1- Статья - «Творческое взаимодействие преподавателя и концертмейстера в классе вокала, как фактор развития учащегося». Авторы Муралева М.Г., Ларина Т.А., Рахимзянова Н.Р.
«Творческое взаимодействие преподавателя и концертмейстера в классе вокала, как фактор развития учащегося».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Дворец детского творчества Московского района Санкт-Петербурга
Музыкальный отдел
Статья
«Творческое взаимодействие преподавателя и концертмейстера в классе вокала, как фактор развития учащегося».
Составители:
Муралева Мария Геннадьевна
концертмейстер
Ларина Татьяна Альбертовна
педагог дополнительного образования
Разимзянова Надежда Рашитзяновна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург 2022 г.
Педагогика, исполнительство и психология – три взаимосвязанных компонента работы, как и педагога, так и концертмейстера.
Педагог и концертмейстер через совместное взаимодействие с ребенком постепенно закладывают в нем и формируют основы музыкальной и исполнительской культуры, что, несомненно, очень важно для развития обучающегося. Так же в процессе работы педагог и концертмейстер мотивируют учащегося к изучению вокального творчества, например ему можно предложить прослушать или просмотреть какой-то концерт, выступление, или просто различные вокальные записи разных исполнителей, таким образом, незаметно происходит приобщение ребенка к активной деятельности в области исполнительского искусства (участие в конкурсах, концертах). Особое внимание стоит уделить воспитанию культуры сценического поведения, поскольку педагогу и концертмейстеру очень важно развить личность ребенка - музыканта. Расширение кругозора обучающегося через знакомство с музыкальными произведениями различных художественных стилей и эпох благоприятно скажется на его музыкальном развитии. Не стоит сужать круг интересов ребенка только на каком-то одном конкретном жанре в искусстве, напротив, пусть он изучает, сравнивает, делает для себя выводы в разных видах искусства.
Буквально с первых занятий следует акцентировать внимание ребенка к чуткому и внимательному отношению исполняемой им музыке. Для успешного формирования этого навыка педагог и концертмейстер обучают ученика грамотному прочтению музыкального текста (штрихи, оттенки, средства музыкальной выразительности). Очень продуктивным способом развития внутреннего слуха ребенка является визуальное изучение партитуры (умение зрительно определять её особенности). При изучении произведения с учащимся, концертмейстер наравне с педагогом - вокалистом обязательно должен проникать в драматургию поэтического текста, находить его певческое выражение, посредством игры на инструменте, тем самым помогая маленькому исполнителю. Когда у ребенка возникают какие-либо трудности, педагог и концертмейстер помогают ему в нахождении причин возникновения этих сложностей в исполнении, и вместе находят правильный путь к исправлению тех или иных недостатков, неоднократно отрабатывают как целостный образ, так и детали, остановки в наиболее сложных эпизодах, поиск различных темпов, динамики анализ характера произведения.
Если в изучаемых произведениях предполагаются солисты, то тут очень важно уделить отдельное внимание к разучиванию с ними их партий. Для концертмейстера, работа с солистом предполагает не только безупречное владение фортепианной партией, но и совмещение музыкально-исполнительских действий, а так же знание партии вокалиста. В процессе такой трудоемкой работы ученик постепенно приучается контролировать качество исполнения своей отдельной партии.
Важной задачей для педагога и концертмейстера является поиск нового репертуара для учащегося. Каждый ребенок индивидуален, у каждого - свои возможности и интересы, способности и потенциал. Эти все немаловажные нюансы, следует учитывать при выборе репертуара. Концертмейстер, так же как и педагог должен помнить, что главное – беречь и развивать голос ученика, не допускать форсированного звука, и пения в недоступном для него диапазоне, следить за чистотой интонирования, что является первоочередной задачей исполнения. Исходя из вышесказанного, важно отметить, что педагогическая сторона концертмейстерской работы в вокальном классе требует ряда специфических знаний и навыков. Когда проделан большой и скрупулёзный путь изучения и отработки того или иного произведения, подходит момент показа учеником проделанной совместной работы. И вот здесь, перед педагогом и концертмейстером стоит очень важная задача – постараться обойти все «подводные» камни (различного вида сложности и непредвиденные ситуации), создать наиболее благоприятные условия для исполнения выученного произведения. Подводить учащегося к выступлению на концертной эстраде, следует заблаговременно, тем самым уменьшая его волнения и неуверенность.
Подводя итог, можно сказать, что все выше перечисленные совместные задачи и особенности работы педагога и концертмейстера в вокальном классе, предполагают формирование новых навыков и качеств у учащегося, постепенное созревание его эстетического вкуса, широту его кругозора, и сознательное отношение к музыкальному искусству.