"Музыкально-эстетическое воспитание учащихся в классе гитары"
Музыкально-эстетическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный
на воспитание музыкальной культуры ребенка, развитие его музыкальных способностей.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-esteticheskoe_vospitanie_uchashchihsya_v_klasse_gitary.docx | 23.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Г Струве»
Методический доклад на тему:
«Музыкально-эстетическое воспитание учащихся в классе гитары»
Выполнила:
Пудникова Елена Николаевна,
преподаватель по классу гитары
г. Железногорск
2022г.
«Музыкально-эстетическое воспитание учащихся в классе гитары»
Музыкально-эстетическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры ребенка, развитие его музыкальных способностей с целью становления творческой личности.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. И поэтому одной из важных задач современной школы искусств является музыкально-эстетическое воспитание учащихся, позволяющее музыке выполнять эстетическую, познавательную и воспитательную роли в формировании личности, воздействовать на духовный мир учащихся, их нравственность, эмоциональное развитие.
В нашей стране традиционно одним из наиболее популярных музыкальных
инструментов является классическая гитара. Многие учащиеся поступают в учреждения дополнительного образования, желая освоить данный музыкальный инструмент. Однако, процесс приспособления (адаптации) к гитаре довольно сложен и зачастую ученики бросают занятия на первом же этапе, не сумев преодолеть трудности практического музицирования. И поэтому наша задача сделать всё возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с самого раннего возраста приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека” (1983).
На сегодняшний момент существуют разные системы обучения игре на гитаре. Следует добавить, что подходят далеко не все существующие гитарные школы и методики: это зависит, как правило, от сложности музыкального материала, который служит технической базой для исполнителя, а также от объѐма времени, необходимого в среднем для затраты на преодоления каждого обучающего этапа.
Поэтому в своей практике я применяю следующие методические принципы:
- Принцип деятельности. На уроке учащийся постоянно находится в процессе открытия новых знаний. Я предлагаю методический материал, который откроет много нового и интересного для ребенка: это различные игры, творческие задания, упражнения.
- Принцип вариативности. На своих уроках я предлагаю музыкальный и иллюстративный материал. Этот принцип дает нам, преподавателям, свободу выбора менять или включать свой музыкальный материал.
- Принцип креативности. Преподаватель должен все время поощрять и стимулировать творческую активность учащихся , создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
- Принцип непрерывности. Важно, чтобы процесс эстетического развития не заканчивался на занятиях по музыке, а продолжался на других занятиях и в общеобразовательной школе. Например, на уроках литературы и изобразительного искусства должны быть музыкальные иллюстрации, которые объединяли бы художественный образ в единое целое.
- Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях.
Предполагается, что новые или адаптировать уже существующие приёмы и подходы к музыкально-эстетическому воспитанию учащихся в целях его совершенствования, будет более успешным при следующих педагогических условиях:
∙если будет достигнут творческий диалог между преподавателем и учеником;
∙если будет использоваться сбалансированное сочетание общепедагогических, специальных и инновационных методов обучения и воспитания;
∙если на занятиях будет сформирован и поддержан благоприятный эмоциональный климат;
∙если будет присутствовать материально-техническая база, которая необходима для реализации особых видов учебной деятельности.
Из моего опыта работы, занятия музыкой способствуют развитию интеллектуальных способностей детей. Учащиеся, которые занимаются музыкой, лучше усваивают материал и успевают по всем предметам в общеобразовательной школе. Объясняется это тем, что процесс обучения музыке оказывает воздействие на формирование не только музыкального восприятия и мышления, но и восприятия и мышления вообще. У детей, занимающихся музыкой, все психические процессы развиваются интенсивнее и глубже – восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление. Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Обучение игре на гитаре – активное средство развития этих способностей.
В своей педагогической деятельности я стараюсь заложить основы многогранности, оптимизировать творческие способности ребенка, развить фантазию и воображение, артистичность и интеллект, то есть сформировать универсальные способности, важные для любой сферы деятельности, которые не пройдут бесследно для последующего развития ребенка в обществе, его общего духовного становления. В этом и заключается основная цель музыкально-эстетического воспитания.
Список литературы:
- Куракин С.И. Некоторые психологические аспекты музыкально-эстетического воспитания / С.И. Куракин // Единый всероссийский научный вестник. – 2016 – №2, часть 1 – С. 68-73 (0,3 п.л.).
- Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 2 – 2 с.
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=563231