Статья: Музыкальное воспитание детей по Системе Шиничи Судзуки

Сухова Ольга Васильевна

Система массового музыкального воспитания детей, создателем которой является японский скрипач Шиничи Судзуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Система Судзуки13.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Система Судзуки

« Талант – это не то, что дано природой.

      Это то, что вы воспитываете».

    В 30-е годы сложилась одна из наиболее интересных систем массового музыкального воспитания детей, создателем которой является японский скрипач  Шиничи  Судзуки  ( 1898 – 1998).   Судзуки создал мало теоретических работ, он пропогандировал свой опыт практически.

     Концепцию Судзуки прежде всего отличат глубокая вера в огромные возможности каждого ребенка. « Музыкальные способности – это не врожденный дар, - они могут развиваться», -  утверждает  Судзуки. Дети  в  семи-восьми  летнем  возрасте  оказываются  «немузыкальными» лишь потому, что родители и воспитатели своевременно не позаботились о развитии их способностей в раннем возрасте. «Благодаря 30-летнему опыту воспитания молодых  исполнителей я полностью убедился, что музыкальные способности могут быть развиты у любого ребенка», отмечает  Судзуки в предисловии к  « Скрипичной школе».  Подобно тому, как каждый нормальный ребенок в раннем детстве естественно, без труда учится говорить, в условиях правильной музыкальной среды. Ребенок без особых усилий осваивает музыкальный язык. Задача  семьи и педагога – музыканта заключается прежде всего в организации музыкального быта, музыкальной среды. Далее действуют уже сама природа ребенка и педагогический метод.

     Поскольку система Судзуки обращена к детям раннего возраста ( от 2 до 6 лет), многое в ней необычно. Первое приобщение к музыки  происходит путем изучения игры на скрипке. В два-три года ребенок не всегда еще может управлять своим голосом. Кроме того, благодаря скрипке, по мнению Судзуки интенсивно развиваются  музыкальный слух и высокая чувствительность к изменениям звука, укрепляется память и формируется абсолютный слух.

    Судзуки отводил большую роль в музыкальном воспитании детей семье. Большое значение придает Судзуки созданию мотивации. « Родители и учителя должны стремиться к тому, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий»,- часто повторяет Судзуки в своих трудах. При том главную ответственность за то, чтобы обучение было радостным, педагог возлагает на мать, так как большую часть времени ребенок поводит с ней дома.

    Поскольку трехлетние дети порой  еще не умеют читать, первоначальное обучение по системе Судзуки проходит без нот на основе активизации слухового восприятия. Лишь через два-три года они приступают к изучению нотной грамоты.

   Занятия – в основном коллективные; индивидуальные же уроки проводятся лишь в том случае. Когда необходима коррекция музыкального развития ребенка. Коллективный характер занятий позволяет использовать общий репертуар, который систематизирован по степеням трудностей и изучается всеми учащимися без пропуска каких -либо произведений.

   Как можно заключить из сказанного, основу обучения составляет слушание музыки. Самое важное при этом – научить детей слушать как можно больше хорошей, настоящей музыки. Чем раньше ребенок научится слушать музыку, тем лучше. Пусть даже это происходит с первых дней его жизни.

   Свою систему музыкального воспитания Судзуки именовал «методом воспитания талантов». « Моя цель, - писал Судзуки,- не сделать детей музыкантами, а развивать их музыкальные способности». В любой момент ребенок по достижению соответствующего возраста имеет возможность перейти на обычный метод обучения ( в рамках любой системы массового музыкального воспитания или профессионального образования). Главное, что его потенциальные возможности в области музыки будут разбужены и получат развитие.