Методические рекомендации "Причины неточного интонирования у детей и способы развития интонации на занятиях младшего детского хора"
Вопрос о возможности музыкального развития фальшиво поющих детей издавна волнует педагогов-музыкантов. В данной работе рассматриваются причины неточной интонации и способы работы над их устранением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekomendatsii.docx | 21.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО ДД(ю)Т Московского района Санкт-Петербурга
Методические рекомендации
Причины неточного интонирования у детей и способы развития интонации на занятиях младшего детского хора
Педагог дополнительного образования
Мироненкова Н.М.
г. Санкт-Петербург
2022
Вопрос о возможности музыкального развития фальшиво поющих детей издавна волнует педагогов-музыкантов. Особое внимание привлекает тот факт, когда ребенок безошибочно называет сыгранные знакомые песни, замечает внесенные учителем изменения в их мелодию или ритм, играет мелодию песни на музыкальном инструменте, подобрав её самостоятельно, то есть “по слуху”, а спеть её верно не может.
Многие поют “говорком”, у них отсутствует напевность и чистота интонации. Такие дети называются - “гудошники”. Они встречаются в любом детском коллективе. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3 звуков, поэтому их и называют “гудошниками”.
Выделяют множество причин фальшивого пения у детей. Условно их можно квалифицировать на три группы:
- Физиологические
- Психологические
- Влияние окружающей среды
К первой группе относится одна из основных причин «гудения» – отсутствие координации между слухом и голосом. Этой точки зрения придерживается ряд специалистов. Так, Д.Е.Огороднов в своей работе «Музыкально-певческое воспитание детей в щеобразовательной школе» упоминает, что отсутствие координации между слуховым представлением и его воплощением голосом обусловлено «отставанием развития соответствующих частей коры головного мозга – это следствие того, что ребенок просто не справляется со своим голосовым
аппаратом, не умеет правильно формировать певческий звук. Прежде всего, это относится к неумению использовать в пении головной резонатор. В результате затруднения в периферии отстает в развитии и центр».
Другой причиной, относящейся к 1-й группе, является нарушение
голосообразования, связанного с такими заболеваниями, как бронхиальная астма, логоневроз, язвенный ларингит, олигофрения.
Следующая причина неточного интонирования, относящаяся к группе физиологических причин – это плохая артикуляция.
Об этом свидетельствует исследование Метлова Н.А.:наблюдая за своими воспитанниками, он приходит к выводу о том, что некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение.
Последняя причина 1-й группы – низкий диапазон звучания голоса.
В этом случае помогает транспонирование мелодии в удобную для ребенка тональность. Если ему удается уловить рисунок мелодии и воспроизвести ее в удобной тесситуре, он может начать петь правильно и с другими детьми высоком звучании. Постепенно его диапазон расширяется.
Вторая группа причин неточного интонирования и «гудения» связана с психологическим состоянием и развитием детей. Подробно об этих причинах размышляет А.Н.Зимина. Она считает, что причины неточной интонации у каждого ребенка различны и индивидуальны. Но чаще всего встречаются дети, которые поют фальшиво из-за неустойчивого внимания, а также застенчивые дети, которые не привыкли показывать свои умения и навыки своим сверстникам или педагогу.
Еще одна причина слишком низкого пения или «гудения» – внутренняя зажатость ребенка.
Таким образом, вторая группа – психологические причины неточного интонирования – включает в себя:
1. Невнимательность.
2. Застенчивость.
3. Внутреннюю зажатость
Как известно, на развитие человека немаловажное воздействие оказывает среда, общество, где он вращается.
«Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются. Если же условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться в результате планомерной музыкально-педагогической работы».
(Н.А.Метлов)
В.Емельянов – учитель-исследователь считает, что «голос и речь ребенка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, то есть отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутации у юношей и многое другое».
Таким образом, к 3-й группе причин неточного интонирования, относятся:
1. Отсутствие должного окружения ребенка дома, в семье.
2. Отрицательное влияние средств массовой информации.
3. Недостаточность педагогической помощи неточно интонирующим детям.
Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени. В более сложных случаях нужно выяснить, что мешает ученику верно петь.
Для выработки необходимых для чистой интонации вокальных навыков практикуются многие методы и приемы:
1. Концентрация внимания на отдельном звуке. Для того, чтобы ребенок точно повторил звук, нужно помочь ему сконцентрироваться: «Закрой глаза и представь себе, как этот звук попадает в уши и начинает звучать внутри тебя. Не торопись, послушай, а затем представь, как ты его поешь. Только после этого попробуй спеть вслух».
2. Выбор диапазона. Для начала важно найти наиболее удобный диапазон: пусть это будет даже один-два звука, которые ребенок в состоянии точно повторять. Не нужно стремиться сразу же этот диапазон расширять, важнее последовательно добиться того, чтоб именно в этом небольшом диапазоне ребенок почувствовал себя абсолютно уверенным.
Репертуар» может быть довольно разнообразным, если взять за основу фольклорный материал (песенки на одном-двух звуках) и подключить большое количество интересных ребенку стихотворных текстов.
3. Выбор репертуара и дальнейшее расширение диапазона.
4. Пение с движением руки. Подключение руки, показывающей направление движения мелодии и протяженность звука, хорошо помогает в развитии певческой координации. Т.е. каждый звук песенки во время пения четко фиксируется положением руки и «протягивается» столько, сколько нужно ритмически. Для начальной отработки этого приема желательно разучивать песенки с минимальным диапазоном, начиная с одного-двух звуков, в разных темпах.
5. Пение с подключением зрительного ряда или пение «по лесенке» - подключение зрительного восприятия для осознания разницы высоты музыкальных звуков. Пение «по лесенке» можно использовать разнообразно:
- знакомую песенку поет и показывает педагог,
- поет и показывает ребенок,
- педагог только показывает, а ребенок поет «про себя» и угадывает.
- можно просто упражняться в сочетании звуков, отрабатывая поступенное движение, движение с пропуском ступеней и т.д.
6. Пение «про себя». Этот прием можно включить в процесс обучения, превратив в игру.
В работе с неточно интонирующими детьми главным методом является образная беседа, диалог ребенка и педагога, закрепление в памяти образов, связанных с тем или иным музыкальным звучанием, с определенными певческими навыками. Использование упражнений-игр в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной помогает развивать фантазию, образное мышление, эмоциональную сферу, артистические и речевые способности детей, и, конечно, окажет неоценимую помощь в исправлении неточного интонирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Емельянов В. Развитие голоса: координация и тренинг. – М.: Музыка. 1999.
2. Зинина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.
3. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.
4. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в школе. – С.-Пб.: Музыка, 1972.
5. Осеннева М.С. Методика работы с детским хоровым коллективом. – М: Музыка, 1999.