УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОРКЕСТРОВОГО КЛАССА. «Системное музыкальное образование в оркестровом классе»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОРКЕСТРОВОГО КЛАССА
«Системное музыкальное образование в оркестровом классе»
составлена педагогом дополнительного образования, руководителем детского оркестра народных инструментов «РУССКИЕ УЗОРЫ» Дома школьников №3 Управления образования г. Алматы
Простомолотовым Евгением Ивановичем
отличником образования, заслуженным деятелем культуры
Республики Казахстан
Пояснительная записка:
В данной учебной программе, апробированной тридцатилетним опытом практической организационной работы с детским музыкальным коллективом, оркестром русских народных инструментов, что само по себе является редким явлением в нашей республике, а в данный момент – уникальным, предлагаются учебные задачи, которые на первый взгляд могут показаться стандартными, но в сути своей, несущие огромный потенциал музыкально-слуховых и технических возможностей, развивающих у ребенка те необходимые качества, которые присущи коллективному музицированию. Тридцатилетняя практика работы с детским музыкальным коллективом – оркестром народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников №3 Управления образования г. Алматы не раз утверждала и показала оптимальность предлагаемой учебной программы на практике. За эти годы оркестр «Русские узоры» неоднократно становился лауреатом республиканских, международных не только фестивалей, но и конкурсов – в Алматы (Республиканский конкурс «Подснежник» -диплом 2- ой степени 1990 г.), в Бишкеке (Международный конкурс оркестровых профессиональных коллективов им. Я.Ф. Орланского –Титаренко- диплом !-ой степени. 1992 г.), в Алматы (Международный конкурс «Бөзторғай – диплом 1-ой степени. 2001 г.), в г. Астане (Республиканский фестиваль казачьей песни – диплом 1- степени и денежная премия. 2005г.),в Смоленске (3-й Международный фестиваль соотечественников «С Россией в сердце» - 1-е место 2006 г.), в г. Талдыкоргане – с 2005 по 2010 годы, оркестр участник межзональных фестивале с призовыми местами, в г.Семее (Международный фестиваль-конкурс «Прииртышские напевы» -1-ое место. Сентябрь 2010 года). Руководителем оркестра были написаны и изданы два методических пособия – «Детский оркестр народных инструментов» изд. Республиканского научно-методического центра .г. Алма-Ата 1992 г. и «Играй, оркестр» под редакцией Нурбаева А.А. изд. "Гылым" Академии наук Каз.ССР. 1992 г., в которых раскрывается суть практической работы детского музыкального коллектива, внутриколлективной организационной механики, обеспечивающей активную жизнедеятельность и работоспособность оркестра, творческую дружбу между участниками оркестра и его руководителем, элементарную и творческую дисциплину. Высокая музыкальная мобильность детского оркестра «Русские узоры» была отмечена не раз мастерами профессиональной сцены, известными казахстанскими и российскими вокалистами и инструменталистами, которые неоднократно участвовали с нашим оркестром и пели под его аккомпанемент, что позволило нам более тщательно изучит аккомпаниаторское искусство. В 1988 году оркестр принял участие в концерте известного музыканта, автора и ведущего, не менее знаменитой телепередачи «Играй, гармонь» народного артиста России Геннадия Заволокина. Оркестр постоянно аккомпанирует известным казахстанским певцам: заслуженным артистам РК. Зое Ким, солистке корейского муз. театра, Кайырлы Ислямову, солисту Каз.Гос. хоровой капеллы им Б.Байкадамова, Дине Хамзиной, солистке Каз. Гос. Филармонии им. Жамбыла, профессору Каз.Гос. женского педагогического университета Агайше Исагуловой. Два года подряд с оркестром сотрудничали заслуженные артисты РК., актеры Каз.Гос. академического русского театра юного зрителя им. Н. Сац Виктор Ашанин и Валерия Крымская, а также российская певица, лауреат Международного конкурса им Печникова Екатерина Алабина.
В данной учебной программе освещены вопросы организации групповых занятий и сводных репетиций. Поставлены задачи и показаны пути решения репетиционных требований к техническим упражнениям и программным произведениям. В программе предлагается апробированный многолетним опытом метод коллективной работы над техническими упражнениями и гаммами, развивающий не только рефлекторно-мышечный аппарат у ребенка, но и музыкальный интеллект в целом.
1. Вопросы организации создания музыкального коллектива и пути решения образовательно-воспитательных задач средствами комплексного обучения.
2. Цели, преследуемые данным методом и пути реализации его идеи в оркестровой практике.
3. С чего следует начинать учить ребенка музыке в оркестре.
4. О задачах в начальном образовательном процессе.
5. Воспитательные задачи, решаемые средствами самоуправления в оркестре.
6. Процесс обучения ребенка азам музыкальной грамоты в разрезе обеспечения практических условий коллективного музицирования.
7. Воспитательное значение понятия интонационной культуры звука, аппликатуры, фразировки и динамических оттенков.
8. Преодоление технических трудностей средствами штриховых исполнительских приемов на групповых оркестровых занятиях.
9. О подготовке детей к коллективному музицированию и концертному исполнению.
10. Предлагаемый метод работы над гаммами и упражнениями на групповых и сводных репетициях.
Учебный план работы оркестрового класса предусматривает сетку уч. часов, необходимую для качественного планирования индивидуальных занятий и групповых репетиций.
В сетке уч. часов отражены темы занятий, необходимые для усвоения учащимися в период их обучения в оркестровом классе:
а) Знакомство с музыкальными инструментами данного оркестра
б) знакомство с нотными знаками (символами)
г) правописание нот на нотном стане
д) посадка и постановка рук на грифе инструмента
е) азы звукоизвлечения
ж) знакомство с простыми приемами игры на оркестровом инструменте
з) параллельное изучение нотной грамоты и ладов на грифе изучаемого инструмента
и) развитие у ребенка рефлекторно-мышечного аппарата
к) исполнение легких музыкальных фраз с последующим их сольфеджированием
Дальнейший этап работы на индивидуальных и оркестровых занятиях должен состоять из знакомства учащихся с длительностями нот, с простыми размерами, со знаками альтерации и чтением нот, небольших мелодических фраз и предложений.
Усвоение сильных и слабых долей в такте, знакомство с гаммами, их тональным планом.
В данной программе приводиться необходимый комплекс гамм для использования их в коллективном музицировании на групповых занятиях. Также показаны примеры небольших нотных иллюстраций для ритмического развития музыкального слуха, необходимого в оркестровой исполнительской практике.
В музыкальном образовании детей и подростков огромную роль играет коллектив, а коллективное музицирование, в свою очередь, создает необходимые условия для развития коммуникабельности и широкого музыкального кругозора у ребенка, а педагогам предоставляется расширенный круг методических и дидактических возможностей комплексного обучения детей игре на музыкальных инструментах.
Работа на групповых занятиях над упражнениями и гаммами позволяет каждому ребенку быстрее на слух уловить колорит тембра звучащего инструмента, освоить специфику штрихового и динамического исполнения, правильно фразировать и чередовать доли, ориентироваться в разнообразии ритмических рисунков, их сочетании и взаимосвязи между собой. В коллективном музицировании лучше прослеживается синхронность исполнения тех или иных штрихов, кантиленной фразировки, динамического движения.
Для этого в программе приведено ряд примеров, рекомендуемых педагогам оркестровых классов и руководителям музыкальных коллективов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_orkestrovogo_klassa.doc | 1.69 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно