Статья "Флейта. Постановка губного аппарата".

Чекоданова Анастасия Михайловна

Особенности постановки губного аппарата и амбушюра в целом при обучении игре на флейте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fleyta._postanovka_gub.docx13.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФЛЕЙТА. ПОСТАНОВКА ГУБНОГО АППАРАТА.

Губы являются важнейшим исполнительским органом при игре на флейте. От правильной постановки амбушюра зависит тембр инструмента, полнота, глубина звучания.

Непосредственно перед извлечением первых звуков, надо объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю воздуха.

Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту. Вот несколько простых правил, которые надо соблюдать для правильного извлечения звука:

  1. Челюсть должна быть чуть припущена на расстоянии прикушенного мизинца.
  2. Губы произносят букву «ю» или слог «пю», «фю».
  3. Верхняя губа направляет струю воздуха на внешний край вдувательного отверстия.
  4. Губы свободны, прикасаются к инструменту легко.

Струя воздуха должна напоминать струю, выдуваемую из соломинки. В качестве наглядного примера можно предложить ученику подуть через соломинку на руку, а затем с теми же ощущениями подуть без нее.

Движением нижней челюсти можно изменять направление струи воздуха, но при этом щель в губах должна сохранять свою форму.

Головку, а точнее внутренний край отверстия «губок» прикладывают на так называемую линию между подбородком и губой. Отверстие при этом должно оказаться посередине губы, то есть, под кончиком носа. Отверстие должно быть закрыто примерно на 1/3, а 2/3 должны оставаться открытыми для заполнения воздухом, выходящим из вдувательного отверстия.

После всей подготовки, изложенной выше, следует попробовать издать звук на головке. Пользуясь правильным вдохом и выдохом, нужно попытаться издать длинный, ровный звук. Как правило, извлечение первого звука получается не у всех с первого раза, иногда на это уходит несколько уроков.

Как отмечает В. Леонов в своем пособии « Основы теории исполнительства и методики обучения игре на духовых инструментах», главной задачей губного аппарата при игре на флейте является формирование и посыл воздушной струи в определенном направлении с различной линейной и объемной скоростью, зависящей от тех или иных исполнительских функций. Данная задача решается посредством уменьшения ( или увеличения) размеров губной щели, которое является единственным движением губного аппарата.

Ранее было принято растягивать губы в улыбке для регуляции размера губной щели. Однако в настоящее время исполнители отдают предпочтение движениям нижней челюсти.

Главная задача губного аппарата совпадает с его единственной функцией: музыкант должен уметь посылать струю воздуха в строго заданном направлении, которое зависит от исходного положения инструмента относительно губ.