Статья "Концертмейстер в хоровом классе"

Рахимзянова Надежда Рашитзяновна

Хоровое пение на протяжении веков было одним из популярных видов музицирования в России.

Коллективное пение являлось средством музыкального образования, культурного просвещения, эстетического воспитания народа.

Создать поющий хоровой коллектив – сложная задача. И этот труд ложится на плечи дирижера и концертмейстера.

Необходимо быть творческими единомышленниками в достижении единой цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Концертмейстер в хоровом классе25.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

Музыкально-театральная секция

Музыкальная статья

Концертмейстер в хоровом классе.

                                                                                         

Автор: концертмейстер    

Муралева Мария Геннадьевна.

                                                                                        Соавтор: педагог дополнительного образования, концертмейстер

 Рахимзянова Надежда Рашитзяновна

Санкт-Петербург 2022

Концертмейстер – широчайшая сфера деятельности музыканта-пианиста. Понятие концертмейстер включает в себя не только концертную – исполнительскую  практику, но так же и разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество исполнения, знание исполнительской специфики солистов и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Концертмейстер совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий, помогает организовать работу хора на групповых и сводных репетициях, помогает дирижёру в формировании репертуара, разучивании вокальных партий по голосам, а также во время сводных репетиций при подготовке к концертному выступлению.

Задача хормейстера и концертмейстера – привить учащимся любовь к музыке, заинтересовать их, должны уметь разбудить у учеников фантазию, воображение, помочь проникнуть   в   образное   содержание   произведения   и   использовать выразительные возможности слова. Для   правильного   прохождения   произведения   очень   важно,   чтобы хористы   привыкали   слушать   не   только   себя,   но   и   фортепианное сопровождение, чтобы они поняли, что партия рояля не фон, а очень важная часть  музыки, которую они исполняют. 

Для успешной реализации творческого замысла концертмейстеру необходимо обладать рядом профессиональных и личностных качеств:

Концертмейстеру необходимо совершенствовать сове исполнительское мастерство, важно развивать музыкальную память, мышление, восприятие, воображение, эмоционально-волевые качества. Знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы нужно, чтобы верно отразить стиль и образный строй исполняемых произведений. Грамотная работа над текстом позволит решить ряд исполнительских задач, таких как  правильно подобранная аппликатура, кульминации, педализация.  Очень важно проанализировать партию солиста или хора для достижения максимальной выразительности и раскрытия художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте. Хор, как природный музыкальный инструмент, способен на разные оттенки звука, от нежного «p» до мощного «f». Профессиональный концертмейстер, аккомпанируя хору, всегда должен помнить о  певческой  природе хорового звука, и даже исполняя произведения, где присутствуют оттенки мощного «f», никогда не переходить на форсированный звук. Наоборот, следует  стремиться  преодолеть ударную молоточковую природу своего инструмента, подражая хоровому звучанию.

Умение бегло читать с листа  позволяет выработать умение безостановочного исполнения произведения, научиться в целом воспринимать музыкальный материал, предвидеть линию развития музыкального образа и быть предельно внимательным к смене тональности, фактуры, ритма, темпа.

Транспонирование широко применяется в работе с вокалистами и хоровыми коллективами: поиск удобной для исполнителя тесситуры, в случае если  произведение не соответствует диапазону исполнителя. Умение транспонировать является важным профессиональным качеством концертмейстера.

Одним из главных факторов, отличающих концертмейстера хора от пианистов, аккомпанирующих солистам, является то, что концертмейстеру необходимо постоянно следить за жестами дирижера во время исполнения, поэтому следует знать основы дирижерской техники (понятие «ауфтакта», «точки», снятие звука, жесты, показывающие штрихи и оттенки, дирижерские сетки соответствующие простым и сложным размерам). Все это нужно для того, чтобы понимать дирижерские жесты и намерения. В ходе учебного процесса может возникнуть ситуация, когда дирижер, (при отсутствии в коллективе хормейстера)  поручает  концертмейстеру проводить занятия с отдельными группами хора. Выполняя функции хормейстера, пианист должен знать и учитывать такие моменты, как степень знания хористами музыкального материала, особенности дыхания, интонационные трудности сочинения и способы их преодоления.

К важным концертмейстерским качествам  следует отнести импровизацию, ведь быстро подобрать сопровождение к мелодии, а также проигрыши и вступления при отсутствии выписанного аккомпанемента довольно сложно.

Хоровое пение на протяжении веков было одним из популярных видов музицирования в России. Коллективное пение являлось средством музыкального образования, культурного просвещения, эстетического воспитания народа. Создать поющий хоровой коллектив – сложная задача. И этот труд ложится на плечи дирижера и концертмейстера. Необходимо быть творческими единомышленниками в достижении единой цели.