"Развитие музыкальных способностей у детей"
Нередко в хоровых студиях педагоги не придают значения постановке вокального голоса, и занимаются лишь репертуаром, считая, что голос со временем разработается сам, главное, что бы хор звучал аккуратно и слаженно. Отсюда и проблемы, связанные с временной потерей голоса, которые дети регулярно испытывают, особенно в переходном возрасте, когда происходит мутация голоса. На занятиях по вокалу педагог обязан учитывать особенности детского голоса, в зависимости от возраста обучаемого. Так, например, методы вокального воспитания 8-летних малышей оказываются нерациональными для обучения 13-летних подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие музыкальных способностей. | 450.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр дополнительного образования и развития детей
города Димитровграда Ульяновской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Развитие музыкальных способностей
Подготовила Максимова Варвара Васильевна,
Педагог дополнительного образования
г. Димитровград
2021г.
Нередко в хоровых студиях педагоги не придают значения постановке вокального голоса, и занимаются лишь репертуаром, считая, что голос со временем разработается сам, главное, что бы хор звучал аккуратно и слаженно. Отсюда и проблемы, связанные с временной потерей голоса, которые дети регулярно испытывают, особенно в переходном возрасте, когда происходит мутация голоса.
На занятиях по вокалу педагог обязан учитывать особенности детского голоса, в зависимости от возраста обучаемого. Так, например, методы вокального воспитания 8-летних малышей оказываются нерациональными для обучения 13-летних подростков.
В кружок сольного пения могут быть зачислены дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, хорошего музыкального слуха, хорошей музыкальной памяти, хорошего чувства ритма, намечающейся художественной выразительности.
Занятия начинаются с предварительного ознакомления с голосовыми и музыкальными данными обучающихся.
Голосовые данные определяются по совокупности признаков: по тембру, тесситуре, диапазону. Для выявления голосовых данных лучше всего предложить ученику исполнить его любимую или просто знакомую песню. При этом необходимо помочь ребёнку гармонической поддержкой на инструменте и подбором удобной тональности.
Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса. Голосовые данные проявляются ярче тогда, когда песня не трудна для исполнителя, имеет умеренный темп, несложный ритмический рисунок и распевный кантеленный характер. Исполнение песни даст возможность судить о музыкальности, выразительности и исполнительских задатках обучающегося.
После песни можно проверить весь диапазон голоса, от самой низкой ноты до предельно высокой ноты. Это можно выявить на упражнениях – пении трезвучий, поступенно расположенных нот, на попевках.
Чувство ритма у обучающихся проверяется на простых ритмических заданиях: повторить за педагогом ритмические формулы, хлопая в ладоши.
При прослушивании обучающиеся, нередко из-за волнения, недостаточно проявляют свои способности, потому, как правило, итоговая оценка может быть дана в течение первого месяца занятий, на которых постепенно выявляются способности ребёнка – голос, слух, память, внимание, эмоциональная отзывчивость и дисциплина.
Приступая к первым занятиям с маленькими детьми, необходимо взять во внимание не только их голос, который лишь начинает оформляться, но и их речь, музыкальный слух и внимание. Если уже на первых занятиях обнаруживается какой-нибудь недостаток ученика – дефективные согласные, нечёткие гласные, крикливость, открытость звучания, тенденция к заиканию, слабая музыкальная память, робость или излишняя подвижность – недостатки должны быть взяты во внимание для скорейшего их устранения.
Следует акцентировать внимание на индивидуальных отрицательных особенностях голосообразования, т.е.: шумный поверхностный вдох при помощи поднятия плеч, чрезмерно твёрдая атака, спадение грудной клетки при пении, сильно зажатая нижняя челюсть, гнусавость, сип, шепелявость, картавость и др.
На первых занятиях детям необходимо уяснить несколько моментов:
- не кричать при пении
- хорошо произносить слова
- чисто и чётко петь каждый звук
- научиться правильно слышать мелодию
- научиться правильно дышать
- стараться петь выразительно
С самых первых уроков необходимо воспитывать умение правильно стоять во время пения : корпус должен быть прямой, плечи слегка отодвинуты назад, ноги выпрямлены в коленях, голова не должна быть вытянута вперёд, наверх или вниз, она должна находиться в спокойном и естественном положении .
В будущем, при постановке сценического номера, движения ребёнка не должны быть слишком сложными, они должны выражать характер и настроение исполняемого произведения.
Каждое занятие должно непременно начинаться с распевания. Перед распевками можно использовать некоторые дыхательные упражнения. Они помогают активизировать дыхание, атаку, зафиксировать расширенное положение нижних рёбер.
На первых занятиях мелодию распевки лучше играть в унисон с поющим. Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя.
Упражнения на плавное пение (легато) являются основным средством выработки кантиленного пения, которое неразрывно связано с длинным равномерным выдохом. Такие упражнения развивают певческое дыхание.
Отрывистое пение (стаккато) связано с активным смыканием голосовых связок. Оно способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке.
Очень полезны упражнения, в которых есть сочетание кантиленного и отрывистого пения.
1.
2.
Наиболее легко запоминающейся распевкой является гамма или её элемент:
Упражнения на пение интервалов выравнивает звучание. В начале это могут быть узкие интервалы, а затем можно расширить диапазон, переходя к более широким интервалам. Сюда можно отнести пение трезвучий и октав.
В распевании полезны различные попевки с закрытым ртом на согласную «м». Важно чтобы при таком пении челюсти были немного разомкнуты, ребёнок должен ощущать состояние небольшого зевка. Это поможет в дальнейшем быстрому формированию правильной вокальной позиции в пении.
Детям зачастую не интересны распевки, не имеющие конкретного смыслового содержания, исполняющиеся на отдельные гласные и слоги, поэтому в работе с детьми нужно сочетать и вокальные упражнения, ещё пока не до конца понятные детям, и попевки со словами – русские народные песни или отрывки фраз из песен – «лёгкий ветерок», «солнышко поёт», «му-у, му-у, корова мычит» и т.д.
Помимо распевок часто, особенно с детьми младшего возраста, в работе используются скороговорки на различные согласные :
1.От топота копыт пыль по полю летит.
2.На дворе – трава, на траве – дрова.
3.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4.Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
5.Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.
6.Бобр добр для бобрят.
Скороговорки не только помогают активизировать вялый артикуляционный аппарат, но и воспитать в детях концентрацию внимания
Вокальное обучение, как и любой педагогический процесс, содержит в себе ряд специальных принципов. К наиболее важным принципам можно отнести такие, как принцип воспитывающего обучения, принцип индивидуального подхода, связи с жизнью и практикой.
В процессе обучения пению дети не только получают знания о правильном голосообразовании и звукоизвлечении, формируют и совершенствуют вокально-технические и художественные навыки, но и развивают голос, исполнительские задатки, эстетический вкус, умственные способности, память, наблюдательность, воображение, речь и др.
Каждый обучающийся заключает в себе определённый психологический склад, своеобразный и неповторимый характер, формирующийся средствами домашнего воспитания и окружающей среды. Но принцип индивидуального подхода заключает в себе не только психологическую сторону, но и необходимость учёта индивидуальных особенностей звучания голоса и звукообразования, которые обусловлены особенностями строения и работы голосового аппарата.
При обучении пению чаще всего используются традиционные методы: объяснение с помощью устного слова и показ профессионального вокального звучания. Такой метод направлен на осознанное и осмысленное восприятие обучающимися информации.
Прежде всего, ребёнок должен сформировать представление о правильно воспроизводимом звуке. Для объяснения качества, тембра звука применяются различные определения – глухой, звонкий, яркий, светлый, тёмный, вкусный – доставляющий удовольствие звук; мягкое, жёсткое, зажатое, вялое, высокое, н низкое звучание и т. д.
При описании качеств требуемого звучания нужно ориентироваться на имеющийся у ребёнка опыт. Результат будет только в том случае, если ребёнок понимает о чём ему говорят, особенно в младшем школьном возрасте, где большей частью присутствует образность мышления.
Важен принцип наглядности в обучении пению – показ педагога голосом вызывает рефлекторную связь между голосом и слухом. Дети младшего возраста обладают природной способностью к подражанию и это облегчает процесс обучения маленьких детей, делая его естественным. Очень важно, чтобы ребёнок фиксировал свои ощущения при формировании правильного вдоха, звука. В дальнейшем ему будет проще вспоминать и автоматизировать свои собственные ощущения и представления.
Показ педагога важен не только для правильного формирования звука. При исполнении песни педагогом ребёнку, показ должен содержать как красивое и правильное исполнение мелодии, чёткое и внятное пропевание текста песни, так и эмоциональный настрой. Если исполнение песни будет не в характере, тусклым и неярким, то песня не вызовет у ребёнка эмоционального отклика, не затронет и не заинтересует его, у него не будет желания работать над ней, а в дальнейшем и исполнять на сцене.
Но яркого и эмоционального исполнения тоже недостаточно. После показа нужно поинтересоваться у ребёнка – какого характера песня, о чём или о ком в ней пелось, что представлялось ребёнку, когда он её слушал?
Детям младшего школьного возраста в тексте могут встретиться ещё незнакомые им слова. Нужно прочитать текст и разъяснить новые слова, тем самым обогащая кругозор маленьких детей. Часто дети быстрее запоминают мелодию, когда разучивают песню сразу с текстом. Такой метод можно применять на начальных этапах, но в сочетании с пропеванием на гласную. Вокализация помогает детям выработать кантеленный звук, особенно важный для подвижных песен. Нельзя упускать из виду трудные места в песне и с самых первых занятий над произведением обращать на них внимание детей.
Репертуар должен соответствовать не только слуховым и голосовым данным ребёнка, но и психике и основным чертам его характера. Нередко, вялым, заторможенным детям дают больше бодрых, ритмичных песен, а слишком подвижным детям – больше спокойных и напевных.
Песня не должна разучиваться механически. После того, как обучающийся впервые услышит произведение, он должен его «увидеть», «понять», «представить», «почувствовать» и «передать». Эта цепь овладения произведением не должна разрываться. Более подвижные дети быстрее реагируют на «видение» и «представление», скорее «раскрываются» для передачи воспринятого. Однако, несмотря на то, что у детей с другим складом характера реакция эмоциональных впечатлений более медленная, их восприятие песни носит иногда более глубокий характер. Заторможенность выразительности нельзя объяснить бездарностью ученика. Чаще она связана даже у способных детей с большой стеснительностью. Природная стеснительность обучающегося, сковывая его, не позволяет прорваться наружу затаившимся в нём и уже иногда назревшим чувствам. В то же время на выступлениях у этих детей нередко прорывается «всё» отложившееся в их «внутренней эмоциональной сфере». Иногда у мало подающего надежды обучающегося скачок в сторону выразительности и музыкальности происходит очень неожиданно.
Дети младшего возраста ведут себя очень непосредственно, ярко и естественно выражая своё настроение, а тем самым и характер песни. Необходимо продумывать, нередко и подключая к этому детей, драматургию песни – движения, хореографию, детали сцены, костюм исполнителя.
Нужно говорить с ребёнком о сценическом образе – нередко свежее, непосредственное видение ребёнком песни подскажет новые идеи и решения. Необходимо завлекать ребёнка интересным и современным репертуаром. Педагог должен быть яркой и творческой личностью, способной не только передавать сухие знания о вокальном искусстве детям, но и влиять на их скрытые возможности.
Использованная литература:
- Н.В Пащенко: «Игровой метод развития голоса»
- Виктор Емельянов: «Развитие голоса координация и тренинг»
- Виталий Бианка: «Кто чем поёт?»
- Мне нравится (1)