Методическая разработка серии занятий "Воспитание юного петербуржца через знакомство с историей и музыкальной культурой своей страны"
Воспитание культуры петербуржца происходит за счет уклада собственной школьной жизни, традиций и правил, установленных в гимназии, характеризующих взаимодействие старшего и младшего поколения, внеурочная деятельность школьников. Проведение занятий курса «Я – Петербуржец» главная цель которого - формирование у обучающихся современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины (большой и малой), изучение музыкальной культуры, обычаев и традиций. Важное при проведении серии занятий (уроков) создать условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_peterburzhtsa.muzykalnaya_kultura.doc | 64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Воспитание юного петербуржца через знакомство с историей и музыкальной культурой своей страны
“О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская,
многими красотами прославлена ты…
Всем ты преисполнена, земля Русская…»
Слово о погибели русской земли
после смерти Великого князя Ярослава
Автор: Т.Г. Пескова, учитель
Воспитание культуры петербуржца происходит за счет уклада собственной школьной жизни, традиций и правил, установленных в гимназии, характеризующих взаимодействие старшего и младшего поколения, внеурочная деятельность школьников. Проведение занятий курса «Я – Петербуржец» главная цель которого - формирование у обучающихся современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины (большой и малой), изучение музыкальной культуры, обычаев и традиций. Важное при проведении серии занятий (уроков) создать условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества.
Время проведения фестиваля: февраль - март.
Организаторы фестиваля: заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы
В подготовке и проведении Фестиваля принимают участие заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, классные руководители, воспитатели ГПД, заведующая библиотекой, учителя музыки, методист по информатизации, учащиеся 1-х — 11-х классов, родители. Содержательная часть мероприятий для учащихся 1-х — 4-х классов остаётся неизменной, в основном связана с изучением русского народного творчества на уроках русского языка, литературы, музыки. В конкурсных программах 5-х — 11-х классов изменяются группы народностей и выбор произведения для представления театрализации.
Во время участия в Фестивале происходит поэтапное изучение истории России:
1 класс — знакомство с «детским фольклором» (пестушки, потешки, сказки, поговорки, песенки-заклички, плясовые песни, русские народные игровые песни).
2 класс — знакомство с играми разных народов, в том числе и подвижными русскими народными играми.
3 класс — предметы домашней утвари, традиции рукоделия, пословицы и поговорки о доме, исполнение лирических и хороводных песен (виды хороводов).
4 класс — традиции празднования масленичной недели (проигрывание обряда проводов масленицы).
5 — 7 классы — знакомство с особенностями, традициями и обрядами жителей:
- финно-угорской группы;
- Кавказа, Средней Азии и Севера;
- стран Балтии.
8 — 11 классы знакомятся с творчеством известных мастеров искусства, театральными деятелями, правилами театрального этикета, представляют собственные театрализации в разных жанрах искусства.
При подготовке к Фестивалю составляется план подготовки Фестиваля
№ | Сроки | Техническое задание | Ответственный |
1 | Январь | Разработка положения о проведении фестиваля, постановка целей и задач, координирование | Зам. директора по ВР |
2 | 15 — 20 января |
| Педагоги – организаторы Совместно с методистом по информатизации |
3 | 20 февраля — 2 марта |
| Классные руководители, классные воспитатели |
4 | 4 марта | Подведение итогов фестиваля | Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы |
5 | 6 марта | Награждение по итогам фестиваля | Администрация гимназии |
Фестиваль истории культуры России
ПОЛОЖЕНИЕ
Дата проведения: февраль - март (сроки уточняются ежегодно)
Нормативная основа:
- Национальная инициатива «Наша новая школа»
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»
- Программа развития гимназии «Создание условий для эффективной реализации модели современного качества образования» 2008 – 2012, 2012 – 2015
- Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2011 – 2015 гг. (программа «Толерантность»)
Цель фестиваля: активизация и поиск новых форм просветительской деятельности, способствующей восприятию феномена российской культуры как синтеза этнокультур народов и народностей, проживающих в России, изучению и осмыслению исторических особенностей, традиций и обычаев
Задачи фестиваля:
- воспитание уважение к культуре и историческому наследию
- активизация творческой деятельности
- развитие творческих способностей
- совершенствование эстетического воспитания
- воспитание у молодежи позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие сконцентрированного в Санкт-Петербурге многообразия культур
- формирование культуры общения
Участники фестиваля:
Учащиеся 1 – 10 классов, их родители и учителя.
Возрастные группы:
- Начальная школа: 1 – 4 классы.
- Основная и старшая школа: 5 – 10 классы.
Итоги фестиваля подводят зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, члены жюри конкурсов. К обсуждению приглашаются классные руководители. Обсуждаются вопросы качества подготовки и проведения мероприятия, степень участия родителей и активность учащихся, распределяются награждения по номинациям.
Краткое содержание мероприятий
Параллель | Мероприятие |
Первые классы | Праздник устного народного творчества «Весела была беседа» Праздник состоит из представления для родителей изученных на уроках детьми жанров «детского фольклора» (пестушки, потешки, сказки, поговорки, песенки — заклички, плясовые песни, русские — народные игровые песни). Родители готовят русские народные костюмы. Праздник проходит в игровой форме, разыгрывая ситуации, в которых дети демонстрируют свои знания (исполняют потешки, песенки, игры). Праздник проводится в каждом классе отдельно. |
Вторые классы | Праздник «Сюиты народных игр» В период подготовки к празднику, во внеурочное время, дети знакомятся с играми разных народов, проигрывают их на переменках или прогулке. Праздник проходит в форме эстафеты. В празднике сочетаются примеры устного народного творчества (чтение на скорость скороговорок, как можно больше произнести пословиц и поговорок на тему...) и участие в играх. Родители присутствуют в качестве группы поддержки. Праздник проводится на параллель в спортивном или актовом зале, в зависимости от количества участников. |
Третьи классы | Русские народные посиделки «Здравствуй, хозяюшка!» Готовясь к празднику, учащиеся знакомятся с традициями посиделок. Для оформления интерьера собирают предметы домашней утвари. На посиделках рассказывают о традициях рукоделия, вспоминают пословицы и поговорки о доме, исполняют лирические песни, демонстрируют виды хороводных песен. Родители участвуют в подготовке костюмов (их элементов), собирают предметы интерьера, готовят блюда для последующего чаепития. Праздник проводится на параллель в актовом зале, затем участники расходятся по классам. |
Четвертые классы | Праздник «Прощай, Масленица!» К празднику учащиеся изучают стихи и песни о блинах, масленице. На уроках музыки знакомятся с примерами проводов масленицы в творчестве русских композиторов. Наряжают Масленицу. В день проведения праздника родители приносят блины для чаепития. Праздник условно делится на три части: познавательная (проигрываются события масленичной недели) проводится в помещении, игровая (проведение масленичных народных игр и проводы Масленицы) может проводиться на улице (по выбору класса); чаепитие с блинами. Предполагается 2 варианта проведения праздника — на параллель или по классам. Родителям предлагается стать непосредственными участниками действия. |
Пятые — седьмые классы | Конкурс «Многоликое соцветье» Ежегодно задание для участников меняется. Предлагается Выбрать народность, которую необходимо представить на Фестивале:
Выбирается команда, представляющая класс на конкурсе. Для присутствующих в зале учащихся и родителей (по желанию) происходит знакомство с особенностями, традициями и обрядами жителей выбранных командой народностей. Участникам конкурса необходимо подготовить:
Конкурс оценивает жюри под председательством директора гимназии по заранее разработанным критериям оценивания. |
Восьмые — десятые классы | Конкурс «Театральный разъезд» При подготовке к конкурсу учащимся предлагается познакомиться с правилами театрального этикета, знакомятся с творчеством заранее определённых известных мастеров искусства, театральных деятелей, в качестве домашнего задания заранее, по жеребьёвке разыгрываются жанры, в которых команды (классы) представляют собственные театрализации. Особое внимание уделяется костюмам и музыкальному оформлению. В процессе конкурса команды участвуют в заданиях:
Название литературного произведения ежегодно обсуждается перед началом фестиваля. Конкурс оценивает жюри по заранее разработанным критериям. |