Клуб авторской песни " Три аккорда". Учебно- методическая разработка "Методика обучения игры на гитаре и укулеле ".
Учебно- методическая разработка для клубов авторской песни адресована руководителям клубов и создана для работы на занятиях в группе с детьми от 8 до 15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskaya_razrabotka_klub_avtorskoy_pesni_tri_akkorda.2021doc.doc | 130.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №642 «Земля и Вселенная»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Учебно-методическая разработка
Клуб авторской песни «Три аккорда».
Составитель:
Перминова Анна Николаевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов
стр.
1. Введение 3
2. Образовательный маршрут по дисциплине 4
3. Содержание дисциплины. Раздел1 4
4. Ра здел 2 6
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 8
5. Глоссарий 12
6. Информационное обеспечение дисциплины 16
1. ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическая разработка «Методика обучения игре на гитаре или укулеле» адресована руководителям музыкальных клубов и создана для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю на заключительном занятии.
Учебно-методический разработка (УМР) включает теоретический блок, перечень практических занятий и задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной проверке знаний, что обеспечивает полноту, систематичность и современность восприятия программы.
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, нужно внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМР перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
После изучения теоретического блока приведён перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительного результата по практическим занятиям необходимо для дальнейшего развития и продвижения по программе, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведённых по каждой теме.
По итогам изучения дисциплины проводится заключительное занятие «Занятие-викторина».
Занятие-викторина проводится в игровой форме, возможна форма опроса в текстовом варианте.
Исполнение музыкального материала на открытом занятии в клубе.
2. Образовательный маршрут по дисциплине
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1
Общий курс методики преподавания игры на гитаре
в клубе авторской песни «Три аккорда»
Тема 1. Введение.
Неуклонный рост исполнительского мастерства музыкантов, работающих в области инструментального искусства. Задачи педагогики в деле воспитания подрастающего поколения.
Методика преподавания игры на гитаре как составная часть индивидуального обучения на основе анализа и обобщения опыта лучших отечественных исполнителей и педагогов.
Связь методики с основами психологии, педагогики, исполнительства, необходимость изучения достижений в каждой из этих наук и применение их теоретических положений в практическом обучении игры на гитаре.
Тема 2. Воспитательная работа педагога в клубе авторской песни.
Воспитание любви к музыке. Эстетическое воспитание. Формирование художественного вкуса. Воспитание трудолюбия, воли. Эмоциональное воспитание. Воспитание навыков самостоятельности, индивидуальный подход к ученику. Интерес к любимому делу - основа успеха. Сохранение интереса к занятиям музыкой, как главный критерий успеха в работе и ученика, и педагога.
Тема 3. Музыкальные способности и их развитие.
Выявление музыкальных данных у учащихся музыкального кружка. Музыкальный слух ( его виды: мелодический, интонационный, гармонический, ритмические). Методы его развития. Развитие исполнительских способностей. Развитие навыков предслышания, координация видов слуха. Развитие музыкальной памяти. Синтетичность понятия «музыкальная память», включающего в себя слуховую, зрительную, двигательную, смысловую, эмоциональную и другие виды памяти. Непроизвольное и направленное запоминание. Развитие творческих задатков и практических навыков свободного музицирования. Подбор по слуху, сочинение, импровизация (методика и практика этих видов деятельности).
Тема 4. Методика проведения урока и организация домашней работы
ученика.
Формы проведения занятий. Проверка задания, беседа, запись в тетрадях. Организация домашней работы ученика. Исполнение педагогом программы ученика на занятии - важный стимул в работе. Исполнительский анализ произведений - непременная составляющая сторона. О речи педагога. Владение словом - одна из основ успеха.
Тема 5. Работа над музыкальным произведением.
Значение работы над музыкальным произведением в общем процессе обучения и воспитания ученика. Художественный образ произведения и материализация его различными выразительными средствами. Стилевые и жанровые особенности произведения, их значение для верного отражения замысла автора-исполнителя. Взаимосвязь между художественным содержанием произведения и технологическими средствами его воплощения.
Этапы работы над музыкальным произведением (знакомство с произведением; чтение текста, запись в табулатуре и аккордах; работа над аппликатурой, ритмом, штрихами; фразировка, артикуляция, штрихи как важнейшие составляющие части музыкальной речи; средства разделения музыкального материала. Средства объединения его в единое целое. Темп, ритм, штрихи, гармония, фактура, динамика как выразительные средства. Их роль в раскрытии художественной сути исполняемого.
Заучивание на память (виды памяти, распределение внимания исполнителя). Выгрывание. Работа над трудностями. Роль работы по частям. Переход к игре «в целом». Доведение произведения до уровня готовности к самостоятельному исполнению. Управление механизмом исполнения. Равновесие рационального и эмоционального начала.
Тема 6. Открытые занятия.
Прослушивание учащихся в формате «Гитара по кругу». Обсуждение игры учащихся. План обсуждения, его уровень усвоения программы, психологический и этический аспекты.
Тема 7. Стили в музыке, их особенности.
Отличительные черты стилей бардовская песня, популярная песня, романс, рок, русская народная песня. Исторические предпосылки возникновения этих направлений. Особенности мелодического языка, гармонии, штрихов, фактуры в зависимости от стиля.
Тема 8. Работа педагога над учебной документацией.
Учебный план для учащихся музыкального клуба. Роль работы над этим документом. Его организующее начало. Правильный выбор программы - важнейшее условие, обеспечивающее рост учеников. Критерии выбора программы. Годовое подведение итогов (открытое занятие и занятие-викторина) - оценка деятельности и ученика и педагога. Тетради учащихся, как документ отчетности за проведенную педагогом работу в клубе, как документ, организующий домашнюю работу ученика.
Тема 9. Изучение методических материалов
А.Е. Шевченко «Самоучитель игры на гитаре»,
В.И. Петрушин «Слушай. Пой. Играй»,
А.Г. Николаев «Блиц-школа игры на шестиструнной гитаре».
Тема 10. Исполнение и исполнительский анализ учащимися песен из
репертуара современных авторов .
Аннотация, как основа исполнительского анализа; подготовка к исполнению. Выбор темпа, динамика штрихов, особенности аккомпанемента, фразировка, определение и осмысление частных и общих кульминаций, объединение музыкального материала в единое целое. Умение осмыслить и донести образную суть исполняемого.
Тема 11. Занятия-викторины учащихся и преподавателей с последующим
обсуждением.
Планирование занятия. Тематика занятий:
- «Методика разбора музыкального произведения».
- «Работа над ритмом».
- «Строение гитары, настройка гитары».
- «Извлечение звуков. Работа над техникой зажима аккордав».
- «Работа над записью аккородов, табулатурой».
- «Работа над образной стороной».
- «Работа над техникой. Основные приемы игры на гитаре (перебор, щипок, бой)».
- «Родоночальники, яркие представители авторской песни.»
Обсуждение занятия. План обсуждения.
Тема 13. Работа по развитию творческого потенциала учащихся.
Развитие таланта - основная цель педагогической деятельности. Развитие интереса к исполнительской деятельности. Умение публично продемострировать свои начальные умения. Формирование у учащегося убежденности в том, что музыка является неотъемлемой частью полноценного восприятия жизни современного человека.
Тема 14. Работа по подготовке набора в клуб авторской песни «Три аккорда».
Общение с детьми. Формы общения. «Живая музыка», как наиболее действенная сила, воздействующая на эмоциональную сферу детей. Сочетание слова и музыки как наиболее доступная и наиболее эффективная форма общения. Методы выявления наиболее мотивированных детей.
Тема 15. Исполнительская работа в группе музыкального кружка.
Накопление репертуара, значение этого фактора. Музицирование в кругу друзей, родственников, в клубе. Общение с публикой - высшая цель, к которой стремятся и педагог и ученик. Публичное выступление, воздействие на публику, несущее в себе эмоциональную энергетику, воспитывающее начало.
Раздел 2
Специальный курс преподавания игры на инструменте
Методика формирования исполнительской техники гитариста
Тема 1. Упражнения доигрового периода
Развитие слуха, ритма, накопление музыкальных впечатлений учащегося. Азбука мышечной работы: воспитание трёх видов тонусного состояния во всем теле, в различных частях тела, воспитание двигательной культуры работы пальцев. Подготовительные упражнения в доигровом периоде, выработка нужных ощущений у учащегося.
Упражнения первой стадии. Воспитание трёх фраз тонусного фона во всём теле: расслабленности – весомости, тяжести; лёгкого тонуса – радости, приподнятости; дозировки активности от лёгкости до максимума.
Упражнения 2-ой стадии. Воспитание ощущения активности в различных частях тела: в мышцах спинно-плечевого пояса (мышцы бёдер, спины, плеча), предплечья, кисти, пальцев, подушечек пальцев.
Упражнения 3-ей стадии. Воспитание двигательной культуры пальцев и их частей (фаланг и подушечек), овладение техникой броска и нажима.
Тема 2. Посадка. Постановка. Основы звукоизвлечения.
Посадка. Положение инструмента. Основные точки опоры и дополнительные. Устойчивое удержание инструмента. Эстетика посадки ученика. Подставка: «за» и «против». Постановка рук (положение левой и правой руки, положение пальцев). Процесс приспособления учащегося к инструменту.
Выработка устойчивости посадки и правильного положения инструмента в комплексе задач игрового действия. Строение и функции исполнительского аппарата. Выбор посадки в зависимости от анатомо-физиологических особенностей играющего. Варианты посадки.
Типичные недостатки постановки и посадки, встречающиеся в педагогической практике. Устранение дефектов посадки постановки.
Тема 3. Понятие свободы мышечного аппарата. Предпосылки зажатия рук.
Психологические факторы, определяющие состояние двигательного аппарата. «Дыхание» в руках учащегося. Предплечье-кисть-запястье. Независимость в работе рук. Принцип постепенности и последовательности в освоении инструмента. Основные признаки профзаболеваний и их устранение.
Тема 4. Устройство и хранение инструмента.
Настройка и подготовка инструмента к игре. Тембро-динамические и выразительные возможности концертного инструмента, его качественные характеристики: струны, лады, медиатор. Хранение и профилактический ремонт инструмента.
Тема 5. Приёмы игры на инструменте.
Понятие «приём игры». Основные приёмы игры и красочные. Техника воспроизведения. Художественная целесообразность применения того или иного приёма игры.
Тема 6. Основы аппликатуры.
Понятие аппликатуры. Особенности формирования игровых движений левой руки. Разновидности аппликатуры. Зависимость аппликатуры от характера звука, динамики, артикуляции, фразировки, темпа. Вопросы аппликатуры в начальном обучении. Аппликатура в технически сложных эпизодах. Понятие «удобная», «рациональная» аппликатура. Индивидуальный характер аппликатуры.
Тема 7. О звукоизвлечении. О работе правой руки.
Понятие «способ звукоизвлечения». Тремолирование в кантилене. Достижение выразительного, красивого звучания. Упражнения для правой руки. Нюансы в постановке. Атака звука, ведение звука, окончание (снятие) звука. Работа над артикуляцией.
Тема 8. О работе левой руки. Позиции.
Анатомические особенности пальцев левой руки. Их функции на инструменте. Порядок включения в работу. Упражнения начального периода обучения. Определение позиции. Позиционная игра. Три вида смены позиций. О боковом движении пальцев левой руки.
Тема 9. Понятие «техника игры» и предпосылки развития беглости смены аккордов.
Двигательные способности. Выработка свободной координации игровых движений, двигательной точности и чуткости в перестановки пальцев. Крупная и мелкая техника. Методика работы над ней. Упражнения как неотъемлемая часть развития техники. Значение систематической работы над инструктивным материалом. О координации.
Упражнения, как переход к исполнению простых мелодий, а потом и произведений. Принципы работы над упражнениями.
Тема 10. Слуховая работа исполнителя. Интонирование.
Воспитание слухового самоконтроля (умение вслушиваться в качество звучания, градации звука). Точность интонирования как необходимое условие музыкального развития учащегося. Интонация в акустическом и исполнительско-художественном смыслах. Исполнительский слух и его роль в овладении выразительными средствами исполнения.
Понятие структуры музыкальной фразы – нарастание, кульминация, спад. Дыхание во фразе. Роль анализа в развитии исполнительского слуха.
Тема 11. Штрихи на гитаре.
Понятие «штрих». Основные виды штрихов. Графическое изображение и особенности техники их выполнения. Художественная выразительность штрихов. Штрих как средство артикуляции. О различных способах исполнения приёмов и штрихов. Классификация приёмов и штрихов. Условные обозначения. Сопоставление различных толкований и методов подхода к проблеме штрихов.
Тема 12. Обзор различных методик преподавания и исполнительских школ.
Методические издания, школы игры и нотная литература
представителей московской исполнительской школы, ленинградской, киевской, уральской, сибирской и др.
3. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Занятие - викторина для подведения итогов и результатов усвоения пройденного материала.
Разминка.
Вопрос. На каком музыкальном инструменте играли или собирались научиться играть следующие герои сказок?
1.Кот из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты». (Скрипка).
2.Папа Карло из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (Шарманка).
3.Герой романа-сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Труба).
4.Осёл из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты». (Гитара).
Конкурс-блиц
1.Что мы слышим ухом? (Звук).
2.Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист).
3.Музыкальный инструмент в форме стола на трёх ножках (рояль).
4.Как называются графические знаки для записи музыкальных звуков? (Ноты).
5.Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют (опера).
6.Торжественная песня – символ государства (гимн).
7.Перерыв между действиями оперы (Антракт).
8.Музыкальный инструмент с грифом и шестью (может быть, с семью) струнами (гитара).
9.Палочка с натянутым вдоль неё волосом для игры на скрипке (смычок).
10.Какой танец раньше принято танцевать с кинжалами? (Лезгинку).
11.Какой великий композитор начал свою концертную деятельность с пяти лет? (Моцарт).
12.Струнный инструмент, который называют «душой оркестра»? (скрипка).
13.Как называется музыкальное сопровождение песен? (Аккомпанемент).
14. Какой музыкальный термин в переводе означает «круг»? (Рондо).
15. Какой из инструментов является самым большим в мире? (орган).
Викторина о музыке поможет нам вспомнить как основы нотной грамоты, так и занимательные и интересные факты из жизни музыки. На все вопросы викторины даны ответы.
1. Звуки изображаются посредством особого рода знаков, называемых…
Ответ: ноты
2. Кому принадлежат слова «Я — король скрипки, а гитара — моя королева»?
Ответ: Никколо Паганини
3. Сколько нот в нотной грамоте?
Ответ: семь
4. Как называется набор из пяти линий, на которых и между которыми записываются ноты?
Ответ: нотный стан
5. Что общего между гитарой и роялем?
Ответ: в этих инструментах для извлечения звука используются струны
6. Как называется большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах?
Ответ: оркестр
7. Какие две ноты «образуют» продукт, растущий в огороде?
Ответ: «фа», «соль» (фасоль)
8. Как называется басня И.А.Крылова, в которой четыре «музыканта» играли, кто в лес, кто по дрова?
Ответ: «Квартет»
9. Как называется рассказ Чехова, в котором Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни?
Ответ: «Скрипка Ротшильда»
10. Как называется музыкальный коллектив из трех исполнителей?
Ответ: трио
11. Как называется естественный, данный природой, музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью?
Ответ: певческий голос
12. Какой немецкий механик в 1812 году сконструировал один из вариантов метронома в виде молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню?
Ответ: Иоганн Мельцель
13. Что такое аккомпанемент?
Ответ: музыкальное сопровождение мелодии голоса, мелодии инструментального произведения
14. Отгадайте музыкальный инструмент:
На первом звучит музыка и танцуют дамы и кавалеры
Второе — разделительный союз в русском языке
Третье — порода собак
Ответ: балалайка
15. В детстве он нередко сидел под роялем, всхлипывая, когда ему случалось напроказить. А мать тем временем наигрывала всегда один и тот же старинный романс. Эта музыка казалась Сереже особенно обидной. За инструмент часто садился и его отец, Василий Аркадьевич. А из Сережи вырос знаменитый композитор, пианист-виртуоз. О ком идет речь?
Ответ: Сергей Рахманинов
16. Эти музыканты были обязательными участниками календарных праздников на Руси, свадеб, ярмарок, коронаций. Они умели сочинять песни, сценки, играли на всевозможных инструментах. Как их называли на Руси?
Ответ: скоморохи
17. Как называется самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент?
Ответ: арфа
18. В каком веке утвердился термин «увертюра»?
Ответ: в XVII веке, во Франции
19. На каких музыкальных инструментах играл император Александр I?
Ответ: на скрипке и кларнете
20. Какой русский композитор в 1859 году в Петербурге организовал «Русское музыкальное общество»?
Ответ: Антон Рубинштейн
21. Какой инструмент Клара украла у Карла в известной скороговорке?
Ответ: кларнет
22. О каком музыкальном инструменте Г.Берлиоз сказал «Этот инструмент — скрипка среди деревянных духовых инструментов»?
Ответ: кларнет
23. Кого мы называем королём вальса?
Ответ: Иоганна Штраус
24.Какая численность струн у гитары является самой распространённой?
25.Какими способами можно настроить гитару?
26. Что такое табулатура?
27.Как обозначаются пальцы правой руки?
28. Как обозначаются пальцы левой руки?
29.Как зовут автора исполнителя, который написал песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»?
30. Какой самый популярный фестиваль авторской песни в России?
31.Какой палец вообще не играет?
32.Какие самые популярные аккорды? Назовите их.
33.Из каких частей состоит гитара?
34.Что такое басовая линия?
35. Какие аккорды называются открытыми?
36. Что такое барре?
37. Что такое частичное барре?
38. Какие бардовские песни ты уже знаешь?
39.Кто из авторов исполнителей имеет консерваторское образование?
40. Кто написал слова к гимну нашей гимназии?
Библиографический список
Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. Агафошин. – Москва, 1983.
А.Е. Шевчено «Самоучитель игры на гитаре»,
В.И. Петрушин «Слушай. Пой. Играй»,
А.Г. Николаев «Блиц-школа игры на шестиструнной гитаре».
Пояснительная записка
Методика обучения игре на инструменте является составной частью подготовки учащегося и предусматривает овладение теоретическими и практическими основами обучения игре на гитаре в объёме необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве исполнителя авторских песен.
Цель программы: развитие творческих способностей детей и подростков, их воспитание и развитие средствами и возможностями музыкального искусства.
Задачи:
Обучающие
- расширить и углубить теоретические знания по музыке;
- обучить приёмам игры на гитаре;
- формировать вокальные навыки исполнения авторской песни;
- дать знания и умения , необходимые для социальной адаптации к жизни в
современном обществе.
Воспитательные :
- воспитать у подростков уважения к культурно-историческому наследию, любви к отечеству, любви к авторской песне;
- cоздание атмосферы доверия, творческих контактов между участниками клуба в процессе общения;
- формировать нравственно- этические нормы межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе;
- формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения.
Развивающие:
- развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в авторской песне;
- формировать у подростков положительный социальный опыт.
В основе программы заложены педагогические принципы воспитания : эмпатическое понимание мира подростка, диалогичность, интерес к личному опыту подростка и его актуализация.
В первом разделе рассматриваются наиболее общие вопросы методики, такие как - планирование учебного процесса, методика проведения занятия в клубе по дисциплине, работа над музыкальным произведением, подготовка к выступлению на открытом занятии и т.д.
Во втором разделе курса рассматриваются вопросы, касающиеся формирования исполнительской техники исполнителя, то есть непосредственно специфики обучения игре на гитаре, такие как - совершенствование постановки исполнительского аппарата, развития технических навыков учащегося, работа над звукоизвлечением, освоение приёмов игры, штрихов и т.д.
Формы контроля
В соответствии с учебным планом программы в конце года проводится занятие-викторина и открытое занятие, на которых учащийся должен ответить на теоретические вопросы викторины и продемонстрировать практические навыки игры на гитаре.
Учебно-тематический план
1-ый год обучения
№ раздела и темы | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство учащихся с планом работы кружка. Знакомство. | 1 | 1 | 2 |
2. | Знакомство с устройством гитары. Настройка. | 2 | 2 | 4 |
3. | Работа над голосом. Исполнительское мастерство. Индивидуальная работа. | 4 | 40 | 44 |
4. | Освоение аккордов и приемов игры на гитаре. | 6 | 42 | 48 |
5. | Знакомство с творчеством авторов. Подбор материала. | 10 | 34 | 44 |
6. | Заключительное занятие-встреча. | - | 2 | 2 |
Итого: | 23 | 121 | 144 |
Учебно-тематический план
2-ой год обучения
№ раздела и темы | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство учащихся с планом работы клуба. | 2 | 2 | 4 |
2. | Повторение пройденного материала. | 4 | 4 | 8 |
3. | Работа над голосом. Исполнительское мастерство. Индивидуальная работа. Работа в дуэтах, трио. | 6 | 54 | 60 |
4. | Освоение аккордов и приемов игры на гитаре на приеме барре. | 4 | 20 | 24 |
5. | Знакомство с творчеством авторов. Подбор материала. | 12 | 34 | 46 |
6. | Заключительное занятие- встреча. | - | 2 | 2 |
Итого: | 28 | 116 | 144 |
5. Глосарий
Глоссарий музыкальный
Аккомпанемент—музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста), хора, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т.д.
Аккорд (созвучие) — одновременное звучание трех или более звуков, раз-личных по высоте, названию.
Акцент (ударение) — подчеркивание какого-либо звука, аккорда. А. имеет различные графические обозначения. Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных произведениях А. может проставляться между нотными строками или над каждой в отдельности в зависимости от исполнительской выразительности.
Ансамбль (вместе).
1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио или терцет (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т.д. 2. Единый художественный коллектив.
3. Слитность, согласованность хорового исполнения.
Гамма — звукоряд — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Г. диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней).
Гармония.
1. Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности.
2. Учебный предмет в теории музыки.
Диапазон— звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента).
Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: ((форте) — громко, р (пиано) —тихо, mf (меццо форте) —умеренно громко, mp (меццо пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) —ослабляя и др.
Длительность — свойство звука, определяющее, его протяженность. Основным обозначением длительности служит целая нота, равная двум половинным нотам, четырем четвертным нотам, восьми восьмым нотам и т. д.
Жанр — понятие, определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т.п.).
Импровизация — творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т.е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т.д.
Интонация — мелодический оборот, мельчайшее музыкальное построение, обладающее самостоятельной выразительностью.
Ключ — знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной строки. Наиболее употребительны: скрипичный и басовый.
Лад—соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.
Мажор — ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки.
Мелодия — одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием.
Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки.
Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мело-дических линий (голосов).
Мотив— наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю.
Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки.
Нота—графическое изображение звука.
Нотный стан (нотоносец) –– графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот.
Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки.
Пауза –– знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот.
Размер—количество сильных и слабых долей определенной длительности, образующих такт; изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли, в числителе — количество таких долей. Выставляется в начале произведения, на каждом нотоносце отдельно, после ключевых знаков, и сохраняется значение до конца произведения или до пере-мены старого размера такта и установления нового. Например: 2/4, ¾ и т.д. Регистр определяет звуковой диапазон музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий.
Ритм—последовательное чередование звуков (различной высоты и дли-тельности), имеющих смысловое и выразительное значение.
Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями (начинается с сильной и заканчивается перед сильной). Т. разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией).
Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т. проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно — moderato (модерато), быстро— allegro (аллегро), протяжно — adagio (адажио).
Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда.
Фактура — сочетание различных средств музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, отдельные голоса, подголоски, тема и т. д. Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф. — это структура произведения, например двухчастная и трехчастная формы.
Барре — это прием игры на гитаре, когда указательный палец зажимает две и более струн на одном ладу одновременно.
Бой — это чередование ударов по струнам вниз и вверх.
Перебой — это когда для игры на инструменте используются пальцы вместо того чтобы играть с помощью обычного пластикового медиатора.
Настройка гитары- регулирование натяжения струн гитары при помощи колков, чтобы каждая давала верную ноту.
Пауза — это временное молчание. Паузы пишутся на нотном стане наравне с нотами и также бывают различной длительности: целые, половинные, четвертные и т. п. Они высчитываются аналогично нотам.
Каподастер - механический зажим, выполняющий роль искусственного верхнего порожка, ограничивающего рабочий отрезок всех или нескольких струн выбранным ладом ( на который поставлен).
- Глоссарий педагогический
- Вдохновение — состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. У учителя, работающего вдохновенно, рождаются новые идеи, пед. деятельность приносит удовольствие, удовлетворение и дает высокие результаты в обучении и воспитании.
- Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
- Возрастной подход в воспитании - учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, соц.), а также соц.-психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
- Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В пед. процессе формирование воли воспитанников занимает большое место, т. к. без сформированное™; волевых качеств (целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости, выдержки, самообладания, решительности и др.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.
- Воображение (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. В. выражается в мысленном построении программы поведения, когда неясен путь решения возникшей проблемной ситуации. Учитель осуществляет формирование В. учащихся на всех уроках и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости В. самого учителя во многом зависит характер его пед. деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и др. людьми.
- Воспитание художественное —.формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
- Воспитание эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в
- подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
- Воспитанность — уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. — сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.
- Всестороннее развитие личности - 1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.
- Глоссарий— словарь к к.-л. тексту, преимущественно древнему, объясняющий малоизвестные или устаревшие слова. В настоящее время значение этого понятия расширяется. В педагогике часто стали говорить о Г. отдельного учебного предмета или всего образовательного стандарта.
- Интонация (от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникативной культуры учителя.
- Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.
- Навык — действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения. В процессе обучения необходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т. п.
- Образовательные программы - документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.
- Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
- 6. Информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
Дополнительная литература
- Ю.А. Андреев, Г. М. Гречко, Э. В. Мысловсакий Среди нехоженных дорог одна - моя. - Москва, 1989
- В. И. Петрушин Слушай. Пой. Играй. - Москва, 2000
- Д.А. Сухарев Антология. Авторская песня. - Екатеринбург, 2004
- А. Е. Шевченко Самоучитель игры на гитаре. - Москва, 2016
- Песни у ночного костра. - Москва, Денис-Альфа — составление. 1996
- Т. И. Кий Сиреневый туман. Песенник. Любимые песни и романсы для голоса и гитары. - СПб, Композитор, 2006
- В. А. Багадуров, Н.Д. Орлова, А.А. Сергеев Начальные приемы развития детского голоса. - Москва, 1954
- Н. Якимчук Олег Митяев. - СПб, Издательство Фонд русской поэзии, 2000
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. М., 1973.
- Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре. Перевод П. Ивачев, 1988.
- А. Николаев Блиц-школа игры на шестиструнной гитаре. - СПб, Издательство «Лань», 2006.