КОЛЛЕКТИВНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
Евгений Простомолотов
Коллективное самосознание в музыкальном воспитании
Стихия музыки — могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Комплексный метод обучения игре на двух и более музыкальных инструментах одновременно — дело трудоемкое, но плодотворное, что и стало одной из главных причин успешной исполнительской деятельности детского оркестра народных инструментов «Русские узоры» и каждого музыканта в отдельности. Дело в том, что коллективное музицирование способствует более быстрому восприятию музыкальной палитры тембральных красок в инструментальных партиях, изучению фразеологии и характерной идейности всего музыкального произведения.
Да, индивидуальные занятия необходимы: для изучения азов музыкальной грамоты, знакомства с муз. инструментами, с начальным освоением легких исполнительских приемов игровой техники. Но всё это можно смело начинать параллельно на двух, причем таких, казалось бы разных инструментах, как струнные (щипковые) и клавишные. Для мнительных людей может показаться, что такая методика повлечет за собой определенные трудности, связанные, прежде всего, с затратой времени и определенной физической нагрузкой, которые в свою очередь негативно повлияют на желание вообще учиться музыке. За двадцать девять лет существования своего оркестра я не раз доказывал обратное. Такой метод обучения сложен скорее для нерадивых педагогов, нежели для обучающихся детей. Кстати, фактор возраста и других объективных обстоятельств, возможно имеют место для проявления лени, но это достаточно редкое явление. Скорее наоборот, непосредственная детская любознательность только «подстегивает» желание ребенка больше узнать, быстрее научиться играть, чтобы попасть в концертирующий состав.
Всем известно, что бездарных людей не бывает. Бездарность, как и гениальность явление очень редкое. Выдающийся искусствовед Григорий Михайлович Коган по этому поводу писал: «Дарование само по себе — только потенция, обещание, вексель человечеству; чем больше дарование, тем больше приходиться платить».
Музыка — это постоянный поиск новых звуковых интонаций и красок. Если этот поиск, по каким-либо причинам прекратить, то откроется прямая дорога к показушности и дешёвой саморекламе. Известно, что музыкальное образование, как и любое другое, должно придерживаться логической концептуальности, ведущей не к поверхностной популяризации достигнутых результатов, а требующей глубокого анализа и изучения конкретного методического и педагогического материала, без всяких на то скоросрочных лозунгов и отчетов.
Прогрессируя учебно-воспитательные задачи, под влиянием объективных изменений государственных требований в этой области, педагоги музыкально-оркестровой студии «Русские узоры» Дома школьников № 3 Управления образования г. Алматы получили возможность решать такие музыкально-педагогические проблемы, как ритмико-метрические и фонетико-фонологические особенности музыкального языка и гармонической структуры изучаемых произведений. Решаемость подобных задач позволила нам повышать на практике художественно-эстетический вкус и аналитическое мышление у учащихся в работе над музыкальным материалом, будь то конкретное произведение, или целая концертная программа. Работа над качеством учебной и концертно-исполнительской подготовки учащихся не исключает возможности более глубокого анализа сольной и ансамблевой исполнительской техники, что позволяет юным музыкантам увереннее чувствовать себя на экзаменах и на сцене.
В условиях ускорения научно-технического прогресса следует по-новому понимать возможности использования музыкальной методологии в подготовке не только будущих музыкантов, но и любителей, по — настоящему увлеченных музыкой, желающих понять ее глубокие эстетическо-нравственные истоки. Величайший мыслитель древнего востока Абу Наср аль-Фараби относил музыкальные науки к числу педагогических наук и считал их: «науками воспитательными, так как они воспитывают обучающегося им, делают его более тонким и указывают ему прямой путь для познания тех наук, которые следуют за ними».
Музыкальная педагогика, как теоретическая наука обусловлена тесным сотрудничеством и связью с психологией, философией и социологией. Эту педагогическую задачу отмечал и Константин Кириллович Ошлаков, выдающийся музыкальный деятель и баянист, профессор Казахского женского педагогического института. В основных принципах комплексного обучения игре на музыкальных инструментах он указывал, прежде всего, на цель обучения, которая должна развивать у учащихся систему профессионально-исполнительских навыков и общего музыкального кругозора. Он писал: «Организация приемов, используемых в процессе обучения — это задача методики, а для того, чтобы сформулировать основные положения методики, необходимо четко представлять себе цель и конечный результат процесса обучения».
Музыкальная наука состоит из теории и практики; причем практика доминирует над теорией. Поэтому, в основе своей обучение ребенка музыке начинается с извлечения звуков ( у вокалистов — голосом, у инструменталистов — на муз. инструменте). Порядок же практической работы, при условии достаточного понимания существа проблемы, естественно вытекает из теоретической постановки данной музыкальной задачи. Процесс ведения урока изменяется в зависимости от применяемого метода для достижения конечного результата. Разрабатывая конструкцию каждого урока, педагог не должен ограничиваться только односторонней подачей ученику исполнительских приемов. Здесь следует стремиться к созданию условий для развития творческих способностей у ребенка, познавательной самостоятельности в достижении общего интеллектуального развития. Именно средствами комплексного метода обучения достигается наивысший результат музыкально-образного мышления и развития исполнительских навыков. При такой интенсивной подачи учебного материала, ребенок, если он не лениться, уже через месяц достигает довольно ощутимых результатов в музыкальной практике, а через два месяца спокойно читает ноты с листа в тональностях до одного, а то и до двух ключевых знаков альтерации, уверенно различает на слух ладотональную структуру мелодии, знает азы штриховой техники. А через год владеет огромным арсеналом различных технических и динамических приемов. Оркестровая практика помогает каждому из учащихся довольно в короткий срок усваивать художественную характеристику изучаемого произведения, сознательно подходить к исполнению всевозможных мелизмов, штрихов и динамических оттенков, которыми ярко насыщенно любое музыкальное произведение. Ведь только в оркестре можно в полной мере ощутить на себе всю палитру музыкальных звуков, созвучий, модуляционных отклонений, чередований размеров и ритма, осознать достоинство своего присутствия и ответственности участия в коллективном создании музыкального образа, почувствовать себя соавтором художественного замысла и идеи.
Одним из главных принципов комплексного метода обучения игре на музыкальных инструментах, является творческо-поисковый элемент, предполагающий развитие у учащихся навыка поиска новых решений простых и сложных задач художественного образа. Для этого следует тщательно продумывать структуру каждого урока, каждой репетиции с применением специальных технических приемов для развития беглости пальцев, пластичности рук, безупречного чтения нот с листа. Такими приемами для совершенствования исполнительского мастерства становятся различные этюдные композиции, упражнения для позиционной техники, различные приемы исполнения гамм. Причем весь этот технический арсенал лучше всего применять на групповых и сводных репетициях оркестра. Лучше всего упражнения усваиваются исполнителями, если они отвечают тональному плану исполняемых на этой репетиции произведений. То есть, перед работой над данным произведением, необходимо в его тональности проиграть целый комплект запланированных заранее упражнений, тем самым развивая не только рефлекторно-мышечный аппарат детей, но и подготавливая их слух в данном ладу. После десяти-пятнадцати минутной подготовки, оркестранты начинают более свободно чувствовать себя при разборе нотного текста и проигрывании нотного материала. Немаловажно, на теоретических занятиях большое внимание уделять последовательности изложения учебного материала, который по необходимости должен совпадать с практической работой на инструменте над изучаемым произведением. Но это, имеется ввиду, в начальном этапе обучения. Тогда, в будущем, ребенок сможет приобретать правильные навыки слухового анализа, слышать и петь гармонические цепочки, обращать трезвучия и разрешать аккорды на уроках сольфеджио. Такая работа позволяет развивать музыкальный слух, ориентируя его в тональностях, настраивать свой внутренний слуховой контроль, воспитывать эстетический вкус в метроритмическом и художественном отношении.
Оркестр и, вообще, коллективное музицирование создает все необходимые условия для развития коммуникабельности и широкого кругозора у ребенка.
Комплексный метод обучения прогрессивен ещё и тем, что его внутреннее содержание, прежде всего, зависит от живого контакта ученика с педагогом. Поэтому урок может быть плодотворен лишь в том случае, если педагог окажется человеком талантливым и по-настоящему высокообразованным, а документ, подтверждающий его образование, станет достойным отражением его фундаментальных знаний.
Надо сказать, что музыкальная наука состоит из синтеза естественных, гуманитарных и точных наук, значит требует к себе особого внимания и терпения. Особенности звуковысотной последовательности и самой природы звука математически рассчитана, физически обоснована и имеет точное научное определение. О причинах, обусловливающих высоту и низость тонов, упоминается еще в глубокой древности. Аль-Фараби, в своих «Трактатах о музыке» писал: «Высота и низость звука зависят обычно от степени сжатия, налагаемого на частицы воздуха, отталкиваемого под влиянием толчка. Чем больше сжатие, тем острее звук».
Мудрость комплексного метода обучения заключается в его конструктивности. Только ленивый не способен хоть как-то определить его прогрессивность. Но не следует все же спешить с подтверждением немедленного результата. Даже при такой конструктивности нельзя из ребенка воспитать виртуоза через год или два. Но с уверенностью могу сказать, что учащиеся, занимающиеся в нашей музыкально-оркестровой студии, на третьем или четвертом году обучения справляются с музыкальными произведениями, отвечающими техническим требованиям музыкального колледжа, экзаменационная программа выпускников соответствует требованиям начальных курсов муз. вузов. Бывали случаи, когда продвинутые наши ученики исполняли программу, отвечающую требованиям республиканского конкурса. Не даром с нашим оркестром любят сотрудничать профессиональные вокалисты. За много лет под аккомпанемент нашего оркестра пели известные певцы, заслуженные артисты: Зоя Ким, Кайырлы Ислямов, Агайша Исагулова, Виктор Ашанин. Валерия Крымская и петербургская певица Екатерина Алабина. Произведения звучали из опер, кантат, кинофильмов.
Объективность комплексного метода обучения лежит в достижении высокого результата, который возможен тогда, когда мудрый педагог научит мудрости своего ученика. Комплексный метод выходит за рамки сиюминутной музыкальной подготовки учащихся, он на много шире охватывает музыкальную педагогику, перед которой стоят такие задачи, от выполнения оных зависит успех важнейших музыкально-педагогических норм. «Эти задачи заключаются прежде всего в том, — указывал К.К. Ошлаков, — чтобы не столько обосновывать готовые и утвердившиеся педагогические формы содержания, методики, приемов обучения и воспитания, сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику, прокладывать для неё новые пути, обеспечивающие широкий поиск в деле обучения и воспитания».
Естественно, ребенок, прошедший настоящую школу комплексного метода обучения, чувствует себя уверенно не только в выборе профессии, но в дальнейшей деятельности. Ему трудно будет останавливаться на достигнутых профессиональных результатах, он будет стремится к самосовершенствованию.
Что такое музыка? Задумываться над этим люди стали давно. «Все музыкальные звуки, — написано в ЛИЦЗИ („Книга установлений“) 3-2 века до нашей эры, идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку. Поэтому нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку.» Обращение музыки непосредственно к миру чувств и эмоций отмечалось во все времена — от эпохи Аристотеля и до наших дней.
Евгений Простомолотов
Отличник образования,
Заслуженный деятель культуры
Республики Казахстан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnoe_samosoznanie_v_muzykalnom_vospitanii.docx | 25.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Евгений Простомолотов
Коллективное самосознание в музыкальном воспитании
Стихия музыки — могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Комплексный метод обучения игре на двух и более музыкальных инструментах одновременно — дело трудоемкое, но плодотворное, что и стало одной из главных причин успешной исполнительской деятельности детского оркестра народных инструментов «Русские узоры» и каждого музыканта в отдельности. Дело в том, что коллективное музицирование способствует более быстрому восприятию музыкальной палитры тембральных красок в инструментальных партиях, изучению фразеологии и характерной идейности всего музыкального произведения. Да, индивидуальные занятия необходимы: для изучения азов музыкальной грамоты, знакомства с муз. инструментами, с начальным освоением легких исполнительских приемов игровой техники. Но всё это можно смело начинать параллельно на двух, причем таких, казалось бы, разных инструментах, как струнные (щипковые) и клавишные. Для мнительных людей может показаться, что такая методика повлечет за собой определенные трудности, связанные, прежде всего, с затратой времени и определенной физической нагрузкой, которые в свою очередь, негативно повлияют на желание вообще учиться музыке. За тридцать с лишним лет существования своего оркестра я не раз доказывал обратное явление. Такой метод обучения сложен, скорее для нерадивых педагогов, нежели для обучающихся детей. Кстати, фактор возраста и других объективных обстоятельств, возможно, имеют место для проявления лени, но это достаточно редкое явление. Скорее наоборот, непосредственная детская любознательность только «подстегивает» желание ребенка больше узнать, быстрее научиться играть, чтобы попасть в концертирующий состав.
Всем известно, что бездарных людей не бывает. Бездарность, как и гениальность, явление очень редкое. Выдающийся искусствовед Григорий Михайлович Коган по этому поводу писал: «Дарование само по себе — только потенция, обещание, вексель человечеству; чем больше дарование, тем больше приходиться платить».
Музыка — это постоянный поиск новых звуковых интонаций и красок. Если этот поиск, по каким-либо причинам прекратить, то откроется прямая дорога к показушности и дешёвой саморекламе. Известно, что музыкальное образование, как и любое другое, должно придерживаться логической концептуальности, ведущей не к поверхностной популяризации достигнутых результатов, а требующей глубокого анализа и изучения конкретного методического и педагогического материала, без всяких на то скоросрочных лозунгов и отчетов.
Прогрессируя учебно-воспитательные задачи, под влиянием объективных изменений государственных требований в этой области, педагоги музыкально-оркестровой студии «Русские узоры» Дома школьников № 3 Управления образования г. Алматы получили возможность решать такие музыкально-педагогические проблемы, как ритмико-метрические и фонетико-фонологические особенности музыкального языка и гармонической структуры изучаемых произведений. Решаемость подобных задач позволила нам повышать на практике художественно-эстетический вкус и аналитическое мышление у учащихся в работе над музыкальным материалом, будь то конкретное произведение, или целая концертная программа. Работа над качеством учебной и концертно-исполнительской подготовки учащихся не исключает возможности более глубокого анализа сольной и ансамблевой исполнительской техники, что позволяет юным музыкантам увереннее чувствовать себя на экзаменах и на сцене.
В условиях ускорения научно-технического прогресса следует по-новому понимать возможности использования музыкальной методологии в подготовке не только будущих музыкантов, но и любителей, по — настоящему увлеченных музыкой, желающих понять ее глубокие эстетическо-нравственные истоки. Величайший мыслитель древнего востока Абу Наср аль-Фараби относил музыкальные науки к числу педагогических наук и считал их: «науками воспитательными, так как они воспитывают обучающегося им, делают его более тонким и указывают ему прямой путь для познания тех наук, которые следуют за ними».
Музыкальная педагогика, как теоретическая наука обусловлена тесным сотрудничеством и связью с психологией, философией и социологией. Эту педагогическую задачу отмечал и Константин Кириллович Ошлаков, выдающийся музыкальный деятель и баянист, профессор Казахского женского педагогического института. В основных принципах комплексного обучения игре на музыкальных инструментах он указывал, прежде всего, на цель обучения, которая должна развивать у учащихся систему профессионально-исполнительских навыков и общего музыкального кругозора. Он писал: «Организация приемов, используемых в процессе обучения — это задача методики, а для того, чтобы сформулировать основные положения методики, необходимо четко представлять себе цель и конечный результат процесса обучения».
Музыкальная наука состоит из теории и практики; причем практика доминирует над теорией. Поэтому, в основе своей, обучение ребенка музыке начинается с извлечения звуков ( у вокалистов — голосом, у инструменталистов — на муз. инструменте). Порядок же практической работы, при условии достаточного понимания существа проблемы, естественно вытекает из теоретической постановки данной музыкальной задачи. Процесс ведения урока изменяется в зависимости от применяемого метода для достижения конечного результата. Разрабатывая конструкцию каждого урока, педагог не должен ограничиваться только односторонней подачей ученику исполнительских приемов. Здесь следует стремиться к созданию условий для развития творческих способностей у ребенка, познавательной самостоятельности в достижении общего интеллектуального развития. Именно средствами комплексного метода обучения достигается наивысший результат музыкально-образного мышления и развития исполнительских навыков. При такой интенсивной подачи учебного материала, ребенок, если он не лениться, уже через месяц достигает довольно ощутимых результатов в музыкальной практике, а через два месяца спокойно читает ноты с листа в тональностях до одного, а то и до двух ключевых знаков альтерации, уверенно различает на слух ладотональную структуру мелодии, знает азы штриховой техники. А через год владеет огромным арсеналом различных технических и динамических приемов. Оркестровая практика помогает каждому, из учащихся, довольно в короткий срок, усваивать художественную характеристику изучаемого произведения, сознательно подходить к исполнению всевозможных мелизмов, штрихов и динамических оттенков, которыми насыщенно любое музыкальное произведение. Ведь только в оркестре можно в полной мере ощутить на себе всю палитру музыкальных звуков, созвучий, модуляционных отклонений, чередований размеров и ритма, осознать достоинство своего присутствия и ответственности участия в коллективном создании музыкального образа, почувствовать себя соавтором художественного замысла и идеи.
Одним из главных принципов комплексного метода обучения игре на музыкальных инструментах, является творческо-поисковый элемент, предполагающий развитие у учащихся навыка поиска новых решений простых и сложных задач художественного образа. Для этого следует тщательно продумывать структуру каждого урока, каждой репетиции с применением специальных технических приемов для развития беглости пальцев, пластичности рук, безупречного чтения нот с листа. Такими приемами для совершенствования исполнительского мастерства становятся различные этюдные композиции, упражнения для позиционной техники, различные приемы исполнения гамм. Причем весь этот технический арсенал лучше всего применять на групповых и сводных репетициях оркестра. Лучше всего упражнения усваиваются исполнителями, если они отвечают тональному плану исполняемых на этой репетиции произведений. То есть, перед работой над данным произведением, необходимо, в его тональности, проиграть целый комплект запланированных заранее упражнений, тем самым развивая не только рефлекторно-мышечный аппарат детей, но и подготавливая их слух в данном ладу. После десяти-пятнадцати минутной подготовки, оркестранты начинают более свободно чувствовать себя при разборе нотного текста и проигрывании нотного материала. Немаловажно, на теоретических занятиях большое внимание уделять последовательности изложения учебного материала, который, по необходимости, должен совпадать с практической работой над изучаемым произведением. Такая подготовительная работа очень полезна, особенно, в начальном этапе обучения. Тогда, в будущем, ребенок сможет приобретать правильные навыки слухового анализа, слышать и петь гармонические цепочки, обращать трезвучия и разрешать аккорды на уроках сольфеджио. Такая работа позволяет развивать музыкальный слух, ориентируя его в тональностях, настраивать свой внутренний слуховой контроль, воспитывать эстетический вкус в метроритмическом и художественном отношении.
Оркестр и, вообще, коллективное музицирование создает все необходимые условия для развития коммуникабельности и широкого кругозора у ребенка.
Комплексный метод обучения прогрессивен ещё и тем, что его внутреннее содержание, прежде всего, зависит от живого контакта ученика с педагогом. Поэтому урок может быть плодотворен лишь в том случае, если педагог окажется человеком талантливым и по-настоящему высокообразованным, а документ, подтверждающий его образование, станет достойным отражением его фундаментальных знаний.
Надо сказать, что музыкальная наука состоит из синтеза естественных, гуманитарных и точных наук, а значит, требует к себе особого внимания и терпения. Особенности звуковысотной последовательности и самой природы звука математически рассчитаны, физически обоснованы и имеют точное научное определение. О причинах, обусловливающих высоту и низость тонов, упоминается еще в глубокой древности. Аль-Фараби, в своих «Трактатах о музыке» писал: «Высота и низость звука зависят обычно от степени сжатия, налагаемого на частицы воздуха, отталкиваемого под влиянием толчка. Чем больше сжатие, тем острее звук».
Мудрость комплексного метода обучения заключается в его конструктивности. Только ленивый не способен хоть как-то определить его прогрессивность. Но не следует все же спешить с подтверждением немедленного результата. Даже при такой конструктивности нельзя из ребенка воспитать виртуоза через год или два. Но с уверенностью могу сказать, что учащиеся, занимающиеся в нашей музыкально-оркестровой студии, на третьем или четвертом году обучения справляются с музыкальными произведениями, отвечающими техническим требованиям музыкального колледжа, экзаменационная программа выпускников соответствует требованиям начальных курсов муз. вузов. Бывали случаи, когда продвинутые наши ученики исполняли программу, соответствующую обязательным требованиям республиканских конкурсов. Недаром, с нашим оркестром, любят сотрудничать профессиональные вокалисты. За много лет под аккомпанемент детского оркестра «Русские узоры» №3 Управления образования г. Алматы пели известные певцы, заслуженные артисты: Зоя Ким, Кайырлы Ислямов, профессор Агайша Исагулова, актеры Русского государственного театра для детей и юношества им. Н. Сац - Виктор Ашанин. Валерия Крымская, а также петербургская певица Екатерина Алабина. В данном детском оркестре звучат произведения из опер, кантат, кинофильмов.
В 2013 году оркестр «Русские узоры», совместно с солисткой Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая Дилией Куанышевой, подготовил большую концертную программу, в рамках моего проекта «Живые драгоценности», состоящую из сложнейших произведений классического жанра, народных мелодий русских и казахских национальных шедевров. Концерт состоялся 22 мая в зале Алматинского музыкального колледжа им. П.И. Чайковского.
Объективность комплексного метода обучения лежит в достижении высокого результата, который возможен тогда, когда мудрый педагог научит мудрости своего ученика. Комплексный метод выходит за рамки сиюминутной музыкальной подготовки учащихся, он на много шире охватывает музыкальную педагогику, перед которой стоят такие задачи, от решения которых зависит успех важнейших музыкально-педагогических форм. «Эти задачи заключаются прежде всего в том, — указывал К.К. Ошлаков, — чтобы не столько обосновывать готовые и утвердившиеся педагогические формы содержания, методики, приемов обучения и воспитания, сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику, прокладывать для неё новые пути, обеспечивающие широкий поиск в деле обучения и воспитания».
Естественно, ребенок, прошедший настоящую школу комплексного метода обучения, чувствует себя уверенно не только в выборе профессии, но в дальнейшей деятельности. Ему трудно будет останавливаться на достигнутых профессиональных результатах, он будет стремиться к самосовершенствованию.
Что такое музыка? Задумываться над этим люди стали давно. «Все музыкальные звуки, — написано в ЛИЦЗИ („Книга установлений“) 3-2 века до нашей эры, идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку. Поэтому нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку.» Обращение музыки непосредственно к миру чувств и эмоций отмечалось во все времена — от эпохи Аристотеля и до наших дней.
Евгений Простомолотов
Отличник образования,
Заслуженный деятель культуры
Республики Казахстан