«Образ Девы Марии в музыке».

Сергеенкова Инна Сергеевна

Наш концерт посвящен музыкальным сочинениям на католическую молитву Аве Мария и на средневековую католическую секвенцию «Stabat Mater».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ave_mariya_tekst.docx41.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               «Образ Девы Марии в музыке».

                                                              СЦЕНАРИЙ

                               концерта отделения «Фортепиано»

                                                             ведущие: Сергеенкова И.С.

                                                                               Егорова С.В.

СЛАЙД №1. Звучит  Аве Мария Джованни Палестрины.

СЛАЙД №2. Здравствуйте дорогие друзья. Мы рады вас приветствовать на отделенческом концерте «Образ Девы Марии в музыке». Мы недавно с вами отметили Рождество Христово.

В связи с Рождением Спасителя, мы сегодня хотим вспомнить его мать - Деву Марию. Наш концерт посвящен музыкальным сочинениям на католическую молитву Аве Мария и на средневековую католическую секвенцию «Stabat Mater».

СЛАЙД №3, 4.  Аве Мария одна из основных и самых известных  молитв Католической Церкви, обращенной к Богоматери и именуемая по первым словам своего латинского текста. Представляет собой приветствие архангела Гавриила Пресвятой Деве, когда он сообщал ей весть о будущем рождении Иисуса Христа (есть другое название этой молитвы – «Ангельское приветствие»).

Молитва прославляет три привилегии Девы Марии — Силу, Мудрость и Милосердие. «Ave Maria» представляет собой неотъемлемый элемент католического благочестия: вошла в частое употребление с XI века.

СЛАЙД №5. Соответствием Ave Maria в Православной Церкви является молитва «Богородице Дево».

         СЛАЙД №6. Светлый образ Богоматери, один из наиболее почитаемых и любимых народами разных стран. Дева Мария в западноевропейском искусстве - воплощение совершенного образа женской красоты. Ее образ нашел воплощение в западноевропейском искусстве: изобразительном (в картинах), литературном, музыкальном.

СЛАЙД №7. Одна из самых известных и трогательных хвалебных молитв Пречистой Деве нашла отклик в творчестве многих выдающихся композиторов. Музыкальные произведения, посвященные Богородице,  получили название Аве Мария. Эти произведения существовали вне жанра, составив собою особый жанр - «Ave Maria».

Аве Мария лаконичная светлая и самая популярная молитва, слова которой положены композиторами почти на 50 разных мелодий в разные времена.

Одни из самых первых были написаны в XVI—XVII веках. Таковы сочинения Жоскена Депре, Джованни Пьер Луиджи Палестрины, Т. В. Виктории, Я. Аркадельта, Н. Гомберта.  В те времена были широко распространены многоголосные мотеты, где использовался либо канонический полный текст молитвы «Аве Мария», либо начальная фраза.  

СЛАЙД №8.  В начале концерта мы послушали одно из первых сочинений, посвященных Деве Марии, композитора  Джованни Палестрины. Он написал особое сочинение – торжественный и трогательный духовный концерт с выразительными полифоническими движениями хоровых партий. Вероятно, поводом для написания послужила подготовка к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы.

Мотет «Ave Maria» Джованни Палестрины является примером полифонических произведений эпохи Ренессанса.

Не так уж много есть не белом свете совершенных мелодий. Столь прекрасных, что они знакомы практически всем. Совсем невероятно, когда подобные мелодии пишутся разными людьми, и даже на разный текст. Общее – только название, тема, образ. Это уже само по себе – загадка.

Но речь у нас сегодня не о молитве, а музыке.

Самые потрясающие примеры мелодий посвященных Деве Марии связаны с необычными историями.

         СЛАЙД №9. На противоположном эмоциональном полюсе от молитвы Аве Мария находится исполненная скорби масштабная секвенция «Stabat Mater», Возникновение молитвы «Ave Maria» и поэмы «Stabat Mater» датируется в музыкознании соответственно XII и XIII веками.  

"Stabat Mater" – музыка, стоящая в стороне от всех остальных религиозных творений. "Stabat Mater dolorosa" в переводе на русский язык означает "Мать скорбящая стояла". Дева Мария, которая стояла в стороне и наблюдала, как ее сын мучается и умирает на кресте.

СЛАЙД №10. Текст приписывается итальянскому религиозному поэту XIII века, монаху-францисканту Якопоне да Тоди. Этот канонический текст на латыни для «Стабат Матер» утвержден католическим духовенством.

СЛАЙД №11. В эпоху Возрождения многие художники обращались к этой теме, каждый по-своему осмысливая ее. Наиболее известна картина Пьета (с итальянского pieta – милосердие) Микеланджело – «Оплакивание Христа».

Наиболее известны Stabat Mater композиторов: Д. Перголези, А. Вивальди, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Дж. Россини, А. Дворжака, Дж. Верди, из современных – Ф. Пуленка, Кш. Пендерецкого, Арво Пярта.

СЛАЙД №12. Наш дальнейший рассказ пойдет о Джованни Баттисте Перголези,  его полной светлой грусти, проникающей в самое сердце музыки «Stabat Mater».

«Это имя вызывает в музыкальном мире улыбку, удивление и печаль…» – так сказал Михаил Казиник об итальянском композиторе, гении барокко и классицизма Джованни Перглези и одном из его самых вдохновенных произведений – «Stabat Mater»…

В истории музыки Джованни Баттиста Перголези так и остался самым молодым композитором с трагической судьбой. Даже Моцарт, по ранней смерти которого часто грустят искусствоведы и поклонники великого композитора, прожил неполные 36 лет. Франц Шуберт, «вечно молодой романтик», дожил до 31-летия. Перголези же умер в возрасте 26лет.

СЛАЙД №13. Перголези – псевдоним, настоящая фамилия композитора – Джованни Драги. Pergola – город, откуда происходили родом родители Джованни. В память о них он назвался Pergolesi еще в детстве. Уже в 15 лет он переезжает в Неаполь, где заканчивает музыкальную консерваторию.

Музыкальное наследие, которое он оставил за почти 10 лет занятий творчеством, впечатляет знатоков. Он успел сделать блестящую карьеру для своего времени – быстро прославился как автор 4 опер-seria, огромного количества произведений вокально-инструментального жанра (оратории, кантаты, мессы, мотеты), пьес для инструментов solo и ансамблей, 4 симфоний. Он успел наделать шуму в Париже, когда привез туда (впервые в мире!) оперу-buffa, справедливо предполагая, что комический сюжет уместен не только на сцене драматического театра, но и в музыке.

Многие исследователи полагают, что одаренность Перголези в музыке превзошла бы даже гениальность Моцарта или Баха, доведись ему прожить хоть немного дольше. Нам остается только догадываться, как расцвел бы цветок таланта этого прекрасного юноши. Но и того, что он успел создать, достаточно, чтобы замереть в почтении – его музыка полна глубоких чувств, ярких образов, психологической и духовной зрелости.

СЛАЙД №14. Возможно, причиной всему этому послужила личная драма, которую пережил композитор в тот период своей недолгой жизни. Он был влюблен в юную неаполитанку, ответившую ему взаимностью. Но ее родители были против союза дочери с бедным музыкантом, девушку отправили в монастырь, где вскоре она скончалась от чахотки. А затем, на фоне душевных терзаний, болезнь одолела и самого Джованни.

Ему было 25, когда болезнь вынудила его покинуть шумный Неаполь и переехать в провинциальное местечко Поццуоли, где он и провел последний год своей жизни. До самой смерти в 1735 году он работал над Stabat Mater. Это происходило в монастыре ордена капуцинов. В его келье висела картина с изображением Девы Марии. Считается, что образ Пречистой удивительно напоминал ему умершую возлюбленную. Перенесенные любовные страдания и муки от смертельной болезни нашли выход в музыке столь прекрасной, что и сегодня она вызывает чувство опустошения и просветления, то, что называют словом «катарсис» - очищение через боль.

По легенде автор поэтической поэмы Якопоне де Тоди так же пережил похожую личную трагедию в своей жизни, потеряв безвременно ушедшую в мир иной супругу, что вдохновило его написать проникновенный текст. Жившие в разное время, но пережившие схожие события, Джованни Перголези и Якопоне де Тоди стали авторами уникального произведения на все времена.

«Stabat Mater» Джованни Перголези – жемчужина мировой музыкальной культуры. Она поражает с первых звуков своим искренним стремлением к радости, несмотря на сильную душевную боль. Она исцеляет и воздействует на самые тонкие струны человеческой души.

Образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте, настолько пронзителен сам по себе, что не оставляет равнодушным никого. Сострадание Иисусу, идущему на жертву во имя человечества, полно благодарности и ощущения божественной природы Христа. Тогда как образ матери, образ Марии – по-настоящему земной, кроткий и человечный.                 

В музыке Stabat Mater нет траура – это надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству.

СЛАЙД №15. Давайте и мы с вами послушаем Stabat Mater Д. Перголези 

СЛАЙД №16. Луиджи Керубини, полное имя - Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини (Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini), (1760, Флоренция, - 1842, Париж), - итальянский композитор, музыкальный педагог и музыкальный теоретик, главный представитель жанра опера спасения; большую часть своей жизни, начиная с 1788 года и до смерти, проведший во Франции.

Музыку Керубини сочинял с детства; поначалу преимущественно церковную: к 18 годам на его счету было уже 38 опусов. Когда в 1818 году Л. ван Бетховена спросили, кого он считает величайшим из современных композиторов, кроме себя самого, Бетховен ответил: «Керубини». Им восхищались Дж. Верди и Р. Вагнер, Р. Шуман и И. Брамс.

СЛАЙД №17. Луиджи Керубини - «Ave Maria» Исполняют:  инструментальный ансамбль в составе: Смоленской С.С., Сергеенковой А.А., Сергеенковой И.С.

СЛАЙД  №18. Интересна история создания  «Аве Мария» И.С. Баха - Ш. Гуно. Как получилось, что эти два композитора жившие в разное время стали соавторами одного музыкального произведения?

Один из самых известных и фундаментальных трудов И.С. Баха – двухтомный «Хорошо темперированный клавир». Прелюдии и фуги из него музыканты играют практически  с детства и всю жизнь. Самая первая прелюдия, открывающая весь цикл, на первый взгляд – просто кажущийся удивительно простеньким до-мажорный наигрыш. На второй и последующий взгляды так уже не кажется – прелюдия завораживает.

СЛАЙД №19. Давайте теперь перенесемся на полтора столетия вперед. Шарль Гуно молодой французский композитор (написавший оп. «Фауст» и «Люди гибнут за металл»),  в 1852 году частенько захаживал в дом Пьера Циммермана известного французского пианиста. И вот в один из дней того года, развлекая публику в гостиной Шарль играя прелюдию до мажор Баха решил с импровизировать и сыграл очень удачную дорисовку к уже известной прелюдии.

Импровизация очень всем понравилась, а будущий тесть Циммерман, так вдохновился ею, что попросил Гуно повторить и переложил эту импровизацию на бумагу.

Из этого удачного сочетания прелюдии Баха и импровизации Гуно была оформлена пьеса для скрипки или виолончели, которая была названа «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Изданная в 1853 году пьеса быстро стала известной, она исполнялась в салонах, звучала по завершении многих концертов и очень полюбилась публике. О вокальном сопровождении в пьесе никто и не помышлял. Через некоторое время Гуно положил пьесу на слова одного из поэтов того времени и оказалось, что пьеса превосходно подходит для исполнения голосом.

Неизвестно, кто предложил наложить текст молитвы на эти «Размышления», но известно, что это произошло через 7 лет от появления самой мелодии импровизации дописанной к прелюдии Баха.

Именно в 1859 году впервые прозвучала молитва Аве Мария.

Удивительно то, что случайно наигранная импровизация стала одним из известнейших произведений Баха – Гуно и одним из красивейших вариантов молитвы Аве Мария. Развлекая публику, Гуно не подозревал, что прямо сейчас под его пальцами рождается один из шедевров классической музыки.

Удивительно и то, что прелюдия Баха, являясь оконченным произведением, которое не нуждается в продолжении, при звучании мелодии досочинённой Гуно становится единым целым с ней и вместе они представляют собой такое цельное звучание, что невозможно догадаться, что эти два произведения были написаны разными композиторами, да ещё и в столь разные эпохи.

Аве Мария Баха - Гуно, являет собой цельную красоту, в которой прелюдия Баха становится аккомпанементом, а мелодия Гуно ведёт нас за собой какой-то чистотой звучания в высшие миры и к высшим лучшим чувствам и переживаниям.

Так Аве Мария Баха – Гуно обрела свой окончательный вариант, который мы узнаем сейчас.

СЛАЙД № 20. Аве Марию И. Баха-Ш.Гуно нам сейчас исполнит трио скрипачей в составе: Смоленской С.С., Соболевой Л.Н., Анисимовой Т.П., концертмейстер Егорова С.В.

СЛАЙД № 21. Летом 1825 года Франц Шуберт отправился с Иоганном Фогелем, оперным певцом на пенсии, в качестве аккомпаниатора с концертами по верхней Австрии.

СЛАЙД № 22. И вот в июне они прибыли в небольшой горный городок Гмунден на берегу озера Траун. Здесь они задержались почти на полтора месяца в гостеприимном доме купца Фердинанда Травегера. Живописные окрестности северной природы, скалистый берег озера, окружающая его горная гряда вдохновляли многих поэтов, композиторов и других творцов, приезжающих сюда специально. Огромное впечатление все это произвело и на Шуберта.

СЛАЙД №23. Здесь ему захотелось написать музыку на стихи невероятно популярного в те времена Вальтера Скотта. Не скрывая своих намерений, Шуберт открыто заявлял, что надеялся обрести славу за счет этих стихов далеко за пределами Австрии. Поэтому изначально текст к вокальному циклу из 7 песен предполагалось брать оригинальный на английском языке и в переводе Адама Шторка на немецкий.

Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» впервые была издана в 1810 году, и буквально сразу обрела огромную популярность. Она состояла из 13 песен, Шуберт положил на музыку только 7 из них.

СЛАЙД № 24. «Третья песня Эллен» начиналась с обращения к Деве Марии: «Ave Maria», но далее содержание отражает вовсе не библейский сюжет. Это романтическая песнь юной девы, мольба о помощи, просьба укрыть от тяжелых невзгод, «сурового моря жизни», полная иносказаний и аллегорий. Такова же и музыка – романтичная, тонкая, прекрасная. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева.

Я вам зачитаю переведенную на русский язык балладу Вальтера Скотта:

Ave Maria! Пред тобой Чело с молитвой преклоняю…

К тебе, заступнице святой, С утеса мрачного взываю…

Людской гонимые враждою, Мы здесь приют себе нашли…

О, тронься скорбною мольбою И мирный сон нам ниспошли!

Ave Maria! Ave Maria!

Ночь пришла. Измучены мы тяжким горем,

И ложем служит нам скала Над этим вечным бурным морем.

Взгляни на нас! Ты сновидений Зловещий рой отгонишь прочь,

Прольешь в сердца успокоенье, И быстро пронесётся ночь…

 Ave Maria! Ave Maria!

Не страшна Нигде с тобою злая сила…

 Не ты ли, благости полна, Гонимых, нас в горах укрыла!

И в этот поздний час мольбою К тебе взываю я: внемли!

Будь нам охраною святою И тихий сон нам ниспошли, Ave Maria!»

Оригинал на английском имел несколько другую метрику, и хуже ложился на музыку. Таким образом, авторский вариант исполнения песни подразумевал немецкий перевод  Шторка. И вовсе не подходил сюда канонический латинский текст, используемый при католических богослужениях, в котором вспоминается событие явления Деве Марии Архангела Гавриила с благой вестью (в православии это молитва «Богородице Дево, радуйся»).

Тем не менее, успех «Аве Мария» был сокрушителен у публики с самого начала. Многие поклонники мелодии проникались удивительно благочестивым настроением от прослушивания. Все отмечали необыкновенную возвышенность и молитвенность музыки.

В вокальной практике считается уже классическим исполнение детским дискантом Робертино Лоретти, глубокое теноровое зрелое исполнение Лучано Паваротти и других знаменитейших оперных и камерных певцов. Также существуют современные обработки этой музыки в записи электронных инструментов.

Ее можно услышать в кинофильмах, рекламе, даже компьютерных играх.

СЛАЙД №25. Давайте послушаем Аве Марию Ф.Шуберта в исполнении Жукова Ю.А., концертмейстер Егорова С.В

        

СЛАЙД №26. Еще одному произведению, которому мы уделим внимание и послушаем это Аве Мария французского композитора, педагога, дирижера Габриэля Урбана Форе.

Форе часто называют французским Шуманом. Среди современных ему композиторов он с наибольшей тонкостью и пониманием представлял камерную инструментальную музыку.         Габриель Форе родился 12 мая 1845 года в Памье, департаменте Арьеж на юге Франции, в семье школьного учителя математики и дочери капитана наполеоновской армии. Судьба не баловала композитора, в семье он был шестым ребенком, и старшим было не до него. Габриель поступил в 9 лет бесплатную школу классической и религиозной музыки в Париже, где проучился одиннадцать лет, т.к. обучение в Парижской консерватории было его родителям не по карману.

Знаменательным для Габриеля событием был приход в школу на место преподавателя фортепиано двадцатипятилетнего Камиля Сен-Санса. «Мне выпало бесценное счастье быть в числе его учеников, — вспоминал Габриель. Окончив школу с первыми премиями по композиции и фортепиано

Форе писал практически во всех современных ему жанрах музыки. Он автор большого числа романсов и песен (так называемые mélodies, всего ок. 100)

СЛАЙД №27. Аве Марию Г. Форе мы сейчас послушаем в исполнении дуэта скрипачей в составе: Смоленской С.С., Соболевой Л.Н., концертмейстер Егорова С.В.

СЛАЙД №28. Самая загадочная история – еще с одним знаменитым произведением «Ave Maria» – эта прекраснейшая музыка появилась в 1970 году и моментально разошлась по миру. Авторство впоследствии было указано – малоизвестный итальянский композитор Джулио Каччини (1551–1618 годы), один из зачинателей жанра оперы.

СЛАЙД №29.  На самом деле это произведение написал Владимир Фёдорович Вавилов из Советского Союза, гитарист, лютнист (5 мая 1925 – 11 марта 1973, Ленинград). Питерский парень из рабочей семьи, воевавший в Великую Отечественную войну, посвятивший жизнь музыке.

Понадобилось несколько десятилетий изысканий энтузиастов и экспертиз профессионалов в лютневой музыке, чтобы прийти к этому интереснейшему выводу.

         СЛАЙД №30. На пластинке, изданной фирмой «Мелодия» («Лютневая музыка XVI–XVII веков»), – несколько известных сейчас на весь мир мелодий («Город золотой», «Ричеркар» Нигрино и другие). К ним прилагались итальянские имена авторов музыки или было указано, что автор неизвестен. Пластинка разошлась мгновенно. А дальше людей, не совсем далеких от музыки, стало разбирать любопытство.

Но спросить уже было некого. В. Вавилов к этому времени уже умер. Он прожил недолго (не дожил до 48 лет), совсем небогато. Выступал в гитарном дуэте, записал две пластинки. На данный момент считается доказанным, что он является не только исполнителем, но и автором большинства мелодий, ставших международными хитами.

Сейчас Владимира Федоровича Вавилова называют гениальным мистификатором. Но, похоже, мы в очередной раз не заметили гениального композитора…

        

СЛАЙД №31.  Слушаем «Ave Maria» «Ave Maria» Вавилова-Каччини в исполнении трио скрипачей в составе: Смоленской С.С., Соболевой Л.Н., Анисимовой Т.П., концертмейстер Полина Екатерина.

СЛАЙД №32. Нуну Габуния композитор и певица Грузии.

С малых лет было предсказано жить с музыкой и для музыки. Отец и мать пели не хуже профессионалов, в доме вечно звучала классическая музыка, играл старый патефон. Жили они рядом с оперным театром и благодаря соседке, работавшей в театре, Нуну с ее дочкой, влюбленной в оперу, каждый вечер «оккупировала» галерку, кулисы и даже артистические владения театра. С трех лет она знала наизусть все оперные и балетные спектакли, безошибочно могла спеть любимые арии. Даже на приемном экзамене в музыкальную школу удивила комиссию, запев одну из известных арий.

Консерватория по композиционной специальности окончена на «отлично».

Преподаватели были в восторге от ее голоса. Нодар Андгуладзе, который прямо заявил, что она может беспрепятственно занять место на оперной сцене. Ее красивый, выразительный, чистый и звонкий, как горный ручеек, голос завораживал слушателей. Удивляла ее способность петь партии в широком диапазоне — от лирического сопрано до меццо-сопрано. Талантливая, с прекрасно поставленным голосом, обаятельная внешне, она действительно могла стать ведущей солисткой, но, видимо, по сценарию, написанному свыше, ей был уготовлен иной путь. К этому времени Нуну уже считалась состоявшимся композитором, имела на счету немало лирических песен, оперу, мюзикл, детские песни.

«Мне нравится сочинять музыку. Любую – эстрадную, детскую, легкую, классическую», - рассказывает о себе Нуну.

А вот моя самая большая гордость, — и Нуну показала объемистый сборник. – Здесь собраны «Аве Мария» 13-ти самых известных композиторов разных времен и среди них – моя «Аве Мария». Имя Нуну Габуния рядом с Бахом, Гуно, Шубертом, Верди, Сен-Саном – разве это не счастье?»

СЛАЙД №33. Давайте послушаем Аве Марию, которую сочинила Нуну Габуния, в исполнении  Сергеенковой А.А., концертмейстер Козлова Н.А.

СЛАЙД №34. "Караманов — это не просто талант, это — гений.

Его музыка способна оповестить человечество"…Альфред Шнитке.

Судьба композитора уникальна и аналогов не имеет.

Алемдар Сабитович Караманов родился в Симферополе, в 1934 году. Мать — русская, Полина Сергеевна Величко - «дочь донского казака», работала заведующей библиотеки. Отец — турецкий эммигрант, Сабит Темель Кагырман (русифицированное Караманов), окончивший Коммунистический университет народов Востока в Москве и занимавший в Симферополе пост партийного секретаря (до 30-х годов). Алемдар был первенцем.

В семье имелся рояль, и Полина Сергеевна, которая неплохо играла, заметив интерес старшего сына-дошкольника к музыке, начала обучать его основам музыкальной грамоты и игры на фортепиано.

1953 году Алемдар Караманов поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского.

СЛАЙД №35. Из воспоминаний Альфреда Гарриевича Шнитке: "Был такой Караманов, который учился со мной и превосходил всех своих однокурсников. Это невероятно одарённый, феноменально одарённый человек. Он делал в то время очень интересные вещи задолго до их появления у западного авангарда, сейчас в Симферополе он много пишет. Талантливей его нет никого... Приехав "полудиким" в отношении новой музыки, усваивал всё невероятно быстро. Его даже не надо было учить никаким теориям, партитурам, поскольку, благодаря невероятному слуху и гениальной голове, он усваивал всё самостоятельно при прослушивании различного рода произведений".

СЛАЙД №36. Д. Шостакович об А. Караманове: «Это интересный и оригинальный талант, своеобразие которого невозможно не заметить уже в студенческих работах».

Успешно окончив два отделения консерватории - композиторское (у С. С. Богатырёва) и фортепианное (у В. А. Натансона), он продолжил обучение в аспирантуре (педагоги Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников, 1958—1963).

В консерватории молодой композитор был очень продуктивен и создавал произведения разных жанров, многие из которых впоследствии были отнесены к «золотому фонду советской музыкальной культуры».

Ещё живя в Москве, Караманов обратился к вере. В 1965 году в Симферополе он был крещён и «осознанно принял христианство».

С того времени Караманов почти перестал сочинять камерные и фортепианные произведения. Он начал писать духовную музыку — симфоническую и вокально-симфоническую. Похоже, что тогда он уже не принадлежал себе, его полностью поглотил великий замысел сотворения того, что впоследствии будет названо «музыкальной религией», «музыкой, устремлённой в вечность».

СЛАЙД №37. Им были созданы симфонические циклы по мотивам  Евангелия («Совершишася») и Откровения («Бысть»), а также несколько вокально-симфонических произведений (Stabat Mater, 1967; Реквием, 1971; Мессе, 1973), фортепианный концерт Ave Maria (1968).

Музыка Караманова обладает уникальным свойством - благотворно воздействовать на усталую и огрубевшую душу современного человека, делать ее более восприимчивой к светлому и радостному.

«С БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБОВЬЮ К ЛЮДЯМ, Я ЗАПИСЫВАЮ МУЗЫКУ С НОТНОГО ЛИСТА НЕБА И ПЕРЕДАЮ ЭТО ВЕЧНОЕ ЗВУЧАНИЕ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»

СЛАЙД №38. Давайте послушаем Аве Марию А. Караманова в исполнени  фортепианного дуэта в составе Егоровой С.В. и Сергеенковой И.С...

СЛАЙД №39,40. Ave Maria – великая молитва, обращённая к небесам. В ней – восторг и надежда, веками пробуждавшие у молящихся самые светлые чувства. Неслучайно композиторы разных стран и веков, в непрерывных попытках постижения красоты и гармонии, искали мелодию к её словам.

Среди авторов Шарль Гуно, Ференц Лист, Владимир Вавилов, Франц Шуберт, Михаил Шпилевский, Гаэтано Доницетти, Палестрина, Джузеппе Верди, Эннио Морриконе, Антонин Дворжак, Пьетро Масканьи, Иоганнес Брамс, Карл Фридрих Май, Джоаккино Россини, Камиль Сен-Санс, Сезар Франк, Алемдар Караманов, Луиджи Керубини, Антон Брукнер, Маттиа Баттистини, Жорж Гарваренц, Михаил Шух, Владимир Файнер, Диего Бортолато, Нуну Габуния, Франсиско Герреро, Луиджи Луцци, Франческо Паоло Тости, Алексей Захаренко, Франц Библ, Мариан Сава, Феликс Рачковский, Оскар Мериканто, Игорь Лученок, Ян Адам Маклакевич, Антон Контский, Иосиф Новаковский, Ремо Джадзотто, Г. Маршнер, Л. Люцци, Аманда Гост, В. Иванов, Е. Станкович, Феликс Мендельсон, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Уильям Бёрд, Эдуард Уильям Элгар, И. Ф. Стравинский, Жорж Бизе.

Почему именно Аве Мария? Мода? Нет.

Мода — штука изменчивая, а мелодии пишут уже не одно столетие. И, видимо, будут писать ещё очень долго. Так же, как и исполнять ранее написанные варианты.

Всё гораздо проще.

Вера во всё то, что символизирует собой Дева Мария — помогая жить, помогая переносить тяготы этой жизни. Во всё то, что даёт надежду.

Аве Мария! Радуйся, Мария!