Конспект открытого урока по предмету "Хор"
Тема "Работа над дыханием и унисоном с учащимися 1-х классов инструменального отделения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 23.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Видео-урок по предмету «Хор»
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области музыкального искусства
Фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты.
«ХОРОВОЙ КЛАСС»
Тема: «Работа над дыханием и унисоном с учащимися 1-х классов инструментального отделения»
Группы 1-го класса
01.02.2022 г.
Преподаватель: Шибина Надежда Евгеньевна
Концертмейстер: Церр Артур Андреевич
МБУ ДО «Коммунаровская школа искусств»
План открытого урока по теме:
«Работа над дыханием и унисоном с учащимися 1-х классов инструментального отделения»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: показ, работа, сотворчество, воспитывающие и развивающие вокально-хоровые навыки и умения учащихся в процессе коллективного музицирования и исполнительства
Задачи урока:
- Обучающие:
- развитие навыков интонационного единства;
- совершенствование навыков певческого дыхания;
- работа над звуковедением и звукообразованием.
- Развивающие:
- совершенствование контроля организации дыхания;
- совершенствование слуховых навыков;
- совершенствование звукового ансамбля.
- Воспитательные:
- формирование личностных качеств учащихся:
- формирование коллективных качеств при создании ансамбля в исполнении музыкальных произведений;
- воспитание умений анализировать содержание исполняемой музыки.
- Здоровьесберегающие:
- гимнастика на дыхание;
- самомассаж;
- улыбкотерапия.
Ожидаемый результат:
- активный отклик на дирижерский жест;
- осмысленное понимание вокально-хоровых задач;
- заинтересованность и участие в коллективной работе.
Методы и приёмы:
- интонационный анализ;
- слуховой самоконтроль;
- слуховая наглядность (работа по партитуре).
Реализуемые педагогические технологии:
План урока
№ | Вид деятельности | Музыкальный материал | Время | ||
1. | Организационный момент | 1 мин. | |||
2. | Певческая деятельность | 1) Гимнастика на дыхание | 2 мин. | ||
2) Распевание | Вокально-хоровые упражнения: | «Филин сидит на дубу», в движении по полутонам, в диапазоне: с1-с2 | 3 мин. | ||
«У кота воркота», с распевом на три ступени, на legato, в диапазоне: с1-d2 | 4 мин. | ||||
«Мамочка моя», с распевом на пять ступеней, legato, в диапазоне: с1-е2 | 4 мин. | ||||
«По дороге Петя шёл», мажорный звукоряд от с1-с2 | 1 мин. | ||||
3) Работа над произведениями | В. Калинников «Звёздочки» | 7 мин. | |||
М. Ройтерштейн «Заклинание зимы» | 10 мин. | ||||
нем.нар. п. «Божья коровка» обр. Й. Брамса | 7 мин. | ||||
3. | Обобщение | 1 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент
- приветствие;
- введение в тему.
2. Певческая деятельность
- упражнения на дыхание по системе А.Н. Стрельниковой;
- распевание (вокально-хоровые упражнения, направленные на задачи интонационной ровности звукового ансамбля, длительного певческого дыхания);
- работа над произведениями:
1) Музыка и слова В. Калинникова «Звёздочки». Детская песня с сопровождением. Тональность D-dur. Размер 2/4. Форма одночастная, с контрастной серединой.
Основная задача – пение в унисон, с использованием продолжительного дыхания в музыкальных фразах; эмоционально-образная составляющая произведения (выразительность):
- продуманное певческое дыхание;
- грамотная фразировка;
- смысловые акценты (поэтический текст);
- внимание на дирижерский жест.
Это произведение полезно тем, что:
- приобщение учащихся к классическим примерам музыкального искусства;
- самоконтроль дыхания;
- звучание в едином певческом процессе.
2) Музыка М. Ройтерштейна, слова М. Пожаровой. Произведение продолжает тему пейзажа. Детская песня с сопровождением. Тональность D-dur (с отклонением в g-moll). Размер 2/4 (с элементом размера 1/4). Форма куплетно-вариационная. Одноголосие.
Задачи:
- развитие навыков чтения с листа сольфеджио;
- развитие мелодического слуха;
- развитие навыков ритмического ансамбля во вступлении и в заключении.
Произведение воспитывает и закрепляет навыки художественного мышления и выразительного музыкицирования.
3) обр. нем.нар.п. Й. Брамса, р.т. Ю. Фадеевой «Божья коровка». Детская песня с сопровождением. Тональность G-dur. Размер 2/4. Форма куплетная. Мелодический рисунок наполнен восходящими скачками, что является основной трудностью данного произведения.
Задачи:
- совершенствование эмоционально-образного исполнительства;
- развитие навыков самостоятельной мелодической линии, независимой от аккомпанемента;
- чистота интонации при пении скачков.
Оборудование:
- аудитория для коллективного хорового пения;
- рояль;
- наглядные пособия (партитуры и слова для хористов);
- шумовые инструменты.
Характеристика группы:
- учащиеся 1-го класса, инструментальных отделений «Коммунаровской школы искусств»;
- учащиеся посещают предмет один раз в неделю по одному академическому часу;
- уровень хоровых требований включает работу над произведениями в жанрах классики, народной песни и современной хоровой музыки;
- рабочий материал произведений включает задачи разной степени сложности.
Самоанализ урока:
- Место и роль урока:
- вокально-хоровая работа в 1-ом классе важна и необходима, т.к. помогает раскрывать и воспитывать личностные качества учащихся в сфере коллективного музицирования;
- Характеристика цели:
- коллектив формируется, но уже имеет место определенная стабильность в закреплении пройденного и стремлении к новым задачам.
- Замысел урока:
- демонстрация вокально-хоровых навыков и умений учащихся на этапах:
- тренинга певческого дыхания;
- вокально-хоровых упражнений;
- в работе над произведениями.
- способность и умение анализировать сделанное и давать пройденной деятельности честную оценку.
- Структурный аспект самоанализа:
- Каждый пункт плана оказывает определенное влияние и значение на результат урока. Методы и формы содержания урока востребованы, актуальны и важны для учащихся в развитии их хорового исполнительства.
- Функциональный аспект анализа:
- Структура урока выстроена в соответствии с поставленными целями и задачами и подчинена коллективным и личным возможностям учащихся. Результат урока сфокусирован на осмысленном и максимально успешном усвоении поставленных требований. Каждый учащийся должен проявить себя заинтересованным и ответственным хористом.
- Оценка конечного результата:
- Музыкальный материал урока призван к воспитанию и совершенствованию личностных качеств каждого учащегося в отдельности и хорового коллектива в целом. Результативность урока зависит от достижения поставленных целей и задач, а также от трех составляющих: учащихся, преподавателя и концертмейстера.