План - конспект открытого урока в классе аккордеона « Работа над штрихами в 1 классе ДШИ»

Денисова Татьяна Александровна

План -конспект открытого урока   "Работа над штрихами в 1 классе ДШИ". Мною описан урок с перспективной обучающейся 1 класса, план и ход урока, самоанализ данного занятия. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

"Фатежская детская школа искусств"

(ОБОУ ДО "Фатежская ДШИ")

План -  конспект

открытого урока в классе аккордеона

« Работа над штрихами в 1 классе ДШИ»

Автор:

преподаватель ОБОУ ДО

отделения народных инструментов

«Фатежская  ДШИ»

Денисова Т.А.

        г.Фатеж  2021г. 

Тема « Работа над штрихами в 1 классе ДШИ»

Цель урока: .

1.Учебная:

-формирование представлений обучающегося об основных видах штрихов

2. Познавательная:

  1. Знакомство с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского, выдающимся педагогом, основателем системы изучения уроков музыки в общеобразовательной школе, автором пьесы «Маленькая полька».

Тип урока:  комбинированный.

Методы урока: словесный, наглядный, практический.

Задачи урока:

  1. Научить правильному  меховедению в заданных пьесах;
  2. Ознакомить со сложными размерами такта 4/4, 6/8.
  3. Ознакомить с вальсовым аккомпанементом как с разновидностью танцевального жанра на примере русской народной песни “Степь да степь кругом”.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.);
  3. Работа над штрихом «staccato» в пьесе «Маленькая полька» (10 мин.)
    3.1. Объяснение задания на дом (2 мин.)
    3.2. Разбор произведения и работа над штрихом “legato” в русской народной песне “Степь да степь кругом” (15 мин);

      3.3. Объяснение задания на дом (3 мин.);

4.   Подведение итогов и результатов занятия (5 мин.).

Пояснительная записка

 Пожалуй, одна из основных задач, которая решается в классе аккордеона, является овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. На начальном периоде обучения следует обращать внимание на качество звучания инструмента, связывая это с образами исполняемой музыки, одновременно закрепляя определённые движения технического аппарата с определенным характером звукоизвлечения. Выразительный звук - основа художественного исполнения любого музыкального произведения.

 На характер звука влияют: тембр, меховедение (его сила) и способ звукоизвлечения. Одной из составляющих работы над звуком является работа над штрихами. Звук - независимо от того, на каком инструменте он извлекается, - включает в себя три фазы: начало (атака звука), основную часть (развитие звука) и окончание (снятие звука). Техника извлечения звука на любом инструменте связана с определенными движениями. На аккордеоне она зависит от навыков ведения меха и характера соприкосновения пальцев с клавиатурой (туше). Способ прикосновения пальцев к клавишам - туше. Toucher (фр.) - трогать, прикасаться, ощупывать, осязать. Мех участвует во всех стадиях звукоизвлечения.  На  аккордеоне в результате различных сочетаний ведения меха и туше возникают разнообразные приемы исполнения штрихов. В методике существует множество определений понятия «штрих». Этот термин употребляется в разных значениях, в зависимости от того, в каком виде искусства применяется. Несмотря на то, что в разных видах искусства понятие штриха различное, между тем штрихи имеют и общую характеристику - все они являются результатом (продуктом) действия, а не самим действием.

Содержание урока:

  1. Организационный момент.

На  уроке ученица  1  класса -  Долгих Мария, класс  аккордеона.

2. Проверка домашнего задания:

В начале урока необходимо проверить домашнее задание, данное на предыдущем занятии. В данном случае – это проигрывание каждой партии пьесы Д. Б. Кабалевского “Маленькая полька” (см. приложение) штрихом “поп legato” (не связно), который изучался в предыдущей четверти.

Ученица справилась с данным заданием. Мария  сыграла пьесу ровно и старалась сделать правильные штрихи.

 Повторение материала:

            На предыдущих уроках подробно теоретически анализировалась данная пьеса, попутно были изучены септаккорды в партии левой руки и отработаны повороты кисти в партии правой руки, т.к. в этом случае применяется наиболее удобная аппликатура.

3.Работа над штрихом «staccato»:

Перед ученицей ставится задача – освоить игру нот, написанных четверными длительностями штрихом “staccato”, остальные половинные ноты выдержаны штрихом “поп legato”. Необходимо пояснить ученице, что “Полька” – это легкий, упругий, веселый танец, и если не подчеркнуть это соответствующим штрихом “staccato” (остро отрывисто), то нужного характера пьесы не получится.

Необходимо объяснить ученице методику исполнения штриха “staccato”, которая состоит из 3 основных частей:

  • замах пальца,
  • удар пальца
  • отскок от клавиатуры.

Также необходимо ученице зрительно показать, как делается этот приём. Здесь я использовала метод показа.

Закрепление учебного материала:

На примере одной ноты необходимо добиться нужного исполнения штриха и закрепить его на примере первых двух тактов пьесы.

3.1. Объяснение задания на дом:

К следующему уроку ученице необходимо выучить отдельно партию правой руки до конца, исполняя все четвертные ноты штрихом “staccato”, соблюдая нужную аппликатуру и смену меха через два такта.

3.2 Разбор произведения и работа над штрихом “legato”:

При первом ознакомлении с русской народной песней “Степь да степь кругом”( см. приложение) необходимо разобрать ее теоретически: сначала выясняем тональность песни, по знакам это может быть фа-мажор или ре-минор. По знакам при ключе, последней ноте и аккомпанементу в левой руке выясняем тональность- фа-мажор. Далее переходим к размеру 6/8. Уточняем, что это сложный размер, состоящий из двух простых: 3/8 + 3/8. Поэтому считать легче на счет раз-два-три и раз-два-три. Далее смотрим на штрихи.  Фразировочные лиги по два такта также обозначают, что мелодия исполняется штрихом “legato” (плавно, связно).

Также в мелодии в конце фраз имеются длинные ноты, обозначенные длительностью “половинная с точкой”. Для расшифровки данной длительности необходимо посчитать общее количество восьмых нот, сложить их в четвертные, а затем “в половинную с точкой”, вспомнив, что точка, стоящая рядом с нотой, удлиняет ее наполовину её самой. Прохлопав ритм со счетом, можно переходить к проигрыванию партии правой руки со счетом, соблюдая указанную аппликатуру.

Закрепление нового материала:

На одном уроке невозможно выучить всю пьесу, поэтому необходимо на примере первой фразы добиться исполнения штриха “legato”, показав, как пальцы должны двигаться – плавно, связно с глубоким нажимом без промежутков, и в то же время не наползая нота на ноту.

Добившись правильного исполнения первой фразы на “legato” правой рукой, переходим к партии левой. Следует обратить внимание на ноту “си бемоль”, т.к. эта тема является новой для ученицы. Необходимо показать на левой клавиатуре или начертить в её тетради схему расположение данной ноты. Проиграв со счетом левую руку, следует обратить внимание на вальсовый аккомпанемент, в котором нужно играть мягкий выдержанный бас и короткие аккорды. Можно попросить ученицу вспомнить движения танца “вальс” и представить приседания в танце на первую долю, что убедит ученицу удлинить басовую ноту, т.к. она еще и приходится на сильную первую долю такта.

3.3 Задание (на дом): выучить в русской народной песне “Степь да степь кругом” отдельно каждую партию, при этом в партии правой руки добиться верного исполнения штриха “legato” со сменой меха через два такта и соблюдением аппликатуры.

       В партии левой руки  ученице необходимо обратить внимание на выдержанное исполнение баса и короткие аккорды.

  1. Подведение итогов и результатов занятия.

Сегодня мы говорили о штрихах и способах их исполнения. Основными  штрихами являются легато и стаккато. Остальные штрихи менее распространены. Штрихи являются очень важным средством выразительности в музыке. От характера и качества выполнения штрихов зависит воплощение музыкально - образного содержания и стиля исполняемого произведения. Ученица показала хорошие результаты, добившись определенных навыков  в игре различными штрихами.  Марии    рекомендовано обратить внимание на правильное ведение меха и постановку аппликатуры, внимательно относиться к звукоизвлечению, на основании вышеуказанных штрихов.

Литература:

  1. Хрестоматия баяниста 1-2 класс для ДМШ. – М., 1979.
  2. Судариков, А. Основы начального обучения игры на баяне: Методическое пособие /А.Судариков. – М.: Сов. композитор, 1979.
  3. Судариков, А. Исполнительская техника баяниста / А. Судариков. – М.: Сов. композитор,1986

.Самоанализ урока:

 Мною был представлен точный и развёрнутый план урока, в котором отражены цели, задачи, приёмы, методы и технологии с обучающейся по указанной теме.

Результат урока показал, что задачи, поставленные на уроке, были выполнены и всесторонне раскрыты:

-чёткость и ясность поставленных задач;

-разнообразный музыкальный материал, способствующих развитию творческих способностей ребёнка;

- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации);

- развитие мышления;

- самоанализ ученицы в исполняемых пьесах;

- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

       Урок был построен по принципу поэтапности и постепенности усложнения задач, где чередуются словесные и практические виды деятельности, включающие музыкальное исполнительство и работу с дидактическим материалом. Я старалась определить цели и поставила конкретные задачи, организующие деятельность ребёнка на каждом из этапов урока.

     Структура урока включает все необходимые элементы:

-. при проверке домашнего задания у ученицы возникли проблемы с аппликатурой и ритмом. Я обозначила ошибки и организовала деятельность ученицы по их исправлению.

 В ходе работы я использовала приёмы показа, устного объяснения.

 - в «Маленькой польке»  Д. Кабалевского- отрабатывался штрих «staccato» , ученица на примере одной ноты добивалась нужного исполнения штриха и закрепляла его на примере двух тактов пьесы, проходила работа над темпом произведения, также было проверено умение ученицы  играть партии правой и левой руки наизусть.

- р.н.п. «Степь да степь кругом» - был проведён совместный теоретический анализ формы произведения, работа над текстом ( аппликатура, штрихи, длительности), а также проработка аппликатуры в трудноисполнимых местах  с учётом её целесообразности, исполнение  штриха « legato», ровным звуком, что  способствовало как закреплению полученных навыков, так и выработке умения их использования в самостоятельной работе.

 В первой части урока мы работали над техническими навыками, которые затем применялись для решения исполнительских задач во второй части и способствовали закреплению этих навыков для дальнейшего использования их  в самостоятельной домашней работе.

В конце урока произведение зазвучало в новых красках, на более высоком уровне. Качество выполнения задач было не всегда хорошее, но понимание того, что требуется сделать и как этого можно добиться у ребёнка присутствовало, что дало основание надеяться на доработку и закрепление полученных  знаний и умений в домашней работе.

Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, должна проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания. А так же основная задача, не менее важная - это формирование у детей интереса к музыке, игре на инструменте.

http://festival.1september.ru/articles/602483/img002.jpg

http://festival.1september.ru/articles/602483/img003.jpg