методическая разработка на тему : Музыкальные инструменты

Кристина Эсфиль

Цель: расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов.

Задачи:                                                                                                                    

 1. Обучающие(образовательные): закрепление знаний  детей о музыкальных инструментах.

Систематизировать знания детей по классификации музыкальных инструментов.

Совершенствовать речь детей, умение четко выражать свои мысли.

 

2. Развивающие: развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

развивать коммуникативные навыки общения: закрепление умения  детей работать по подгруппам, воспитывать культуру  речевого общения ;

3. Воспитательные:  воспитывать умение слушать товарищей.

 

Демонстрационный материал: интерактивная доска, ноутбук, музыкальные инструменты: барабан, маракасы, бубен, колокольчик, деревянные ложки, картинки  с  изображением  музыкальных инструментов .

Методы  и  приёмы:                                                                                                                                               1. Практические : подвижная  игра, физкультминутка.                                                                                                                                      2. Наглядные: картинки по теме «Музыкальные инструменты»,

3. Словесные :  беседа (вопрос-ответ),  рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_razrabotka_muz_instr.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вступление.

У: На доске представлены загадки. Нужно их отгадать.

1). За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких … (ложках)

2). Назовите без ошибки

Инструмент чуть больше скрипки.

Он ее ближайший друг,

Но немного ниже звук.

Есть и струны, и смычок,

В музыке не новичок! (альт)

3) Вот клавиши, как на рояле

Но чтобы они заиграли,

Чтобы песня была неплоха

Растягивать надо меха. (аккордеон)

4) Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит —

В ногу всем шагать велит. (барабан)

5) У скрипки есть огромный брат.

Огромней он во много крат.

Смычок коснется струн сейчас,

И мы густой услышим бас. (контробас)

6) Это что за инструмент высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет, украшения на нем.

Голосов имеет много этот звучный великан.

Он то ласковый, то строгий, а зовут его…

(орган)

7)Он на солнце заблестит,

Нежным звуком одарит.

В джазе самый первый он,

Серебристый … (саксофон)

8) Угадай с одной попытки,

Ну-ка, время не тяни!

Я похожа на улитку,

Медным трубам я сродни.

Инструмент я духовой,

И, бывает, полковой. (валторна)

9) Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале. ( гитара).

У: О чем загадки?

У- к: О музыкальных инструментах.

 

Основная часть.

У: Вот сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальными инструментами, да не с простыми, а с теми, которые входя в состав симфонического оркестра.

У: Как вы думаете, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

 

Итак, в состав симфонического оркестра входят 4 основные группы.

1 группа: струнно- смычковые инструменты

( слайд № 1 с изображением этой группы)

- скрипка

- альт

- виолончель

- контрабас

2 группа: деревянно- духовые инструменты

( слайд № 2 с изображением этой группы)

- флейта

- гобой

- кларнет

- фагот

3 группа: медно- духовые инструменты

( слайд № 3 с изображением этой группы)

- труба

- тромбон

- валторна

- туба

4 группа: ударные инструменты

( слайд № 4 с изображением этой группы)

- литавры

- тарелки

- ксилофон

- металлофон

- барабан

- треугольник и т.д

5 группа: одиночные инструменты

( слайд № 5 с изображением этой группы)

- рояль

- орган

- челеста

- арфа

(слайд № 6). Схема расположения инструментов в симфоническом оркестре

У: Где стоит дирижер?(в середине)

У:Рассмотрите и ответьте какие музыкальные инструменты находятся справа, слева, по центру от дирижера?

(слайд № 7). Проверьте свои знания. Уберите лишний музыкальный инструмент и обьясните почему он лишний.

Флейта, тромбон, кларнет.

Литавры, ксилофон, альт.

Рояль, скрипка, арфа.

Туба, скрипка, виолончель.

У: Вы замечательно справились с заданием. Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальное произведение М. И. Глинки «Арагонская хота». Когда будете слушать, в тетрадь записывайте, какие инструменты исполняют эту музыку.

У:Теперь давайте попоем.Песня «Старый рояль» музыка-Марка Минков, слова-А.Иванова.

 

Заключительная часть. Учитель раздает каждому ученику лист, в котором напечатано стихотворение Сергея Олексяка .Задание: найти в тексте музыкальный инструмент и подчеркнуть его карандашом.

 

Музыкальные инструменты.

Кончен вечер. Музыканты,

Раздарив свои таланты,

Тихо, под аплодисменты

Разобрали инструменты

И ушли со сцены прочь…

Впереди большая ночь…

Спать легли в свои футляры

Скрипки, трубы и гитары,

Барабан, колокола

Засопели из чехла…

Месяц заглянул в окно…

Стало тихо и темно...

Вдруг как вздрогнет, как подскочит

Серебристый КОЛОКОЛЬЧИК:

"Динь-динь-динь! День-день-день!

Ах, какой короткий день!

Динь-динь-динь! Не буду спать!

День-день-день! Хочу играть!"

"Бом-м-м! - ударил старший брат

Медный КОЛОКОЛ в набат. -

Успокой свой язычок!

Ляг в коробку и - молчок!

Пощади родного брата -

Завтра у меня соната…

Бом-м-м!"

"Види-вити, ви-и-ди-вити!

Погодите! Погодите! -

Взвизгнула с улыбкой

Озорная СКРИПКА. -

Ви-и-дите ли, дело в чём -

Как-то скучно мы живём!

Струны-жилы тянем!

А давайте грянем

Со всего размаха

Что-нибудь из Баха!"

"Бис-с! - забился БУБЕН. - Бис-с!

Можно выступить на бис?

Я вступление

лихо дам

Для цыганочки

с выходом!"

Словно сказочный дракон

Изогнулся САКСОФОН.

"Фу-у! - взрычал он едко. -

Успокойтесь, детка!

Я не понимаю вас.

Мне по нраву только джаз!

Фуру-фа-фа! Вместе! Ну-с!..

Ну, по крайней мере, блюз!

Пфа-фау!.."

"Туру-ду-ту… Вот судьба, -

Тихо буркнула ТРУБА, -

Все в моём семействе

На почётном месте…

Младшая сестрица

Служит на границе!

Под её форшлаги

Поднимают флаги!

А сестра постарше -

На параде в марше!

Я и сама хочу, не скрою,

Что-нибудь эдакое вот такое…

Ту-туру-ду-ту-ту-у!"

В темноте вздохнул РОЯЛЬ

И нажал свою педаль:

"Таба-даба-дам-пам-пам!

Что за споры по ночам?

Таба-даба-дам-па-рам!

Рад я разным авторам -

Листу и Бетховену…

Но одна диковина,

Часто слышится во сне

И тревожит сердце мне:

По струнам моим семенят молотки,

Играя частушки в четыре руки…"

"Цыки-тасы, цыки-тасы! -

Оживились МАРАКАСЫ. -

Не найдёте вы сейчас

Никого подвижней нас!

Ни минутки не молчим -

Всё головками бренчим!

Мы для вас сыграем танго

О стране, где зреет манго!

В пляс, амиго маракасы!

Цыки-тасы, цыки-тасы!"

Тут вмешалась БАЛАЛАЙКА:

"Трень! На танцы налегай-ка!

Я слыву ужасно старой…

Но ведь сёстры мы с ГИТАРОЙ.

Уж, бывало, разойдусь,

Да, бывало, распрямлюсь -

Пол гудит, крошится стенка

От испанского фламенко!

Треньки-бреньки! Треньки-бреньки!

Разговоры коротеньки…

Трень.."

"Пфи-ити, - ФЛЕЙТА пропищала, -

Ну, а я давно мечтала

Выдать что-то грубое

Хоть на пару с тубою!"

Заворчала ТУБА: "Бду-у!

Я на это не пойду!

Что это за глупости?

Попрошу без грубости!

Кабы что-нибудь лиричное…

Но, простите, это личное…"

"Тин-тин-тон, тин-тон, тин-тон!" -

Оживился КСИЛОФОН. -

Чем меня усердней бьют,

Тем охотнее поют

Деревянные пластинки

На моей широкой спинке!

Ведь, в действительности, я

Бойкий мальчик для битья!"

"Тпр-ру, - раздвинулся ТРОМБОН, -

Посреди оркестра, -

Продолжал угрюмо он, -

Мне немного тесно.

С широтой моей души

Выдь и "Барыню" пляши!"

"Мы б исполнили куплеты, -

Застучали КАСТАНЬЕТЫ, -

Мы с сестрой такие крошки -

Что вмещаемся в ладошке

И в чудесный перестук

Бьём, не покладая рук…

Чики-чики-чики-тамы!

Нам бы сольные программы!"

"Бо-бо-бо-о! - пропел ФАГОТ. -

Я, как говорит народ,

Брат народным инструментам…

Но слыву интеллигентом.

А мечтал служить РОЖКОМ

При коровах с пастушком,

Пасторали петь… Однако

Пастушок не носит фрака".

Отозвался БАРАБАН:

"Бан-н-н!

Как похож я на большой

чан!

Подружился бы со мной

кок,

Я б варить ему компот

мог.

Приготовил бы ему

суп с лапшой…

Жаль, что хрупок телом я

и душой…"

Пили-ли-ли-лим-плим-плим!

Замечательно не спим! -

Улыбнулась у стены

В сорок две свои струны

АРФА золотая -

Чёлка завитая. -

Я исполню песнь былинную -

Задушевную, старинную!

Потому как для меня

ГУСЛИ русские родня.

Вдохновенно и легко

Их касался сам Садко!"

"О-о-о! - взмолился КОНТРАБАС. -

На часах десятый час!

В струнах - гул, болят бока,

В голове - дремота…

Пожалейте старика -

Утром на работу…"

"А и вправду, будем спать, -

Пожалела СКРИПКА деда, -

Предлагаю напоследок

Колыбельную сыграть.

Ну-ка, вместе кто как хочет:

Види-ви… Спокойной ночи!

Ту-ру-ду-ту… Бо-бо… Бис-с…

Вечер пологом навис…

Динь-динь-динь… Пфа-фау…Тин-тон…

Пусть приснится сладкий сон…

Чики-чик… Та-дам-пам… Тпр-ру…

Встанет солнце поутру…

Пфи-ти… Бду-у…Цык-цык… Трень-трень…

И наступит новый день!..."

 

Домашнее задание: сочинить загадку про музыкальный инструмент, выучить состав симфонического оркестра.