Конспект занятия "Композиторы детям"
Конспект занятия "Композиторы детям" по образовательной программе "Хор" для детей 8 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kompozitory_detyam_2020.odt | 24.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец Творчества детей и молодежи
Колпинского района Санкт-Петербурга
“Композиторы детям”
- Вокально-хоровая работа над репертуаром
Конспект открытого занятия по программе «Хор»
для группы 2 года обучения
возраст детей 8 лет
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
художественного отдела
- Ильина М.А.
концертмейстер
Конева Галина Михайловна
методист отдела художественного воспитания
Кустарева Марина Геннадьевна
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка
Методическая тема занятия: внедрение приемов сплочения детского хорового коллектива.
Методическая цель занятия: демонстрация приемов сплочения детского хорового коллектива.
Приемы реализации методической темы занятия:
- Включение в учебное занятие упражнений на взаимодействие учащихся между собой, с педагогом;
- Использование упражнений и заданий, направленных на коллективный поиск решений поставленной задачи;
- Использование игровых приемов.
Тема занятия: «Композиторы детям»
Цель занятия: формирование музыкальной культуры учащихся через первоначальное знакомство с творчеством композитора Й. Брамса; совершенствование вокально-хоровых навыков.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомство с основными фактами биографии и творческого пути композитора Й. Брамса;
- Знакомство и начало разучивания песни И.Брамса «Божья коровка»;
- Закрепление знаний об основных фактах творчества В.А. Моцарта;
- Формирование навыка правильной работы голосового аппарата;
- Совершенствование вокально-хоровых навыков;
- Формирования навыка двухголосного пения;
- Совершенствование навыка коллективного хорового исполнительства;
- Формирование начального навыка двухголосного пения;
- Закрепление знаний о динамических оттенках (p,f,mp,mf, крещендо, диминуэндо) в процессе распевания;
- Закрепление навыка выразительного хорового исполнения песни В.А.Моцарта «Тоска по весне».
Развивающие:
- Развитие музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, чистоты интонации, ладово-гармонического слуха);
- Расширение диапазона голоса детей с помощью вокально-хоровых упражнений;
- Развитие мышления в процессе анализа исполняемых произведений;
- Развитие внимания в процессе работы с наглядными материалами;
- Развитие ассоциативно – образного мышления в процессе исполнения песен «Божья коровка» и «Тоска по весне»;
- Развивать умение работать в хоре, по группам и по одному; развитие интереса к хоровому творчеству и мотивации к занятиям в хоровой студии.
Воспитательные:
- Воспитание эстетического и музыкального вкуса в процессе слушания и знакомства с детской классикой И. Брамса и В.А. Моцарта;
- Формирование мотивации к занятиям в хоре;
- Воспитание чувства коллективной ответственности.
Вид занятия: Комбинированное занятие - освоение нового материала, повторение пройденного.
Возраст детей: 8 лет.
Форма организации детей на занятии: | групповая (младший состав), подгрупповая. |
Методы обучения: | практический, наглядный, словесный с использованием компьютерных технологий (диалог, рассказ, беседа, вокально-хоровая работа). |
Характеристика группы: | группа хора младшего состава состоит из 12 учащихся 2 года обучения. Возраст детей: 8 лет. |
Продолжительность занятия: | 45 минут. |
Методические материалы, используемые на занятии: | мультимедийная презентация к занятию: «Портреты композиторов», «Динамические оттенки», «Иллюстрации из жизни Й.Брамса». |
Материальное оснащение: | фортепиано. |
Технические средства обучения: | Ноутбук, экран телевизора |
План занятия:
- Организационный момент, приветствие;
- Подготовительный этап: распевание;
- Основной этап: работа над произведениями:
Й.Брамс «Божья коровка», В.А.Моцарт «Тоска по весне»
- Контрольно-диагностический этап;
- Рефлексивный;
- Итоговый этап.
Ход занятия
Этапы | Содержание | Время | Примечания | Сопроводительный текст |
Организационный | Организация начала занятия, приветствие, создание благоприятного настроя на творческую деятельность. | 2 мин. | Учащиеся занимают свои места. На экране заставка занятия. | Дорогие, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено творчеству двух великих композиторов. Взгляните на экран. Чей портрет вам уже хорошо знаком? (Ответы учащихся - Моцарта). А с композитором, который изображен рядом с портретом В.А.Моцарта, я вас сегодня познакомлю. А также с новым произведением, которое он написал. |
Подготовительный | Мотивация учебной деятельности | 14 мин. | Выполнение упражнений: на дыхание, разные виды звуковедения, артикуляцию и дикцию На экране демонстрируются обозначения различных динамических оттенков Учащиеся встают со своих мест Учащиеся садятся на свои места. В аудиозаписи звучит фрагмент песни Й.Брамса «Колыбельная» Учащиеся встают со своих мест. | Но для того, чтобы приступить к разучиванию новой песни, нам надо распеться. А может на хоровом занятии можно обойтись и без распевания? Можно, но тогда нашему голосу будет нелегко справляться со всеми трудностями в пении. Наш голос быстро устанет. Распевание - это специальные упражнения, которые готовят наш голосовой аппарат (связки) к пению, помогают нашему голосу быть более красивым и гибким. Любой спортсмен, прежде чем сделать сложное упражнение, делает гимнастику, готовит мышцы своего тела к работе. Так и в пении. И сегодня, для того, чтобы спеть новую песню красиво и правильно, при распевании нужно обратить внимание на качество звука. Не забудьте и о правильной певческой установке — сядем ровно и выпрямим спинки. Упражнение 1 Пение слогов ма-мэ-ми-мо-му на одном звуке с гармонической поддержкой. Посмотрите на экран: сейчас будут появляться различные динамические оттенки, с которыми вы хорошо знакомы и таким образом каждое новое пропевание этого упражнения должно звучать с разной силой звука (либо mp, либо mf). Упражнение 2 Пение слогов да-дэ-ди-до-ду на одном звуке с гармонической поддержкой. Меняется атака звука (с мягкой на твердую), меняется тип звуковедения (с legato, на non legato), тип дыхания становится менее глубоким, более коротким и активным, темп становится чуть подвижнее. Также учащимся демонстрируются динамические обозначения, по которым они сами должны определить силу звука, с которой надо петь данное упражнение. Упражнение 3 Данное упражнение поется с использованием разных штрихов: пение legato и staccato с чередованием гласных у,а. Упражнение 4. Полезным упражнением можно считать проговаривание и пропевание различных скороговорок: «От топота копыт – пыль по полю летит»; «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап». Эти упражнения вносят в занятие игровой момент и вызывают у детей массу приятных впечатлений. Можно пропевать всем хором, группами, либо по одному. Сейчас я хочу дать вам послушать фрагмент «Колыбельной» песни Й. Брамса, которую исполняет хор мальчиков. Слушая, попробуйте определить, на сколько голосов делится хор или все поют в унисон? Звучит аудиозапись. Ответы учащихся. Правильно, вы услышали два голоса. А какая песня есть в нашем репертуаре, где мы поем на два голоса? Ответы учащихся. Верно – это русская народная песня «Как у наших у ворот» Упражнение 5. Важным упражнением считается пение русских народных песен именно в качестве распевания: учащиеся исполняют песню « Как у наших у ворот » с элементами двухголосия. |
Основной | Практическая работа | 25 мин. | Учащиеся садятся на свои места. На экране чередуются слайды с изображением портрета Й.Брамса и его творческого пути. Педагогом в сопровождении концертмейстера исполняется песня «Божья коровка» Й.Брамса Учащиеся встают со своих мест. Педагог контролирует исполнение Учащимся дается творческое задание на дом. Работа над чистотой интонирования, правильным типом звуковедения, музыкальным и художественным исполнением песни. | Сегодня мы познакомимся с творчеством известного немецкого композитора, пианиста и дирижера Йоганнеса Брамса (1833-1897). Родился Брамс в Гамбурге, в небогатой семье контрабасиста. Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни. Первые уроки музыки Йоганнесу дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах. После, мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у Отто Косселя. Уже в 10 лет Брамс принимает участие в камерном ансамбле. В 14 лет - в 1847 году Йоганнес окончил частное реальное училище и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом. Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки.Позже композитор перебирается в Вену, где был капельмейстером в «Singakademie», а с 1872—1874 дирижировал известными концертами общества «Musikfreunde». Позднее большую часть своей деятельности Брамс посвятил композиции. Первый визит в Вену, 1862 принес признание и похвалу. В 1868 году в кафедральном соборе Бремена состоялась премьера Немецкого реквиема, имевшая громкий успех. С приходом успеха Брамс мог позволить себе много путешествовать. Он посещает Швейцарию, Италию, однако излюбленным местом его отдыха становится австрийский курорт Ишль. К концу жизни Брамс стал нелюдим, и, когда организаторы одного светского приема решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя. В последние годы жизни Брамс много болел, но не прекращал работать. Сейчас в Вене можно наблюдать памятник, который установили Брамсу. Что удивительно, Брамс не написал ни одной оперы, однако он работал практически во всех других жанрах: фортепианные сочинения, сочинения для оркестра, концерты, симфонии, вокальные и хоровые сочинения - Немецкий Реквием. На следующем занятии мы продолжим знакомство с творчеством Й. Брамса. А теперь я вам исполню песню « Божья коровка » Й. Брамса. Все когда-нибудь видели этого маленького жучка с красными крылышками и черными пятнышками. Послушайте и попробуйте охарактеризовать своими словами эту музыку, последите за ходом мелодии. Ответы учащихся, обсуждение песни. Это красивая, выразительная, певучая музыка. В этой песне нет куплета и припева, форма песни называется сквозная, ее можно поделить на несколько музыкальных фраз. Сегодня мы начнем с вами разучивать эту песню, но только первых 2-е фразы. А на следующем занятии продолжим. Разучивание песни, вокально-хоровая работа. А теперь, когда мы познакомились с новой песней и начали разучивать ее, я бы хотела узнать, что вы представляете, какую картину видите, исполняя эту песню? И выразите, пожалуйста, это не словами, а с помощью бумаги и карандаша. Дома нарисуйте Божью коровку и принесите свои рисунки на следующее занятие. А мы устроим в классе выставку ваших работ. На предыдущих занятиях мы с вами уже познакомились с творчеством В.А.Моцарта и приступили к разучиванию произведения «Тоска по весне». Итак, давайте вспомним. Вокально–хоровая работа над песней В.А.Моцарта «Тоска по весне». |
Контрольно-диагностический | Контроль усвоения материала занятия. | 3 мин. | Закрепление приобретенных знаний о творчестве Й.Брамса и В.А.Моцарта | С каким новым композитором мы познакомились на сегодняшнем занятии и что вы запомнили о нем? Ответы учащихся. Какую песню Й. Брамса начали разучивать? А теперь поиграем в игру, на внимательность — я скажу вам несколько фактов из биографии В.А.Моцарта, а вы поправите меня, если что-то будет не правильно в моем рассказе: В.А.Моцарт - это французский композитор. Учащиеся поправляют педагога – австрийский. Родился в г. Зальцбург, в 20 веке. Учащиеся поправляют педагога - в 18 веке. Моцарт сочинял только музыку для фортепиано. Учащиеся добавляют к ответу педагога - сочинения для хора, оркестра, сочинял оперы. |
Рефлексивный | Впечатления детей о занятии. | 1 мин. | Дети выражают свое отношение к занятию. | Занятие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, доставило ли оно вам удовольствие? Вы узнали что-то новое для себя? Рассуждения ребят. |
Итоговый | Подведение итогов, анализ занятия педагогом. | 1 мин. | Спасибо вам, ребята, за хорошую работу на занятии. Спасибо всем нашим гостям! |