Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»
Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность
своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать
и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать
себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.
Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце
зимы - «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться,
удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть.
Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного
воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на
Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно
опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам
русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет
более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность
понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко
грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного
гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa-sdelano.docx | 31.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-творческий
проект
«Широкая Масленица»
Подготовили:
Музыкальный руководитель
Даукшис Н.Н.,
Инструктор по физической культуре
Королева Е.А.
12 марта 2021 год
Музыкально-творческий проект
«Масленица»
Вид проекта: музыкально-творческий.
Тип проекта:
по числу детей – групповой, разновозрастный (принимали
участие дети 1 и 2 младших, средних, старших, подготовительных групп);
По доминирующему методу –
познавательно-игровой,
музыкально-творческий;
По предметным областям – межпредметный (литература, музыка,
физическая культура);
По продолжительности –
краткосрочный
(2хнедельный - с 1 марта по 12 марта 2021 года).
Участники проекта: музыкальный руководитель Даукшис Н.Н.,
инструктор по физической культуре Королева Е.А.,
воспитатели 1 младших, 2 младших, средних, старших, подготовительных
групп, родители воспитанников.
Срок реализации: краткосрочный (1 марта – 12 марта 2021 года).
Направление деятельности проекта:
Синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Интеграция с другими образовательными областями:
музыка, художественное творчество, здоровье, коммуникация, познание.
Актуальность:
Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность
своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать
и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать
себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.
Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце
зимы - «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться,
удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть.
Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного
воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на
Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно
опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам
русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет
более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность
понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко
грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного
гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема проекта: имея богатейшие народные традиции в проведении
календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором
переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих
традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-
нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального
народного творчества.
Педагогическая цель проекта:
решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре;
формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям;
обобщение представления о народном празднике «Масленица» и народных традициях, знакомство с национальными традициями своего народа.
Цели проекта:
1 - создание условий для повышения интереса к традициям русского народа –
празднику Масленице.
2 - воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения русского фольклора.
3 - воспитание любви к родному краю.
4 - воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости,
доброты, правдивости, гордости за свой край.
5 - развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского
мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров русского
фольклора.
Детская цель:
умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать,
любить и прощать;
уважительно относиться к национальным традициям.
Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.
Задачи:
∙ возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;
∙ обогащать духовный мир детей;
∙ обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
∙ вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-
действии;
∙ приобщить всех участников проекта к традиции проведения
народного праздника Масленицы;
∙ воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских
традициях;
∙ систематизация знаний, стимулирующих развитие
познавательных и творческих способностей;
∙ формировать способности к творческому самовыражению и
потребности в нем;
∙ формировать у детей начал национального самосознания,
воспитание любви к Родине, ее традициям;
∙ знакомить детей с различными жанрами устного народного
творчества;
∙ развивать художественно-творческую деятельность путем
ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской
культуры;
∙ формировать у детей гражданскую принадлежность;
∙ развивать духовно-нравственные качества: доброту,
великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
Предшествующая работа:
- Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).
- Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).
- Изучение игрового фольклора (разучивание хороводных и подвижных
игр.)
- Беседы (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с
утварью быта крестьян прошлого века).
- Слушание русской народной музыки (масленичные песни).
- Форма проведения итогового мероприятия: праздник «Широкая
масленица».
Материал и оборудование:
«Масленица» - наряженная кукла (чучело).
Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Медведя,
Бабы Яги, Затейницы и Весны.
Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки,
свистульки.
Технические средства: музыкальный центр, колонки, микрофоны,
фотоаппарат.
Спортивное оборудование: обручи, санки, лыжи, вёдра, коромысла,
санки-ледянки, канат, кегли.
Музыкальный репертуар: потешки, р.н.песни, игровые хороводы, Зарядка, Хоровод с Весной.
Игровая деятельность:
игры - аттракционы «Бубен», «Санки», «Карусель», катание на Пони,
«Ледяные фигуры», «Лыжи», «Перенеси вёдра», «Платок», «Санки-
ледянки», «Перетягивание каната».
Планирование работы над проектом:
1 -выбор формы реализации проекта.
2 -составление сценария.
3 -работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее
обработке и поиску недостающей.
4 -проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление
интересующих детей вопросов.
5 - распределение ролей (среди воспитателей);
- выбор декораторов (помощь в оформлении);
- выбор затейников (для организации игр).
6 –продумывание и подбор костюмов.
7 -разучивание песен, пословиц, закличек, игр, хороводов для
выступления во время праздника.
8 -проведение праздника «Широкая Масленица».
9 -подведение итогов реализации проекта.
10 -организация места проведения праздника (спортивного участка).
11 -проведение инструктажа по технике безопасности.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.
Содержание:
1 Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
2 Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;
3 Привлечь родителей для исполнения ролей на празднике.
4 Определение темы проекта;
5 Формулировка цели и задач;
6 Создание творческой группы;
7 Мониторинг детей и родителей;
8 Подбор литературы;
9 Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
10 Разработка сценария мероприятия;
11 Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
12 Подготовка подвижных игр и соревнований.
II.Основной
Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы».
Содержание:
1 Наблюдение за изменениями в природе;
2 Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
3 Заучивание закличек, стихов;
4 Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
5 Знакомство со значением и обычаями праздника.
Понедельник - встреча. Заучивание масленичных закличек, частушек,
хоровода « Едет масленица» Помощь в организации. Знакомство
детей со значением слова «Заигрыш»
Вторник - Заигрыш. Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…».
Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели.
Помощь в организации. Создание элементов соревновательности.
Знакомство со значением и символикой блинов.
Среда - Лакомка. Соревнование между детьми 1 и 2 группами. «Прыжки в
мешках», « Ловкие и смелые». Развитие физических качеств. Беседа «Что мы узнали о масленице».
Четверг - Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»-
Масленица. Рисуем с детьми. Выставка рисунков. Праздничное мероприятие
«Прощай, Масленица»
Пятница - тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы.
Помощь в организации. Создание праздничного настроения.
III.Заключительный
Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для
формирования устойчивого интереса к национальной культуре.
Содержание:
1 Музыкально-спортивный праздник на улице;
2 Консультация для родителей «Как мы провели масленицу».
3 Оформление паспорта проекта «Широкая масленица».
4 Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
5 Подготовка к презентации к защите проекта.
6 Защита проекта «Широкая Масленица»
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
1 Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
2 Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
3 Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
4 Расширение кругозора детей.
5 Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.
6 Развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.
7 Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со
всеми участниками образовательного процесса.
Достигнутые результаты.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло
обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности,
стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с
традициями народной культуры. Работа по проекту помогла развить у них
кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность
почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в
себе, в своих силах.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим
интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство
ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой
цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее
яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам
диагностических исследований.
1 | Интервьюирование детей | «Что ты знаешь о народных праздниках?» |
2 | Индивидуальные беседы с детьми | «Традиции твоей семьи» «Моя родина - Россия» |
3 | Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей | |
4 | Анализ продуктивной деятельности (рисунки) | «Дорога в добрый мир» «Веселые Скоморохи» «Как мы Масленицу провожали» |
5 | Анкетирование родителей | (март-апрель) |
Итогом реализации проекта «Широкая Масленица» станет музыкальный праздник на улице.
Методы и формы организации проекта:
- рассматривание картин и иллюстраций, беседы о народном празднике;
- слушание музыкальных произведений и песенного фольклора,
посвященного празднику;
- подвижные игры, сюрпризные моменты;
- проведение развлечения «Широкая Масленица».
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий
1 Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003
2 Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном
учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3 Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4 Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР:
Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988
5 Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в
дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6 Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей
5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001
7 Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа
оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8 Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург
«Детство-Пресс» 2000г.
9 «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч.
центр» 1998 г. В. М. Петров
10 «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных
учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.
11 «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.
12 «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.
13 «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников»
М. А. Давыдова, Москва 2007 г.
14 «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.
15 «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.
16 «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А.
Лапшина, Волгоград 2001 г.
17 Интернет - источники
Сценарий праздника Масленицы для всех групп детского сада
Звучит русская народная песня «А мы Масленицу дожидались» - появляются скоморохи.
Скоморохи: (под музыку)
1- й. Здравствуйте, ребята дорогие,
маленькие и большие!
Масленицу широкую открываем,
веселье начинаем.
2-й. Уж ты, зимушка-зима,
все дороги замела.
Все дороги и пути,
не проехать, не пройти.
1-й. В хороводе мы пойдём,
дружно спляшем и споём.
Подходите гости, разомните кости!
2-й. Сегодня Масленица приглашает в гости!
Крепче за руки беритесь,
и в кружок все становитесь.
Хоровод. Русская народная песня «Как мы Масленицу дожидались».
1-й: Ребята, сегодня я расскажу вам о самом весёлом народном празднике – Масленице - конце зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо – голубым, а солнце – ярким.
2-й: В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник – Масленица. Весёлый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, пляски, песни. Главное угощение праздника – это блины
1-й: Каждый день Масленицы имел своё название и свои забавы.
Понедельник – встреча.
В этот день было принято встречать Масленицу.
2-й: В понедельник все встречали Масленицу: звали её, приглашали в гости на широкий двор:
Приезжай к нам в гости,
Масленица, на широкий двор:
на горах покататься,
в блинах поваляться,
сердцем потешаться!
Общий хоровод «Друг за другом».
2-й: Понедельник-Встреча! Встретились, поздоровались, обнялись! А теперь пришла пора, поиграть нам детвора.
Игра называется «Блины – лепёшки»
Вот Затейница пришла, да Весну с собою привела.
Игра « Ворота»
Вторник – заигрыш. В этот день дети и молодёжь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на неё одежду, обували в лапти и возили по деревням – поздравляли с праздником и выпрашивали блины.
2-й:Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи.
Игра «Карусели»(для малышей)
Скоморохи (вместе)А теперь, детишки, отгадайте наши загадки.
ЗАГАДКИ
1-й:Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной,
И с вареньем и с медком,
Вкус его нам всем знаком. (Блин)
2-й: Стоит медный великан,
А под ним пустой стакан.
Пышет пар, блины шкварчат,
Все стакан налить хотят.
Сапогом нагоним жар.
Перед нами.(самовар)
1-й: Провожаем зиму мы,
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы отмечаем?(Масленицу.)
2–й: Символ зимушки — зимы,
Сжечь сегодня мы должны.
Руки, ноги, голова,
Но не жалко нам тебя.
Догорай скорей дотла,
К нам тогда придет весна.(чучело Масленицы)
Затейница: Без него не обойтись,
Если с тестом завелись,
Без него и блин, не блин,
Сей продукт необходим!
Он на солнышко похож,
Его мигом режет нож,
В холодильнике хранят,
С хлебом съесть его хотят! (Масло.)
2-й: С последним сугробом проснулась она,
И первой траве улыбнулась….(весна)
Весна: Молодцы какие, все загадки отгадали. Что же дальше у вас?
2 –й: Среда – лакомка. В этот день начинали кататься с гор взрослые, также катались на тройке лошадей с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими Масленичными яствами.
Игра с Медведем
1-й: Четверг – широкий, разгуляй-четверток. В этот день веселье усиливалось. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки и играли
2-й: Ну что ж ребята, а теперь мы поиграем.
Проводится игра: «Катание на метлах»
1-й: Пятница и Суббота – посиделки. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. Угощали друг друга, велись разговоры о житье - бытье.
Проводится игра: «Сковорода»
2-й: Воскресенье – прощённый день. Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.
1-й:А потом при всём народе сжигали чучело Масленицы. Это означало, что Зима закончилась, пришло время Весне.
2-й:По старинному русскому обычаю давайте станем в дружный хоровод и с почетом простимся с зимой.
Звучит русская народная песня «Прощай масленица».
(Выносят подносы с блинами, салфетки. Скоморохи подходят и угощают детей.)
Звучит музыка «До свидания Масленица»