Статья на тему "Атака и артикуляция в обучении игре на флейте"

Чекоданова Анастасия Михайловна

Виды и способы атаки языка исполнителя-духовика, значимость данногоэтапа в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ataka_i_artikulyatsiya_v_obuchenii_igre_na_fleyte.docx14.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Атака и артикуляция в обучении игре на флейте.

Проблема атаки звука занимает особое место в исполнительском процессе музыканта-духовика, имеете свои особенности формирования и функционирования.

Атака является очень важной составляющей звука, характеризует этап его зарождения, и развития до стационарной части. Зарождение звука должно проходить без различного рода помех, таких как шипение, шлепки, задержки,  выкрики, толчки и т. п. От четкой, ясной атаки звука зависит не только точность вступления (это очень важно не только в оркестровой практике). Умение владеть различными способами атаки звука является важным показателем исполнительского мастерства музыканта.

От продолжительности атаки во многом зависит восприятие тембровых характеристик звучания. В этом смысле атака звука является одним из важных выразительных средств музыки. В то же время атака представляется очень сложным техническим приемом.

Выполнение атаки звука при игре на духовых инструментах можно разделит на два этапа: этап подготовки, или подготовительный, и этап непосредственного выполнения действия (приемов и способов), или исполнительный (продуктивный).

На исполнительном этапе существует несколько вариантов атаки звука. Атака может производиться как языком, так и голосовыми складками, или языком и голосовыми складками вместе. Язык отталкивается от губ исполнителя, голосовые складки раскрывают голосовую щель. Одновременно подается необходимое для звукообразования давление выдоха. Возможны многочисленные разновидности комбинированной атаки, состоящей из вариаций давления и способов перекрытия в сочетании с эффектом растяжения грудной клетки в позиции вдоха. Во взаимодействии с выдохом язык и голосовые складки обеспечивают звукоизвлечение требуемого качества.

При атаке звука профессиональный музыкант настраивает мышцы дыхательного и губного аппарата на высоту и громкость извлекаемого звука.

Определение атаки звука в «Словаре музыканта-духовика» В. Иванова звучит таким образом: « Атака звука – начальный момент звукоизвлечения, составная часть штриха. Атака звука требует точного согласования по времени момента между толчком языка и началом подачи воздушной струи в инструмент. Качество атаки звука зависит во многом от  четкости и ясности начального движения языка. Выполнение атаки звука на каждом духовом инструменте имеет свои специфические особенности, обусловленные конструкцией инструмента и способом звукоизвлечения. При игре на духовых инструментах используется три основных вида атаки: твердая, мягкая и комбинированная, которые отличаются друг от друга в большей степени артикуляцией различных слогов, связанной с формой движения языка в ротовой полости исполнителя и с поддержанием соответствующего объема и силы давления воздуха, посылаемого в инструмент. Необходимому оформлению атаки звука сопутствует также мгновенная реакция мышц амбушюра музыканта. Твердая атака звука производится активным посылом воздуха в инструмент с одновременным быстрым, энергичным контактом языка с внутренней поверхностью зубов, губ, тростью (на деревянных духовых инструментах). Мягкая атака звука осуществляется на несколько расслабленном спокойном движении языка, в отличие от твердой атакировки, и на одновременном плавном поступательном выдохе. Комбинированная атака звука отличается сложностью своего выполнения, которое состоит из поочередного движения кончика и корня языка, благодаря чему происходит так называемая двойная или тройная атакировка.»  [5,С 11].

Флейтисты, как и все исполнители на духовых инструментах, пользуются атакой двух видов: острой и мягкой. Острая атака достигается стремительным отталкиванием языка от верхних зубов: чем короче звук «т», тем острее атака. Если же требуется мягкая атака, флейтист, спокойно убирая язык внутрь рта, посылает струю воздуха, произнося при этом один из слогов. В флейтовой практике хорошо выработанная атака облегчает звукоизвлечение, позволяет исполнителю добиваться тончайших звуковых красок, является главным средством для создания красивого и гибкого звука.

Что касается артикуляции – это способ мысленного произношения речевых фонем, необходимый для звукоизвлечения и звуковедения (связанности или расчлененности звуков) при игре на духовых инструментах. Использование механизма речевой артикуляции как средства организации звукоизвлечения и звуковедения направлено прежде всего на получение художественно-звукового результата с присущим ему метроритмическими и выразительными оттенками. В основе артикуляционной техники музыканта-духовика лежит выработанный гибкий двигательный навык. Получение исходного звука зависит от различных видов атаки, связанной, в свою очередь, с работой артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, гортани. В момент атаки звука он «настраивается» на генерирование различных слогов: та, да, ту, ду, ку и др. Фонемы  т, д разграничивают атаку звука на твердую или мягкую, а выбор гласной буквы зависит от регистра извлекаемых тонов: а – для нижнего регистра, у – для среднего регистра, и – для верхнего. Фонема к используется при комбинированной атаке, например, при игре двойным или тройным стаккато.