Способы работы над звуком при игре на флейте
МБОУ ДО «Центр ДШИ» филиал Болоховская ДМШ
Доклад на тему:
«Способы работы над звуком при игре на флейте»
Подготовила: Цайтлер И.В.
Тула 2022
Введение
Красивый звук при игре на духовом инструменте, в частности на флейте, зависит от многих факторов. Приведём наиболее важные из них:
1. Исполнительское дыхание.
2. Правильная постановка амбушюра.
3. правильная постановка рук и корпуса исполнителя.
Цель методической работы: Выявить наиболее действенные упражнения, для достижения красивого звука на флейте у учащихся.
План методического сообщения:
1. Основные упражнения работы над звуком для начинающих флейтистов.
2. Роль исполнительского дыхания при работе над звуком.
3. Другие способы работы над звуком.
4. Заключение.
Основная часть. Упражнения.
1. Общепризнанным и самым главным упражнением при игре на любом духовом инструменте, является упражнение – длинные звуки или выдержанные ноты. При отработки длинных звуков тренируется и развивается не только дыхание исполнителя.
На протяжении длинных звуком ученик имеет возможность искать и корректировать свой звук, не отвлекаясь на сложный нотный текст. Так же учащийся имеет возможность контролировать правильную постановку корпуса и рук на инструменте.
2. Упражнение по октавно-квинтовым интервалам, например: соль-до1-до2-соль, ля-ре1-ре2-ля и т. д. (где 1 - первая октава, 2 - вторая октава.) Очень важно играть это упражнение в штрихе legato.
3. Упражнение на crescendo и diminuendo. Это упражнение исполнятся на длинных нотах.
Роль исполнительского дыхания при работе над звуком.
Звук на флейте во многом зависит от постановки правильного исполнительского дыхания.
В исполнительской практике флейтисты, как и остальные исполнители на духовых инструментах, а так же вокалисты, должны пользоваться грудобрюшным (смешанным) дыханием. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного глубокого вдоха, и управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий в ведении звука.
При исполнительском вдохе, все дыхательные мышцы должны работать интенсивно и целенаправленно, заполняя лёгкие большим объёмом воздуха. При исполнительском вдохе используются наружные межрёберные мышцы грудной клетки и диафрагмы.
В педагогической практике этот вдох называют грудобрюшным, но Должиков, в своей методической работе, дал этому вдоху, более точное определение, а именно грудо-диафрагмально-брюшное или рёберно-диафрагмально-брюшное.
Другие способы работы над звуком.
В этом разделе мы будем говорить о других упражнениях и способах работы над звуком, которые хоть и не стоят на первом месте, но не смотря на это, являются далеко не последними по значимости, в процессе работы над звуком у флейтистов.
1. Упражнение «толчки» – это специальное упражнение которое помогает сформировать необходимую «воздушную опору» для основы красивого и свободного звука. Чтобы исполнить это упражнение правильно, нужно использовать вместо привычной «атаки» кончиком языка, воздушные толчки (резкие сокращения мышц пресса, которые будут выталкивать воздух из лёгких.) Для правильного исполнение этого упражнения лучше всего представить как лает собака. И попробовать с имитировать её при игре отдельных нот.
2. Упражнение для нот нижнего регистра: движение половинными длительностями по хроматизму.
3. Большое множество разнообразных упражнений собрано в сборники Таффанель-Гобер.
Заключение
Необходимо помнить, что лучший способ достигнуть желаемого результат, это иметь перед собой пример, к которому стоит стремиться. Речь идёт о восприятии на слух. Для того, чтобы ученик лучше представлял флейтовый звук, к которому он должен стремиться, преподаватель должен постоянно демонстрировать такой звук своему ученику. Также будет полезным для учащегося слушать аудио запись известных исполнителей, таких как Жан Пьер Рампаль, Дж. Гэллуэй, Э. Паю и др. А также регулярно посещать концерты флейтовой музыки и мастер-классы.
Список используемой литературы:
1. Диков Б. «Методика игры на духовых инструментах», Москва, 1970г.
2. Должиков Ю. «Школа игры на флейте», Москва, 1986г.
3. Должиков Ю. «Репертуар для начинающего флейтиста», Москва, 1986г.
4. Книтель В. «Начальное обучение игре на флейте», Алматы, 1992г.
5. Матюшин Е. «Методические рекомендации в первоначальном периоде обучения на духовых инструментах», Свердловск, 1986г.
6. Платонов Н. «Методика обучения игре на флейте», Москва, 1989г.
7. Платонов Н. «Школа игры на флейте», Москва, 1986г.
8. Платонов Н. «О репертуаре для флейты», Москва, 1989г.
9. Чиарди Ц. «Школа игры на флейте», Москва, 1968г.
10.Ягудин Ю. «Методические рекомендации в первоначальном периоде обучения на флейте», Москва, 1970г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_umts_kursy.docx | 21.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО «Центр ДШИ» филиал Болоховская ДМШ
Доклад на тему:
«Способы работы над звуком при игре на флейте»
Подготовила: Цайтлер И.В.
Тула 2022
Введение
Красивый звук при игре на духовом инструменте, в частности на флейте, зависит от многих факторов. Приведём наиболее важные из них:
1. Исполнительское дыхание.
2. Правильная постановка амбушюра.
3. правильная постановка рук и корпуса исполнителя.
Цель методической работы: Выявить наиболее действенные упражнения, для достижения красивого звука на флейте у учащихся.
План методического сообщения:
1. Основные упражнения работы над звуком для начинающих флейтистов.
2. Роль исполнительского дыхания при работе над звуком.
3. Другие способы работы над звуком.
4. Заключение.
Основная часть. Упражнения.
1. Общепризнанным и самым главным упражнением при игре на любом духовом инструменте, является упражнение – длинные звуки или выдержанные ноты. При отработки длинных звуков тренируется и развивается не только дыхание исполнителя.
На протяжении длинных звуком ученик имеет возможность искать и корректировать свой звук, не отвлекаясь на сложный нотный текст. Так же учащийся имеет возможность контролировать правильную постановку корпуса и рук на инструменте.
2. Упражнение по октавно-квинтовым интервалам, например: соль-до1-до2-соль, ля-ре1-ре2-ля и т. д. (где 1 - первая октава, 2 - вторая октава.) Очень важно играть это упражнение в штрихе legato.
3. Упражнение на crescendo и diminuendo. Это упражнение исполнятся на длинных нотах.
Роль исполнительского дыхания при работе над звуком.
Звук на флейте во многом зависит от постановки правильного исполнительского дыхания.
В исполнительской практике флейтисты, как и остальные исполнители на духовых инструментах, а так же вокалисты, должны пользоваться грудобрюшным (смешанным) дыханием. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного глубокого вдоха, и управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий в ведении звука.
При исполнительском вдохе, все дыхательные мышцы должны работать интенсивно и целенаправленно, заполняя лёгкие большим объёмом воздуха. При исполнительском вдохе используются наружные межрёберные мышцы грудной клетки и диафрагмы.
В педагогической практике этот вдох называют грудобрюшным, но Должиков, в своей методической работе, дал этому вдоху, более точное определение, а именно грудо-диафрагмально-брюшное или рёберно-диафрагмально-брюшное.
Другие способы работы над звуком.
В этом разделе мы будем говорить о других упражнениях и способах работы над звуком, которые хоть и не стоят на первом месте, но не смотря на это, являются далеко не последними по значимости, в процессе работы над звуком у флейтистов.
1. Упражнение «толчки» – это специальное упражнение которое помогает сформировать необходимую «воздушную опору» для основы красивого и свободного звука. Чтобы исполнить это упражнение правильно, нужно использовать вместо привычной «атаки» кончиком языка, воздушные толчки (резкие сокращения мышц пресса, которые будут выталкивать воздух из лёгких.) Для правильного исполнение этого упражнения лучше всего представить как лает собака. И попробовать с имитировать её при игре отдельных нот.
2. Упражнение для нот нижнего регистра: движение половинными длительностями по хроматизму.
3. Большое множество разнообразных упражнений собрано в сборники Таффанель-Гобер.
Заключение
Необходимо помнить, что лучший способ достигнуть желаемого результат, это иметь перед собой пример, к которому стоит стремиться. Речь идёт о восприятии на слух. Для того, чтобы ученик лучше представлял флейтовый звук, к которому он должен стремиться, преподаватель должен постоянно демонстрировать такой звук своему ученику. Также будет полезным для учащегося слушать аудио запись известных исполнителей, таких как Жан Пьер Рампаль, Дж. Гэллуэй, Э. Паю и др. А также регулярно посещать концерты флейтовой музыки и мастер-классы.
Список используемой литературы:
1. Диков Б. «Методика игры на духовых инструментах», Москва, 1970г.
2. Должиков Ю. «Школа игры на флейте», Москва, 1986г.
3. Должиков Ю. «Репертуар для начинающего флейтиста», Москва, 1986г.
4. Книтель В. «Начальное обучение игре на флейте», Алматы, 1992г.
5. Матюшин Е. «Методические рекомендации в первоначальном периоде обучения на духовых инструментах», Свердловск, 1986г.
6. Платонов Н. «Методика обучения игре на флейте», Москва, 1989г.
7. Платонов Н. «Школа игры на флейте», Москва, 1986г.
8. Платонов Н. «О репертуаре для флейты», Москва, 1989г.
9. Чиарди Ц. «Школа игры на флейте», Москва, 1968г.
10.Ягудин Ю. «Методические рекомендации в первоначальном периоде обучения на флейте», Москва, 1970г.