"Истоки агрессии в детском коллективе". Сумбатянц О.Т., Кабанов А.П., Двоенко И.Ю., Миронова В.А., Оршанский И.М.

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло». В.А. Сухомлинский.

Тема травли в детском коллективе довольно непростая. С одной стороны, принято считать, что дети — цветы жизни, с другой — иные представители подрастающего поколения в своей жестокости во многом превосходят любого взрослого. Если в те времена детская жестокость считалась постыдной, то теперь она превратился в одну из насущных нужд детских коллективов, начиная уже с младших классов. По всем телеканалам уже не раз поднималась эта тема: дети равнодушно снимают процесс избиения кого-либо и затем с гордостью выкладывать видеоролик в интернет.  Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. И так далее. В чем же истоки детской агрессии? И можно ли ее как-то усмирить, а еще лучше — предотвратить?

Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в ХХ в. по данным  статистики волна детского насилия захлестнула благополучные страны Европы и Америку. В школах Великобритании зафиксирована настоящая эпидемия буллинга - систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. В Америке с 1960-х гг. подростковая преступность возросла в 5 раз. Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы. Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия, однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…). Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

С чего начинается детская агрессия? Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования и издевки, или же гиперопека. Жестокость является той формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому. К слову, эта градация агрессивного поведения — фрагментарная и устойчивая — справедлива для любого возраста. А вот причины, порождающие подобное поведение, в разном возрасте разные. В возрасте 11-12 лет у детей появляется потребность принадлежать к коллективу, быть частью чего-то большего. В одном случае дети могут объединяться по интересам – например, образуется кружок юных археологов или физиков. Буллинг – частое занятие в детских лагерях, где дети собираются вместе просто так, без каких-либо общих интересов. Промаявшись от скуки день-другой, наконец, они понимают: можно объединиться при помощи «дружбы» против одного из членов группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon x-plane_installer_log.txt15.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >