Особенности подбора репертуара концертмейстером-пианистом для проведения занятий по изучению народно-сценического танца в хореографическом классе
Данная методическая разработка посвящена проблеме поиска музыкального материала концертмейстером-пианистом для уроков народно-сценического танца в хореографическом классе.
Методическая разработка раскрывает вопросы нахождения репертуара не только в узко-специализированной литературе для пианистов, но и поможет сориентироваться в баянных и аккордеонных сборниках, содержащих в себе, на взгляд автора, более разнообразный музыкальный материал, подходящий именно для уроков народно-сценического танца.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Звёздный»
Методическая разработка на тему:
«Особенности подбора репертуара концертмейстером-пианистом для проведения занятий по изучению народно-сценического танца в хореографическом классе»
Концертмейстер Хайруллина Г. Р.
г. Санкт-Петербург, 2022 г.
Содержание:
Аннотация….……………………………………………………………………..3
Введение………………………………….………………………...................…..4
Глава I. Роль концертмейстра в классе хореографии……………………….…5
Глава II. Особенности работы концертмейстера-пианиста в классе народно-сценического танца.……………………………………………………….....7
Глава III Особенности подбора музыкального материала.……………….…..8
Заключение……………………………………………………….......................11
Список используемых источников и литературы………………………….....12
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме поиска музыкального материала концертмейстером-пианистом для уроков народно-сценического танца в хореографическом классе.
Методическая разработка раскрывает вопросы нахождения репертуара не только в узко-специализированной литературе для пианистов, но и поможет сориентироваться в баянных и аккордеонных сборниках, содержащих в себе, на взгляд автора, более разнообразный музыкальный материал, подходящий именно для уроков народно-сценического танца.
Введение
Актуальность данной методической разработки заключается в раскрытии алгоритмов поиска разнообразного музыкального материала для уроков народно-сценического танца.
Цель методической разработки - раскрытие опыта подбора музыкального материала для проведения занятий по изучению народно-сценического танца в хореографическом классе.
Автор столкнулся с проблемой поиска материала для уроков народно-сценического танца в переложении для фортепиано. Использование музыкального материала из специализированной литературы: хрестоматий для уроков народно-сценического танца и нотных сборников существенно облегчает задачу концертмейстера, однако не всегда представленный материал соответствует запросам педагога-хореографа.
Возможно использование танцевальных мелодий и народной музыки, написанной для баяна и аккордеона существенно облегчит поиск музыкального материала будущим или действующим концертмейстерам. Алгоритмы поиска музыкального репертуара раскрываются в данной работе.
Глава I. Роль концертмейстра в классе хореографии.
Музыка в классе хореографии имеет огромное значение, так как сопровождает весь урок – разминку, упражнения у станка, упражнения на середине зала и прыжки. Таким образом, работа хореографа не представляется без концертмейстера, либо приобретает дополнительные сложности, связанные с поиском музыкального материала и техническим оснащением класса, а роль концертмейстера в тандеме с педагогом не второстепенна.
Работа концертмейстера заключает в себе и чисто творческую, и педагогическую деятельность. Концертмейстер при помощи музыкального сопровождения развивает художественный вкус, создает благоприятные условия для раскрытия творческого воображения у учащихся, что особенно важно в классе народно-сценического танца в связи со специфическими задачами, стоящими и перед педагогом, и перед учащимися. Это способствует положительному слуховому восприятию учащихся, развивает память и координацию движений, помогает правильно запомнить последовательность движений разной степени сложности под музыку, а так же помогает раскрыть национальные особенности танца.
Одна из обязанностей концертмейстера хореографического класса – это подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального репертуара. При этом стоит найти тонкую грань, так как неоднократное повторение на уроках одного и того же музыкального сопровождения ведет к отсутствию эмоционального выполнения упражнений обучающимися, но в то же время не следует часто менять сопровождение, это отвлекает, ухудшается запоминание движений.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера специфична и сложна. Такая деятельность предполагает наличие комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции, находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Кроме того, концертмейстер – полноправный участник творческого процесса, соавтор педагога. В обязанности концертмейстера так же входит знание и понимание технологии движений, создание эмоциональной атмосферы урока. Концертмейстер помогает учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику. Концертмейстер должен знать основы хореографии, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам; уметь одновременно играть и видеть танцующих; вести за собой целый ансамбль танцоров; уметь импровизировать (подбирать) вступления и заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии.
Знание особенностей исполнения каждого движения, а так же структуры упражнений необходимо не только для грамотного и удобного «наложения» музыкальной ткани, а так же для проведения полноценного занятия в отсутствие педагога.
Глава II . Особенности работы концертмейстера-пианиста в классе народно-сценического танца.
Работу концертмейстера в классе народно-сценического танца можно разделить на несколько этапов: поиск, редактирование и исполнение музыкального материала на уроке и на экзамене (концерте).
Самый сложный этап – это поиск музыкального материала, так как в процессе обучения народно-сценическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока. Успех работы с обучающимися во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают обучающимся услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Поскольку музыка на занятиях народно-сценического танца не является лишь сопровождением, фоном для упражнений, использование на уроках разноплановой в аспекте мелодики, гармонии и фактуры музыки способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает эстетический и музыкальный вкус у детей, помогает ярче выразить национальный колорит в танцевальном этюде. Соединение движений и музыки при обучении экзерсису является важной задачей.
Глава III. Особенности подбора музыкального материала.
С чего начать поиск музыкального материала для урока народно-сценического танца? На первом этапе стоит изучить музыкальные хрестоматии, написанные коллегами-концертмейстерами. Примеры, представленные в данных сборниках, дают довольно четкое представление о характере базовых движений, на которых строятся комбинации.
Однако подбор нотного материала не может ограничиваться произведениями из нескольких существующих в свободном доступе специализированных нотных сборников. Концертмейстеру приходится постоянно расширять свой репертуар, так как каждому новому курсу обучающихся к каждому открытому уроку, экзамену или концерту необходимо обновление музыкально-содержательной части урока. Подбор музыкального материала предполагает серьезную «поисковую» работу в электронных нотных библиотеках, просмотр уроков других педагогов и концертмейстеров.
Стоить отметить, что на уроках народно-сценического танца часто используются отрывки из классической музыки, балетов и опер, например такие как: Й. Брамс «Венгерский танец № 5», Н. А. Римский-Корсаков «Песня восточного гостя» из оперы «Садко», А. Хачатурян Лезгинка из балета «Гаяне», А. Глазунов «Испанский танец» из балета «Раймонда», Ф. Лист «Арагонская хота», П. И. Чайковский «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро», Ц. Пуни Вариация солистки из балета «Эсмеральда», П. И. Чайковский Мазурка из оперы «Евгений Онегин».
В некоторых случаях необходима музыка не академического характера. Музыка такого плана, написанная композиторами для пианистов, часто достаточно сложна технически и требует длительного выучивания материала концертмейстером. К тому же обучающимся сложно воспринимать на слух при исполнении движений экзерсиса плотную фактуру произведения. Либо, наоборот, музыкальные примеры слишком простые. Автор же, столкнувшись с проблемой нехватки репертуара и, имея опыт игры на аккордеоне, обратился к сборникам народной музыки, написанной для баяна и аккордеона. Эти произведения в большинстве случаев квадратны, имеют ярко выраженный мелодический материал, хорошо различимый на слух обучающимися, а так же легко перекладываются для исполнения на фортепиано; в таких произведениях в левой руке четко структурированы сильные доли, что позволяет обучающимся расчленить на слух фактуру и лучше услышать музыкальный счет.
Второй этап – это редактирование музыкального материала. Музыка, звучащая ежедневно на уроках воспитывает музыкальный слух обучающегося, его общегуманитарный уровень. Поэтому концертмейстеру приходится адаптировать музыку для нужд образовательного процесса. Лишь в редких случаях новый музыкальный материал не требует грамотного приспособления к дидактическим и образным задачам урока.
Редактирование – один из самых важных этапов работы концертмейстера, поскольку предполагает весьма широкие профессиональные навыки: умение грамотно сократить музыкальный текст, убрав некоторые эпизоды, умение добавить музыкальный текст, транспонировать, сочинять вступления (preparation), заключения и переходы. Сокращение или добавление музыкального текста осуществляется, если произведение «неквадратное» по своей структуре, а именно не состоит из 8, 16, 32 тактов, что является важным условием при выполнении упражнений в хореографическом классе. С точки зрения редактирования музыкального материала аккордеонные и баянные произведения часто квадратны, имеют вступления и ярко выраженный мелодический материал.
Третий и четвертый этап – исполнение произведений на уроке и экзамене (концерте). Эти этапы требуют личных занятий концертмейстера. Здесь необходимо подобрать индивидуальную аппликатуру, расставить динамические и агогические пометки в нотах, соответствующие движениям и замыслу педагога.
Если мы говорим о произведениях аккордеонных и баянных, то безусловно придется сделать некоторые правки и здесь. В правой руке, кроме аппликатурных пометок иногда приходится выпускать некоторые ноты, чтобы не допустить зажатия пианистического аппарата. В левой руке фактура «бас – аккорд» с широкими скачками тоже не всегда удобна для пианиста, поэтому можно изменить расположение аккорда таким образом, чтобы скачок от баса был минимальным.
Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над музыкальным материалом для урока народно-сценического танца.
Заключение
Музыка и танец в своем гармоническом единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы обучающихся, основа их эстетического воспитания.
Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определенные эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстера – все это помогает выполнять урок народно-сценического танца с максимальной отдачей.
В некоторых случаях сложно подобрать музыкальный материал, который соотвествует многим параметрам, предъявлемым педагогом-хореографом. Однако, расширив диапазон поиска в сторону произведений, написанных для баяна и аккордеона, концертмейстер сможет значительно разнообразить урок. Такие произведения достаточно легко перекладываются для исполнения на фортепиано, большинство произведений легко читаются с листа, что значительно облегчает индивидуальную работу концертмейстера. При этом, такие произведения в значительной степени соответствуют требованиям хореографического класса и в структурных, и в мелодических, фактурных, гармонических аспектах.
Список использованной литературы:
1. Безуглая Г. А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. Лань, 2015.
2. Безуглая Г. А. Новый концертмейстер балета. Учебное пособие, Лань, Планета Музыки, 2018
3. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музыка, 1961. – 321с.
4. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М.: 2002. – 136с.
5. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы /А. Люблинский. – Л., 1972.
6. Смирнова М. О работе концертмейстера. М, 1974.- 214с.
7. Шендерович Е.М. В Концертмейстерском классе. Размышления педагога. М. : Музыка, 1996 – 324с.