Статья "Творчество С.С. Прокофьева" (балет "Золушка")

Статья. Биография С.С. Прокофьева, разбор балета "Золушка". Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), композитор, пианист, дирижёр. Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области. Балет на музыку Сергея Прокофьева в трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова (по сказке Ш. Перро). Музыка С.С. Прокофьева земная, она говорит нам, что жизнь — это превосходная, умная и прелюбопытная вещь, никуда от нее убегать не надо, сделаем ее еще более интересной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.s._prokofev_statya.docx23.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

"Творчество С.С. Прокофьева"

Балет "Золушка"

Автор статьи: Пожарская Т.В.

16.05.2022


Сергей Сергеевич Прокофьев

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), композитор, пианист, дирижёр. Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова. Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим — ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием. Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет. Оперу «Маддалена» Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» — в 1915 г. Настоящей удачей явилась опера «Игрок» (1916 г.) по повести Ф. М. Достоевского. С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925 г. — балет «Стальной скок», в 1928 г. — балет «Блудный сын». Вершины его балетного творчества — «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940 г.) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана. Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. — почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. — членом Шведской королевской музыкальной академии. Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия. Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его смерть осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.


Музыкальные особенности С.С. Прокофьева

Музыка С.С. Прокофьева земная, она говорит нам, что жизнь — это превосходная, умная и прелюбопытная вещь, никуда от нее убегать не надо, сделаем ее еще более интересной.

«Основное достоинство (или недостаток, как вам будет угодно) моей музыки  — поиск собственного оригинального стиля. Я не желаю имитировать чужой стиль. Я отвергаю привычные методы композиции. Новизна — это то, к чему я всегда стремился», — говорил Прокофьев.

Стиль Прокофьева на протяжении его творческого пути претерпел большие изменения. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века — К. Дебюсси, Б. Бартоком, А. Скрябиным, И. Стравинским.

Прокофьев стал новым веянием в развитии музыкальной культуры. Критики называли его композитором-новатором, который создал в музыке собственный стиль.

Стиль музыки Прокофьева, помимо мелодических и гармонических средств, во многом определяется ритмом. Энергия ритма ассоциировалась в сознании композитора с духом времени.  Ритмы Прокофьева, мужественные  чеканные, острые, и в то же время простые, неизменно вселяющие в душу слушателя радостные, бодрые мысли и чувства.

Произведения совсем юного композитора поразили музыкальный мир своей необычной самостоятельностью. Это был совсем новый язык, совсем новые мысли.

Наследие Прокофьева впечатляет как разнообразием жанров (Прокофьев писал практически  во  всех  музыкальных жанрах: опера, балет, концерт, симфония, соната, песня, романс, кантата, театральная и киномузыка, музыка для детей), так и количеством созданных им произведений.

Индивидуальность, самобытность Прокофьева связаны, прежде всего, с удивительной разноплановостью образного строя сочинений. В своей «Автобиографии» композитор специально остановился на тех главных линиях, по которым двигалось его творчество.

Редкая творческая продуктивность Прокофьева объясняется не только фанатичным желанием сочинять, но и дисциплинированностью, трудолюбием, воспитанным с детства.

Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века.

Русский поэт Константин Бальмонт как-то назвал Прокофьева «солнечным богачом». И действительно, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, величественна, как солнце.

Его творчество напоено могучей жизненной силой,  светом,  безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых печальных, самых драматически-напряженных, трагедийных страницах его музыки  — мы  чувствуем, что  снова засияет над нами солнце.

Оперы и балеты Прокофьева украшают сейчас сцены лучших театров, а симфонии и концерты входят в репертуар лучших оркестров мира. И нет, вероятно, ни на одном континенте земли ни одного серьезного пианиста, скрипача и виолончелиста, который не играл бы в своих концертах крупных или мелких инструментальных пьес Прокофьева.

Прокофьев — мастер балетной музыки  Им написано 7 балетов. В его балетах четкий  ритм,  пластичный  звук, эмоциональная яркость. Композитору  мечтал создать балет по сказке Ш. Перро «Золушка». Он приступил к созданию балета, когда ему было более 50 лет. Именно в этом возрасте  он стремился к простоте и образам детства. В этом балете звучит самый романтичный утонченный, трепетный танец — вальс. Вальс — танец мечты и исполнения желаний.

Прокофьев  прожил  большую и сложную жизнь в искусстве. Он завоевал  всемирную славу и признание как один из самых выдающихся музыкантов нашего времени.


Балет «Золушка»

Балет на музыку Сергея Прокофьева в трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова (по сказке Ш. Перро).

Премьера состоялась 21 ноября 1945 года в Большом театре.

В доме отца Золушки Злюка и Кривляка вышивают шарф, Золушка тихо сидит у очага. Сестры ссорятся из-за шарфа, и Мачеха разрезает его пополам. Помирившись, Злюка и Кривляка начинают дразнить Золушку, но она не отвечает обидчицам. Все расходятся, оставляя Золушку за домашней работой. Обратившись мыслями к умершей матери, Золушка отодвигает занавеску, закрывающую ее портрет, и заслоняет ею портрет Мачехи. Возвращается отец, он хочет приласкать дочь, но врываются жена и ее дочери. Увидев, что ее портрет задернут, Мачеха в ярости бросается на Золушку. В комнате тихо появляется старушка-нищенка, просящая подаяние. Мачеха и сестры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусок хлеба. Незаметно старушка исчезает. Комнату заполняют портнихи, парикмахеры, танцмейстер с музыкантами. После суматохи, вызванной сборами, все, кроме Золушки, уезжают на бал в королевский дворец. Девушка грустит. Появляется та же старушка. Это Фея-бабушка. Она дарит Золушке хрустальные башмачки и вызывает фей времен года, которые собирают Золушку на бал. Фея предупреждает девушку: ровно в полночь исчезнет прекрасный наряд, она снова превратится в замарашку. О наступлении полночи ей напомнят двенадцать гномов, которые появятся из старинных часов. Фея-бабушка уходит. Перед Золушкой появляется роскошная карета, запряженная кузнечиками. Золушка уезжает во дворец.

Бал во дворце, танцы, веселье. Приезжает Золушка в роскошном платье, ее принимают за принцессу. Принц влюбляется в прекрасную незнакомку. Арапчата подносят Золушке три апельсина, которыми она угощает не узнавших ее сестер. Счастливая Золушка забывает о времени, но появляются гномы, и Золушка убегает. Бьет полночь, Золушка в спешке теряет туфельку. За ней мчится Принц, но видит лишь туфельку на ступенях дворца.

Принц призывает сапожников, чтобы они сказали ему, кто и кому сделал найденную туфельку, но у тех нет ответа, и Принц решает отправиться на поиски девушки.

Принц странствует по свету, встречает разных красавиц, но ни одна не похожа на ту, что пленила его сердце, ни одной туфелька не приходится впору.

Дома в уголке спит Золушка, прижимая к груди хрустальную туфельку. Лучи солнца будят ее, она вспоминает бал, который кажется ей прекрасным сном. Но туфелька убеждает ее, что то была явь. Появляются сестры с подаренными апельсинами и снова начинают ссориться. Поспешно вбегают Отец и Мачеха, извещая о прибытии Принца. Он дает примерить туфельку Кривляке и Злюке, потом ее примеряет и Мачеха, но туфелька всем мала. Неожиданно Принц видит, как наклонившаяся Золушка случайно роняет вторую такую же туфельку. За окном медленно проходит Фея-бабушка, словно благословляя Золушку и Принца.

Принц и Золушка в чудесном саду. Они нашли свое счастье.

Музыка

«Золушка» — типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них — «Сцена с часами», где равномерное движение, маршевого характера и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени.

«Отъезд Золушки на бал» — поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» — один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Финал акта — «Полночь» — врывается, словно пробуждая от прекрасного сна.

Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.

Издавна считалось, что лучшие сюжеты для балетов — сказки. А такая, как «Золушка», рассказанная Шарлем Перро, — сущий клад. Волшебные превращения, придворный бал, замарашка, которая подобно гадкому утенку превращается в «прекрасного лебедя», а затем и в настоящую принцессу.

Музыкальный портрет Золушки

  • Золушка обиженная (мелодия задумчивая, жалобная, с оттенком грустной усталости);
  • Золушка чистая и мечтательная (мелодия с яркой певучестью солирующих флейт и виолончели);
  • Золушка влюблённая и счастливая (мелодия ясная, прозрачная, в высоком регистре).

Известно, что и Мариус Петипа в 1893 году показал свою версию «Золушки» (музыка Бориса Фитингоф-Шеля), где знаменитая Пьерина Леньяни впервые продемонстрировала 32 фуэте подряд.

Эта постановка указала на первую опасность — превратить нежную сказку в феерию.

Композитор подчеркивал: «Я писал „Золушку” в традициях старинного классического балета, в ней есть па-де-де, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, буре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».

Задача была трудна, так как музыка Прокофьева предъявляла особые требования к академическим формам танца. И Сергееву удалось многое.

В сочетании намеренно угловатых, резких партерных движений, акцентированных прыжков и заостренной, „колючей” пальцевой техники он сочинил партии недобрых сестер Золушки: гневной и властной Злюки и смешной капризницы Кривляки (неуклюжая, карикатурная, танцевальная мелодия).

С их танцем контрастировал прозрачно-хрустальный танец самой Золушки. Особенно интересной получилась партия Принца. Ирония окрашивала этот образ в музыке, ирония выглядывала и во внешнем облике рыжекудрого принца, в неожиданной стремительности его повадок.

Любопытно, что именно «Золушка» стала первым многоактным балетом театра Сэдлерс Уэллс (ныне прославленный Королевский балет). Гротесковые роли уродливых сестер и их матери исполняли мужчины.

Введенная в спектакль роль Шута дополняла мир фарса, оттенявший лирическую линию героев.

Миру потребителей жизни, обуреваемых суетностью и тщеславием, противостоит отношение к жизни людей одаренных и незаурядных. Для хореографа Золушка — прежде всего талантливый человек. Добрая Фея помогает девушке не по обязанности крестной матери, а потому что видит в ней еще не раскрывшуюся, но родственную душу.

Подарив ей мир классического танца; волшебная, узорная, плавная, метельная музыка Феи открывает перед Золушкой неведомые горизонты, доступные лишь творческой личности. В свою очередь, Золушка, обретя Принца, уводит его за собой в волшебный мир.

Заключение

С.С. Прокофьев подарил вторую жизнь героине сказки Ш. Перро «Золушка» в одноименном балете. Музыка «Гавота» — неторопливая, величественная, мечтательная. Во время звучания «Темы феи» звучит таинственная музыка. «Тема часов» — громкая, резкая, ритмичная. «Вальс» звучит легко, плавно и безмятежно. «Мазурка» — стремительная и легкая. «Полонез» — важная, чопорная тема. В сцене «Полночь» звучит вальс, но с тревожными нотками. Завершает балет торжественный вальс.

С.С. Прокофьев продолжает и завершает балетную реформу, начатую Чайковским П.И., где хореографический спектакль превращается в театр. Балет становится симфоническим жанром, где важная роль принадлежит оркестру.