Статья: Музыкальное воспитание детей по Системе Шиничи Судзуки
Система массового музыкального воспитания детей, создателем которой является японский скрипач Шиничи Судзуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система Судзуки | 13.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Система Судзуки
« Талант – это не то, что дано природой.
Это то, что вы воспитываете».
В 30-е годы сложилась одна из наиболее интересных систем массового музыкального воспитания детей, создателем которой является японский скрипач Шиничи Судзуки ( 1898 – 1998). Судзуки создал мало теоретических работ, он пропогандировал свой опыт практически.
Концепцию Судзуки прежде всего отличат глубокая вера в огромные возможности каждого ребенка. « Музыкальные способности – это не врожденный дар, - они могут развиваться», - утверждает Судзуки. Дети в семи-восьми летнем возрасте оказываются «немузыкальными» лишь потому, что родители и воспитатели своевременно не позаботились о развитии их способностей в раннем возрасте. «Благодаря 30-летнему опыту воспитания молодых исполнителей я полностью убедился, что музыкальные способности могут быть развиты у любого ребенка», отмечает Судзуки в предисловии к « Скрипичной школе». Подобно тому, как каждый нормальный ребенок в раннем детстве естественно, без труда учится говорить, в условиях правильной музыкальной среды. Ребенок без особых усилий осваивает музыкальный язык. Задача семьи и педагога – музыканта заключается прежде всего в организации музыкального быта, музыкальной среды. Далее действуют уже сама природа ребенка и педагогический метод.
Поскольку система Судзуки обращена к детям раннего возраста ( от 2 до 6 лет), многое в ней необычно. Первое приобщение к музыки происходит путем изучения игры на скрипке. В два-три года ребенок не всегда еще может управлять своим голосом. Кроме того, благодаря скрипке, по мнению Судзуки интенсивно развиваются музыкальный слух и высокая чувствительность к изменениям звука, укрепляется память и формируется абсолютный слух.
Судзуки отводил большую роль в музыкальном воспитании детей семье. Большое значение придает Судзуки созданию мотивации. « Родители и учителя должны стремиться к тому, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий»,- часто повторяет Судзуки в своих трудах. При том главную ответственность за то, чтобы обучение было радостным, педагог возлагает на мать, так как большую часть времени ребенок поводит с ней дома.
Поскольку трехлетние дети порой еще не умеют читать, первоначальное обучение по системе Судзуки проходит без нот на основе активизации слухового восприятия. Лишь через два-три года они приступают к изучению нотной грамоты.
Занятия – в основном коллективные; индивидуальные же уроки проводятся лишь в том случае. Когда необходима коррекция музыкального развития ребенка. Коллективный характер занятий позволяет использовать общий репертуар, который систематизирован по степеням трудностей и изучается всеми учащимися без пропуска каких -либо произведений.
Как можно заключить из сказанного, основу обучения составляет слушание музыки. Самое важное при этом – научить детей слушать как можно больше хорошей, настоящей музыки. Чем раньше ребенок научится слушать музыку, тем лучше. Пусть даже это происходит с первых дней его жизни.
Свою систему музыкального воспитания Судзуки именовал «методом воспитания талантов». « Моя цель, - писал Судзуки,- не сделать детей музыкантами, а развивать их музыкальные способности». В любой момент ребенок по достижению соответствующего возраста имеет возможность перейти на обычный метод обучения ( в рамках любой системы массового музыкального воспитания или профессионального образования). Главное, что его потенциальные возможности в области музыки будут разбужены и получат развитие.