Методическая разработка" Особенности и методы с начинающими баянистами"
Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке , инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От педагога помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nach._obuch._igry_na_bayane.odt | 26.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОБОУДО «Рыльская ДШИ»
Методическая разработка:
«Особенности и методы с начинающими баянистами»
Выполнила Гилязетдинова Н. В.
2022г
Содержание.
Введение
- Мотивация занятий музыкой.
- Донотный период.
- Игра по нотам
- Слушание музыки.
- Подбор по слуху.
- Игра в ансамбле.
- Работа над гаммами
- Весовая игра
- Принципы организации самостоятельной работы ученика.
- Рекомендации по активизации внимания.
- Способы самостоятельной работы ученика с музыкальным материалом.
- Задачи в работе с родителями
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От педагога помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств. Уважение и авторитет педагога особенно важны на таком раннем этапе, где большую роль играет личность учителя. Во многом именно от этого зависит отношение ученика к занятиям.
Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен уметь создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в них игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом педагог обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, воспитывать музыкой.
Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудное, вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более, не вытесняя из детского бытия. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не нарушая естества ребенка. И поскольку главнейшей из первоначальных задач является "зажечь", "заразить" ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от естественной для его возраста "игровой фазы", необходимо строить урок в форме увлекательной игры.
Можно выделить несколько общих характерных психофизических черт, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов:
- Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.
- Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться.
- В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.
- В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность.
- В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.
Игру на баяне ребенок должен воспринимать как новое развлечение. Задача педагога - направить это развлечение. Для этого можно использовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненные самими детьми самостоятельно или с помощью педагога), рассказ, сопровождающий игру, задачи - головоломки.
Одно из условий в ранних занятиях - суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя. Важно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок полностью раскрылся. Это поможет решить одну из главнейших задач - свободу рук и естественность движений для передачи музыкальных мыслей и чувств.
Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Интерес и желание в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обучении. Часто бывает, что с проснувшимся интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию необходимых, специфических для музыканта данных: слуха, памяти, чувства ритма и т.д. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. И переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с их основами формируются музыкальное мышление, и воспитывается воля к труду.
Знакомство детей с музыкой нужно начинать с доступного и понятного им музыкального материала. Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребенок. Наши уроки должны быть построены на одновременном развитии всех важных для музыканта условий обучения.
Каждый урок сочетает в себе:
- знакомство с клавиатурой;
- гимнастику и постановку рук;
- развитие слуха, ритма, памяти;
- формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины);
- освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты, длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.);
- приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.)
Для успешности обучения необходимы следующие условия:
- Физическая готовность
- Психическая готовность
- Мотивационная готовность (способность ребенка переключаться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную)
Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки.
Мотивация занятий музыкой.
- Определение педагогом музыкальных познаний, пристрастий ученика являются отправной точкой его дальнейшего индивидуального развития.
- Целенаправленная работа педагога с учеником по освоению им музыкального языка: выявление образного содержания на фонетическом и синтаксическом уровнях, изучение направлений, стилей, жанров, музыкальных форм и т. д. Мотивация занятий музыкой будет возрастать естественным путем по мере освоения музыкального языка. С расширением круга музыкальных интересов ученика и формированием у него художественного вкуса музыка постепенно станет частью его духовной жизни; он будет не только заниматься на инструменте, но и слушать музыкальные записи, посещать концерты.
- Нормальным можно считать положение, при котором уровень освоения музыкального языка, а, следовательно, и уровень музыкального мышления несколько опережает инструментальное, техническое развитие учащегося. Мотивация занятий в таких случаях носит духовный характер и способствует оптимальному развитию всех сторон обучения юного музыканта.
- Репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке. В этом плане принципы его подбора могут определяться следующими положениями:
- Упражнения и гаммы должны быть тесным образом связанны с изучаемыми в данный момент пьесами, тогда работа над ними обретает смысл для ученика. Хотя категория нужности здесь будет превалировать над категорией привлекательности.
- Выступление на сцене - важное событие для ученика. Оно стимулирует его занятия, дает уверенность в его силах, дает желание повторного успеха, если оно удачное. Не следует выпускать на сцену недостаточно подготовленного ученика.
Донотный период.
Донотный период формирует элементарные навыки слухо-двигательной взаимосвязи при игре (вижу- слышу- играю- слышу ).В донотном периоде широко применяются различные формы работы с учеником, стимулирующие его собственное творчество. Например: движение под музыку, рисование, словесное описание, сочинение музыки, подбор по слуху, транспонирование. Длиться донотный период может несколько месяцев.
Задачи донотного периода: дать не только необходимые теоретические сведения и привить первоначальные игровые навыки, подав их в интересой, доступной для ребенка форме, но и сформировать самое главное- увлеченность музыкой, интерес к занятиям, желание трудиться.
Содержание работы в донотный период: изучение теоретического материала, в том числе и нот, усвоение основ посадки, постановки рук через игру по слуху правой, левой и двумя руками, игру в ансамбле с педагогом.
Урок специальности не должен дублировать урок сольфеджио. Где ученику приходится запоминать много новых слов, определений, понятий. Следует давать лишь минимум элементарных сведений, необходимых для занятий в данный момент, Тем не менее, объем теоретических знаний, предлагаемых ученику, достаточно обширен. Он включает в себя: объяснение новых тем, показ на инструменте, использование дидактических игр, работу с методическим пособием. Преподавателю: изготовить необходимый дидактический материал по различным темам (наглядные пособия с названиями нот, их длительностей, динамических оттенков, знаков альтерации и т.д.)
Незаменимой помощью ребенку при воспроизведении ритмического рисунка и звукового соотношения изучаемых по слуху мелодий. Параллельно ученик запоминает местоположение нот, устно «читает» их с листа. Лучше запомнить теоретический материал ученику поможет чтение стихов. Работая с учеником над умением находить нужные интонации, выделять главные по смыслу слова, определять темп, настроение, педагог развивает эмоциональную сферу ребенка.
Содержание работы:
- слушание музыки (определение характера, жанра)
- сознание ритмического своеобразия жанров
- пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него.
- определение количества звуков, мотивов
- осознание понятие относительной высоты звуков
- знакомство с ладом
- знакомство с интервалами
- постановка руки и освоение штрихов
- игра в ансамбле
- исполнение легких пьес, этюдов, упражнений
- выполнение творческих заданий: рисунки к пьесам, сочинение маленьких мелодий, коротких стишков, подбор по слуху, транспонирование.
Часть урока посвятить упражнениям:
- Пальчиковые упражнения. Сидя за столом вначале одной рукой, затем другой и двумя руками “вместе” (“Мостик”, “Прыжки”, “Мячик”, “Классики”, “Прыгающий мостик”).
- Упражнения на релаксацию.
- Упражнения воздушным клапаном.
- Образное восприятие, активная работа воображения - отличительная особенность детского мышления. Для развития образного мышления, педагогу предлагается применять в работе следующие упражнения:
- “Замок - молния” - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.
- “Перелеты птички с приземлениями” - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.
- “Меткий стрелок” или “Охота”. Игра на слухомоторную координацию. Крупным движением руки попасть на нужную клавишу.
- “Найди меня” - упражнение на развитие слуха.
- “Шагающий экскаватор” - передача характера через прикосновение с 1-го на 5-й палец с раскачиванием запястья.
- “Медведь”. Цель - механическое заучивание нот в левой клавиатуре. Исполнять в разном характере.
- “Эхо” - развитие слуховых навыков.
Убедившись в том, что малыш:
- слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
- хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы;
- название клавиш;
- имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм.
Можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам. Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический материал, много творческих заданий, загадок.
Приступить к первому практическому уроку только после выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента, постановки рук:
- подготовить ремни
- подобрать стул нужной высоты
- установить зеркало (пусть ученик полюбуется на себя)
На уроке по специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. Опыт показывает, что начинать игру на инструменте предпочтительней с левой руки. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
- Мелодии должны быть короткие (народные попевки, песенки и пьесы). Объем пьес не должен выходить за рамки 8 тактов.
- Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять ритмическую сторону песенки)
- Музыкальное воспитание строить на русской национальной основе, на классических образах, на примерах фольклорного творчества других народов.
Предпочтение следует отдавать игре нон легато. Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре.
Слушание музыки.
Слушание музыки - важный фактор в освоение её языка. Наиболее существенное воздействие на начинающего ученика оказывает обычно игра педагога или старших учеников. Прослушивание записей и посещение концертов на этом этапе обучения регламентируется педагогом. Он учитывает доступность репертуара, его качество. Нельзя пустить этот процесс на самотек, ведь одновременно с постижением языка музыки формируется и вкус ученика.
Подбор по слуху.
На первом же уроке цель у ученика самому издать хотя бы один звук на баяне, но ни знаний, ни умений у него еще нет. Поэтому рекомендую пока с ним занятия подбором по слуху в игровой форме.
Инструмент пока в руках у педагога. Лучше исходить от ученика: попросите его спеть любой звук. Затем, не показывая ученику клавиатуры, сыграйте спетый им звук. И вот уже первый вывод: на баяне можно воспроизвести пропетый голосом звук. Если ученик может пропеть другой или несколько звуков, повторите их на инструменте. Сможет ли он спеть знакомую песенку? Если да, то проиграйте напетую им мелодию.
Бывает, что попытки ученика спеть другой звук приводят его к повторению одного и того же звука. Это может быть вызвано несколькими причинами: недостаточной развитостью слуха, отсутствием координации слуха и голоса, стеснительностью, наконец, непониманием того, чего от него хотят. Не заостряйте внимания ученика на его неудаче, идите дальше: сыграйте поочередно два звука, один из которых был пропет учеником. Лучше, если эти звуки относятся друг от друга на значительный интервал, например, кварту или квинту (но не октаву, так как это может спутать ученика). Попросите его «угадать», какой из звуков был им спет. При необходимости повторите это упражнение.
Теперь покажите ученику две близлежащие клавиши (лучше не в секундовом а в терцовом соседстве по одному ряду), звук одним из которых им пропет. Задача для ученика: нажав поочередно эти клавиши, найти «свой звук», Заметим, что инструмент остается в руках педагога, и мехом управляет он же.
Усложните задачу: сыграйте один звук в той тесситуре, которую ученик может воспроизвести голосом, попросите его спеть этот звук, а затем, указав ему две - три клавиши, среди которых имеется заданная. Попросите найти ее, поочередно нажимая указанные клавиши.
Игра в ансамбле.
Опыт многих педагогов, работающих с начинающими, свидетельствует о том, что «вхождение» в музыку ученика и самовыражение в ней всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих соучеников, ребёнок более активно «включается» в работу, воспринимает музыку внимательнее и глубже, чем наедине с взрослыми. Начальное обучение целесообразно практиковать с двумя-тремя детьми одновременно. Помимо применения игровых форм работы, изложены выше, возможны варианты совместного исполнения упражнений и пьес, что развивает способность слышать партнера и слушать себя, а также помогает «организовать время». Если ученики играют одну и ту же пьесу, можно разделить между ними голоса либо партии рук, расписать эти или другие пьесы для дуэта, трио.
Столь раннее музицирование в ансамбле применяется довольно редко, но практика показывает, что ансамблевая форма работы в начальный период обучения не только возможна и результативна, но и очень привлекательна для маленьких детей. Зачастую ансамблевые партии они выучивают быстрее и качественнее, чем свои сольные пьесы.
Игра в ансамбле с педагогом
Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: “С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”.
Задачи преподавателя в работе над ансамблем:
- развить и активизировать творческое начало личности ребенка.
- увлечь ребенка музыкой
- приобщить ребенка к творчеству
Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:
- Знакомство с инструментом
- Знакомство с диапазоном, клавиатурой
- Освоение ритмических закономерностей
- Приобретение элементарных первоначальных игровых движений
- Освоение динамических оттенков, штрихов
- Развитие звукового воображения
- Работа с родителями
Работа над гаммами.
Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности пианистических движений. Основная задача при работе над гаммами - это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается. В данной работе будет рассмотрена игра исключительно гамм, а не всего гаммового комплекса (аккорды, арпеджио и т. д.).
При игре гамм надо следить и сразу предупреждать
следующие недостатки учащихся:
1. Пальцы не должны "вязнуть" в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным. Для этого кончики пальцев нужно слегка фиксировать и нацеливать на взятие клавиш, но высоко их не поднимать.
2. Не прогибать последние фаланги пальцев. Это тоже зависит от фиксации кончиков. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.
3. Не прогибать запястные косточки, ощущать в них опору паяцев, иначе сила от плеча не дойдет до их кончиков.
4. Не "выколачивать" первым пальцем при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.
Весовая игра.
Основным признаком весовой игры является ощущение веса руки в кончике пальца. Этот вид техники широко используется в фортепианном исполнительстве. На баяне его применение имеет свою специфику. Во-первых: весовая игра не может в полной мере быть использована левой рукой, то есть применяться на клавиатуре левого полукорпуса, так как ощущение веса руки в кончике пальца ограничено наличием рабочего ремня, прижимающего руку к крышке полукорпуса. Во-вторых: ощутить вес правой руки также непросто в связи с вертикальным расположением клавиатуры. И наконец: пианист вес руки на горизонтальной поверхности своего инструмента ощущает от плеча, а баянист в большой степени от предплечья и удерживает руку на весу. Однако, несмотря на трудности и ограничения в ощущениях, весовая игра может чрезвычайно эффективно использоваться на клавиатуре правого полу-корпуса.
Ощущение веса руки необходимо воспитывать с самого начала обучения. Оно лежит в основе достижения двигательной свободы при игре без всякого рода напряжений. На первых же уроках можно проделать следующие упражнения: педагог поднимает руку ученика, затем отпускает её добиваясь свободного падения.
Принципы организации самостоятельной работы ученика.
1. Индивидуальный подход к применению учеником различных методов, приемов и способов работы.
2. Формирование у учащегося умения анализировать собственные действия, развитие самостоятельности мышления.
3. Осознание учеником целей и задач своей работы.
4. Формирование умения концентрировать внимание.
Способствовать более осмысленной работе ученика будет учитель, если он будет мотивировать целевые установки. Иерархия целей для педагога могла бы выглядеть следующим образом: первое ввести ученика в мир духовного через музыку, второе освоение языка музыки, третье овладение инструментом. Каждая последующая цель по отношению к предыдущей цели, лишь средство.
Рекомендации по активизации внимания.
- Применение разнообразных форм работы.
- Обучение в игровой форме.
- Ясность и доступность поставленных задач и целей.
- Осознание учеником положительного или отрицательного результата.
- Активизация работы слуха, игровых ощущений.
- Контроль физической и психологической нагрузки; недопущение усталости как профилактическая мера сохранения сосредоточенности в работе, способности концентрировать внимание.
- Развитие способности к одновременному контролю: артикуляции и динамики, движения меха и пальцев, мелодии и аккомпанемента и т.д.
Способы самостоятельной работы ученика
с музыкальным материалом.
- Педагог объясняет ученику задание, рассматривая возможные способы его выполнения.
- Чтобы убедиться в правильности понятного задания, он просит ученика здесь же на уроке выполнить его, пусть несовершенно, с остановками, поправками.
- Далее, после проделанной дома работы, на следующем уроке, ученик, заданное (это может быть пьеса или ее часть), анализирует свое исполнение, исходя из требований педагога к его игре.
- Затем он выслушивает мнение педагога. Отмечая удавшиеся эпизоды, педагог просит вспомнить, как он работал над ними, фиксируя в его сознании моменты, способствующие положительному результату. В случае неудачи педагог корректирует проделанную работу или предлагает альтернативные решения.
Отдельные моменты домашней работы могут быть воспроизведены на уроке с целью выявления причин неудач и определения методов их решения.
Задачи в работе с родителями:
- включение родителей в образовательный процесс
- сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку в его ежедневных занятиях дома.
- формирование новых интересов семьи
- духовное сближение детей и родителей
- формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой.
Очень важно, начиная работу с детьми 5-6 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
А.Д. Артоболевская писала: “Радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания”.
Цели сотрудничества:
- создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой, народной)
- создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу которого составляют:
- полное доверие
- доброжелательность
- заинтересованность и общность цели
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях:
- индивидуально
- с коллективом родителей
Наиболее рациональная форма работы с родителями:
- приглашение родителей на уроки (особенно важен начальный этап обучения)
- родительские собрания с концертом учащихся
- индивидуальные и коллективные консультации
- семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых учащиеся будут иметь возможность проявить свои музыкальные способности приобретенные в ходе работы по всем разделам программы.
Заключение
Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. Задача начального обучения - введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. В работе с начинающими должны быть задействованы музыкально-воспитательные приёмы обучения, близкие к воспитанию дошкольников. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы.
Список используемой литературы
- И. Алексеев «Методика преподавания игры на баяне». Москва 1980г.
- А. Крупин «Вопросы музыкальной педагогики». Ленинград 1985г.
- Б. Егоров «Общие основы постановки при обучении игре на баяне». Москва 1974г.
- В. Завьялов «Баян и вопросы педагогики». Москва 1971г.
- Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
- Ф. Липс «Искусство игры на баяне». Москва 1985г.
- Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»
- В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».