Презентация методической разработки «Современный урок фортепиано: формы работы с обучающимися»
Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой и уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести определенные навыки и знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_fortepiano.pptx | 1.77 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой и уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести определенные навыки и знания. Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать традиционные методики и инновационные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал.
По своей природе, урок фортепиано является индивидуальным занятием с учащимся. Это дает преподавателю прекрасную возможность выбирать и комбинировать разные формы урока, две большие группы которых – традиционный и нетрадиционный (или нестандартный) урок. Традиционным называют комбинированный урок, имеющий четкую структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение нового в практической работе на уроке и в выполнении домашних заданий. Уроки, не имеющие чёткой структуры и формы, называют нетрадиционными.
Выделяют несколько форм нетрадиционных уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя: урок-сказку, урок-сюрприз, урок-фантазию, урок-игру, урок-путешествие, урок-пейзаж, урок-концерт, урок-прогулку, урок-в глубины моря-океана, урок-ритмы джаза, урок-музыка дождя, урок-послушаем птиц, урок-звуки осени/зимы/весны/лета, урок-музыка везде, урок-музыка народов мира, урок-народное творчество в звуках и ритмах, урок-легенды и мифы, урок-консультация, урок-взаимообучения, проблемный урок и т.д.
Интересную классификацию форм воспитательной работы приводит Б.В. Куприянов (Доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики) в своём труде « Формы воспитательной работы с детским объединением », в основу которого положены виды совместной деятельности и времяпрепровождения – труд, молитва, ярмарка, празднование и т. д. Автор подразделяет формы внеклассной работы на 3 группы: статичный (концерт, конкурс, спектакль, фестиваль); статично-динамичные (игра, сказка, прогулка, путешествие); динамично-статичные (игра-путешествие в разные страны, народное творчество, экскурсия в различные музеи мира).
Несмотря на положительные стороны традиционной формы, такие как систематичность обучения, упорядоченная подача учебного материала, и оптимальные затраты ресурсов, современные педагоги постоянно ищут дополнительные формы оживления процесса объяснения материала и обратной связи. Такими формами могут стать занимательные разновидности уроков, которые можно использовать в своей практике: ФОРМА УРОКА ОПИСАНИЕ УРОКА Урок-концерт публичное выступление, представление музыкальных сочинений тех или иных композиторов Урок-конкурс соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении аккомпанемента Урок-игра выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное или ритмическое лото для освоения нотной записи)
ФОРМА УРОКА ОПИСАНИЕ УРОКА Урок-фантазия сочинение мелодий, подбор по слуху простых аккомпанементов Урок-сюрприз сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения музыкальных произведений Урок-сказка сочинение на заданный сюжет, фабулу Урок-взаимообучения учащихся ученик выступает в роли учителя по отношению к другому ученику Урок-консультация проводится непосредственно перед публичными выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения Урок-экскурсия посещение филармонии, органного зала, оперного театра, концертов Урок-ситуационно-ролевая игра соревнование учеников, включающее заданные роли в вымышленной ситуации
ФОРМА УРОКА ОПИСАНИЕ УРОКА Проблемный урок выполнение задания, имеющего варианты решения Межпредметный урок включение в урок материала, касающегося других учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.) Урок-«погружение» изучение творчества одного композитора на примере разных сочинений или «погружение» в эпоху, представленную различными авторскими школами
Общая особенность нетрадиционных уроков заключается в стремлении преподавателя разнообразить жизнь ученика: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. При этом, проводя такие уроки, эмоциональный тон должен быть не развлекательный, а занимательный и увлеченный, важно поддерживать разнообразие мнений, альтернативность и развивать отношения взаимопонимания с учеником. Нетрадиционные формы уроков помогают активизировать учащегося, развить его самостоятельные творческие способности, повысить интерес к занятиям и, вместе с тем, обеспечивают быстроту усвоения учебного материала. А для преподавателя проведение таких уроков дает возможность выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.
Рассмотрим некоторые нестандартные методы работы с учащимися при проведении нетрадиционного урока: Работа над раскрытием художественного образа в пьесе, включает музыкальные материалы и рисунки, презентации, тексты песен, рассказ, отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра); «Музыкальная шкатулка», накопление пройденного репертуара (собрать в шкатулку стикеры с написанными наименованиями произведений); Знакомство и изучение старинной музыки (исполнение на цифровом рояле, синтезаторе в режиме воспроизведения звучания тембров старинных инструментов); Подбор по слуху (подбор песни с аккомпанементом, чтение с листа, ансамблевое музицирование); Изучение музыкальных терминов в игровой форме.
Таким образом, для развития навыков игры на фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные методы работы. На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в классе фортепиано. На сегодняшний день к педагогам предъявляются особенно высокие требования в плане знаний психологии детей. Это объясняется большой эффективностью личностно ориентированного подхода к обучению. На занятиях в классе фортепиано реализация данного подхода также приносит очень хорошие результаты. Заключение
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!