Открытый урок : Работа над гаммами и этюдами в классе специального фортепиано

Лободина Елена Ивановна

Работа над техническим материалом: гаммами, упражнениями, этюдами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkry.docx149.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МУДО ДШИ «Гармония»

                                                   ____________________ Н.К. Григорян

                                                                                                «___»______________________  2020 г.


Методическая разработка открытого урока

преподавателя по классу фортепиано     

Лободиной Елены Ивановны

Тема открытого урока: «Работа над гаммами и    

    этюдами в классе специального фортепиано»


                   
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2364124/d7eb5fe6-6772-48d2-a2b7-60a82fe41489/s1200


                                             
Дата проведения открытого урока:   2020          
                                      Время проведения открытого урока: 11.00
                                      Место проведения открытого урока: ДШИ «Гармония»

Цель:

  • формирование техническо-исполнительских навыков игры на фортепиано через развитие познавательных процессов обучающихся

Задачи:
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания;
- продолжить формирование практических навыков (технические приёмы исполнения).

Развивающие: 

- развить творческую активность обучающегося через совершенствование технического мастерства;
-
обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт обучающегося.


Воспитательные:
- расширить кругозор обучающегося;
- повысить уровень познавательной мотивации, любви к предмету и инструменту;

- реализовать возможности обучающегося через учебную деятельность;
- побудить к самостоятельной работе.

Методы обучения:
-
словесные (устное изложение материала): рассказ, объяснение;
- наглядные (изобразительная наглядность): видео показ;
-
практические (формирование умения): источник знаний – практическая деятельность, репродуктивный метод.

Реализуемые педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;

- технология педагогического общения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- информационно-коммуникационная технология;

Оборудование и материалы: фортепиано, методический материал (ноты упражнений, этюдов), планшет.

Ожидаемые результаты: на примере разучиваемых произведений ещё раз убедить обучающегося в пользе игры гамм, необходимость в освоении развития техники и беглости пальцев для передачи более полного, точного и самое главное – музыкально-художественного замысла композитора. Постараться привить ребенку упорство в достижении технических задач, любовь и стремление выражать свои мысли и чувства через музыку.

Тип урок: комбинированного урок (систематизация знаний, формирование и закрепление умений и навыков)

План урока:
1. Введение в урок на основе теоретического материала понятия «фортепианная техника».
2. Работа над техническим материалом.
2.1. Работа над гаммами и упражнениями.
2.2. Работа над этюдами.
3. Заключение (рефлексия, оценивание, домашнее задание)




















                                           Введение.

        Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника по сути есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.
       Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приёмов игры на фортепиано, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать.
«Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.
       «Я часто напоминаю ученикам, что слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», а
«технэ» означало — искусство. Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания, «сокровенного смысла», другими словами, является материей, реальной плотью искусства. Беда в том, что многие играющие на фортепиано под словом техника подразумевают только беглость, быстроту, ровность, бравуру — иногда преимущественно «блеск и треск» — то есть отдельные элементы техники, а не технику в целом, как ее понимали греки и как ее понимает настоящий художник. Техника — «технэ» — нечто гораздо более сложное и трудное. Обладание такими качествами, как беглость, чистота, даже грамотное музыкальное исполнение и т. п., само по себе еще не обеспечивает артистического исполнения, к которому приводит только настоящая, углубленная, одухотворенная работа».[1]





                                          Ход урока:

Работа над гаммами и упражнениями.
1.Упражнение Ширинской Н.  № 4,5 из сборника «Гаммы и арпеджио для фортепиано».

Упражнение №4 для закрепления навыка подкладывания 1-го пальца в правой руке. Самым проблемным моментом является подкладывание первого пальца. Здесь хочу обратиться к психологической установке российского пианиста и педагога Генриха Густавовича Нейгауза: «понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец». Ведь психологически легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь…
       Играем медленно, следим за гладким движением кисти, не выгибаем запястье при взятии 1-м пальцем, пальчики ставим твёрдо в подушечки, не скользим по клавиатуре, держим пальчики ближе к чёрным клавишам, локоть на уровне клавиатуры.
Упражнение №4 для закрепления навыка подкладывания 1-го пальца в левой руке. Упражнение в разборе. Делаем словесный анализ, ставим задачи, следим за правильными приёмами игры.


2.Гамма ля минор.

Ученик играет гамму в 2 октавы в прямом движении. Обращаем внимание на аппликатуру, присутствуют неточности. Верно разученная последовательность пальцев – залог ровной игры. Выясняем, что связаны они с несоблюдением аппликатурных закономерностей: позиционностью по три и пять пальцев, а также синхронностью 3-го пальца. Напоминаю о трёх видах минора, проговариваем, как изменяются гармонический и мелодический виды.
        Ученик старается использовать правильный приём при подкладывании 1-го пальца. Слегка «выворачивает» локоть и предплечье вместе с 1-м пальцем. Обращаем на это внимание, добиваемся, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов. Ёще одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание. Прошу следить за хорошей опорой в кончиках пальцев, их активностью, замахом каждого. Для выработки беглости пальцев ученик играет гамму приёмом staccato. Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука, вырабатывает независимость работы пальцев. Направляю слух ученика на ровность звучания, качественное legato.
       
Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Предлагаю представить: предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны присутствовать в игре гамм: вся рука рисует линию и идёт впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке, локоть ведёт. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Прошу ученика представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с нами и уехал. Таким образом, и движения появятся, и гамма станет яркой и интересной.
       Для уяснения ритмической четкости и динамической яркости, играем гамму разными ритмическими формулами –
триолями, пунктирным ритмом, синкопами; и с разными динамическими оттенками – от pianissimo до fortissimo. Для большего интереса можно поиграть в разных темпах. Заодно и узнаем наш потенциал и возможности.

Аккорды. 

Для начала вспоминаем что такое «аккорд», как и на каких ступенях строится тоническое трезвучие и его обращения. Уточняем аппликатуру и начинаем игру аккордов сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками. Технически следует обратить внимание на три момента: пальцы хватают звуки аккорда – особенно активны мизинцы, так как они держат весь аккорд; кисть прогибается – её амортизация поможет избежать зажима аппарата; локти разводятся в стороны, сбрасывая этим движением нагрузку. Хорошего звука пытаемся достичь свободой плечевого пояса и хорошего «погружения» в клавиатуру. Предлагаю сыграть аккорды стоя. Ученик чувствует контакт с инструментом и легче понимает, как правильно играть аккорды.
       Можно поиграть аккорды несколькими способами, если не получается сыграть 3 звука одновременно. Пятый палец играет верхний звук, а к нему уже подстраиваем 2 остальных. Или играем сначала крайние звуки и затем средний, оставшийся.

Арпеджио короткие. 

Когда аккорды освоены, можно переходить к игре арпеджио. Аппликатурные принципы тут те же.  А вот пианистические движения отличаются. В коротких арпеджио рука рисует полукруг вверх от первого звука к последнему.  На последнем звуке ладонь раскрывается и делает замах на первый, при этом точно целясь, избегая шлепка по клавише. Контролируем осанку: не поднимаем плечи, локти разведены в стороны. Особенный контроль за первым пальцем: он ни в коем случае не должен «прижиматься» к кисти и не «смотреть» в сторону. Напоминаю Вите, что: «пальчик (первый) всегда «смотрит» в «окошко» второму пальчику, внутрь ладошки». Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти.

Хроматическая гамма.

Хроматическую гамму играем от «ля» по 6 звуков, следя за полноценной работой левой руки. К этой гамме применяем те же способы развития техники, которые описаны выше. Частой ошибкой при игре хроматических гамм является «падение» всей кисти на первый палец. Следим за этим и стараемся работать первым пальцем более активно, не допуская лишних движений.

        В начальный период работы над гаммами закладывается фундамент пианистической техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности. Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным, глубоким и мягким звуком. Учиться слышать в гамме мелодическую линию, добиваться линейности звучания, текучести, чтобы не было ощущения "точечности" звучания.

2. Работа над Этюдами.

Следующим этапом нашего урока станет работа над этюдами. Спрашиваю ученика что такое этюд.
Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

На данный момент в работе два этюда из сборника Б. Милича «Фортепиано 2 класс»
1. К. Сорокин – Этюд a moll.
       
Сорокин Константин Степанович – русский и советский композитор. Окончил в 1929 Киевский музыкально-драматический институт им. Н. В. Лысенко по классу фортепиано К. Н. Михайлова, Московскую консерваторию в 1934 по кл. ф-п. К. Н. Игумнова, в 1945 аспирантуру (рук. тот же), в 1947 по кл. композиции А. Н. Александрова. Преподаватель Муз. училища в Кирове (1937—1939, 1941—1944), Муз. училища при Моск. конс. (1953—1956). В 1945—1969 старший редактор, затем зав. ф-п. редакцией изд-ва Музгиз ("Музыка").
       Материал этюда построен на гаммообразных движениях вверх, гаммах с задержанием первого звука группы шестнадцатых и завершением мотивов интонациями на staccato. Обращаем внимание на звуковую ровность, качественное соединение звуков (штрих legato без выкриков и толчков, ровным в звуке 1-м пальцем) и устремление динамическое к вершинкам. Объединяющее движение рукой. Штрих staccato оттачиваем отдельно: цепким кончиком пальца из инструмента (pizzicato струнных). Акцентированные четверти играем больше тэнуто, выделяя и пропевая. Динамически разнообразим, выстраивая по принципу контрастов. 1 часть форте обе фразы,  2 часть начнём краской mp с развитием к f. Придаём характер радости, игривости и солнечности.

2. А. Гедике – Этюд C dur.
Алекса́ндр Фёдорович Ге́дике (1877 - 1957) – русский композитор,
органист, пианист, педагог, основатель советской органной школы. 
Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике многое взял из традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов, обработок русских народных песен. Особенно широко известен Гедике как автор детских пьес.
       Этюд в стадии разбора. Построен на параллельном движении шестнадцатых вниз и вверх в октаву. Отрабатываем отдельно каждой рукой. Следим за ровными шестнадцатыми, в них активизируем пальчики, legato больше расчленённое, между legato и non legato (приверженность композитора к органу). Соединяем двумя руками, представляем звучание двух инструментов, двух голосов. Звук яркий, блестящий. Стараемся разнообразить два голоса динамически – правой ярче, левой чуть тише (полифоничность). Форма двухчастная, построен секвенционно. Характер бодрый, жизнерадостный.
       
В процессе урока используем мультимедийное оборудование посредством показа через планшет документальных фотографий композиторов, а также прослушивания данных произведений другими обучающимися детских музыкальных школ. Задача при прослушивании – услышать недостатки в игре и дать рекомендации по их устранению. Абсолютно точно указывает на недочёты и теоретически верно даёт советы.

3. Заключение.

Рефлексия.
Учитель: На примере разучиваемого материала, какие приёмы мы сегодня закрепили?
Ученик: Мы работали над приёмом подкладывания 1-го пальца.
Учитель: На что нужно обращать внимание?
Ученик: Постараться руку «перекладывать» через первый палец.
Учитель: Ещё какие нюансы в правильных движениях или устранении ненужных?
Ученик: Важно следить за рукой во время подкладывания. Не «выворачивать» локоть и предплечье слишком вместе с первым пальцем. Необходимо, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов. Рука и локоть ведёт пальчики за собой.
Учитель: Над качеством каких приёмов мы работали?
Ученик: Легато и стаккато.
Учитель: Легато первого и второго этюда чем-то отличается, в чём различие и верное исполнение? Каким приёмом исполнять стаккато?
Ученик: Да. В первом более певучее, во втором раздельное. Связное легато: слушать соединение звуков, передавать один звук в другой. Раздельное: активнее работать, шагать пальчиками.
Стаккато - щипковое пиццикато: цепким кончиком пальца из инструмента.
Учитель: Во втором этюде какой склад фактуры?
Ученик: Полифонический, то есть два голоса нужно сыграть разными красками.

Оценивание: Молодец, Витя, ты хорошо сегодня поработал. Закрепил необходимые приёмы в исполнении технических произведений. Анализировал задачи и способы устранения недостатков в своей игре и на примере прослушанных выступлений.

Домашнее задание:
1. Отрабатывая упражнения, следить за 1-м пальцем. Добиваться уверенной и активной игры.
2. В гаммах проучивать каждый вид (звукоряд, аккорды, арпеджио, хроматическую гамму) сначала отдельно руками, оттачивая мастерство.
3. В этюдах перед занятиями продумать и озвучить вслух, проговорить задачи. Контролировать головой и слухом свою игру.
Отрабатывать короткими звеньями, затем более крупными, объединяя затем в единое целое.


 



                                   Список литературы.
1. Агарёва Г. Работа над фортепианной техникой. Каталог статей. –М.: Музыка, 2001.
2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. -М.: Музыка,1978.

3. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. –Л.: Музыкальное издательство, 1985.

4. Коган Г. У врат мастерства. -М.: Классика – XXI, 2004.

5. Коган Г. Техника и стиль в игре на фортепиано. Сборник статей. – М.: Музыка, 2002.

6. Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. -М.: 1995.

7. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. -М.: Классика – XXI, 2003.

8. Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. -М.: Музыка 2003.

9. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Классика - XXI, 1999.

10. Ширинская Н. Гаммы и арпеджио для фортепиано. Учебное пособие. Предисловие. –М.: Сов.комп., 1984.























На открытом уроке присутствовали:


Директор МУДО ДШИ «Гармония»:                     Григорян Н.К.

Заместитель директора по УВР:                             Пашнина М.Н.

Заведующий фортепианным отделением:             Галкина В.О.
                                                                                     
Преподаватели:                                                        Шевчук Н.И.
                                                                                  Шостак Я.В.
                                                                                  Черкашина О.П.
                                                                                  Королёва Т.В.
                                                                                  Смирнова Л.Д.
                                                                                  Барышникова Т.Н.
                                                                                  Зеленова Н.В.


[1] Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.