомство учащихся с различными музыкальными профессиями (композитор, музыкант, певец, музыкальный критик, музыковед и т.п.). Образовательная деятельность дает возможность активного практического погружения учащихся в сферу музыкального творчества, в изучение игры на инструменте в летний период, учащиеся развивают основные навыки игры на гитаре, вокального исполнения песен, как основных составляющих творчества исполнителей бардовской песни и отечественной рок-музыки.
Актуальность программы обусловлена тем, что в летний период учащиеся могут попробовать себя в новом виде творчества, научиться чему-то новому, что в дальнейшем поможет самоопределиться в выборе профессии. Летние каникулы – время для творческого развития, обогащения внутреннего мира, создания условий для социализации учащихся с учетом реалий современного мира. А также данная программа адаптирована для успешной реализации в условиях дистанционного обучения.
На современном этапе развития общество нуждается в сформированной творческой личности. Авторская песня, как часть музыкальной культуры и традиций общества, позволяет воспитать в человеке с самых ранних лет позитивное отношение к действительности, сформировать своеобразную защитную реакцию к негативным явлениям в культуре, в частности, в области музыкального и поэтического творчества. Программа направлена на формирование навыков организации полноценного досуга, расширяет сферу социализации детей и подростков.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что при её реализации соединяются современные разработки в области певческой и инструментальной исполнительской культуры в жанре авторской песни, создаются оптимальные условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Авторская песня – наиболее доступный вид искусства, не требующий особых музыкальных и вокальных данных. При этом она несет в себе элементы высокого искусства: поэзии, музыки, театра, что, в свою очередь, позволяет наиболее полно раскрыть творческие силы ребенка.
Использование форм, средств и методов образовательной деятельности, в условиях дистанционного обучения, в соответствии с целью и задачами образовательной программы, направлены на творческое развитие учащихся.
Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретают сформированные навыки исполнения песен под аккомпанемент, развивают такие качества, как самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, чувство взаимопомощи, коллективизма, патриотизма, учатся работать с музыкальной литературой (чтение нот, табулатур, сетки аккордов).
Отличительной особенностью программы является то, что в отличие от уже существующих программ, в которых очень много внимания уделяется именно технике игры на гитаре, в данной программе особое внимание уделяется работе с образным рядом песни, постановке голоса, в обращении к эмоциональной сфере ребенка, которая и порождает желание обращаться к музыке. Особенность также заключается в обеспечении доступности дистанционного дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Занятия по данной программе дают возможность ребенку выразить себя в песне, найти образ, суметь добиться выражения своих эмоций через вокальное творчество. Именно сочетание вокала и игры на музыкальном инструменте определяет выбор содержания программы.
Адресат программы. Возраст учащихся, на который ориентирована программа, от 12 до 18 лет. К обучению в объединение принимаются как мальчики, так и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся могут заниматься как индивидуально, так и в группе по 2-3 человека, в зависимости от возрастных, творческих особенностей детей. К обучению по данной программе допускаются учащиеся, освоившие программу «Обучение игре на гитаре» ознакомительного уровня, которые изъявили желание попробовать себя в авторской и рок-музыке. Готовность и особенности работы с такими детьми, определяется педагогом.
Зачисление учащихся на обучение по программе «Флажолет» осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), согласия на обработку персональных данных, копии свидетельства о рождении (паспорта), медицинской справки об отсутствии медицинских противопоказаний, договора об образовании (сотрудничестве) между муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования домом детского творчества станицы Калининской и родителями (законными представителями) учащегося.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую краткосрочную программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/.
Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями: детей с высокой мотивацией к предметной области программы, талантливых, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на ознакомительном уровне, в дистанционной форме обучения, рассчитана на 12 часов, 6 недель.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу, 2 часа в неделю, 12 часов за время реализации программы.
Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические знания и практические упражнения, разучивание песен и произведений и т.д. При этом используются беседы, дискуссии, учебные игры, самостоятельная работа, практические занятия, выполнение самостоятельной работы и др.
На сайте образовательной социальной сети nsportal.ru имеется страница педагога, на которой организовано дистанционное обучение. Электронный курс представляет собой УМК, содержащий: пояснительную записку (рекомендации к курсу), ДООП, учебные (конспекты занятий, видео-уроки, фотографии), оценочные (диагностическая карта), методические материалы. Конспект занятия содержит приветственное слово с рекомендациями по изучению темы и форму обратной связи от учащихся, ссылку на теоретический материал и практическую часть, которая представляет собой мастер-класс.
В процессе обучения ведется профориентационная работа с учащимися. Дети знакомятся с такими профессиями как музыкант, исполнитель, солист, композитор. Приобретают определенные навыки, определяют приоритеты, необходимые для выбора будущей профессии.
На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития детей и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности: выполнение индивидуальных заданий усложненной формы для талантливых и одаренных детей, в связи с чем предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной траектории.
Реализация программы осуществляется с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися. Образовательный процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся.
В дистанционной форме программа реализуется с помощью видео-сайта YouTube.com. На данном сайте создается канал творческого объединения, на который можно перейти по ссылке педагога. Инструментарий канала позволяет проводить полноценные стримы (прямые трансляции с возможностями живого чата с учащимися) занятий. Для учащихся, у которых расписание дистанционных занятий в школе совпадает с занятиями в творческом объединении, загружаются и хранятся видео-занятия, что позволяет им в свободное время просмотреть видео-занятие, освоить материал самостоятельно, а интересующие вопросы задать педагогу.
В обучении с применением ЭО и ДОТ могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности: лекция, консультация, практическое занятие, презентация, видео-уроки, самостоятельная работа.
Электронные образовательные ресурсы, используемые при применении дистанционных образовательных технологий:
- WhatsApp — приложение, удобный инструмент для общения педагога с учащимися;
- Telegram - приложение, способствующее общению педагога с учащимися; возможно создавать полноценные обучающие каналы, обмен файлами, мультимедийными материалами разного формата.
- ВКонтакт - приложение, где можно выкладывать фото и видеоальбомы по темам. Рассылать интернет материалы. Можно создать группы для общения и обсуждения.
2.2 Цель и задачи программы
Цель программы – организация занятости детей в период летних каникул через освоение знаний, умений и навыков игры на гитаре, исполнения авторской песни и рок-музыки для формирования интереса к профессии музыканта.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:
предметные:
- знакомство с музыкальным материалом, краткой историей авторской песни и отечественной рок-музыки;
- знакомство с исполнителями авторской песни и отечественной рок-музыки;
- знакомство с основными знаниями и умениями игры на гитаре авторских песен и рок-музыки;
- знакомство с интонациями, выражающими разнообразное эмоциональное состояние во время исполнения произведений;
- знакомство с созданием образов с помощью голоса и музыки;
- обучение основам построения аккордов и гармонизации песен;
- знакомство с профессиями, их особенностями в музыкальной сфере;
- формирование вокально-техническихи певческих навыков;
личностные:
- способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к занятиям игре на гитаре;
- развитие творческого мышления;
метапредметные:
- воспитание музыкального вкуса;
- развитие умения ориентироваться в музыкальных стилях и направлениях;
- формирование гражданской идентичности;
- формирование навыков разновозрастного общения;
- формирование социально-ценностных навыков поведения;
- формирование умения планировать и организовывать деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку.
2.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Профориентация | 1 | - | 1 | мониторинг |
2. | Авторская песня | 4 | 1 | 3 | прослушивание |
3. | Отечественная рок-музыка | 6 | 1 | 5 | прослушивание |
4. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | прослушивание |
ИТОГО | 12 | 2 | 10 |
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Профориентация - 1 час
Практика. Знакомство с профессиями в музыкальной области (композитор, музыкант, певец, музыкальный критик, музыковед). Задачи на период краткосрочной программы. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с правилами обучения по программе. Подготовка инструмента к работе.
2. Авторская песня - 4 часа
Теория. Авторская песня, особенности жанра авторской песни. Классика авторской песни в ХХ веке и современности.
Практика. Разучивание репертуара и знакомство с творчеством В. Высоцкого, Ю. Визбора, О. Митяева (на выбор учащегося). Знакомство с творчеством и разбор песен Б. Окуджавы, А.Дольского, А. Киреева (на выбор учащегося). Контроль полученных навыков – исполнение выученного произандения.
3. Отечественная рок-музыка - 6 часов
Теория. Современная рок-музыка, определение тональности и гармонии. Известные исполнители и группы. Отечественная рок-музыка в ХХ веке.
Практика. Разучивание репертуара и знакомство с отечественной рок-музыкой. Песни на выбор учащихся из репертуара русского рока. Подбор гармонии и тональности из групп отечественного рока. Настраивание гитары по 5 ладу на слух. Работа с каподастром. Контроль полученных навыков – прослушивание.
4. Итоговое занятие - 1 час
Практика. Прослушивание пройденного материала, анализ исполнения.
2.4. Планируемые результаты освоения программы
По окончании реализации программы у учащихся предполагается получение следующие результатов:
предметные:
- знать музыкальный материал, краткую историю авторской песни и отечественной рок-музыки;
- знать исполнителей авторской песни и отечественной рок-музыки;
- знать основы и уметь играть на гитаре авторские песни и рок-музыку;
- знать интонации, выражающие разнообразное эмоциональное состояние во время исполнения произведений;
- знать, как создавать образы с помощью голоса и музыки;
- знать основы построения аккордов и гармонизации песен;
- знать профессии и их особенности в музыкальной сфере;
- развиты вокально-технические и певческие навыки;
личностные:
- иметь развитое эмоционально-ценностное отношение к занятиям игре на гитаре;
- развитое творческое мышление;
метапредметные:
- приобретено умение ориентироваться в музыкальных стилях и направлениях;
- уметь планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку;
- развитый музыкальный вкус;
- развита гражданская идентичность;
- сформированы социально-ценностные навыки поведения.
Раздел 3. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
3.1. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода | 01.06.2022 – 13.07.2022 |
Количество учебных недель | 6 |
Место проведения занятия | Дистанционно |
Режим занятий | 2 раза в неделю по 1 академическому часу |
Форма занятий | Индивидуальная |
Сроки контрольных процедур | Начало и конец учебного плана |
Календарный учебный график составляется отдельно на каждого учащегося, в соответствии с положением о календарном учебном графике.
3.2. Рабочая программа воспитания
1. Название программы «Обучение игре на гитаре»
Характеристика объединения (направленность) художественная.
Количество учащихся объединения (кол-во групп, год обучения, численный состав): летняя программа, 17 учащихся.
Из них мальчиков – 7, девочек – 10.
Учащиеся имеют возрастную категорию детей от 12 до 18 лет.
Формы работы (индивидуальные и групповые) индивидуальная.
Цель программы: формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
Патриотическое воспитание - формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.
Национальное воспитание – формирование представления о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», понимание таких явлений как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм».
Трудовое и профориентационное воспитание - формирование знаний и представлений о трудовой деятельности, выявление творческих способностей и профессиональных предпочтений учащихся.
Интеллектуальное воспитание - развитие кругозора и любознательности; воспитание познавательных интересов, формирование потребности в приобретении новых знаний и интереса к творческой деятельности.
Эстетическое воспитание - формирование характера и нравственных качеств, а также развитие художественного вкуса и эстетики поведения.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Планируемый результат | Примечание |
1 | Патриотическое воспитание | Беседа «Час Памяти» | июнь | Формирование патриотического воспитания | |
2 | Национальное воспитание | Беседа «Традиции Кубани» | июнь | Формирование уважительного отношения к народам России | |
3 | Профориентационное воспитание | Беседа «Моя будущая профессия» | июнь | Профессиональное ориентирование | |
4 | Интеллектуальное воспитание | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | июль | Развитие интеллектуальных способностей | |
5 | Эстетическое воспитание | Мероприятие «Музыкальная шкатулка» | июль | Воспитание эстетического вкуса и развитие творческих способностей |
3.3. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо выполнение следующих условий:
1. Кадровое обеспечение. Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
2. Материально-техническое обеспечение: ноутбук, средства связи, музыкальные инструменты (гитара, синтезатор, бас-гитара, шумовые инструменты), музыкальные комплектующие, комплекты струн, подставка под ногу, пульты для нот, каподастр, тюнер, медиаторы, аудиоаппаратура, шнуры, микрофоны, усилитель звука, микшер. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса в дистанционном формате.
Методическое обеспечение: словарь терминов и понятий; перечень расходных материалов, необходимых для работы на занятиях; аудио- и видеоматериалы; репертуарные сборники и музыкальные записи; наличие табулатурных схем, таблицы аккордов; наглядно-демонстрационный материал (дидактический материал, таблицы, раздаточный материал); календарный учебный график; диагностический инструментарий (диагностическая карта); разработки педагога информационного характера (беседы, викторины); разработки учебных занятий, конспекты воспитательных мероприятий; - инструкции по ТБ.
3. Информационное обеспечение. Интернет-источники:
https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края
https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края»
http://knmc.kubannet.ru/ Краснодарский НМЦ
http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования
http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр
http://www.dop-obrazovanie.com/
сайт о дополнительном внешкольном образовании http://www.redu.ru
Специальная литература. Аудио-, видео-, фото- материалы. Интернет - источники.
3.4. Формы аттестации
Аттестация учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей краткосрочной программе «Флажолет» не предусмотрено. Качество реализации программы оценивается по отзывам учащихся..
3.5. Оценочные материалы
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики учащихся.
Перечень диагностических методик:
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им программы;
- прослушивание упражнений и произведений по данной теме;
- анкета для выявления готовности к выбору профессии В.Б.Успенского;
- итоговое занятие.
3.6. Методические материалы
Основной формой обучения является занятие. При этом используются беседы, упражнения, разбор произведений. Во время занятий проводятся различные виды инструктажей: вводный, правила работы с электро-аппаратурой, замена струн на гитаре и др. Также на занятиях проводятся динамические паузы, во время которых делаются специальные упражнения для снятия напряжения пальцев рук, шеи и т.д.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятия по:
- получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний;
- закреплению знаний и умений;
- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося. Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной, с подведением итогов, и рефлексией частей.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку, так как учащиеся, имеют различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.
Дистанционное обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности. При этом повышается их активность и работоспособность, мотивация к обучению, улучшается качество знаний.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
В ходе образовательного процесса происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с учащимися выполняет практическую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в художественном творчестве.
К концу обучения у учащихся развиваются навыки игры на гитаре, исполнительские особенности, умение петь и аккомпанировать популярные песни, образное мышление, художественный вкус; развиваются терпение, взаимовыручка, гуманное отношение к людям.
Самый существенный результат реализуемой программы – это сформированный интерес к музыкальным профессиям, освоение элементарных навыков игры на гитаре; развитие музыкального вкуса, востребованности себя как личности в социуме.
Во время освоения программы используются:
- методы организации занятий: словесные (объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога), наглядные (демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование материалов по теории музыки; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.), репродуктивный метод (метод практического показа).
- методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и способы деятельности;
- частично поисковый - участие детей в коллективном или индивидуальном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- проектно-исследовательский – творческая работа учащихся.
- методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы по группам (2-5 человек);
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Основные части занятия:
- введение – создание эмоционального отношения к работе;
- обсуждение пройденного ранее материала;
- знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание дидактических материалов;
- подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
- творческая деятельность детей, освоение темы;
- прослушивание домашних заданий, анализ результатов, подведение итогов занятия.
Основные приемы, используемые педагогом в организации образовательного процесса:
1. Убеждение – одна из форм педагогического воздействия на ребенка. Формы убеждения: слово, дело, пример, одна из форм убеждения – опора на мотивацию, например: для того, чтобы научиться хорошо играть на гитаре, необходимо долго тренироваться. За убеждением обязательно следует призыв к конкретной деятельности.
2. Упражнения – специальные упражнения тренировочного характера. Цель упражнений – выработка, закрепление умений и навыков.
3. Стимулирование – т.е. побуждение к чувствам, действиям. Это поощрение (похвала, поддержка, одобрение, награждение).
4. Сотрудничество – как совместная деятельность, общение педагога и учащихся; активная позиция учащегося в образовательном воспитательном процессе.
5. Создание ситуации успеха, т.е. формирование у каждого учащегося опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих знаний, умений, навыков; своих способностей.
Самый главный принцип обучения – это доступность учебного материала. Если учащийся усваивает учебный материал, у него появляется увлеченность. А с увлечённостью получают своё развитие и творческие задания учащегося. Подходы в обучении могут быть самыми различными, неодинаковыми при разных условиях и обстоятельствах и сугубо индивидуальными.
При изучении и познании определённых видов творческой деятельности (в данном случае – обучение на музыкальном инструменте), как бы складываются две стороны назначения образования: с применением конкретного инструмента, и духовная, связанная с мышлением к общечеловеческой культуре. Как же достичь гармонии между практической деятельностью и духовной сферой? Чтобы найти пути решения этих задач, между педагогом и учащимся должны сложиться доверительные отношения, творческий союз. При таком подходе гораздо легче организовать работу детей. Они, в свою очередь, будут быстрее осваивать методы и технологии учебного процесса.
Основными видами деятельности на занятиях являются репродуктивная и творческая. Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение выполнения упражнений и движений, показанных педагогом. Творческая деятельность направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового результата.
Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации и способствует гармоничному (умственному и физическому) развитию личности.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала или при выполнении творческих заданий.
Этому способствуют совместное обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение творческих проявлений, создание положительной мотивации, актуализации интереса.
Важным условием творческого самовыражения учащихся является реализация идеи свободного выбора: им предоставляется право выбора музыкальных произведений из предложенного репертуара, творческой комбинации знакомых музыкальных этюдов.
Основными направлениями профориентационной работы являются следующие:
- профпросвещение (информация о мире профессий, о самом себе, о ситуации на рынке труда, о системе профессионального образования);
- профвоспитание (формирование потребности в самоопределении, положительное отношение к различным видам труда, готовность трудом приносить пользу обществу);
- развитие интересов и склонностей (развитая склонность характеризуется длительным, не насыщаемым стремлением к деятельности, творческим отношением к ее развитию, к постоянному накоплению знаний, совершенствованию умений и навыков, соответствующих данной деятельности);
- профконсультации (справочно-информационные, диагностические, формирующие, медицинские).
Во взаимосвязи этих элементов есть определенная последовательность. Работе по профконсультации обязательно предшествует работа по профпросвещению, профвоспитанию и развитию интересов и склонностей.
При оказывании помощи учащимся в выборе профессии, решаются следующие цели и задачи: предоставление информации о мире профессий и профессиональной самоориентации, а также личностное развитие учащегося, формирование у него способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Педагогические технологии: в данной программе широко используются современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально. Цель педагогической деятельности - это приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на занятиях. Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса уже не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности учащихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности учащегося и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость изменения учебно-воспитательного процесса.
Технологии личностно-ориентированные и ситуация успеха. Задача педагога создать такие условия для учащегося, чтобы он не испугался, не почувствовал себя неуверенным в своих силах, а наоборот, появился интерес к предстоящим занятиям.
Технология индивидуального обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой педагог при обучении взаимодействует лишь с одним ребенком (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Информационно-коммуникационные технологии на занятии рассматриваются:
- не как цель, а как еще одно средство обучения;
- как источник дополнительной информации;
- как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
- как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс. ИКТ помогают детям воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность.
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Успех порождает успех, акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. В течение занятия проводятся динамические паузы для отдыха глаз учащихся.
Технология проблемного обучения. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на занятии. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- сделать занятие современным (с точки зрения использования современных технологий, технических средств);
- приблизить занятие к мировосприятию современного ребенка, так как он больше слушает и смотрит, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- развивать мотивацию учащихся и, как следствие, добиваться повышения качества знаний;
- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;
- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- развивать творческие способности учащихся.
Учебный процесс проходит с наблюдением и выявлением талантливых и одаренных детей.
Деятельность по развитию одаренности у учащихся осуществляется по двум направлениям:
- выявление одаренных детей с явными или скрытыми признаками одаренности;
- психолого-педагогическая поддержка одаренных детей через решение взаимосвязанных задач:
- развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей;
- развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его социализации.
Выявление одаренности у учащихся проходит через:
- наблюдения и беседы с ребенком;
- мониторинг развития художественных способностей детей на начало и конец обучения;
- анализ продукта деятельности.
3.7. Порядок проверки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «Флажолет» обсуждается на методическом, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.
Список литературы
1.Рыбалева И.А. Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности: учебно-методическое пособие. Краснодар: Просвещение-ЮГ, 2019;
2.Рыбалева И.А., Ремезова Г.С. Совершенствование профессионального мастерство управленческих и педагогических кадров сферы дополнительного образования детей Краснодарского края: Вызовы времени и стратегия будущего развития: Сборник материалов победителей конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования Краснодарского края/авт.-сост. И.А.Рыбалева, Г.С.Ремезова. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2020.- 250с.
3.Рыбалева И.А., Ремезова Г.С. Типовые модели развития современного дополнительного образования: доступное, разноуровневое, цифровое/ авт.-сост. И.А.Рыбалева, Л.А.Савченко. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2020. – 366 с.
4.Рыбалева И.А., Ремезова Г.С. Современное доступное дополнительное образование: равный доступ и равные возможности: сборник материалов региональной конференции работников сферы дополнительного образования детей Краснодарского края/ авт.-сост. И.А.Рыбалева, Г.С.Ремезова. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2020. – 351 с.
- интернет-источники:
Для педагога:
1. Амосов Г.Г, Наджаров А.С, Хруст. Н. Ю Лекции по электроакустической музыке / Москва, 2017 http://lib.sibnet.ru/book/24594/
2. Вашкевич Н. Семантика музыкальной речи. Музыкальный синтаксис. Словарь музыкальных форм / Тверь, 2014 http://lib.sibnet.ru/book/24712/
3. Глазков В. В. Музыкальная психология. Учебно-методическое пособие / Владимир, 2013 http://lib.sibnet.ru/book/24584/
4. МакКиллоп Р. Шотландская гитара / Centerstream, 2017 http://lib.sibnet.ru/book/24650/
5. Мохонько А. П. Методика преподавания эстрадного ансамбля / Кемерово, 2015 http://lib.sibnet.ru/book/24694/
6.Русаков М. Секреты импровизатора, 2013 http://lib.sibnet.ru/book/24721/
7. Севостьянова Л.В. Лекции по анализу музыкальных произведений, 2015 http://lib.sibnet.ru/book/24713/
8. Сусоева О.В. Музыкальная психология, Тверь, 2016 http://lib.sibnet.ru/book/24711/
9. Фелгер Й. 2 дня и целый год. Для гитары соло, 2015 http://lib.sibnet.ru/book/24646/
10. Харишина В. И. Творческие задания по гармонии и образцы их выполнения / Челябинск, 2015 http://lib.sibnet.ru/book/24599/
для учащихся:
1. Агеев Д. Большая книга гитариста. Техника игры + 100 хитовых песен под редакторством Гринчик Н. Питер, Музыкальная гостиная 2018 г. http://lib.sibnet.ru/book/23569/
2. Агеев Д. Песенник гитариста Питер, Музыкальная гостиная 2018 г.
https://aldebaran.ru/author/ageev_dmitriyi/kniga_pesennik_gitarista_lyubimyie_zastolnyie_pesni/
3. Балджян Э. Основное руководство по запоминанию грифа гитары, 2013 http://lib.sibnet.ru/book/24658/
4. Джозеф А. Гитара: как запомнить гриф гитары. Быстрое и лёгкое изучение нот на грифе гитары, 2016 http://lib.sibnet.ru/book/24659/
5. Коттер К. Ежедневная прокачка. Программа ежедневных занятий по игре на гитаре, 2014 http://lib.sibnet.ru/book/24465/
6. Малолетов Д. Первые шаги в технике TouchStyle / Guitar-Club, 2016 http://lib.sibnet.ru/book/24672/
7. Николаев А.Г. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре Изд. Шабатура Д.М., 2016 г. http://caitik.ru/876-samouchitel-igry-na-shestistrunnoj-gitare.html
8. Птиченко Н. Учись играть песни по аккордам. Самоучитель для шестиструнной гитары. Выпуск 1. Песни под гитару, 2014 http://lib.sibnet.ru/book/24671/
9. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Кифара, 2014 http://lib.sibnet.ru/book/24652/
10. Русяева И. Справочник по элементарной теории музыки / Москва, 2017 http://lib.sibnet.ru/book/24582/
11. Шумидуб А. Гитарная школа / БЭСТ-принт, 2013 http://lib.sibnet.ru/book/24502/
Приложение
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Уровень развития | Методы диагностики |
1. Организационно - волевые качества | ||||
1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки, уметь преодолевать трудности. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение |
2.Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдения |
3.Самоконтроль | Умение контролировать поступки (приводить к должному действию) |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдения |
| ||||
1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Анкетирование |
2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознание участия учащегося в освоении образовательной программы |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Тестирование |
3. Поведенческие качества | ||||
1. Конфликтность | Умение учащегося контролировать себя в любой конфликтной ситуации |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение |
2. Тип сотрудничества | Умение ребёнка сотрудничать |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение |
4. Личностные достижения учащегося | ||||
1. Участие во всех мероприятиях объединения, учреждения | Степень и качество участия |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Выполнение работы |