Сценарии мероприятий, концертов

Киселева Елена Александровна

Сценарий - самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, линейки, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МБОУ Музыкально-гуманитарный лицей им. Д. Аюшеева г.Улан-Удэ

Отделение русских народных инструментов

ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ

«В каждом ребенке свет, только дайте ему светить!»

Автор: Елена Александровна Киселева,

преподаватель по классу аккордеона,

заведующий отделением

русских народных инструментов

 Музыкально-гуманитарного лицея

им. Д. Аюшеева г. Улан-Удэ,

Республики Бурятия

Улан-Удэ, 2021


 «В каждом ребенке свет, только дайте ему светить!»

Основная цель:

- Создание организационно-педагогических условий для творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения музыкально-одаренных детей.

Задачи:

– представить народные инструменты  как одно из средств всестороннего  развития личности.

– воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

– формирование у учащихся потребности и готовности к творческому взаимодействию с социальным окружением;

– развитие творческих способностей с перспективой возможного выбора профессии и успешной профессиональной самореализации;

Форма проведения:

Лекция - концерт

Участники: учащиеся 1-8 классов, преподаватели МГЛ.

Место проведения: концертный зал Музыкально- гуманитарного  

лицея имени Дандара Аюшеева г. Улан-Удэ.

Время проведения: 40 минут.

        Оборудование:

1. Микрофон для ведущей– 1 шт,  микрофонна стойке – 6шт

2. Стулья на сцене– 30 шт

3. Пюпитр– 7 шт

4.Музыкальные инструменты оркестра русских народных

инструментов -домры альт– 4 шт

5. Рояль

Предварительная подготовка:

1. Репетиции концертных номеров

2. Разработка, согласование сценария

3. Оформление концертного зала

Методы и формы работы:

1. групповая

2. индивидуальная

3. вариативная

4. творческая деятельность

5. разноуровневое обучение

6. игровые технологии

7. рефлексивные техники

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Вас приветствует отделение русских народных инструментов Музыкально-гуманитарного лицея имени Дандара Аюшеева.

Сегодня мы поговорим о развитии способностей детей посредством  занятий на музыкальных инструментах и раскроем секрет чарующей власти музыки.

Любовь к музыке имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают ее с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тысяч лет назад наши предки уже играли на каменных флейтах и костяных арфах. Похоже, это увлечение имеет врожденную природу. Младенцы поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачиваются от неприятных (диссонансов). Учеными доказано, что при прослушивании финальных звуков симфонии мы испытываем благоговейный трепет, а в головном мозге активизируются те же центры удовольствия, что и во время вкусной трапезы.[3]

И мы предлагаем вам здесь, и сейчас получить удовольствие от встречи с нашими юными музыкантами. Встречайте, на сцене ансамбль домристов «Звонкие струны»:

1. Русская народная песня «Тонкая рябина», исполняет Лауреат Международных конкурсов Ансамбль домристов «Звонкие струны».

Ведущий: Согласно опроса пользователей сервиса «Яндекс.Музыка», большинство слушателей унаследовали любовь к музыке от родителей. Матери с рождения тихо напевают младенцам убаюкивающие колыбельные песни. И, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка.

Отличительной особенностью детей является способность впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой.

В Университете Техаса провели исследование, в рамках которого попытались найти корреляцию между любимыми музыкальными жанрами и чертами характера респондентов. Студенты прошли несколько тестов — на музыкальные предпочтения, тип личности и уровень IQ. И получили такие результаты:

1. Блюз, классическую музыку, фолк, джаз — любят «сложные» люди, которые склонны к рефлексии: либералы, интеллигенты, не очень спортивные, но открытые новому опыту.

2. Вторую группу: альтернатива, хеви-метал, рок — предпочитают «напористые и бунтующие» натуры. У них много общего с предыдущей группой, но они более спортивны и не любят казаться умнее всех.

3. Кантри, поп, религиозную музыку, саундтреки — слушают  оптимистичные натуры, экстраверты, они более добросовестные и склонные соглашаться с другими, видят себя спортивными, богатыми, красивыми и политически консервативными. Эта группа менее всего склонна к депрессии, но и результаты теста IQ у неё ниже, чем у всех остальных.[7]

Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания. Один из музыкальных примеров, как можно расширить кругозор детей и познакомить с культурой разных народов мира, это произведение:

2. А.Цыганкова «Путешествие по миру», исполняет  Ансамбль домристов «Звонкие струны».

Ведущий: Музыка — это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои эмоциональные настроения, чувства. Она таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Игра на музыкальном инструменте одновременно задействует практически все мозговые ресурсы человека. Она задействует все части, ответственные за движения, слух и зрение. В это время левое и правое полушария работают в полной гармонии. Музыкант развивает способность одновременно задействовать целый комплекс функций: социальную, исполнительную и аналитическую. [2]

Поэтому вопрос музыкально-эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей ребёнка чувствовать и понимать прекрасное, отличать хорошее и плохое, является едва ли не самым важным в формировании личности ребёнка.

Музыка прививает ребёнку эмоциональную отзывчивость, воспитывает в нём дисциплинированную и ответственную личность, отвлекает познавательный мозг от опасных увлечений и дает ему позитивное правильное направление в жизни.

Сегодня мы на практике покажем вам, как музыка влияет на развитие детей, и как из неопытного маленького музыканта вырастают настоящие музыканты, победители различных фестивалей и конкурсов.

На сцене самые маленькие наши ученики отделения Русских народных инструментов, встречайте - Гуруева Дарья 1 класс (домра)

3. В.Ианников «Паучок»

Ведущий: На сцене - Настя Грязнова 1 класс (чанза)

4. А.Филлипенко «Цыплятки»

Ведущий: Вот такие маленькие музыкальные шажки начинают дети делать на своих инструментах. Вслед за эмоциями, которые ребёнок переживает, слушая и исполняя музыку, почти всегда возникают зрительные образы. Ребёнок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы. Очень хорошо музыка влияет на развитие фантазии и воображения. Для детей старше 5-6 лет «музыкальные фантазии» настолько характерны, что они способны выразить их художественно – нарисовать рисунок по любимой песенке.

Халимов Костя (аккордеон), ученик 1 класса, подготовил для вас иллюстрации к пьесам «Я играть всегда готов!» и  «Маленькая плясовая» А.Белоусова. А мы с удовольствием послушаем пьесы в Костином исполнении и  рассмотрим его рисунки.

5. А.Белоусов. «Я играть всегда готов!», «Маленькая плясовая»

Ведущий: Мы благодарим наших самых юных исполнителей. А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, попробовать так же, как Костя, играя на аккордеоне, поработать обеими руками, но выполнять различные действия. Тем самым задействовав работу сразу двух полушарий головного мозга. Так называемое межполушарное взаимодействие, которое влияет и  на скорость чтения у детей. Существует такая наука — кинезиология, которая изучает  развитие способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Упражнение: правой рукой мы с вами будем отбивать длинные ритмичные удары по правой ноге(четвертными длительностями), а левой рукой — отбиваем два коротких ритмичных удара (восьмыми длительностями), начиная первый удар одновременно с правой рукой:

Ведущий: А теперь поменяйте руки. Правой стучим — восьмые длительности, левой — четверти. У всех получилось? Теперь вы понимаете, насколько трудно научиться играть на музыкальных инструментах.

При игре на музыкальных инструментах каждое прикосновение пальцев к предметам вызывает раздражение тактильных рецепторов и возбуждение в коре головного мозга. Прикосновение же в различных аппликатурных комбинациях к клавишам, струнам, при котором рождается большое разнообразие звуков, гармоний, вызывает значительно большее эмоциональное возбуждение за счет комплексности сенсорных притоков.[5]

С разнообразием звуков и аппликатурных комбинаций вас познакомит Гундерин Вадим 2 класс (гитара).

6. О.Киселев. «Игра в снежинки».

Ведущий: Учеными доказано, что чувство ритма играет большую роль в развитии памяти и интеллекта. Получены данные о положительной корреляции между успеваемостью младших школьников и успешностью выполнения ими задания на воспроизведение ритмов по образцу.[5]  

У учащихся класса ударных инструментов отличное чувство ритма. И в этом мы сейчас убедимся. Встречайте, Антон Богданович, 5 класс (ксилофон).

7. О.Зееле. «Концертная Полька».

Ведущий: Антон с успехом осваивает ударные инструменты и готовится в этом году к поступлению в музыкальный колледж. Пожелаем ему успеха!

Музыкальное исполнительство требует от ученика большой физической выносливости, хорошего здоровья и работоспособности. Специфика творческой обстановки в коллективах музыкальных школ требует также и моральной выносливости, способности «отстаивать себя» в борьбе за лидерство, за приоритетность собственных творческих ролей и позиций. Талантливый, грамотный, но «слабый» в волевом отношении ученик нередко оказывается отброшенным на задний план.

Но, наш ученик Плешков Егор прекрасно справляется с лидерскими позициями, и недавно завоевал звание Лауреата 3 степени I Международного конкурса-фестиваля «Кубок Сибири» в городе  Красноярск. Встречайте — Плешков Егор (баян) 4 класс.

8. А.Прибылов. «Соната №1»

Ведущий: Максимально благоприятные условия для кристаллизации музыкально-интеллектуальных качеств учащегося создает коллективное музицирование. Почему же, в силу, каких обстоятельств? Как вы считаете? Конечно, прежде всего, это поддержка, вера в свои силы. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий.

Поэтому, занятия ансамблевой игрой важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений — эти занятия способствуют качественному улучшению процессов мышления. Потому-то и особый психологический настрой присутствует при занятиях в ансамбле.

Встречайте, Лауреаты и дипломанты  Международных конкурсов и фестивалей —ансамбль аккордеонистов: Базарсадаев Архип, Козинец Михаил. Солистка Колобкова Маргарита (сопрано).

9. А.Пономаренко. «Плачут вербы».

 Вариантов ансамблевого музицирования множество, один из них: ученик и учитель. Предлагаем вашему вниманию дуэт аккордеонистов: Никитчук Алена (7 класс)  и преподаватель Янькова Анна Николаевна.

10. Ф. Бушуев. «Падают листья»

Ведущий: Сейчас мы с вами, уважаемые родители, попробуем тоже сыграть в ансамбле. Вы научились исполнять четверти и восьмые длительности. Предлагаем вам исполнить эти простые ритмы на  инструментах оркестра русских народных инструментов —  домре альт. Кто желает попробовать?

В зал выносятся инструменты, раздаются желающим родителям, детям.

Концертмейстер на сцене исполняет на рояле «Во саду ли в огороде» в тональности «e-moll».

Зрители: играют нажимом большим пальцем правой руки ноту на открытой струне «Ля» — на первую  долю, первую фразу. Вторую фразу — играют на открытой струне  «Ми», так же — на первую долю.

D:\Мои документы\МГЛ\сценарии\во саду набор.JPG

Ведущий: Молодцы. Сложно было? Спасибо вам за участие в нашем ансамбле.

Слух для когнитивного развития ребенка играет более важную роль, чем зрение. Музыкальный слух включает в себя ряд компонентов: звуковысотный слух, мелодический, полифонический и др. Большинство из этих компонентов развиваются только в процессе музыкального обучения. Овладение устной и письменной речью у ребенка с музыкальным слухом происходит легче и быстрее, а восприятие окружающего мира гораздо тоньше, богаче оттенками.[3,4]

Я приглашаю на сцену Савушкину Софию, 4 класс. София не только учится в МГЛ, но и  с успехом выступает на спортивных соревнованиях. А так же,  показывает отличные результаты на предметных олимпиадах.

11. О.Киселев. «Осенний пейзаж»

Ведущий: Музыка тесно связана с математикой. Понимая ритм, такт и длительность нот, дети учатся делению, составлению дробей и распознаванию повторяющихся элементов. Так музыка помогает ребенку лучше понимать различные области математики. Становясь старше, дети могут воспроизводить мелодии из краткосрочной и отчасти из долгосрочной памяти. Если использовать при этом различные техники запоминания, память ребенка можно использовать и в учебных целях.

Учащиеся отделения Чжан-Ден-Шин Ефим и Новокщенов Матвей демонстрируют отличные знания по всем предметам. В сентябре посетили лагерь Артек, получив путевку в качестве приза за инновационный проект по экологии, они так же являются участниками многочисленных концертов на различных площадках города, победителями конкурсов и предметных олимпиад. Встречайте, Лауреат  Международных конкурсов ЧжанДен Шин Ефим (аккордеон) 8 класс.

12. П.Дранга. «Черноглазая казачка»

Ведущий: Существует много веселых и полезных занятий, которым ребенок может посвятить свое внеурочное время. Если же вы размышляете о том, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу — вам стоит знать о преимуществах занятий музыкой. О них мы вам сегодня и рассказали.

У экспертов нет однозначного мнения по поводу того, какие музыкальные инструменты лучше всего подходят для детей, а сегодня мы предложили вашему вниманию инструменты, представлены на нашем отделении русских народных инструментов.

Возможно, ваш ребенок и не станет вторым Моцартом, но ему будет лучше даваться математика в школе, он приобретет много полезных навыков, в том числе усидчивость, и научится более тонко чувствовать мир.

А наша встреча подошла к концу. Мы говорим вам: «До новых встреч!»


Литература:

1. Википедия. «Музыкальный слух». Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85.

2. Музторг. «Как работает мозг музыканта». Режим доступа: https://www.muztorg.ru/news/11214.

3. Норман Уэйнбергер. «Музыка и мозг». Аутизм и нарушения развития. № 2(29). – М.,2010 – 8с. Режимдоступа: https://psyjournals.ru/files/74563/autism_2010_2_weinberger.pdf.

4. Пермякова М.Е. «Влияние занятий музыкой на психическое развитие ребенка». Образование и наука.2016;(4): с.228-229. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/25234/1/pv-2013-10-28.pdf.

5. Развитие ребенка. «Значение занятий музыкой для развития детей» Режим доступа: https://childdevelop.ru/articles/develop/4048/.

6. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. / отв.ред. Э.А. Голубева и  др.– М., 2003 – 377 с.

7. Хабр. Сообщество IT специалистов. «Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования».  Режим доступа: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/374443/.



Предварительный просмотр:

Сценарий отчетного концерт отделения РНИ МГЛ им.Д.Аюшеева г.Улан-Удэ

«Наполним музыкой мы каждое мгновенье»

Дата:25.05.2021

Место проведения: Концертный зал МГЛ им.Д.Аюшеева

Продолжительность: 1час 20мин

Звучат фанфры- заставка, открывается занавес

Ведущий:  Добрый день дорогие родители. Здравствуйте, дорогие гости !

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы подвести итоги творческой работы за 2020-2021 учебный год Отделения русских народных инструментов Музыкально-гуманитарного лицея имени Дандара Аюшеева, и  поздравить всех наших победителей, дипломантов, лауреатов различных конкурсов и фестивалей.

ВЫХОДИТ УЧЕНИК, читает стихотворение

Послушайте симфонию весны.
Войдите в сад,
Когда он расцветает,
Где яблони,
Одетые цветами,
В задумчивость свою погружены.

Прислушайтесь…
Вот начинают скрипки
На мягких удивительных тонах.
О, как они загадочны и зыбки,
Те звуки,
Что рождаются в цветах!
А скрипачи…
Вон сколько их!
Взгляните…
Они смычками зачертили сад.
Мелодии, как золотые нити,
Над крыльями пчелиными дрожат.

Здесь все поет…
И ветви, словно флейты,
Неистово пронзают синеву…

Вы над моей фантазией не смейтесь.
Хотите, я вам «ля мажор» сорву?

(Андрей Дементьев. Музыка)

 ученик уходит, оркестр без объявления исполняет номер

1. Арам Хачатурян. «Мазурка» из музыки к   драме  Михаила  Юрьевича Лермонтова «Маскарад» (2,40)

ВЕДУЩИЙ: (за кулисами)

На сцене Образцовый концертный оркестр русских народных инструментов им.Д.Аюшеева, художественный руководитель и дирижер Елена Киселева.

Для вас прозвучала «Мазурка» Арама  Хачатуряна из музыки к   драме  Михаила  Юрьевича Лермонтова «Маскарад».

ВЕДУЩИЙ: (за кулисами)

2.Николай Будашкин.  «Родные просторы» (2,00)

ВЕДУЩИЙ: (за кулисами)

3. Евгений Дербенко. «Парафраз» (5,00)

ВЕДУЩИЙ: (за кулисами) Образцовый концертный оркестр русских народных инструментов им.Д.Аюшеева, художественный руководитель и дирижер Елена Киселева.

Оркестр уходит

Вынести 1 стул, 1 микрофон

ВЕДУЩИЙ: Отделение народных инструментов в лицее имеет богатую 60 летнюю историю.

Обучение игре на народных инструментах всегда было приоритетным направлением и велось со времен создания школы. Среди выпускников отделения Лауреаты Международных конкурсов Геннадий и Анатолий Гайсины, Николай Осипов, Александр Свиридов, Наталья Зубрицкая, Владлен Костин, Наталья Толмачева, Наталья Квашнина, Инга Бурдуковская, Екатерина Трепетун, Иван Лебедь, Дмитрий Архипов.

И мы стараемся продолжать славные традиции отделения. Встречайте, на сцене Дипломант Международного конкурса «Разноцветные ноты мира» г.Ростов на Дону, Дипломант Республиканского конкурса «На крыльях таланта» Чжан-Ден-Шин Ефим, 8 класс, преподаватель Киселева Елена Александровна.

4.  Жюль Кати. «Концертный триптих» 1 часть.(5,00)

Вынести +1 стул, +1 микрофон

ВЕДУЩИЙ: 

В сиянии музыки и красок,

Искусство снова радость нам несет.

Стремятся ввысь божественные звуки,

А на палитре творчества полет!

В сияньях звезд, в созвездиях таланта,

Звучанье песен, музыки, стихов -

И наши юные артисты,

От сердца к сердцу шлют свою любовь!

ВЕДУЩИЙ:

 Встречайте, На сцене дуэт - Васюк Анна, Тулонов Алдар 2 класс, преподаватель Ефимова Юлия Николаевна. 

5. Владимир Шаинский.  "Голубой вагон".  (1 мин)

Выставить рояль, убрать один стул и один микрофон

ВЕДУЩИЙ:

Льются звуки, печалью глубокой.
Бесконечной тоскою полны:
То рассыплются трелью высокой,
То замрут тихим всплеском волны.

Звуки, звуки! О чем вы рыдаете,
Что в вас жгучую будит печаль?
Или в счастье вы веру теряете,
Иль минувшего страстно вам жаль?

Ваша речь, для ума непонятная,
Льется в сердце горячей струей.
Счастье, счастье мое невозвратное,
Где ты скрылось падучей звездой?
 

(Вячеслав Иванов «Льются звуки, печалью глубокой»)

Ведущий:  На сцене Лауреат Международных конкурсов в  г.Москва, в г.Иркутск, Дипломант Республиканского конкурса «На встречу Найдалу»  Сурмилова Софья 4 класс.

6. Александр Цыганков - Исаак  Дунаевский "Ой, цветёт калина".

ВЕДУЩИЙ:

Музыкант объяснил мне пространно,
Что будто гитара свой век отжила:
Заменят гитару электроорганы,
Электророяль и электропила…

Гитара опять
Не хочет молчать —
Поёт ночами лунными,
Как в юность мою,
Своими семью
Серебряными струнами!..
 

(Владимир Высоцкий.Гитара)

переставить стул и микрофон

7. Филиппо Граньяни. «Рондо»

 исполняет  Савушкина София, 5 класс, преподаватель Шелковников Алексей Александрович

переставить стул и микрофон к роялю

ВЕДУЩИЙ:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.

Ты  скакал и  звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в  угол и назад.

А потом ты покатился

И назад не воротился.

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо.

Лопнул, хлопнул  вот и всё!

(С.Маршак)

ВЕДУЩИЙ:

8. Александр Курченко. Скерцино «Мячик». 

Исполнят Котова София 2 класс, преподаватель Андрюнус Александра Александровна. Концертмейстер Шайдурова Елена Вячеславовна.

ВЕДУЩИЙ: Мы благодарим Софию. Надеемся, что прекрасная музыка в исполнение юных виртуозов, сегодня никого не оставит равнодушным!

Таинственный мир музыки во все времена завораживал не только музыкантов и композиторов, но и поэтов, писателей, философов, критиков – передовых людей мира прошлых столетий.

Древнегреческий философ Аристотель, живший ещё до нашей эры, наиболее влиятельный из философов древности, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: такие как социология, политика, логика, физика, говорил: «Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.»

ВЕДУЩИЙ:

9. "Танец фарфоровой балерины" композитора  Олега  Киселёва,

для вас исполнит  Ермолаева Е. 1 класс, преподаватель  Шелковников Алексей Александрович (1мин)

10. Карл  Мария Вебер. Хор охотников из оперы «Вольный стрелок» (1.40) исполняет Грязнова Настя, 2 класс, преподаватель Субанова Анна Борисовна. Концертмейятер?

ВЕДУЩИЙ:

Народная песня является частью духовной культуры человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с колыбельной песней матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре, учении, труде, сфере свободного общения, в горе и в радости, будни и праздники. Песня продолжает оставаться главным богатством, сохраненным народом по сей день.

На сцене Лауреат Всероссийского конкурса «Созвездие Арктики», г.Якутск,  Лауреат Республиканского конкурса «Навстречу Найдалу» Плешков Егор, 5 класс, преподаватель Коршунова Ирина Анатольевна

           

 10. Александр Прибылов. Обработка  русской народной песни "Пчёлочка златая"

ВЕДУЩИЙ:

Я приглашаю на сцену Гран-призера Всероссийского конкурса «Живая музыка», Лауреата Международного конкурса «?» Овсянникову Софью 5 класс, преподаватель Ефимова Юлия Николаевна, концертмейстер Шайдурова Елена Вячеславовна.

11. Александр Цыганков "Еврейские мелодии"

Убрать рояль, выставить 5 стульев, микрофоны

ВЕДУЩИЙ:

Музыка воздействует на душу ребенка. Раннее погружение в музыку способствует раскрытию его творческой индивидуальности, дает возможность самовыражения.

Музыка, так же как литература и живопись, расширяет знакомство с окружающим миром, помогает лучше понять историю, проникнуться духом той или иной эпохи.

ВЕДУЩИЙ:

Я приглашаю на сцену Ансамбль гитаристов. Они представят вашему вниманию  "Танго" композитора Ка́рлоса Гарде́ль.

Ка́рлос Гарде́ль — аргентинский певец, композитор и актёр. По мнению многих — самая значительная фигура в истории танго. Хотя в Европе более известен Астор Пьяццолла. На родине танго — в Латинской Америке — Гардель до сих пор является идолом для миллионов латиноамериканцев.  

12. Ка́рлос Гарде́ль "Танго"

ВЕДУЩИЙ:

Электрическая гитара, разработанная в начале XX века, стала одним из самых важных инструментов в музыке.

Многие композиторы пишут музыку с невиданными ранее агрессивными сольными партиями гитары. Этот электромеханический инструмент распространялся с огромной скоростью. Такие гитары используют повсеместно в различных жанрах. И мы сегодня представляем вашему вниманию завораживающие звуки электрической  гитары.

12. Линдси Стирлинг "За круглым столом"

исполняет  Анисимов Максим 4 класс, преподаватель Шелковников Алексей Александрович

вынести 5 стульев

ВЕДУЩИЙ:

Начало XX века  ознаменовалось появлением такого эстрадного жанра как вальс-музет. Слово «мюзет» (от старофранц. muse — дудка) происходит от названия инструмента, который олицетворяет традиционную французскую музыку. Постепенно в ХХ веке мюзет (волынка) уступил свое место аккордеону. Появились новые танцы — вальс-мюзет, ява (жава), пасодобль, фокстрот. Появились аккордеонисты-виртуозы. Одними из самых известных были Джаокомо Коломбо, Эмиль Каррара, Герино.

На сцене -Ансамбль Русских народных инструментов, в составе Балушкина Мария, Чжан-Ден-Шин Ефим, Базарсадаев Архип, Гундерин Вадим, Кольм Полина, Кольм Егор, 

                   

13. Джаокомо Коломбо,Тони Мурено. «Вальс-мюзет "Равнодушие"»

ВЕДУЩИЙ:

Как хорошо, что можно слышать чье-то пенье!

Как хорошо, что ноты есть, и можно петь,

Чтоб ободриться в трудные мгновенья

И вновь по жизни птицею лететь!

Музыка, как никакой другой фактор помогает человеку преодолевать жизненные трудности. Русская  земля издавна славится частушками, отражающими тот или иной период жизни народа.

В годы Великой Отечественной войны родилось немало частушек,  рассказывающих о тех суровых и трудных для нашей страны днях. Их сочинял народ. Они передавались из уст и уста, из деревни в деревню. Почти и каждой деревне в те годы были свои гармонисты и свои запевалы.

И у нас есть свои запевалы, встречайте!

14. Военные частушки  

ВЕДУЩИЙ:

«Военные частушки»  для вас исполнили- Яковлева Алина, Соклакова Юлия, преподаватель Михалев Кирилл Борисович и ансамбль русских народных инструментов, руководитель Киселева Елена Александровна, преподаватели Мищенко Светлана Сергеевна, Савватеева Марина Михайловна, Шелковников Алексей Александрович.

Убрать стулья, выдвинуть рояль, стул+микрофон

ВЕДУЩИЙ: Мы продолжаем наш концерт, на сцене Лауреат ?….конкурса, Дипломант Республиканского конкурс «На встречу Найдалу»

 

15.Кунгурова Олеся 4 класс, домра - В.Макарова "Маленький экспромт"

ВЕДУЩИЙ:

Эдди  Кларк британский рок-музыкант, гитарист и певец, получил известность благодаря своему участию в хеви-метал группах. Мы надеемся, что из наших юных музыкантов тоже вырастут известные исполнители.

16. Эдди  Кларк "The most evolved" исполняет Луговской Костя  4 класс, преподаватель Шелковников Алексей Александрович.

ВЕДУЩИЙ:

Александр Цыганков – выдающийся солист-виртуоз на старинном русском народном инструменте – домре. Сплав яркой природной одаренности, трудолюбия, высокой музыкальной образованности и эрудиции позволил ему создать уникальный исполнительский стиль, поставивший домру в один ряд с фортепиано, скрипкой, виолончелью и другими классическими инструментами. Огромный концертный репертуар, созданный А.Цыганковым, уже сейчас стал школой высокого профессионального мастерства, на которой формируются молодые солисты-домристы.

Встречайте, Лауреат ? Бугулова Настя 4 класс, преподаватель Ефимова Юлия Николаевна.

17. Александр Цыганков. "Мой муженька"

Исполняет Бугулова Настя

ВЕДУЩИЙ:

Обучение учащихся музыкальному искусству носит не только образовательный и воспитательный характер, но еще имеет огромное развивающее значение. Особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Ансамбль - это группа исполнителей (дуэт, трио, квартет и др.), выступающая как единый художественный коллектив. 

Для того, чтобы успешно играть в музыкальном ансамбле, музыканту недостаточно свободно владеть своим инструментом. Игра музыканта в ансамбле отличается от сольного выступления как особый вид исполнительского искусства, предполагающий формирование и развитие специальных знаний и навыков, специфически ансамблевых исполнительских качеств.

Ансамбль домристов "Звонкие струны" добился в этом учебном году больших результатов:

 На сцене Ансамбль домристов "Звонкие струны", руководитель Ефимова Юлия Николаевна, концертмейстер Шайдурова Елена Вячеславлвна,

18.  А.Дмитриев "Старая карусель"

ВЕДУЩИЙ:

Вот и подошел к концу наш отчетный концерт, мы благодарим вас за внимание и говорим вам, уважаемые родители «До новых встреч!»

А я приглашаю на сцену всех участников концерта для совместного фото.



Предварительный просмотр:

Сценарий отделенческого воспитательного мероприятия

«Дыхание весны»

Автор: Киселева Е.А.

Зав.отд. РНИ МГЛ им.Д.Аюшеева

Цель и задачи:

-расширение знаний обучающихся о народных традициях и обычаях русского народа;

-активизация познавательной деятельности учащихся;

-приобщение к системе духовных и культурных ценностей нашего народа;

-развитие коммуникативных навыков.

-развивать логическое мышление, творческие способности, смекалку, ловкость учащихся; способствовать сплочению ученического коллектива.

Форма и методы реализации: игровая программа с играми, конкурсами и творческими заданиями.

Возрастная группа: обучающиеся 1-8 классов.

Полученный результат: закреплены знания детей о русских народных праздниках, традициях и обычаях

Оборудование и материалы:

  • Скакалка
  • Колокольчик
  • «льдинка» (пенопласт)
  • Фонограмма- русская народная музыка.
  • Микрофон, портативная колонка
  • Изображение жаворонка, выпечки «жаворонки», шаблоны из бумаги для поделок,ножницы

Ход мероприятия

Ведущий. Привет всем! Весна - прекрасная пора. 

Весна пришла!
Три угодья принесла!
Первое угодье –
Лугах половодье!
Другое угодье –
Солнце на подворье –
Третье угодье –
Зелёное раздолье!

 Весной пробуждается природа, и в людях пробуждаются добрые чувства. Мы сегодня с хороводами, играми, заданиями вспомним весенние народные праздники, а также традиции и обычаи. И ведь права народная пословица «Где обычаи чтут, там весело живут». А еще мы узнаем, кто из вас самый быстрый! Итак, первое задание...

В некоторых конкурсах участвует вся команда, в некоторых по одному человеку из команды, с таким расчетом, чтобы поучаствовал каждый.

 Конкурс загадок:

1.Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

2. Дует тёплый легкий ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег темнеет, тает, тает,

С юга птицы прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Ведущий:

Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем!

Конкурс «Матушка – весна»

Выбирается Весна. Двое детей взявшись за руки образуют ворота.

Все дети говорят:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май -

Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку.

Мартовский мороз – не декабрьский. Это последний привет матушки-зимы,  как он называется?  – морозные утренники.

А какова главная примета того, что весна наступила?- дни становятся всё длиннее и длиннее.

А 22 марта главный день встречи весны. День равен ночи, поэтому он называется? – день весеннего равноденствия.

На Руси считалось, что старинный славянский праздник «Жаворонки» празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день в каждом доме лепили из теста птичек. Дети брали жаворонков, выбегали на улицу и кликали перелётных птиц, чтобы они быстрее прилетели и принесли с собой весну-красну. А как называются эти песни? (заклички). И,конечно же, дети на праздники играли в игры. Одна из них «Жаворонки»

 Конкурс-игра «Жаворонки»

«Жаворонок» выбирается по считалке (в руке у него колокольчик).

Он бегает внутри круга. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Все вместе произносят :Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Играющие закрывают глаза. С концом песни «жаворонок» останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят«Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

Конкурс-игра «Весенняя рыбалка»

Веселая детская игра со скакалкой или канатом на выносливость и координацию движений. В нее можно играть очень большой группой

Описание игры

Перед началом игры выбирается водящий. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих.

Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них. задевший веревку игрок выбывает из игры. Победителями становятся 2-3 последних игрока, которые не задели веревочки.

Конкурс  «Льдинка».

Дети встают в круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Ему напевают:

Капитан, капитан, Не бей льдинкой по ногам,

По кривым сапогам!У тебя нос сучком,

Голова лучком,Спина ящичком!

На это водящий отвечает:

Скачу по дорожке на одной ножке,

В старом лапоточке, По пенькам, по кочкам,

По холмам, по горкам.

Бух! По норкам!

С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

Конкурс -игра «Ручеёк»

Дети с помощью считалки выбирают «ручеёк».

Ручей, ручеёк!

Здравствуй, миленький, дружок!

«ручеёк»: Можно с вами поиграть?

Дети: Ты скорее забегай

И друзей здесь выбирай.

Дети поднимают руки. «Ручеёк» забегает и выбирает себе пару. Оставшийся один ребёнок бежит и выбирает себе пару.

Игра «Петушиный бой»

Дети делятся на пары и изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Руки можно держать на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Конкурс «Цепи кованные»

Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 5-10 м. Одна шеренга детей кричит:

- Цепи кованные, разбейте нас!

- Кем из нас? – отвечает другая

- Машей! - отвечает первая

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Ведущий:

Старую традицию чтобы не нарушать,

Теперь приглашаем вас чай с пирогами попить,

А затем наши мастерские посетить

И сувенир на память смастерить. (из шаблона жаворонка)

https://handskill.ru/assets/i/ai/4/3/6/i/2938057.jpg

https://1.bp.blogspot.com/-IqOI7Ol4pmA/VIPusB8uoNI/AAAAAAAAIGo/V8C16F4YWdE/s1600/bird%2Btemplate1.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1494145-1521746341.jpg



Предварительный просмотр:

Познавательно-развлекательная программа «Новый год – праздник семейный»

Автор: Киселева Е.А. преп.по классу  аккордеона
Цель:
Воспитание гармонично-развитой личности на основе исторических и национально - культурных традиций.
Задачи:
1. Формировать благоприятный климат в детском и родительском коллективе.
2. Создавать праздничное настроение.
3. Формировать чувство команды, сопереживания.
4. Развивать навыки культуры общения.

На праздник приглашаются ученики вместе с родителями. Все рассаживаются за празднично украшенные столы. На столах чай и сладости. На входе всем вручаются вырезанные эмблемы с номером (эти номера потом участвуют в беспроигрышной лотерее).

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья. Рада приветствовать Вас в этом зале на нашем классном часе, можно сказать на нашем семейном празднике. Ведь Новый год, Рождество – праздник семейный.
В Новый год и Рождество хочу  пожелать вам чего-нибудь необычного: хоровода снежинок, света луны, жемчужин звезд. Верьте в свою звезду и ни при каких обстоятельствах не теряйте надежду.


Ведущий: У каждого праздника есть свои атрибуты. Главным атрибутом Нового года стала украшенная елка. К нам этот обычай пришел в 18 веке из Германии, где верили, что на вечнозеленых елях живут духи, способные повлиять на жизнь людей.

Реклама 171 конкурс «Укрась елку»
Ведущий: Пора и нам украсить елку, и не одну, а сразу две, причем живые. Два человека, ответившие на вопросы, выбирают среди присутствующих «елку» повыше (это могут быть папы) и по команде начинают ее украшать подручными средствами. Кто лучше, быстрее, аккуратнее украсить свою «елочку», тот и выиграл. Зал делится на болельщиков и помогает средствами.
(Под заводную новогоднюю мелодию «елочки» украшаются).

1 украшение Конкурс «Бусы для ёлки». Нужны канцелярские скрепки в большом количестве (желательно купить разноцветные). Задача: за отведённое время (минут 5, не больше) под приятную музыку собираются длинные цепочки. У кого в итоге «бусы» окажутся длиннее соперников, та команда и выигрывает.


2 конкурс «Дед Мороз»

1 ведущий: Елку мы нарядили. Но для Новогоднего праздника нам еще чего-то не хватает. Чего же? (Деда Мороза). Правильно, Деда Мороза! А пока Дед Мороз еще в пути, вы мне должны честно ответить на несколько вопросов. Знаете ли вы, как зовут родственников нашего Деда Мороза?
1. В какой стране новогоднего старика зовут Пер Ноэль? (Во Франции)
2. Кто в Италии выполняет роль Деда Мороза? (Баба-Бифана)
3. Как звали греческого Деда Мороза? (Василий)
4. В какой стране Деда Мороза называют Вайнахтоман? (В Германии и Австрии)
5. Где Деда Мороза называют Санта Клаус? (В США и Англии)
6. Как называют Деда Мороза в Японии? (Тосигами)
7. Как называют Деда Мороза в Колумбии? (Папа Паскуале)
8. К ребятам какой страны приходит Юлеманд? (Норвегии)

3 конкурс «Вакантная должность»
Ведущий: Мы объявляем конкурс на вакантную должность Деда Мороза. На подготовку каждой команде дается время. Как вы появитесь, что будете делать, во что будете одеты - дело вашей фантазии. Главное, чтобы всем было весело и интересно. Вы можете взять себе помощников.
(От каждой команды предлагается выбрать по одному человеку, который немного подготовится и сыграет роль Деда Мороза. Этот человек может поставить всех в хоровод, слушать стихи, загадывать загадки. Время выступления каждого Деда Мороза – не более 5 минут).

4 конкурс «Кто быстрей»
1 ведущий: (На сцену приглашаются три самых активных мальчика). Вам выпал жребий примерить наряд Снегурочки. По команде вам нужно надеть халат, застегнуть его, заплести косы, надеть парик, надеть шапку. Кто первым всё выполнит, должен сказать: «А вот и я, Снегурочка!»

5 конкурс «Гласный вокалист». В игре участвуют 3 человека. Для ее проведения понадобятся тексты песенки «В лесу родилась елочка». «Маленькой елочке», «Пять минут» распечатанные крупным шрифтом (чтобы было удобно читать). Название песни должны знать только исполнители. Задача каждого участника – спеть свою песню одними гласными, без музыкального сопровождения


6 конкурс «Новогодний вопрос»
(Всем участникам задаются вопросы на новогоднюю тематику)
- Новогодняя телепередача («Голубой огонек»)
- Праздник, на котором обязательный атрибут – маска (Маскарад)
- Зимнее сооружение (Снеговик, снежная крепость)
- Главное действующее лицо Нового года (Дед Мороз)
- Самый прекрасный праздник в году, по случаю которого мы собрались (Новый год)

7 Конкурс «СнегоШаровик». Ведущий выбирает трёх участников, которым даёт по 3 воздушных шарика, фломастер и скотч. Из этого материала они должны сделать снеговика. Побеждает тот, кто быстрее всех управится и не лопнет ни одного шарика.

 
7 конкурс "Беспроигрышная лотерея"
(Проводится лотерея. Заранее необходимо подготовить небольшие призы)

1 ведущий: По восточному календарю каждый год имеет свое название. А получилось это вот как. Как-то на Новый год Будда пригласил к себе животных со всего мира, обещая им редкие подарки. Но к нему пришли только 12. Каждому гостю Будда подарил по одному году и по одному созвездию на небесной сфере. С тех пор по зодиакальному календарю проходит год под знаком того или иного животного. Вот, например, наступающий 2020 год – год Крысы.  Назовите остальных животных, чьих именем именуют название года по восточному календарю (бык, тигр,  кролик Дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака, свинья, крыса).
Ведущий: Цвет 2020 года Крысы - белый,

стихия 2020 года - металл.

Таким образом:

2020 год - год Белой Железной Крысы

Kитайский гороскоп говорит, что сочетание года Крысы и стихии Металла принесет успех целеустремленным и амбициозным людям. Если вы стремитесь разбогатеть и занять высокое положение в обществе, год Крысы поможет вам добиться желаемого результата, если вы готовы всецело посвятить себя достижению цели.

С Новым годом  Вас!!!
(Конечно, можно добавить и свои конкурсы, которые подходят именно вашему контингенту

. Конкурс №8 «Новогодние задания от госпожи Зимы». Каждый уголок Снежинки пронумерован. У ведущего расписаны пронумерованные задания.

  1. На 1-м уголке – стихотворение про Новый год,
  2. на 2-м уголке – танец с напарником либо напарницей;
  3. на 3-м уголке – загадка про Новый год,
  4. на 4-м – пожелание всему коллективу,
  5. на 5-м уголке – попросить прощение, если кого-то обидел в прошлом году,
  6. на 6-м-уголке – изобразить животное уходящего Нового года и животное следую
  1. Конкурс «Эстафета мандарина». Предлагаем весьма интересный вариант этого развлечения, требующей две команды с одинаковым числом участников. От каждой из команды выставляется по игроку, который кладет в ложку мандарин, а саму ложку держит двумя руками. Теперь соперники должны дойти с ложкой до некого ориентира и обратно к своей команде, не выронив цитрус – если же это происходит, то проигравший с ложкой возвращается к исходной точке. Дойдя до ориентира и обратно, участник передает ложку следующему игроку. Победит та команда, которая сумеет первой справиться с заданием. Отметим, что, перенося мандарин, его ничем нельзя придерживать.щего 2018 года и т.д.

Конкурс «СнегоШаровик». Ведущий выбирает трёх участников, которым даёт по 3 воздушных шарика, фломастер и скотч. Из этого материала они должны сделать снеговика. Побеждает тот, кто быстрее всех управится и не лопнет ни одного шарика.

Конкурс «Гласный вокалист». В игре участвуют 3 человека. Для ее проведения понадобятся тексты популярных песен, распечатанные крупным шрифтом (чтобы человеку было удобно читать). Название песни должны знать только исполнители. Задача каждого участника – спеть свою песню одними гласными, без музыкального сопровождения. Побеждает тот исполнитель, песню которого угадают остальные гости.

Конкурс «Бусы для ёлки». Нужны канцелярские скрепки в большом количестве (желательно купить разноцветные). Задача: за отведённое время (минут 5, не больше) под приятную музыку собираются длинные цепочки. У кого в итоге «бусы» окажутся длиннее соперников, та команда и выигрывает.

Конкурс «На ощупь».Двум игрокам завязывают глаза и надевают на их руки толстые перчатки или варежки. Перед каждым конкурсантом становятся гости, и дается по 10 секунд на то, чтобы угадать на ощупь каждого гостя. Игроки играют по очереди. Выиграет тот участник, который справится с заданием быстрее. Впоследствии определяется очередная пара играющих.



Предварительный просмотр:

День народного единства

«Традиции русского чаепития»

Цель: развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства

Задачи:

  • познакомиться с традициями русского чаепития;
  • провести чаепитие по русской традиции.

 Ход мероприятия:

Ежегодно, 4 ноября, Россия отмечает большой государственный праздник – День народного единства.

Этот праздник посвящен демонстрации героизма и сплоченности всего народа Руси при освобождении Москвы от захватчиков вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Традиции  народного единения и гражданского согласия – основа основ российской государственности.

Единство, милосердие, человечность – основа основ и долг для каждого из нас. Забота о ближнем, верность слову и делу, понимание текущей ситуации и готовность прийти на помощь людям, городу и своей стране были и остаются главным приоритетом и жизненным принципом человека и гражданина. 

Единство, милосердие, человечность – основа основ и долг для каждого из нас. Забота о ближнем, верность слову и делу, готовность прийти на помощь людям, городу и своей стране были и остаются главным приоритетом и жизненным принципом человека и гражданина.

В преддверии праздника принято знакомить учащихся с  самобытностью разных культур.

Приглашаю вас, дорогие ребята, отметить этот день вместе, узнать о Традиции русского чаепития и появлении самовара.

Так что же такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. В «Толковом словаре живого русского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «прохлажаться за чаемъ, пить его въ раздольи»

С XII века можно говорить о возникновении на Руси своеобразного и колоритного русского ритуала чаепития традиционного русского травяного напитка Иван-чай.

В городке Копорье получали «Копорский чай», при заваривании ферментированных листьев Иван-чая или кипрея узколистного (Epilobium angustifolium), многолетнего травянистого растения из семейства Кипрейные. 

http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2018/01/00-chaepitie1.jpg

На границе XVII-XVIII веков в жизни русского человека появился новый культовый продукт – чай. А вместе с ним и множество традиций. Какие-то из них повсеместно используются по сей день, другие превратились скорее в факт истории. 

Чай как основа

Чай на Руси экспортировался в основном из Китая. При этом купцы везли самые разные сорта – и черный, и зеленый, и белый с желтым. Но все же самым популярным сразу стал черный: если в дворянской среде еще можно было отведать зеленого, то в домах простых людей повсеместно царствовал именно черный чай. Известным и более доступным аналогом черного чая была та самая «копорка», сделанная из кипрея.

Посуда как атрибут

Вместе с появлением чая на Руси появился и его самый главный неизменный атрибут, который верно служил нашим предкам вплоть до 20-го века – самовар. Пузатый медный сосуд, созданный по образу и подобию греческой амфоры, был украшением стола и самым удобным способом довести воду до кипения в ту пору, когда еще не придумали электрических чайников и газовых плит.

Прадедом самовара можно смело считать азиатский нагревательный сосуд хо го, чье название переводится как «огненный горшок». Аналогичные приспособления использовались в Древнем Риме и на территории Ирана. Откуда идея самовара появилась в России, никто уже доподлинно не скажет, хотя в традиционных легендах любят вспоминать Петра Первого и его сувенир из Голландии, а также Тулу. Но на самом деле первые документальные упоминания самовара относятся к началу 18-го века и Тула тут пока что была ни при чем. Впрочем, уже в 1746 году тульское производство действительно заработало с размахом, сделав самовар своим брендом (почти как пряник).

https://tea.ru/upload/blog/1020/22/2.jpg

Главным партнером самовара в чайном деле стал заварочный чайник, который по традиции водружали сверху и прикрывали куклой-грелкой – чтобы заварка настоялась как следует. Такой метод готовки чая, наверное, повергал в ужас китайцев и японцев, которые предпочитают заваривать проливом, но на Руси стал самым любимым и остался таким до наших дней. Сегодня культура русского чаепития предполагает продолжительное настаивание заварки в чайнике с последующим разбавлением настоя кипятком.

Русское чаепитие|Традиции и история

Пить чай было принято из фарфоровых чашек с блюдцами и из стеклянных стаканов в подстаканниках. Первый вариант – наследие британских традиций, второй – исключительно наша, отечественная разработка. Стеклянные стаканчики можно встретить и в Турции, но только в России чаеманы догадались дополнить их удобными «одежками», чтобы не обжигать руки.

История появления подстаканников тоже темна – одни источники утверждают, что они появились на Руси вместе с чаем и самоваром и считались атрибутом «мужского» чаепития, другие отсылают нас уже к началу 19-го века. Как бы то ни было, но в отличие от самоваров, которые сегодня представляют собой не более чем прихоть и элемент декора, подстаканники остаются вполне удобной и функциональной вещью, знакомой всякому, кто хоть раз ездил в поезде. А многие любят их настолько, что с удовольствием пользуются и дома.

https://tea.ru/upload/blog/1020/22/3.jpg

Пряники, варенье и калачи как десерт

Если в Китае и Японии испокон веку было принято наслаждаться вкусом чая в чистом виде, то русская щедрая хлебосольная традиция предполагает обязательное угощение.

Во времена наших прапрадедов хорошее правильное чаепитие было целым ритуалом: на стол стелилась скатерть и выставлялось несколько разных видов лакомств – пряники, варенье, мед, пастила, калачи и баранки. Домашние пироги, блины и оладьи также считались прекрасным дополнением к чаю. Сахарница ставилась обязательно, а нарезанный дольками лимон появлялся в домах побогаче. Также имели место сливочник и молочник.

До наших дней эта традиция дошла, почти не претерпев изменений: мы по-прежнему выставляем на стол все самое лучшее, что есть в шкафу и холодильнике, если к нам приходят желанные гости.

Беседа как залог правильного чаепития

В то время, как на востоке чайная церемония представляет собой своего рода медитацию и предполагает больше молчание, нежели разговор, на Руси все было с точностью до наоборот: вокруг самовара люди собирались главным образом для того, чтобы насладиться хорошей беседой – дружеской или деловой.

Эта традиция тоже прошла с нами через века: русские люди по сей день отлично сочетают разговоры и чаепитие. И сейчас, когда мы хотим встретиться с другом, мы приглашаем его в гости на чай. «Заходи в гости, попьем чай», - означает и поговорить, и чай попить. Мы накрываем на стол, а друг обязательно принесет с собой что-нибудь вкусненькое.

Приятного чаепития!