Сценарий концерта, посвященного творчеству С. В. Рахманинова "Пафос встревоженного сердца"

Балина Юлия Николаевна

Музыкальный критик Асафьев определил ощущение музыки Рахм., как «пафос встревоженного сердца». Трудно выразиться лучше… Всё творчество С.В. и как композитора, и как пианиста было всегда согрето его сердцем.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rahmaninov.pafos_vstrevozhennogo_serdtsa.docx29.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

города Инты

Сценарий концерта, посвященного творчеству С.В. Рахманинова

«Пафос встревоженного сердца»

02.04.2021г.

Выполнила:

преподаватель по классу сольного пения

Ю.Н. Балина

г. Инта

2021

                             С.В. Рахманинов                    02.04.2021                   

«Пафос встревоженного сердца»

  1.   Прозвучал фрагмент I концерта С. Рахманинова для ф-но с оркестром. Здесь 18-ти летний композитор заявил о себе, как о явлении величайшей силы таланта, самобытности и мужественности.

     Музыкальный критик Асафьев определил ощущение музыки Рахм., как «пафос встревоженного сердца». Трудно выразиться лучше… Всё творчество С.В. и как композитора, и как пианиста было всегда согрето его сердцем.  А мелодия у него, по выражению того же Асафьева, «всегда стелется, как тропа в полях – непридуманная и ненавязываемая».

     С.Рахманинов не пользовался в своём творчестве русс.нар.мелодиями. русское в его музыке впитано было из всего любимого им окружения, из русской действительности.

     Всё напоено воспоминаниями детства, просёлочными дорогами, прелестью безмерных родных полей, озёрной плавностью, говором и тишиной лесов, ароматом любимой сирени.

  1.     Сейчас вы услышите Романс Рахманинова на сл.Бекетовой, который является одним из шедевров вокальной кантилены и посвящён его любимой сирени. Он так и называется «Сирень». Исполняет лауреат Всеросс. и Междунар.конкурсов вокалистов – Людмила Самар, концертмейстер – Елена Фёдорова.

        В начале XX века Россия стояла на пороге больших социальных перемен. В искусстве намечался глубокий внутренний кризис. В музыке преобладал интерес к новизне звукосочетаний.

     И вот в это время Рахм. особенно    подвергается жестоким упрёкам в старомодности и салонности. Однако он не уступал: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постояннозвучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир».  Он упорно верил, что рано или поздно родной народ его услышит.

     В наши дни его вера оправдалась.

      Великая любовь к музыке Рахм. приводит многих в село с простым русским названием ИВАНОВКА, чтобы встретиться   здесь мыслями и чувствами с замечательным композитором и исполнителем, поклониться его дому, саду, кустам сирени, побыть у истоков его творчества, лучше понять его.

      В письмах к друзьям, знакомым Рахм. с большой теплотой отзывался о временах, проведенных в этом замечательном уголке Тамбовской губернии, куда впервые он приехал 17-ти летним студентом Московской консерватории.

      В те годы в Ивановке часто отдыхал двоюродный брат Рахм. – известный пианист, дирижёр, ученик самого Листа -  Александр Ильич Зилоти, в 25 лет ставший профессором Моск. консерватории. Интересно отметить, что еще в детстве Зилоти по просьбе матери Серёжи прослушал игру своего 12-ти летнего брата – шалуна и непоседы, учившегося не совсем прилежно в Петербургской консерв. и, обнаружив у него незаурядные способности, предложил  отдать мальчика в надёжные руки, к хорошему педагогу.  

       Так Рахм.попал в Моск.консрваторию в класс Николая Сергеевича Зверева, у которого учились многие видные музыканты, в частности – выдающийся русск.композитор Александр Никол.Скрябин.

      Все нуждающиеся ученики жили у Зверева бесплатно, на полном пансионе. Мальчики любили Зверева, несмотря на его прямо-таки деспотический характер. Вместе с тем он  очень заботился об их духовном развитии, брал их с собой в концерты и театр. Приглашал в свой дом знаменитостей того времени, чтобы перед ними могли выступить его питомцы.

     Здесь Серёжа впервые увидел Чайковского и пронёс благоговейную любовь к нему через всю жизнь. В свою очередь, Петр Ильич был дружески настроен по отношению к юному одарённому композитору, поверил в его будущее. А на одном из экзаменов при переходе Серёжи на следующий курс,  Чайковский, прослушав его игру, поставил  к уже предложенной отметке «5+» ещё 3 плюса, окружив таким образом «5» со всех сторон крестами.

         Имение в Ивановке принадлежало семье Сатиных, а точнее, тётке   Сер. Вас. по отцовской линии    - Варваре Аркадьевне (урождённой Рахманиновой) и являлось их летней усадьбой. Зимой она с семьёй жила в Москве на Арбате. Узнав о ссоре Серёжи с его муз. опекуном Зверевым, она тотчас же приняла самое активное участие в его судьбе. Племяннику выделяется комната для занятий и он постепенно становится членом этой семьи. Дети Сатиных – братья Саша и Володя и сестры  - Наташа и Соня быстро подружились с Сергеем.

       И вот уже лето Рахманинов проводит с Сатиными в Ивановке. Сюда съезжалось много народа: друзья, родственники с детьми. Среди них было и семейство Скалон из Петербурга с тремя дочерьми и маленьким сыном. Всё здесь располагало к отдыху: большой парк с прудом, фруктовый сад, бильярдная и, конечно же, рояль.

     Жизнь Серёжи в имении протекала между занятиями и досугом. Он занимался на рояле, работал над I фортеп.концертом, сочинял другие произведения.

     По вечерам все обитатели имения собирались внизу в комнате, где стоял рояль. Трудно выразить то наслаждение, которое испытывали слушатели от импровизированных концертов Сережи. Их всегда ждали с большим нетерпением.

     Однажды здесь  прозвучала  Прелюдия до♯ - минор, ставшая настоящей жемчужиной его творчества. Впоследствии Сергей Рахм. выбрал её для своего первого публичного выступления,  как пианиста.

  1. В исполнении Елены Фёдоровой прозвучит Прелюдия №1 до♯ - минор

     Одна из сестёр Рахм. – Людмила Дмитриевна Скалон - в своих заметках вспоминает атмосферу того времени в Ивановке: «Мои сёстры и я, все мы были влюблены в Серёжу, этого красивого юношу в рубахе – косоворотке. Во время задушевных бесед, а они протекали  и в знаменитой беседке, обвитой виноградом и на длинной скамейке перед домом – мы часто думали о будущем, спорили о новом в искусстве, литературе. Серёжа делился с нами своими творческими планами, великодушно посвящая каждой из нас то или иное своё сочинение. А мы, в свою очередь, не сводили глаз с его, как нам казалось взрослого лица и готовы были слушать его до бесконечности. И хотя все мы сохранили это чувство любви к нему на всю жизнь, лишь одной из нас  - Наташе Сатиной – отдал он свое сердце. Атмосфера музицирования в этом доме  была столь заразительна, что мы даже сами пытались не только играть несложные переложения оперной и балетной музыки, сделанные Серёжей, но и петь его вокальные сочинения»  

    На сцену приглашается детский вокальный ансамбль «Мелодинка» - рук. - Ю.Балина

  1. Слова англ.поэта Шелли, перевод Бальмонта – «Островок», концертм.- А.Чабаненко

  1. Романс на слова Т. Шевченко в перев. Тютчева – «Полюбила я на печаль свою»  - поёт лауреат Всеросс. и Междунар. конкурсов вокалистов – Екатерина Полуяхтова

  1. Романс «Дитя, как цветок ты прекрасна» на стихи Гейне в переводе Плещеева

     Этот романс 20-летний Рахманинов посвятил одному из близких товарищей по консерватории – Михаилу Слонову – певцу, композитору и будущему педагогу.

  1. В исполнении Светланы Гончарук и Елены Михайловой прозвучит «Романс для ф-но в 4 руки»

  1.    1-го апреля  весь мир отмечает день рождения Рахманинова, в  этот же день в 1891 году он сочинил романс на стихи франц.автора Пайерона «Апрель! Вешний праздничный день». Поет Людмила Самар

     Семья Рахм. принадлежала к старинному дворянскому  роду. Детство его обещало быть безоблачным, если бы не легкомыслие отца, промотавшего всё своё наследство (в том числе имение Онег в Новгородской губернии, где родился композитор) и в конце концов оставившего семью.

       Жена и 6 детей остались без средств к существованию. Вот почему Рахманинов с горькой иронией называл себя «бедным, странствующим музыкантом». Вот почему так близки оказались 20-ти летнему композитору замечательные стихи нем.поэта Гейне в  талантливом переводе Плещеева «И у меня был край родной»

  1. Послушайте романс Рахманинова на стихи Гейне  - «Сон»

     Серг. Вас. проявлял себя не только как великий композитор и пианист, но и как великолепный дирижёр. Сначала в Мамонтовской частной опере, затем в Большом театре. Здесь он вступил как новатор. По его инициативе дирижерский пульт был вынесен к зрительному залу, в то время, как раньше он находился между сценой и оркестром. Теперь дирижёр мог видеть оркестр и певцов, что и сохранилось до наших дней.

     Летом 1898 г. Рахманинов с группой артистов Русской частной оперы приехал в Крым. В Ялте произошла его встреча с А.П. Чеховым, сразу отметившим молодого музыканта. Они подружились. Крымские впечатления, прекрасная природа, встречи с замечательными людьми вдохновили Рахм. на создание романса «Ты помнишь ли вечер…» на стихи А. Толстого из цикла «Крымские очерки».

  1.  В исполнении Екатерины Полуяхтовой прозвучит Романс «Ты помнишь ли вечер», конц. – Елена Фёдорова

     1902 г. был для Рахм.   особым годом. Он женится на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной, ставшей верным другом и «добрым гением» всей его жизни.

      Рахманинов чувствует необычайный прилив творческой энергии  и в период до 1918 года  создаёт свои лучшие произведения: 2-й и 3-й фортепианные концерты, поэму «Колокола», множество романсов, знаменитые «Прелюдии» и «Этюд - картины»

            1906 г. запомнился семье Рахм. увлекательным отдыхом в Италии. Недалеко от солнечной Флоренции, на берегу моря, Рахм. арендовал небольшую виллу. В один из вечеров к даче подошли уличные музыканты, они везли, как груз старое механическое пианино, в сопровождении которого отлично пели и танцевали. Итальянский мотив польки крепко запомнился композитору. По приезду на Родину, он использовал услышанную мелодию в произведении под названием «Итальянская полька» для ф-но. Сергей Вас. любил это сочинение, поэтому вместе с женой они  часто исполняли его  на семейных вечерах в 4-ре руки.

     Существует огромное количество переложений этого произведения для других инструментов и оркестров.

  1. Сегодня «Итальянская полька» прозвучит в исполнении инстр.анс. «Шутка», рук. – Светлана Якубцова

     В 1915 г. Рахманинов сочинил свой гениальный «Вокализ» для голоса и ф-но, посвятив его великой русской певице  Антонине Вас. Неждановой. Вспоминая то время Ант. Вас. писала: «Это талантливое прекрасное произведение, написанное с большим художественным вкусом, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление, что в вокализе нет слов, он ответил: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто – либо словами».

  1. Послушайте этот романс прозвучит в исполнении Людмилы Самар

     Многие считали, что октябрьский переворот 1917 года  временный. Рахманинов же думал, что это конец старой России и ему, как артисту, ничего не остаётся, как покинуть Родину, обрекая себя на мучительную тоску и длительный творческий кризис. Своим близким он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя».

     Жизнь в Америке с её бешеным ритмом, куда Сер.Вас. перебрался в 1918 году, была непривычной для европейца. И тем не менее, благодаря помощи музыкантов из России, выехавших ранее и хорошо знавших Рахманинова, имя его стало широко известно в этой стране.    

     Фирмы, связанные с его концертной деятельностью тратили огромные деньги на рекламу. Его портреты появлялись повсюду. Его узнавали все: от кондуктора железной дороги, до продавца в ближайшей съестной лавке. А совершенно незнакомые люди снимали шляпы и приветствовали его на улице. Такое отношение всегда трогало Сер.Вас.

     В концертных поездках неизменным спутником была его  жена – Наталья Александровна, помогавшая наряду с прикрепленными от фирмы служащими организовывать жизнедеятельность великого музыканта.

     Радость на чужбине доставляли встречи с друзьями, особенно с великим русским певцом Шаляпиным. Им было что вспомнить.  Познакомившись в молодости в Мамонтовской частной опере, они пронесли дружбу через многие годы.

     Помнил Сер.Вас. и осенний вечер  1904 года в Москве, когда Шаляпин позвонил ему по телефону: «Серёжа, возьми лихача и скачи на «Среду», петь до смерти хочется! Будем петь всю ночь». Рахманинов не заставил себя долго ждать. Быть приглашённым к организатору Московских литературных «Сред» - писателю Телешову считалось почётным. У него собирались Горький, Вересаев, Куприн, Бунин и др. Обстановка царила непринуждённая, дружеская.

     На вечере Шаляпин пел много и увлечённо. «Эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса» - вспоминал Телешов. Это было уже не пение и не музыка, это был какой – то припадок вдохновения  двух крупнейших артистов».

  1. «Всё отнял у меня» на сл. Тютчева – поёт лауреат Респ.конкурсов вокалистов – Виталий Богомолов

  1. На вечере у писателя был исполнен ещё один романс Рахм на стихи Галиной «Как мне больно». Исключительную роль в нём играет фортепианное сопровождение, передающее глубокое внутреннее волнение. Послушайте этот романс в переложении для духовых инструментов. Соло на тромбоне – Александр Долгих, соло на трубе – Василий Лейер.

     На сцену приглашается ансамбль «Камертон». Сегодня уже звучали и будут ещё звучать романсы Рахм., их у композитора более 80-ти. Все они созданы в России. Подобно романсам Чайковского, они завоевали исключительную популярность во всём мире.

  1. В сопровождении анс. «Камертон» прозвучит жемчужина рахманиновской лирики - романс на стихи Галиной «Здесь хорошо», аранжировка Вл. Чабаненко – поёт Людмила Самар.

  1. Прозвучит ещё один романс, написанный 20-летним Рахманиновым на знаменитое стих-е А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне». К этим лирическим строкам, воспевающим верность былой любви, много раз обращались композиторы, начина с великого Глинки.

      Закончив в 1891 году Московскую консерваторию у Александра Зилоти как пианист, Рахманинов перешёл в класс свободного сочинения к молодому профессору Аренскому. Он твёрдо решил выполнить 2-х годичную программу за один год и получить диплом «свободного художника». В качестве дипломной работы Рахм. было предложено написать одноактную оперу «Алеко» по поэме А. Пушкина «Цыганы». Работая с упоением, он написал эту оперу за 17 дней. Интересно, что сочинять оперу он начал с 2х цыганских плясок – женской и мужской.

  1. Послушайте «Пляску цыганок» из оп. «Алеко»

     Существует версия, что в поэме «Цыганы», Пушкин выводит самого себя. И он когда – то уходил в цыганский табор, как его герой Алеко, бежавший к вольнолюбивым цыганам от «шума душных городов». Интересно также, что вся эта история с Земфирой, которую убил Алеко в порыве ревности, всего лишь приснилась Пушкину.

     В эпилоге поэмы читаем:

«Но счастья нет и между вами

Природы бедные сыны…

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед

И всюду страсти роковые

И от судьбы защиты нет!»

  1. Мировую известность получила «Каватина Алеко» из одноимённой оперы Рахманинова. Поёт Виталий Богомолов.

     Насыщенная концертная жизнь, которую Рахманинов вёл в Америке, отнимала много сил. Поэтому летние месяцы Сер. Вас.с семьёй проводит в Европе. В 1932 году осуществилась его давняя мечта – в Швейцарии, неподалёку от Люцерна, на берегу озера закладывается фундамент будущего Сенара. Сенар – аббревиатура от имён – Се – Сергей, На – Наталья Рахманиновы. Начиная с 1934 года семья Сергея Вас.вместе с 2-мя дочерьми и внуками имеют возможность встречаться в этом живописном уголке, напоминающем милую его сердцу Ивановку. К Рахм. возращается желание сочинять. Один из шедевров этих лет – «Рапсодия на тему Паганини» для ф-но с оркестром.

     Но вот наступает лето 1939 года -  война стучится в двери Европы, всё ближе подбирается она к Швейцарии, к Сенару. С тяжёлым сердцем Рахм. покидает своё детище и отправляется в Америку, теперь уже навсегда.

     С глубокой душевной болью воспринял Рахм. известие о нападении Германии на Сов.союз. Желая хоть как-то помочь своим соотечественникам, он даёт два больших концерта в Нью – Йорке - 1 ноября 1941 г. и 7 ноября 1942 г. В программе указывалось, что весь денежный сбор от концертов будет передан в фонд нашей страны. В сопроводительном письме Рахм. писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!» Его несказанно обрадовала победа наших войск под Сталинградом.

     Всё больше утверждается желание Рахманинова непременно вернуться на Родину, но планам не суждено было осуществиться. Он не дожил 2-х лет до полной победы.

     Во время проведения Первого Межд. конкурса  пианистов им. П.Чайковского, проходившего в 1958 г. в Москве, лауреат  I премии Ван Клиберн отвёз горсть русской земли  в Америку, чтобы высыпать на могилу Сер. Рахманинова – великого «русского гения»

  В ноябре 1999 года в Москве был открыт 1-й в нашей стране  памятник Сер.Вас. Рахманинову, которому, как и Фёдору Шаляпину суждено было, после событий 1917 года жить и умереть на чужбине.

    Заканчивая наш концерт, хотелось бы отдать дань излюбленной теме весеннего, ликующего обновления природы, которая занимает особое место в творчестве Рахманинова.

  1.  Прекрасен страстно – порывистый романс «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева. Поют Людмила Самар и Екатерина Полуяхтова.