Статья "СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ"

 Ирина Алексеевна Кошиль

Статья для конференции, предшествующая методической разработке "Развитие навыков межличностного общения в классе джазовой импровизации"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преподаватель  Кошиль И. А.

СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И   РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ НА   УРОКАХ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

Общение - чрезвычайно широкое и ёмкое понятие, имеющее множество форм и видов. Это неосознанная и осознанная  вербальная и невербальная связь, передача и прием информации. Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что  изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, её социальных качеств и свойств.

Изначально общение является базовой категорией социальной психологии и определяется как взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене познавательной, эмоционально-оценочной информацией.    

        Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философии,  общей психологии и ее ответвлений,  психолингвистики, педагогики и др.  

        Понятию «общение» близок по своей сущности термин «коммуникация».

Термин коммуникация (лат. communicatio от  communicare – делать общим, связывать, общаться) в наши дни используется в трёх значениях: 1) путь сообщения; 2) форма связи; 3) акт общения, сообщение информации.    

Коммуникативность – это важнейшее качество личности,       необходимое для успешной работы с информацией. Это определённое качество, совокупность ряда существенных, относительно устойчивых свойств личности способствующих приёму, усвоению, использованию и передаче информации.

В научной и специальной литературе встречается также термин «коммуникабельность», который произошел от позднелатинского communicabilis -  «соединимый, сообщающийся» и имеет два значения: 1) совместимость (способность к совместной работе) разнотипных систем передачи информации; 2) способность к общению, общительность.

Коммуникабельность характеризует человека только в межличностных отношениях, когда преобладают субъекто-субъектные коммуникативные связи.

Наиболее подробно данная проблема освещается в работах А.А. Бодалева,     А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика и др.                                                                                  

В современной науке существует довольно обширная литература, которая раскрывает отдельные виды коммуникации. Так, Б. А. Радионов [6] исследует проблему социальной коммуникации как одного из атрибутивных признаков современного развития общества.  

Под коммуникативной деятельностью понимается взаимодействие живых существ между собой и их целенаправленные и активные действия с явлениями и предметами объективного мира и на основе обмена информацией [ 8 ].

Коммуникативные умения  -  владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками формируются у школьника в его общении с окружающими и в процессе его жизнедеятельности.

Самым сложным и высшим порядком коммуникации является общение.  

А. В. Мудрик выделяет  следующие воспитательные функции общения школьников: нормативную (отражающую освоение школьниками норм социально-типического поведения, т. е. общение как нормативный процесс), познавательную (отражающую приобретение школьниками индивидуального социального опыта в процессе общения, т. е. общение как познавательный процесс), эмоциональную (отражающую общение как аффективный процесс), актуализирующую (отражающую реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника, т. е. общение как способ и средство социального утверждения личности) [ 5 ].

В современной педагогической психологии  принято выделять два основных вида общения учащихся.

1. Межличностное общение имеет целью только удовлетворение потребности в общении. Межличностным общением можно считать то, которое складывается у школьников в процессе взаимодействия их с окружающими  людьми  вне   деятельности. Такое общение предполагает возможность для его участников вступать в него и прерывать его по своему желанию. Целью такого общения является создание или поддержание эмоционально удовлетворяющих школьников взаимоотношений с окружающими

Необходимо отметить, что  межличностное общение строится на поиске дружеских отношений среди равных себе по социальному статусу, т.е. среди сверстников. Исследования   Г. И. Щукиной показали, что на познавательные интересы школьников  влияют все обстоятельства их жизни, но важнейшее значение для абсолютного большинства ребят играет именно общение со сверстниками. Если младшие школьники  ориентируются на оценку учителя, то для подростков, высокую психологическую значимость приобретают сверстники и необходимость общения с ними перестраивает все их поведение. Основано это на потребности утвердится, занять свое место среди равных, что в свою очередь обусловлено формированием у подростков самосознания, потребности осознать себя как личность.

Вместе с тем, межличностное   общение – один из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека.

       2. Ролевое общение возникает в каких либо сферах жизнедеятельности школьников и имеет целью обслуживание. Ролевое общение осуществляется в процессе различных видов деятельности, познания, спортивных игр, занятий, организованных взрослыми.

Между названными видами общения существует диалектическая взаимосвязь. Объединяясь в коллективе или стихийно в группе первоначально только для какого-либо совместного занятия, школьники в процессе его реализации вступают в общение. Оно может быть связано только с содержанием занятий, но может включать в себя и элементы свободного общения, может продолжаться вне рамок  этих занятий,  став межличностным. В свою очередь межличностное общение оказывает существенное влияние на ролевое общение в той или иной сфере.

 Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что современная педагогическая наука  рассматривает общение как доминирующую сферу жизнедеятельности школьника, активность которой направлена на познание себя, людей и  взаимодействие с ними.

Проблема развития коммуникативных навыков учащихся таким образом   является актуальной не только в сфере общей педагогики, но и  в педагогике музыкального образования.  

         В музыкальных образовательных учреждениях сегодня наряду с групповым изучением музыкально-теоретических дисциплин и индивидуальным обучением в инструментальном классе, уделяется  достаточное внимание различным формам  коллективного  творчества и огромную роль в развитии навыков межличностного общения подростков играет их участие в  различных формах ансамблевого исполнительства.

Как показывает практика нашей работы, весьма эффективным фактором  развития  навыков межличностного общения является ансамблевая импровизация.

         Импровизация – это качество, присущее природе человека. Она лежит в основе человеческого общения, то есть в разговорной речи, в языке движений, красок, звуков, и потому более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Присущее детям непосредственное восприятие окружающего мира, их неуемная фантазия – благодатная почва для развития природной способности к импровизации.

Элементы импровизации должны присутствовать на занятиях с самого первого урока практически в любом виде деятельности (в работе над ритмом, интонированием, исполнением и т.д.). Простота и доступность занятий импровизацией удивительно благотворно и всеобъемлюще помогает в работе с начинающими: облегчает постановку рук (ученики не связанны с конкретным нотным материалом), позволяет развивать с первых уроков их мелодические и ритмические способности, раскрепощает учеников в овладении инструментом, развивает навыки интонирования, сольфеджирования, секвенцирования, способствует развитию внутреннего гармонического слуха, дает полезные навыки рефлекторного владения инструментом.

Импровизация способствует развитию и формированию всех предпосылок, необходимых для творческой исполнительской деятельности, а также    положительно сказывается на взаимодействии  участников. В настоящее время импровизация переживает новый огромный подъём  в трёх областях, подчас до известной степени сливающихся друг с другом: джаз, алеаторические формы новейшей музыки, а так же импровизация как самостоятельный коллективный вид творчества, который  в основном находит свое применение в джазовом искусстве [ 7 ].

         В то время как в традиционном джазе музыканты импровизируют в рамках «квадрата» и, играя, ориентируются    на мелодико-гармоническую структуру   блюза или известной джазовой темы, в свободном джазе (free jazz) коллективная импровизация может развиваться без какой-либо договорённости или ритмико-гармонической основы. Подобным же образом, не связывая себя традиционными формальными схемами и привычными звуковыми представлениями, сочиняют музыканты    при алеаторических  коллективных импровизациях, основанных на принципах минимализма, модальной организации,   на функционировании свободных  звуковых комплексов и др.      

Говоря о возможности применения свободных джазовых элементов в ансамблевой импровизации, мы имеем в виду импровизацию, в которой   музыкальное самовыражение учащихся происходит в форме свободных фантазий за инструментом на заданные настроения, ассоциации, образы.  

Необходимым условием является отказ от тех эстетических установок,  которые могут затруднить   процесс свободной импровизации – таких, как  требования благозвучности, тематической сформулированности  музыкальной мысли, законченности формы.  Все «вольности» звукового результата оправдываются скорректированной преподавателем формой импровизации и компенсируются логикой непосредственного музыкального чувства, рождаемого в момент импровизации образным мышлением учащихся, их живой фантазией. Мы можем констатировать, что эта форма занятий даёт учащемуся психологическое раскрепощение, большой заряд положительных эмоций, и её ценность заключается   в благотворности эмоциональных воздействий, воспитывающих в учениках такие качества как открытость и непосредственность, естественность и общительность, ответственность, взаимовыручка и др.  

Потребность импровизировать, как любое творчество присутствует в каждом человеке, и задача преподавателя дать возможность  её реализации.  В этой связи  считаем, что    интерес к   импровизации   является положительным фактором,  как  в  музыкальном развитии учащихся,  так  и в сфере их социализации, что  способствует   самоутверждению подростков в общении со сверстниками. Джазовую ансамблевую импровизацию можно рассматривать и как разновидность музыкальной импровизации, и как вид деятельности, способствующий  формированию у учащихся навыков межличностного общения.

Библиография.

  1. Бодалёв А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М., 1995.
  2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,  1987.
  3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.  
  4. Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.: Педагогика, 1990.  

6. Радионов Б. А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону,    

    1984.

7. Сродных Н.Л. Основы джазовой импровизации: Метод разраб. /  Урал.  

    гос. пед. ун-т,  Екатеринбург, 2003.

8. Ширшов В. Д. Сущность и структура понятия «педагогическая

    коммуникация».  Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1995.