Сценарий концерта, посвященного творчеству С. В. Рахманинова "Пафос встревоженного сердца"
Музыкальный критик Асафьев определил ощущение музыки Рахм., как «пафос встревоженного сердца». Трудно выразиться лучше… Всё творчество С.В. и как композитора, и как пианиста было всегда согрето его сердцем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rahmaninov.pafos_vstrevozhennogo_serdtsa.docx | 29.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»
города Инты
Сценарий концерта, посвященного творчеству С.В. Рахманинова
«Пафос встревоженного сердца»
02.04.2021г.
Выполнила:
преподаватель по классу сольного пения
Ю.Н. Балина
г. Инта
2021
С.В. Рахманинов 02.04.2021
«Пафос встревоженного сердца»
- Прозвучал фрагмент I концерта С. Рахманинова для ф-но с оркестром. Здесь 18-ти летний композитор заявил о себе, как о явлении величайшей силы таланта, самобытности и мужественности.
Музыкальный критик Асафьев определил ощущение музыки Рахм., как «пафос встревоженного сердца». Трудно выразиться лучше… Всё творчество С.В. и как композитора, и как пианиста было всегда согрето его сердцем. А мелодия у него, по выражению того же Асафьева, «всегда стелется, как тропа в полях – непридуманная и ненавязываемая».
С.Рахманинов не пользовался в своём творчестве русс.нар.мелодиями. русское в его музыке впитано было из всего любимого им окружения, из русской действительности.
Всё напоено воспоминаниями детства, просёлочными дорогами, прелестью безмерных родных полей, озёрной плавностью, говором и тишиной лесов, ароматом любимой сирени.
- Сейчас вы услышите Романс Рахманинова на сл.Бекетовой, который является одним из шедевров вокальной кантилены и посвящён его любимой сирени. Он так и называется «Сирень». Исполняет лауреат Всеросс. и Междунар.конкурсов вокалистов – Людмила Самар, концертмейстер – Елена Фёдорова.
В начале XX века Россия стояла на пороге больших социальных перемен. В искусстве намечался глубокий внутренний кризис. В музыке преобладал интерес к новизне звукосочетаний.
И вот в это время Рахм. особенно подвергается жестоким упрёкам в старомодности и салонности. Однако он не уступал: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постояннозвучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он упорно верил, что рано или поздно родной народ его услышит.
В наши дни его вера оправдалась.
Великая любовь к музыке Рахм. приводит многих в село с простым русским названием ИВАНОВКА, чтобы встретиться здесь мыслями и чувствами с замечательным композитором и исполнителем, поклониться его дому, саду, кустам сирени, побыть у истоков его творчества, лучше понять его.
В письмах к друзьям, знакомым Рахм. с большой теплотой отзывался о временах, проведенных в этом замечательном уголке Тамбовской губернии, куда впервые он приехал 17-ти летним студентом Московской консерватории.
В те годы в Ивановке часто отдыхал двоюродный брат Рахм. – известный пианист, дирижёр, ученик самого Листа - Александр Ильич Зилоти, в 25 лет ставший профессором Моск. консерватории. Интересно отметить, что еще в детстве Зилоти по просьбе матери Серёжи прослушал игру своего 12-ти летнего брата – шалуна и непоседы, учившегося не совсем прилежно в Петербургской консерв. и, обнаружив у него незаурядные способности, предложил отдать мальчика в надёжные руки, к хорошему педагогу.
Так Рахм.попал в Моск.консрваторию в класс Николая Сергеевича Зверева, у которого учились многие видные музыканты, в частности – выдающийся русск.композитор Александр Никол.Скрябин.
Все нуждающиеся ученики жили у Зверева бесплатно, на полном пансионе. Мальчики любили Зверева, несмотря на его прямо-таки деспотический характер. Вместе с тем он очень заботился об их духовном развитии, брал их с собой в концерты и театр. Приглашал в свой дом знаменитостей того времени, чтобы перед ними могли выступить его питомцы.
Здесь Серёжа впервые увидел Чайковского и пронёс благоговейную любовь к нему через всю жизнь. В свою очередь, Петр Ильич был дружески настроен по отношению к юному одарённому композитору, поверил в его будущее. А на одном из экзаменов при переходе Серёжи на следующий курс, Чайковский, прослушав его игру, поставил к уже предложенной отметке «5+» ещё 3 плюса, окружив таким образом «5» со всех сторон крестами.
Имение в Ивановке принадлежало семье Сатиных, а точнее, тётке Сер. Вас. по отцовской линии - Варваре Аркадьевне (урождённой Рахманиновой) и являлось их летней усадьбой. Зимой она с семьёй жила в Москве на Арбате. Узнав о ссоре Серёжи с его муз. опекуном Зверевым, она тотчас же приняла самое активное участие в его судьбе. Племяннику выделяется комната для занятий и он постепенно становится членом этой семьи. Дети Сатиных – братья Саша и Володя и сестры - Наташа и Соня быстро подружились с Сергеем.
И вот уже лето Рахманинов проводит с Сатиными в Ивановке. Сюда съезжалось много народа: друзья, родственники с детьми. Среди них было и семейство Скалон из Петербурга с тремя дочерьми и маленьким сыном. Всё здесь располагало к отдыху: большой парк с прудом, фруктовый сад, бильярдная и, конечно же, рояль.
Жизнь Серёжи в имении протекала между занятиями и досугом. Он занимался на рояле, работал над I фортеп.концертом, сочинял другие произведения.
По вечерам все обитатели имения собирались внизу в комнате, где стоял рояль. Трудно выразить то наслаждение, которое испытывали слушатели от импровизированных концертов Сережи. Их всегда ждали с большим нетерпением.
Однажды здесь прозвучала Прелюдия до♯ - минор, ставшая настоящей жемчужиной его творчества. Впоследствии Сергей Рахм. выбрал её для своего первого публичного выступления, как пианиста.
- В исполнении Елены Фёдоровой прозвучит Прелюдия №1 до♯ - минор
Одна из сестёр Рахм. – Людмила Дмитриевна Скалон - в своих заметках вспоминает атмосферу того времени в Ивановке: «Мои сёстры и я, все мы были влюблены в Серёжу, этого красивого юношу в рубахе – косоворотке. Во время задушевных бесед, а они протекали и в знаменитой беседке, обвитой виноградом и на длинной скамейке перед домом – мы часто думали о будущем, спорили о новом в искусстве, литературе. Серёжа делился с нами своими творческими планами, великодушно посвящая каждой из нас то или иное своё сочинение. А мы, в свою очередь, не сводили глаз с его, как нам казалось взрослого лица и готовы были слушать его до бесконечности. И хотя все мы сохранили это чувство любви к нему на всю жизнь, лишь одной из нас - Наташе Сатиной – отдал он свое сердце. Атмосфера музицирования в этом доме была столь заразительна, что мы даже сами пытались не только играть несложные переложения оперной и балетной музыки, сделанные Серёжей, но и петь его вокальные сочинения»
На сцену приглашается детский вокальный ансамбль «Мелодинка» - рук. - Ю.Балина
- Слова англ.поэта Шелли, перевод Бальмонта – «Островок», концертм.- А.Чабаненко
- Романс на слова Т. Шевченко в перев. Тютчева – «Полюбила я на печаль свою» - поёт лауреат Всеросс. и Междунар. конкурсов вокалистов – Екатерина Полуяхтова
- Романс «Дитя, как цветок ты прекрасна» на стихи Гейне в переводе Плещеева
Этот романс 20-летний Рахманинов посвятил одному из близких товарищей по консерватории – Михаилу Слонову – певцу, композитору и будущему педагогу.
- В исполнении Светланы Гончарук и Елены Михайловой прозвучит «Романс для ф-но в 4 руки»
- 1-го апреля весь мир отмечает день рождения Рахманинова, в этот же день в 1891 году он сочинил романс на стихи франц.автора Пайерона «Апрель! Вешний праздничный день». Поет Людмила Самар
Семья Рахм. принадлежала к старинному дворянскому роду. Детство его обещало быть безоблачным, если бы не легкомыслие отца, промотавшего всё своё наследство (в том числе имение Онег в Новгородской губернии, где родился композитор) и в конце концов оставившего семью.
Жена и 6 детей остались без средств к существованию. Вот почему Рахманинов с горькой иронией называл себя «бедным, странствующим музыкантом». Вот почему так близки оказались 20-ти летнему композитору замечательные стихи нем.поэта Гейне в талантливом переводе Плещеева «И у меня был край родной»
- Послушайте романс Рахманинова на стихи Гейне - «Сон»
Серг. Вас. проявлял себя не только как великий композитор и пианист, но и как великолепный дирижёр. Сначала в Мамонтовской частной опере, затем в Большом театре. Здесь он вступил как новатор. По его инициативе дирижерский пульт был вынесен к зрительному залу, в то время, как раньше он находился между сценой и оркестром. Теперь дирижёр мог видеть оркестр и певцов, что и сохранилось до наших дней.
Летом 1898 г. Рахманинов с группой артистов Русской частной оперы приехал в Крым. В Ялте произошла его встреча с А.П. Чеховым, сразу отметившим молодого музыканта. Они подружились. Крымские впечатления, прекрасная природа, встречи с замечательными людьми вдохновили Рахм. на создание романса «Ты помнишь ли вечер…» на стихи А. Толстого из цикла «Крымские очерки».
- В исполнении Екатерины Полуяхтовой прозвучит Романс «Ты помнишь ли вечер», конц. – Елена Фёдорова
1902 г. был для Рахм. особым годом. Он женится на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной, ставшей верным другом и «добрым гением» всей его жизни.
Рахманинов чувствует необычайный прилив творческой энергии и в период до 1918 года создаёт свои лучшие произведения: 2-й и 3-й фортепианные концерты, поэму «Колокола», множество романсов, знаменитые «Прелюдии» и «Этюд - картины»
1906 г. запомнился семье Рахм. увлекательным отдыхом в Италии. Недалеко от солнечной Флоренции, на берегу моря, Рахм. арендовал небольшую виллу. В один из вечеров к даче подошли уличные музыканты, они везли, как груз старое механическое пианино, в сопровождении которого отлично пели и танцевали. Итальянский мотив польки крепко запомнился композитору. По приезду на Родину, он использовал услышанную мелодию в произведении под названием «Итальянская полька» для ф-но. Сергей Вас. любил это сочинение, поэтому вместе с женой они часто исполняли его на семейных вечерах в 4-ре руки.
Существует огромное количество переложений этого произведения для других инструментов и оркестров.
- Сегодня «Итальянская полька» прозвучит в исполнении инстр.анс. «Шутка», рук. – Светлана Якубцова
В 1915 г. Рахманинов сочинил свой гениальный «Вокализ» для голоса и ф-но, посвятив его великой русской певице Антонине Вас. Неждановой. Вспоминая то время Ант. Вас. писала: «Это талантливое прекрасное произведение, написанное с большим художественным вкусом, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление, что в вокализе нет слов, он ответил: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто – либо словами».
- Послушайте этот романс прозвучит в исполнении Людмилы Самар
Многие считали, что октябрьский переворот 1917 года временный. Рахманинов же думал, что это конец старой России и ему, как артисту, ничего не остаётся, как покинуть Родину, обрекая себя на мучительную тоску и длительный творческий кризис. Своим близким он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя».
Жизнь в Америке с её бешеным ритмом, куда Сер.Вас. перебрался в 1918 году, была непривычной для европейца. И тем не менее, благодаря помощи музыкантов из России, выехавших ранее и хорошо знавших Рахманинова, имя его стало широко известно в этой стране.
Фирмы, связанные с его концертной деятельностью тратили огромные деньги на рекламу. Его портреты появлялись повсюду. Его узнавали все: от кондуктора железной дороги, до продавца в ближайшей съестной лавке. А совершенно незнакомые люди снимали шляпы и приветствовали его на улице. Такое отношение всегда трогало Сер.Вас.
В концертных поездках неизменным спутником была его жена – Наталья Александровна, помогавшая наряду с прикрепленными от фирмы служащими организовывать жизнедеятельность великого музыканта.
Радость на чужбине доставляли встречи с друзьями, особенно с великим русским певцом Шаляпиным. Им было что вспомнить. Познакомившись в молодости в Мамонтовской частной опере, они пронесли дружбу через многие годы.
Помнил Сер.Вас. и осенний вечер 1904 года в Москве, когда Шаляпин позвонил ему по телефону: «Серёжа, возьми лихача и скачи на «Среду», петь до смерти хочется! Будем петь всю ночь». Рахманинов не заставил себя долго ждать. Быть приглашённым к организатору Московских литературных «Сред» - писателю Телешову считалось почётным. У него собирались Горький, Вересаев, Куприн, Бунин и др. Обстановка царила непринуждённая, дружеская.
На вечере Шаляпин пел много и увлечённо. «Эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса» - вспоминал Телешов. Это было уже не пение и не музыка, это был какой – то припадок вдохновения двух крупнейших артистов».
- «Всё отнял у меня» на сл. Тютчева – поёт лауреат Респ.конкурсов вокалистов – Виталий Богомолов
- На вечере у писателя был исполнен ещё один романс Рахм на стихи Галиной «Как мне больно». Исключительную роль в нём играет фортепианное сопровождение, передающее глубокое внутреннее волнение. Послушайте этот романс в переложении для духовых инструментов. Соло на тромбоне – Александр Долгих, соло на трубе – Василий Лейер.
На сцену приглашается ансамбль «Камертон». Сегодня уже звучали и будут ещё звучать романсы Рахм., их у композитора более 80-ти. Все они созданы в России. Подобно романсам Чайковского, они завоевали исключительную популярность во всём мире.
- В сопровождении анс. «Камертон» прозвучит жемчужина рахманиновской лирики - романс на стихи Галиной «Здесь хорошо», аранжировка Вл. Чабаненко – поёт Людмила Самар.
- Прозвучит ещё один романс, написанный 20-летним Рахманиновым на знаменитое стих-е А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне». К этим лирическим строкам, воспевающим верность былой любви, много раз обращались композиторы, начина с великого Глинки.
Закончив в 1891 году Московскую консерваторию у Александра Зилоти как пианист, Рахманинов перешёл в класс свободного сочинения к молодому профессору Аренскому. Он твёрдо решил выполнить 2-х годичную программу за один год и получить диплом «свободного художника». В качестве дипломной работы Рахм. было предложено написать одноактную оперу «Алеко» по поэме А. Пушкина «Цыганы». Работая с упоением, он написал эту оперу за 17 дней. Интересно, что сочинять оперу он начал с 2х цыганских плясок – женской и мужской.
- Послушайте «Пляску цыганок» из оп. «Алеко»
Существует версия, что в поэме «Цыганы», Пушкин выводит самого себя. И он когда – то уходил в цыганский табор, как его герой Алеко, бежавший к вольнолюбивым цыганам от «шума душных городов». Интересно также, что вся эта история с Земфирой, которую убил Алеко в порыве ревности, всего лишь приснилась Пушкину.
В эпилоге поэмы читаем:
«Но счастья нет и между вами
Природы бедные сыны…
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед
И всюду страсти роковые
И от судьбы защиты нет!»
- Мировую известность получила «Каватина Алеко» из одноимённой оперы Рахманинова. Поёт Виталий Богомолов.
Насыщенная концертная жизнь, которую Рахманинов вёл в Америке, отнимала много сил. Поэтому летние месяцы Сер. Вас.с семьёй проводит в Европе. В 1932 году осуществилась его давняя мечта – в Швейцарии, неподалёку от Люцерна, на берегу озера закладывается фундамент будущего Сенара. Сенар – аббревиатура от имён – Се – Сергей, На – Наталья Рахманиновы. Начиная с 1934 года семья Сергея Вас.вместе с 2-мя дочерьми и внуками имеют возможность встречаться в этом живописном уголке, напоминающем милую его сердцу Ивановку. К Рахм. возращается желание сочинять. Один из шедевров этих лет – «Рапсодия на тему Паганини» для ф-но с оркестром.
Но вот наступает лето 1939 года - война стучится в двери Европы, всё ближе подбирается она к Швейцарии, к Сенару. С тяжёлым сердцем Рахм. покидает своё детище и отправляется в Америку, теперь уже навсегда.
С глубокой душевной болью воспринял Рахм. известие о нападении Германии на Сов.союз. Желая хоть как-то помочь своим соотечественникам, он даёт два больших концерта в Нью – Йорке - 1 ноября 1941 г. и 7 ноября 1942 г. В программе указывалось, что весь денежный сбор от концертов будет передан в фонд нашей страны. В сопроводительном письме Рахм. писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!» Его несказанно обрадовала победа наших войск под Сталинградом.
Всё больше утверждается желание Рахманинова непременно вернуться на Родину, но планам не суждено было осуществиться. Он не дожил 2-х лет до полной победы.
Во время проведения Первого Межд. конкурса пианистов им. П.Чайковского, проходившего в 1958 г. в Москве, лауреат I премии Ван Клиберн отвёз горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу Сер. Рахманинова – великого «русского гения»
В ноябре 1999 года в Москве был открыт 1-й в нашей стране памятник Сер.Вас. Рахманинову, которому, как и Фёдору Шаляпину суждено было, после событий 1917 года жить и умереть на чужбине.
Заканчивая наш концерт, хотелось бы отдать дань излюбленной теме весеннего, ликующего обновления природы, которая занимает особое место в творчестве Рахманинова.
- Прекрасен страстно – порывистый романс «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева. Поют Людмила Самар и Екатерина Полуяхтова.