классный час на иему: "Цветной слух в музыке"

Батюта Елена Алексеевна

Познавательный материал знакомит учащихся с феноменом "цветного слуха" в музыке и творчеством его обладателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnoy_sluh_v_muzyke.docx25.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования             « Сафоновская детская школа искусств»

классный час на тему:

«Цветной слух в музыке»

Подготовка и проведение -

преподаватель Батюта Е.А.

г. Сафоново,

февраль 2022г.

ЦЕЛЬ:  Познакомить учащихся с феноменом цветного слуха в музыке.

ЗАДАЧИ:

Познавательные:  расширить кругозор учащихся, подстегнуть интерес к познанию явления синопсии.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:   беседа с видеопрезентацией.

     

     (СЛАЙД 1)

Музыка, как известно, с глубокой древности сопровождает жизнь человека, делая ее одухотвореннее и наполненнее. Еще в древней Индии у людей сложились своеобразные представления о том, что музыка тесно взаимосвязана с цветом. В частности, индусы считали, что в каждом человеке заложена своя мелодия и цвет. А гениальный ученый Аристотель утверждал в своем трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным созвучиям, намекая на тесную связь музыки и цветового спектра. 

(СЛАЙД 2)   

     Пифагорейцы отдавали предпочтение белому цвету, как главенствующему во Вселенной, а цвета спектра (вспомним 7 цветов радуги)  в их представлении соответствовали семи музыкальным тонам. Цвета и звуки в миропонимании древних греков являются активными созидательными силами, с помощью которых можно многое – вылечить тело и душу человека например. 

(СЛАЙД 3)   

     Многие ученые и музыканты древности задумывались над тем, как усилить воздействие музыки на человеческую душу с помощью синтеза ее с цветовыми ассоциациями.

В 18 веке монах – ученый Л. Кастель задумал сконструировать «цветовой клавесин». Нажатие на клавишу представило бы взору слушателя яркое цветовое пятно в специальном окошечке над инструментом в виде цветной движущейся ленты, флажков, сияющих различными цветами драгоценных камней, подсвечиваемых факелами или свечами для усиления эффекта.

       Композиторы Рамо, Телеман и Гретри отнеслись со вниманием к идеям Кастеля. Для этого инструмента даже было сочинено несколько произведений. В то же время он подвергся резкой критике энциклопедистов, которые считали аналогию «семь звуков гаммы – семь цветов спектра» несостоятельной.

Так что же такое «цветной слух, ребята?

(СЛАЙД 4 – ЮТУБ: Музыка. Цветной слух.- Академия занимательных наук – 4мин.20сек)

ФЕНОМЕН «ЦВЕТНОГО» СЛУХА

     Цветовой слух обнаруживали у себя некоторые выдающиеся музыкальные деятели. Гениальному русскому композитору Н.А.Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б.В.Асафьеву, С.С.Скребкову, А.А.Кеннелю и др. все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определенные цвета. Австрийский композитор ХХ века А.Шенберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра.

     Интересно, что люди, наделенные этим даром, видят не каждую тональность в цвете, и не каждый звук, причем, у каждого из композиторов – он свой.

  Например, для Римского-Корсакова РЕ-МАЖОР имел золотистый оттенок и вызывал ощущение радости и света, для Асафьева он окрашивался в цвет «изумрудной газонной зелени после весеннего дождя».

     РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР представлялся Римскому-Корсакову темноватым и теплым, Кеннелю – лимонно-желтым, Асафьеву – красным заревом, а у Скребкова вызывал ассоциации с зеленым цветом.

       Но бывали и удивительные совпадения.

     О тональности МИ-МАЖОР высказывались, как о синей, цвета ночного неба.

    РЕ-МАЖОР вызывал, как я уже сказала,  ассоциации у Римского-Корсакова с желтоватым, царственным цветом, у Асафьева – это были солнечные лучи, интенсивный жаркий свет, а у Скребкова и Кеннеля- желтый. Кстати, у А. скрябина, о котором подробнее я скажу далее, ре мажор тоже ассоциировался с золотисто-желтым цветом.

     Стоит отметить, что все названные музыканты обладали абсолютным музыкальным слухом.  

(СЛАЙД 5 – ЮТУБ: Музыка. Цветной слух.- Академия занимательных наук – 4:22 – 6:30сек)

«ЦВЕТОПИСЬ»   ЗВУКАМИ

(СЛАЙД 6 – цветной слух)   

       «Цветной слух – это редкое, уникальное явление. Называется оно «синостезией», и его надо отличать от образного мышления, творческой фантазии, которая может включиться при прослушивании музыки.  

(СЛАЙД 7 – ЮТУБ: Цветной слух и синестезия – 1:00)     

        Сочинения Н.А.Римского-Корсакова музыковеды часто именуют «звуковой живописью». Такое определение связано с дивной изобразительностью музыки композитора. Оперы и симфонические композиции Римского-Корсакова насыщены музыкальными пейзажами. Выбор тонального плана картин природы отнюдь не случайный.

     Увиденные в синих тонах ми-мажор и ми-бемоль мажор, в операх» Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок», употреблены для создания картин моря, звездного ночного неба. Восход солнца в тех же операх написан в ля-мажоре – тональности весенней, розовой.

      В опере «Снегурочка» ледяная девочка впервые появляется на сцене в «синем» ми мажоре, а ее мать Весна-Красна – в «весеннем», розовом ля мажоре. Проявление лирических чувств передано композитором в «теплом» ре-бемоль мажоре – это и тональность сцены таяния Снегурочки, получившей великий дар любви.

(СЛАЙД 7 – Цветной слух. Немузейные истории – 6:28)

       Французский композитор- импрессионист К.Дебюсси не оставил точных высказываний о своем видении музыки в цвете. Но его фортепианные прелюдии – «Терасса, посещаемая лунным светом», в которой переливаются звуковые блики, «Девушка с волосами цвета льна», написанная в тонких акварельных тонах, заставляют предположить, что у композитора были явные намерения соединить звук, свет и цвет.

     (Слайд 8 -  К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»)

    Симфоническое произведение Дебюсси «Ноктюрны» позволяет явственно ощутить этот уникальный «свето-цвето-звук».  Первая часть – «Облака» рисует медленно движущиеся и гаснущие вдали серебристо-серые облака. Второй ноктюрн «Празднества» изображает световые всплески атмосферы, ее фантастический танец. В третьем ноктюрне на волнах моря, искрящихся в ночном воздухе, качаются волшебные девы-сирены и поют свою завораживающую песнь.

     (СЛАЙД 9 - К.Дебюсси «Ноктюрны» - 1ч. «Облака»)

МУЗЫКА И ЦВЕТ У А. СКРЯБИНА

     Говоря о музыке и цвете невозможно не коснуться творчества гениального А.Н.Скрябина. Он был не только известным музыкантом, но и философом, и очень разносторонней личностью. Первым, кто предложил использовать цветотональность, был именно А.Н.Скрябин. Благодаря своему уникальному звуко-музыкальному слуху, он создал целую систему, позволяющую определять цвета в зависимости от тональности звука.

(СЛАЙД 10 – цветовая таблица по А. Н. Скрябину)

      Он, например, ясно ощущал красный густой цвет до мажора, золотой – ре мажора, синий торжественный цвет отдавал фа-диез мажору. У Скрябина не все тональности ассоциировались с каким-либо цветом. Композитор создал искусственную звуко-цветовую систему (до мажор – красного цвета, соль мажор – в оранжевых, а ре мажор – в желтых тонах и далее – по квинтовому кругу и цветовому спектру). Наиболее ярко воплотились идеи композитора о соединении музыки, света и цвета в симфонической поэме «Прометей».

     Этот известный музыкант предложил обозначать до-мажор красным цветом, ре-мажор – желтым цветом, соль-мажор – оранжево-желтым, ля-мажор – зеленым. Что касается звучания ми-мажор и си-мажор, то для него эта музыкальная тональность была примерно одинакового, сине-белого цвета. Для фа-диез он предложил использовать ярко-синий цвет. До-диез мажор был обозначен фиолетовым цветом. Тональности ля-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и си-бемоль мажор, обозначались фиолетовым и стальным с серебристым оттенком, соответственно. Для тональности фа-мажор музыкант выбрал темно-красный оттенок.

(СЛАЙД 11 - синестезия)

     Интересен тот факт, что композитор предложил использовать разделение тональностей на «духовные», к которым отнес фа-диез мажор, а также «земные» и «материальные», к которым относятся до-мажор и фа-мажор. Аналогично тональностям, композитор охарактеризовал цвета, например, красный символизировал «цвет ада», а фиолетовый и синий – цвет «духовности» или «разума».

         (СЛАЙД 12 – «Цвет и музыка. Скрябин»)

     Ученые, музыканты и художники и сегодня спорят о возможности соединения цвета и музыки. Есть исследования о том, что периоды колебания звуковых и световых волн не совпадают и «цветозвук» - это лишь феномен восприятия. Но бытует ведь у музыкантов такие определения, как: «тональный колорит», «тембровые краски», т.е. все они чувствуют эту связь звука и цвета. А если в творческом сознании композитора соединяются звук и цвет, то рождаются грандиозный «Прометей» А.Скрябина и величественные звучащие пейзажи И.Левитана, Н.Рериха, В.Поленова…..

         (СЛАЙД 13 - Поэма «Прометей»)

     Поэма «Прометей» (Поэма огня) была написана композитором в 1910 году.  В ней месте с созданием такой цветотональности, композитор Скрябин совместил музыкальное решение со световой партитурой - партией цвета – «Luce», как значилась она в партитуре. В этом произведении отражались не только музыкальные части, но и всевозможные эпизоды цветовых форм.

         В основу своей системы цветотональности Скрябин заложил утверждение, что все, кто обладает подобным цветовым слухом, воспринимают цвета и звуки так же, как и он. Так он думал.  Однако оказалось, что он ошибался. Другие композиторы, обладающие таким же уникальным слухом, воспринимали звуки и соотносили их часто с совсем другими цветами. Например, Римский-Корсаков, видел до-мажор белого цвета, а соль-мажор – коричневым. Кроме того, ми-мажор и ми-бемоль ассоциировались у него с сапфировым и темно сумрачным цветами соответственно.

     Попытки А. Н. Скрябина соединить несколько видов искусств в единое целое привели, в дальнейшем, к созданию светомузыки, которая нам всем с вами знакома и сопровождает все музыкальные концерты, представления, дискотеки.

Музыку Скрябина и сейчас стараются исполнять в содружестве цвета и звука, как слышал свою музыку сам автор.

         (СЛАЙД 14 – «Скрябин был бы доволен. Музыка и свет»)

     Безусловно, цветной слух – достаточно редкое явление среди музыкантов, оставляющее до сих пор открытыми некоторые вопросы. Гораздо проще развить образные ассоциации, возникающие при прослушивании той или иной музыки, чем развить «цветной слух».

     Слушайте классику, ребята, посещайте концерты классической музыки и, КАК ЗНАТЬ…, ВОЗМОЖНО, И ДЛЯ ВАС УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗВУКОВ ЗАБЛИСТАЕТ СВОИМИ ЯРКИМИ КРАСКАМИ.