Достижение выразительности одноголосной мелодии в начальном периоде обучения в классе фортепиано
Достижение выразительности одноголосной мелодии в начальном периоде обучения в классе фортепиано
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования «Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»
«Достижение выразительности одноголосной мелодии в начальном периоде обучения в классе фортепиано»
(методическая разработка)
Выполнила:
Манина Алена Вячеславовна
педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ГДД(ю)Т им. Н.К.Крупской, МХС «ВИТА»
г. Новокузнецка
г. Новокузнецк, 2022
План работы
Введение
Глава 1. Психологические особенности начального периода обучения игре на фортепиано
- Выразительность первых звуков, исполняемых посредством игры non legato
- Зависимость динамического соотношения звуков от текста
- Распределение мелодии между руками
Глава 2. Исполнение мелодий посредством связной игры - legato
2.1. Условия достижения полного звука
2.2. Работа над фразировкой в пьесах песенного характера
Заключение
Список литературы
Введение
«Пение» на инструменте – одна из замечательных традиций русского музыкального искусства. Ее нельзя сводить только к достижению напевного звука. Это понятие включает в себя одухотворенность исполнения, поиски в инструменте выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу.
Генрих Нейгауз говорил, что вживание в образ должно начинаться в период начального обучения: «Как можно раньше надо добиваться от ребенка, чтобы он играл грустную мелодию – грустно, бодрую – бодро, торжественную – торжественно и доводил свое музыкальное намерение до полной ясности».
В какой период ребенок уже способен напевно исполнить мелодию? Необходимо ли откладывать достижение этой задачи до момента освоения ребенком основного приема игры на фортепиано – легато?
Напевное и выразительное исполнение мелодии возможно при условии, во-первых, восприятия учеником ряда звуков как мелодической линии, как осмысленной музыкальной фразой и, во-вторых, элементарного владения звуком фортепиано.
Глава 1. Психологические особенности начального периода обучения игре на фортепиано
Преподаватель, занимающийся с детьми младшего возраста, должен хорошо знать детскую психологию. В музыкальном образовании дошкольников следует учитывать некоторые психологические аспекты, имеющие важное значение применительно к начальному обучению в целом.
Дошкольный возраст отличается многими специфическими чертами. Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме, поэтому преподавателю необходимо так разнообразно и красочно проводить урок, чтобы в течение всего времени интерес у ребёнка не слабел.
Другой характерной чертой этого возраста является огромная эмоциональная восприимчивость к впечатлениям окружающего мира. Это необходимо учитывать на уроке. Не следует откладывать ответы на возникающие у ребёнка вопросы на другое время. Любознательность ребёнка должна быть немедленно удовлетворена.
Третья характерная черта состоит в том, что ребёнок легко воспринимает новое, но также быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью приходится считаться при обучении и нужно взять себе за правило постоянно возвращаться к уже пройденному заданию, даже если ребёнок перед этим хорошо его усвоил. Разумеется, при этих повторениях проблему можно расширять и особо подчеркивать те моменты, которые будут встречаться в последующих задачах.
Четвертая характерная особенность - это иной темп мышления у ребёнка. Ребёнок думает медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к спешке приведёт к отрицательным последствиям, т.к. внесёт в урок беспокойство, страх, поспешность. Новые впечатления, новые знания, если они даже несложны, требуют времени, чтобы «вжиться» в детскую память.
Ещё одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Из этого вытекает следующий принцип: детям на уроке надо сначала показать тот или иной предмет или указать на то или иное явление и лишь потом давать их словесное обозначение.
Задумаемся над целями, которые ставит перед собой преподаватель, приступая к обучению игре на фортепиано ребёнка 5-6 лет.
Эти цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребёнка, пришедшего обучаться фортепианной игре. В этом возрасте ребёнок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает ни малейшей потребности в напряженных, длительных занятиях с тщательной отработкой деталей. Игру на фортепиано он представляет себе как своего рода новое развлечение, как новую игру.
Задача преподавателя - направить эту игру, сделать её средством достижения преследуемой цели; предметом, используемым в этой игре - звуки, а целью - чтобы ребёнок освоил особый язык, состоящий из звуков, - то есть музыку.
1.1 Выразительность первых звуков, исполняемых посредством игры non legato
Первые извлекаемые звуки и несут в себе начало воспитания выразительности исполнения. Необходимо научить ребенка воспринимать звук живым и развивающимся. Александр Алексеев считал, что путь от нон легато к легато более рационален, потому что он не только развивает координацию движений всех частей руки, позволяет добиться нужной степени освобождения мышц, но и способствует достижению полного певучего звука. Раннее обучение игре легато может привезти к зажатости руки, скованности в кисти. Тем более, что в силу мышечной слабости ребенка, звук при пальцевом ударе по клавише нередко получается пустым и неглубоким.
Уже первые упражнения, которые предлагаются ученику, должны нести слуховую задачу. Взяв звук, ученику необходимо услышать его звучание не только в момент взятия, но и прислушаться к продолжению звука –постепенному угасанию. Поэтому начальные упражнения желательно играть половинными и целыми нотами. Это дает в полной мере почувствовать динамическое изменение звука после его взятия (диминуэндо).
Работу над звукоизвлечением необходимо связать с исполнением мелодий, даже если педагог не совсем удовлетворен ее результатом. При этом работа над звуком может продолжаться по мере необходимости.
При несвязной игре невозможно достичь полной слитности звуковой линии, но вполне достижима выразительность игры при условии внутреннего объединения звуков, слушания непрерывности развития мелодии. Необходимо подобрать ученику простые и в то же время интонационно яркие песенки, в которых соответствие мелодии и текста поможет ученику охватить музыкальную фразу и почувствовать динамическое соотношение звуков. Надо обратить внимание ребенка, что мелодия – это не ряд обособленных звуков, но определенная их последовательность, связанная в единое целое. С самого начала необходимо воспитывать «линеарное восприятие мелодии», так как «дети нередко воспринимают и исполняют мелодию «точечно», подобно тому, как и читают по слогам». (А.Алексеев)
- Зависимость динамического соотношения звуков от текста
Одной из таких мелодий является песенка «Зайчик ты, зайчик». Первый ее звук берется глубоко и протяжно, следующие два гораздо легче и короче. Так появляется простейшая выразительная интонация, которая понятна и доступна практически каждому ребенку. Если предложить затем песенку «Петушок» или «Василек», то у ученика появиться возможность ощутить зависимость исполнения мелодии от слов песенки. В «Петушке» обратное соотношение коротких и протяжных звуков. Простейший анализ слов и мелодии позволит увидеть зависимость протяженности звуков от ударяемых слогов: «зай-чик ты, зай-чик» или «пе-ту-шок, пе-ту-шок».
В начальном периоде обучения ученикам лучше удается исполнение даже более сложных мелодий, если они связаны со словами. Нужно сказать ребенку, что выразительность музыкальной речи сходна с выразительностью нашей обычной речи. Что подобно тому, как мы подчеркиваем силой голоса важные слова или слоги, необходимо стремиться выделить главные звуки мелодии. Это стремление должно выражаться в движении, в постепенном усилении звучания к наиболее значительным звукам. Например, в песенке «Жили у бабуси», такими звуками в двух начальных фразах станут первые половинные ноты соль. В песенке «Прокачусь-ка я по льду» звуки будут стремиться к нотам до.
Более протяженная мелодическая линия, и соответственно более сложная, в русской народной песне «Во поле береза стояла». Исполняется она негромко и плавно, движение кисти (дыхание) небольшое, рука слегка поднимается над клавиатурой. Все звуки первой фразы объединяются устремлением к ее центральному звуку - ноте си, выраженной половинной длительностью, которая берется особенно глубоко. Заканчивающий фразу звук ля берется гораздо слабее.
- Распределение мелодии между руками
Если мелодия распределена между двумя руками, то особое внимание нужно уделить на моменты перехода мелодии из одной руки в другую. Ни что не должно нарушить единство музыкальной фразы. Уже на этих простейших произведениях нужно приучать ребенка готовить руки заранее, не убирать их на паузах на колени. Необходимо также предостеречь от передерживания звуков, чтобы при игре на нон легато, в момент перехода мелодии в другую руку не появлялся новый штрих в исполнении, не залиговывались соседние звуки.
Постепенно в работу должны включаться мелодии, которые не поддерживаются словесными текстами. Желательно, чтобы эти произведения отличались интонационной яркостью и выразительностью образа. Мелодии по эмоциональному тону могут быть различными, как плавные, напевные, так и оживленные, танцевального или шутливого характера. Их исполнение требует иного качества звука, иных приемов звукоизвлечения.
Например, шуточная народная песня «Журавель». Мелодия этой пьесы носит явно изобразительный характер. Мелодический рисунок и ритм создают образ прыгающей птицы. Это образ передается посредством четкого и довольно короткого звука и острых акцентов на слабых долях (жу-ра-вель). Прием исполнения- быстрое, стремительное движение собранной руки, без задержки на клавишах.
Глава 2. Исполнение мелодий посредством связной игры – legato
2.1. Условия достижения полного звука
При связной игре звук извлекается с помощью активного опускания пальца. Необходимо отметить, что «изолированный» палец может извлечь слабый и короткий звук, особенно если это касается ребенка. Поэтому для достижения полного звука нужно стремиться сочетать активность пальцев с гибкими вспомогательными движениями кисти и всей руки, переносящей опору с пальца на палец. Нельзя забывать о том, что форсированность звука у ребенка приводит к скованности, появлению вертикальных движений на каждый звук – толчков. Непрерывные линии легато вводятся постепенно, сначала от двух, трех, затем от пяти звуков. Группы связанных звуков отделяются друг от друга снятием руки – «дыханием».
2.2. Работа над фразировкой в пьесах песенного характера
«Белорусская народная песня» не представляет особых текстовых трудностей. Задача перед учеником – достижение ровности мелодической линии. Нужно обратить внимание ребенка на тяготение мелодии в каждой фразе к долгим звукам. Ноты большей длительности должны быть сыграны более глубоко. Указать на обязательность вслушивания в переход длинного и затухающего звука в последующий, который нужно брать более осторожно. Ведение мелодии к длинным звукам сопровождается небольшим крещендо, это не должно сопровождаться ускорением темпа и толчками на каждом звуке.
Большой популярностью в педагогической практике пользуется изучение украинской народной песни «Ой ты, девица зарученная». Исполняется она как можно более связно, мягким звуком, очень выразительно, но без ярких динамических оттенков. Основная трудность исполнения — объединение ряда коротких мотивов в плавную и непрерывную линию. С этой целью можно посоветовать ученику во время пауз не поднимать высоко руки над клавиатурой; пальцы спокойно и глубоко погружаются в клавиши. Объединяющая фразу лига на четыре такта поможет ученику уяснить себе фразировку и избежать неуместных ударений на сильные доли. Начало второго предложения - отклонение в мажор - желательно оттенить более сильным и светлым звуком. В конце песни естественно не только затихание, но и замедление.
Жизнерадостная песня «Ой за гаем, гаем» требует иных средств исполнения: четкого звука, оживленного движения, заметных метроритмических акцентов. Чередование рук помогает выделить центральные звуки первых фраз, устраняет трудность репетиций. Объединение первых двухтактовых фраз несложно выполнить, если ученик приготовит заранее обе руки над клавиатурой. Восьмые ноты берутся активными движениями пальцев, а усиление звука достигается с помощью продвижения руки. Вступающая на первую долю правая рука продолжает линию нарастания путем прочной опоры на первый звук в такте. Второй звук берется облегченно, практически на снятии руки. Следующие однотактовые построения необходимо объединить лигой на четыре такта. В первой лиге центром нарастания звука будет четвертная нота ре в левой руке. Вторая лига является завершением пьесы и будет естественным затихание мелодии.
Заключение
Мелодия – это важнейшее выразительное средство музыки, основа любого музыкального произведения. Работа над ней является для исполнителей одним из определяющих путей к раскрытию его содержания.
Работая над одноголосными мелодиями, различными по эмоциональному строю, ребенок учится передавать их настроение, видоизменяя звукоизвлечение, развивает слуховой контроль и осмысленность игры, что дает возможность перехода к следующему этапу обучения – игре двумя руками, исполнение мелодии на фоне выдержанных звуков и с сопровождением.
Работа над музыкальным произведением – это основа всей деятельности музыканта. Но необходимо отметить, что успех в овладении инструментом и разучивании произведений непосредственно зависит не только от музыкальной деятельности, но и от целенаправленного развития личности музыканта, расширении его кругозора и получении музыкального, художественно-эстетического опыта. Умение слушать свою игру - основа основ всякого музыкального исполнения. Следует идти от слуха к движению, когда не технический аппарат диктует качество звука, а слух.
Для успеха в работе над произведением необходимо понимать ее цель – раскрытие художественного образа. Все этапы изучения музыкального произведения призваны обеспечить исполнителя средствами для достижения этой цели.
Список литературы
1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М.: Музгиз, 1979
2. Вопросы музыкальной педагогики./сост. Натансон В.А., Рощина Л.В.-М.:Музыка, 1984
3. Корыхалова Н.П. Особенности музыкального воспитания детей 4-6 лет./ Музыкальная педагогика.- 2006, № 4.
4. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – М.:Кифара, 2002
5.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста: Методическое пособие. – М.: Советский композитор, 1996г.
6.Фейгин М. Одноголосная мелодия в начальном обучении игре на фортепиано/ Как научить играть на рояле.- М.: Классика – XXI, 2006.