Александр Александрович Алябьев и его романс Соловей
Имя Александра Александровича Алябьева со времени появления его легендарного «Соловья» сразу принесло ему известность в России и по своей популярности уступало только лишь славе и популярности Михаила Ивановича Глинки. К сожалению даже известные музыканты судили о творчестве Алябьева по одному данному произведению, мало что зная о творчестве композитора в общем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_aleksandrovich_alyabev_i_ego_romans_solovey.docx | 769.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Александр Александрович
Алябьев
и его романс
«Соловей»
Составитель: Иванова Татьяна Дмитриевна
(концертмейстер ДШИ № 16 )
НОЯБРЬ 2021г.
Самара
Имя Александра Александровича Алябьева со времени появления его легендарного «Соловья» сразу принесло ему известность в России и по своей популярности уступало только лишь славе и популярности Михаила Ивановича Глинки. К сожалению даже известные музыканты судили о творчестве Алябьева по одному данному произведению, мало что зная о творчестве композитора в общем.
Но А. Алябьев был замечательный музыкант, оставивший после себя миру богатое музыкальное наследие.
Александр Александрович Алябьев родился 4 (15) августа 1787 года в Тобольске в семье правителя Тобольского наместничества. Детские годы он провел в музыкальной атмосфере. В доме родителей постоянно играли на скрипке, фортепиано и особенно любили слушать роговой оркестр, в репертуаре которого насчитывалось множество русских плясок, народных песен, которые оказали огромное воздействие на музыкально-эстетический вкус и формирование юного композитора.
В марте 1801 года четырнадцатилетний Александр переезжает в Петербург. Здесь его музыкальный кругозор существенно расширяется. Он со всем юношеским пылом погружается в интенсивную по сравнению с провинциальной музыкально-театральную жизнь Санкт-Петербурга.
В 1803 году семейство Алябьевых переселяется в Москву, где юный Александр впервые публикует свои первые фортепианные и вокальные произведения.
1812 год. Война. Она оставила глубокий след в жизни композитора. Он становится активным участником освободительного похода и заслуживает славу героя Отечественной войны. Вероятно, огромное влияние на формирование эстетических и гражданских взглядов Алябьева в эти годы оказал его старший товарищ и командир Денис Давыдов. Несомненно кроме совместной службы их роднила страсть к искусству.
Эта военная пора в жизни Алябьева отмечена и другими событиями: в Иркутском гусарском полку, расквартированном в Кобрине происходит его встреча с Александром Сергеевичем Грибоедовым.
В новом месте назначения начинающий композитор знакомится также с Н.М. Толстым- будущим отцом великого русского писателя Л. Толстого.
По окончании военных действий Алябьев был отмечен двумя орденами Владимира 4-ой степени, Анны 3-ей степени и медалью в честь победы в войне 1812 года.
Война окончена. Некоторое время молодой офицер остается в армии, но уже начинает тяготиться военной службой. Любовь к музыке все сильнее проявляется в нем. Начинаются интенсивные занятия композицией.
В этот период Алябьеву чрезвычайно интересно многообразие жанров. Им сочиняются инструментальные пьесы, романсы, он обращается к симфоническим произведениям, к опере. Хотя многое из этого несет в себе отпечаток творческих поисков, с каждым новым произведением его композиторский талант заявляет о себе все сильнее.
Короткий, но очень плодотворный этап в творческой биографии Алябьева был связан с его отставкой осенью 1824 года и переездом в Москву. Здесь он всецело посвящает себя музыке. В это время композитор постоянно поддерживает творческие контакты с А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Верстовским, М.Ю. Виельгорским ( с которым совместно сочиняет музыку к водевилям). В начале этого периода жизни романсовая музыка композитора обогащается новыми сочинениями. Однако период творческого подъема длится недолго. Впереди его ждало суровое испытание.
24 февраля 1825г. в доме Алябьева состоялась печально известная карточная игра, во время которой произошла его ссора с воронежским помещиком Т.М. Времевым, обвинившим игроков в шулерстве. Разразился скандал и драка, вследствие которых через три дня от апоплексического удара скончался Времев. Дело приобрело для Алябьева драматический оборот. После похорон вскоре один из участников игры, Калугин неожиданно изменил свои показания и обвинил Алябьева, Давыдова Глебова и Шатилова в избиении Времева, что по его заявлению и послужило причиной смерти помещика. Следствие длилось почти два с половиной года. Алябьева без каких-либо убедительных доказательств вины ссылают в сибирскую ссылку, лишив «знаков отличия, чинов и дворянства», как человека « вредного для общества».
Долгое время он был оторван от любимой им Москвы. Только спустя пятнадцать лет Алябьеву было разрешено вновь вернуться в столицу.
В период следствия и ссылки композитор продолжает интенсивно работать. По некоторым данным именно в следственной тюрьме и появился легендарный романс «Соловей», а также ряд произведений театральной и камерно - инструментальной музыки.
Тяжелая судьба композитора к счастью мало отразилась на его романсовом творчестве. Лирическая линия до конца жизни преобладает в нем.
Вокальная лирика Алябьева содержит в себе лучшие стороны русской народной песни и прежде всего широту дыхания и распевность - соединила их с романтической окраской воспроизводимого ею образного мира А. Дельвига, Н.Огарева, В. Жуковского, Д. Давыдова и великого А.Пушкина.
Сколько оттенков света пробивается в музыке романса «Зимняя дорога», незаслуженно и несправедливо забытого.
С шубертовской чистотой и в то же время с истинно славянской задушевностью льется мелодия другого алябьевского романса «Я вижу образ твой» на слова А. Бистрома ( из Гёте).
В отдельных романсах Алябьев предвосхищает декламационно - речитативный стиль своего младшего современника А. Даргомыжского.
Близким по стилю к ранним романсам М. Глинки является одно из лучших вокальных сочинений Алябьева «Вечерком румяну зорю». В этом романсе композитор широко использует один из любимейших своих приемов – сопоставляет мажорные и минорные краски.
Поразительно совпадает поэтическое настроение пушкинского стихотворения с музыкальным его воплощением в романсе Алябьева «Я вас любил». И в нем посредством музыки передавая оттенки «светлой грусти» композитор использует прием мажорно-минорных сопоставлений. Алябьев отдает здесь предпочтение сквозного развития отказавшись от принципа повторности, распространенного в построении запевов многих романсов начала века.
Отдал дань Алябьев и жанру романса в народном духе, исполнявшемуся от лица представителя «низшего сословия». Примером такого рода песни служит алябьевский «Сарафанчик» на стихи А. Полежаева. Здесь отчетливо проявляется связь с интонациями городского фольклора. Как часто бывает в русской песне, минор ни в коей мере не омрачает в целом беспечно – игривого характера романса, в котором лишь изредка сгущаются тональные краски. Не случайно в данном сочинении откровенно слышится танцевальный ритм.
Большое сходство по музыкальному характеру с «Сарафанчиком» имеет другое сочинение композитора на стихи Антона Дельвига – « И я выйду ль на крылечко», которое дополняет ряд романсов - песен, созданных в народном духе.
Даже те немногие сочинения вокальной лирике, о которых шла речь выше, дают возможность говорить об этом композиторе, как о выдающемся творце русского романса, оказавшем заметное влияние на характер вокальной музыки М. Глинки и всей русской романсовой культуре последующих исторических периодов.
К сожалению несмотря на признание заслуг Алябьева в деле развития русской музыки первой половины 19 века, даже талантливейшие его сочинения до сих пор практически не звучат ни в театрах ни в концертных залах.
Иная судьба выпала на долю романса «Соловей» на слова Антона Дельвига.
Ни одно колоратурное сопрано не обошло вниманием столь полюбившееся отечественной и зарубежной публике сочинение. Тонкостью чувств, изяществом выражения тончайших оттенков переживаний, свойственных истинно любящему, страдающему сердцу, этот романс может поспорить с самыми высокими образцами вокальной лирики.
Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлучённых — влюблённых ли, друзей ли, родных ли — неважно. Это разлука с теми, кто дороги. И с той жизнью, которая была привычна и дорога. Все источники придерживаются версии, что Алябьев сочинил этот романс, будучи заключённым в тюрьму. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру - это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась с братом в ссылку. В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и начал слепнуть. Единственным духовным спасением в таком положении оказался музыкальный инструмент. По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной - Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться. Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой Офросимовой, наконец-то обвенчалась с композитором; произошло это 20 августа 1840 года в селе зятя А. Алябьева Исленьева «Рязанцы» Богородского уезда в церкви Святой Троицы. Екатерина Александровна тоже принадлежала к знатному роду, а дом её родителей считался одним из прототипов дома грибоедовского персонажа Фамусова.
Хотя текст написан как бы от лица девушки ( У меня ли у младой), среди исполнителей романса есть и представители другого пола. Более того, самым первым исполнителем романса стал знаменитый певец Петр Булахов, спевший романс в императорском Большом театре 7 января 1827 года.
Исполнители этого романса чаще всего поют лишь первую и последнюю строфу этого стихотворения А. Дельвига. Вероятно это связано с тем, что именно в них чувство тоски, вызванное разлукой с близким, печали по утраченному счастью звучат особенно ярко. Романс «Соловей» по существу превратился в мелодию, которая стала темой для многочисленных импровизаций, записанных или не записанных. В них певцы зачастую демонстрируют свои вокальные возможности, подражают соловьиным трелям, исполняют порой изощренные вокальные рулады. Но тема «Соловья» так органична, так естественно ее дыхание, так трепетна музыкально – поэтическая интонация, что даже самые «нетворческие» колоратурные сопрано не могут не испытывать на себе власти этой интонации, и их сложнейшие вокальные фиоритуры становятся художественно значимыми элементами музыкальной речи и вписывается ярким орнаментом в образ, запечатленный в мелодии этого сочинения. Так совершается чудо – соприкосновение с музыкальным шедевром магически действует на исполнителя и расширяет его творческие возможности.
В этом романсе все необычно. Например, очень сложным является определение музыкального характера произведения. Мелодия романса в отличии от поэтической основы, далека от подражания фольклору. Ее характер далек от салонной элегантности, свойственной для многих вокальных миниатюр первой половины 19 века. Но все же фольклорный характер мелодических интонаций «Соловья» очевиден. Существуют примеры народных песен, собранных и изданных И. Прачем и Д. Кашиным, мелодии которых так или иначе оказали влияние на романс Алябьева. И хотя они музыкально значительно проще (романс построен на постоянной смене минорно – мажорных настроений – красок, а народные мелодии являют собой устойчиво мажорные мелодические построения), народный колорит ярко проявлен в мелодике написанного, плавного в духе протяжной песни запева. Особенность « Соловья» также заключается в сочетании песенно-романсового начала с танцевальным, что не характерно для русской вокальной лирики. Резкая смена темпа, изменение характера сопровождения от аккордового плавного к стремительно моторному – это всё говорит о двух противостоящих состояниях русской души: первом – лирической сосредоточенности, погружения вглубь переживаемого, и втором состоянии – как- будто беспричинного беспокойства, требующего выхода в движении, почти всегда постепенно нарастающем и неожиданно обрывающимся в самой кульминационной точке ( в народном творчестве пример - «Калинка» ).
Романс написан для голоса и фортепиано, но часто с эстрады аккомпанемент звучит в оркестровом переложении. В отличии от случаев, когда аранжировка нарушает звуковой баланс произведения, данный романс от оркестрового сопровождения только выигрывает.
Скромный фортепианный аккомпанемент оригинала обогащается необыкновенно глубокими красками, создающими мягкий фон, на котором серебристой нитью вьется прекрасная, известная всему миру чудесная мелодия. Может оттого, что ее ведет колоратурное сопрано, почти физически парящее на недосягаемой высоте, между голосом и оркестром словно возникает «воздушная прослойка», не позволяющая аккомпанементу слиться с мелодией, рождая ассоциацию с балериной, когда она, оторвавшись на миг от партнера - танцовщика, незримо продолжает быть связанной с ним, так как любое ее движение находит в нем пластическое отражение.
Мелодия «Соловья» очень своеобразна. С одной стороны она таит в себе многообразную гамму лирических чувств, с другой – холодноватый отсвет художественных красот соловьиного пения, которые рождают отвлеченное, чисто эстетическое любование. В первой фразе заключено не только обращение к соловью. Главным образом она является отражением душевного состояния девушки, повествующей о своей невеселой доле ( в стихотворении Дельвига она сетует на судьбу, которая лишила ее милого дружка). Во второй фразе первенствует изобразительный элемент. Идет как бы предварение последующих имитаций трелей соловья благодаря щедрому использованию мелизмов. Сопоставление лирически-психологического и изобразительного элементов характерно и для третьей и четвертой фраз. Но здесь эти контрастные стороны выступают в другом соотношении. Третья музыкальная фраза продолжает линию первой, превращая обращение к соловью в вопрос, в котором речевая интонация находит выражение в стремительном восхождении мелодии на словах: «Ты куда, куда летишь,».
Четвертая фраза, заканчивающая период, в первых двух тактах расширяя лирико-психологическую сферу чувств предшествующей фразы, неожиданно, сопоставляя мажорно-минорные краски, водит слушателя в царство колорита, преображающего душевное волнение в чувство любования ( муз. фраза: «Где всю ночку пропоёшь?».
Последующий, заключительный период вокальной партии отвечает уже музыкально – изобразительным задачам. В нем исполнитель по сложившейся традиции демонстрирует свою вокальную технику. Автор указывает здесь темп Allegro vivace, но исполнители постепенно входят в данный темп. Подобная вольность является характерной для некоторых песен и романсов 19 века и встречается чаще всего в припевах, в той части формы, в которой повторяется как музыкальный, так и стихотворный материал. Ярким примером является всем известная «Калинка».
Довольно условным является и темповое обозначение в куплетах «Соловья» - Andante con espressione, которое в исполнении певиц перерастает в rubato, отвечая характеру мелодии. Её первые два такта дают возможность исполнителю показать тембровую красоту голоса, сочность, теплоту, силу и мягкость звуковой атаки – качеств, необходимых для интерпретации данного романса. Последующие два такта как бы являются итогом эмоциональному развитию и, повторяя обращение к соловью, утверждают оттенок чувства, окрашенного в тона сожаления, вздоха. Все это отражено в темповом и метроритмическом характере исполнения данного фрагмента, почти всем исполнителям диктуя «законы» своего воспроизведения при кажущейся свободе истолкования его образного содержания.
В отличии от первого двутакта, второй более отвечает авторскому темповому указанию Andante con espressione, несмотря на то, что во втором двутакте применяется группетто. По аналогичному принципу построен темпоритм следующего четырехтакта. Далее во втором периоде, в развитии мелодии противопоставления такого рода укрупняются.
В следующем, финальном разделе припева Allegro vivace,контраст образуется между первыми тремя и последней – четвертой фразой, резко противостоящей кантиленным элегическим характером эмоционально стремительному и темповому нарастанию предшествующего мелодического развития. Последнее темпоритмическое противопоставление в более укрупненном плане проявляется между всей вокальной партией романса, лирически взволнованной и характером фортепианного отыгрыша, ассоциируещегося с безудержными чувствами, владеющими человеком в состоянии деятельной, ищущей эмоциональный выход, любви.
Удивительно, но при наличии такого количества контрастов, а может быть благодаря им,
«Соловей» представляет собой поразительно цельное художественное произведение.
По естественности фразировки , отражающей всю выразительность дельвиговского стиха, по сочетанию тончайших нюансов в русле данного образа, воплотившего в себе и чувства лирической героини и «соловьиную» прелесть их вокального выражения, романс Алябьева входит в число тех русских вокальных сочинений, которые принесли славу не только их создателям, но и в целом художественному таланту народа.
Вернемся к биографии композитора. Александр Александрович Алябьев скончался 22 февраля 1851 года. До самых последних дней своей жизни он всегда оставался верен главному жизненному принципу – сочинению романсов. Уже тяжело и неизлечимо больной, он со свойственной ему увлеченностью записал с голоса замечательного музыканта-любителя Константина Александровича Булгакова сочиненную им песню «Исповедь». Некоторые исследователи предполагают, что в этом сочинении нашли отражение события из жизни М.И. Глинки, которым свидетелем был автор песни, друг и почитатель великого гения русской музыки.
Так в самые последние дни жизни композитора волей судьбы были соединены имена Алябьева и Глинки.В жизни эти два гения, по видимому, не пересекались, но незримая творческая нить навсегда соединила их.
Связь Глинки с автором «Соловья» угадывается и ощущается и в лирических мелодиях опер Глинки, и в его дивных инструментальных миниатюрах, и , конечно же, в шедеврах его вокального творчества.
Список литературы:
Овчинников М. «Творцы русского романса»
Доброхотов Б. «Александр Алябьев»
Штейнпресс Б. «Биография «Соловья»
Штейнпресс Б. «Алябьев в изгнании»