Реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств

Попсуйко Наталья Викторовна

Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников в сфере искусств. В 2013 году школы начали постепенный переход к реализации дополнительных предпрофессиональных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_predprofessmonalnomu_obrazovaniyu.docx20.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств

Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.

В 2013 году школы начали постепенный переход к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального искусства в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Как известно, в течение многих лет, детские музыкальные школы, работали в системе дополнительного образования детей и юридически были приравнены к домам творчества, кружкам.

Фактически же музыкальные школы являлись первой ступенью профессионального образования, были фундаментом уникальной системы взращивания музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов, которая сложилась в России почти сто лет назад и получила широкое мировое признание.

С принятием в июне 2011 Федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» школы искусств получили новый статус – учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Вслед за Законом об образовании, изменения были внесены и в“Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей”. Таким образом, Детские школы искусств официально признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства.

К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам устанавливаются Федеральные государственные требования (ФГТ).

Учащиеся, успешно окончившие обучение по предпрофессиональной программе, получат свидетельство об окончании школы установленного государственного образца.

Главное: с введением новых программ само содержание деятельности школы кардинальным образом не изменилось, ведь принципы, заложенные в ФГТ, возвращают нас к историческим истокам, к традициям, к тем изначальным целям и задачам, которые успешно решались на протяжении десятилетий и которые всецело соответствуют сегодняшнему понятию «предпрофессиональное образование».

В то же время, “предпрофессиональная” направленность вовсе не означает, что отныне все (или почти все) выпускники будут ориентированы на поступление в музыкальные училища и ВУЗы. Однако качество образования должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы пойти в профессию. А для этого необходимо, чтобы каждый из нас – преподаватель, ученик, родитель – осознал новый уровень ответственности за результат своей работы.

Преподаватель – отныне обязан не просто добросовестно вести свои уроки. Он обязан организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного зрителя-слушателя – отныне это не “внеклассная работа”, а обязательная составляющая образовательного процесса.

Ученик – обязан упорно, “по-настоящему” трудиться не только в классе, но и дома. В федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы самостоятельной работы по каждому учебному предмету и это требование является обязательным для всех учеников музыкальных школ на территории России.

Родитель – обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта. Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на концертах и фестивалях, участие в проектах школы – обязательно условие успешности обучения наших детей!

Школы также имеют право на реализацию образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, для чего в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.

Школа получила право конкурсного отбора детей. На обучение принимаются дети с соответствующими критериям отбора музыкальными данными, памятью, вниманием, трудоспособностью, имеющие мотивацию к обучению.

Новые программы четко ориентированы на результат обучения. На каждом этапе прописаны конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен иметь ученик. Другими словами, в пятом классе нужно исполнять программу за пятый класс, а не за четвертый, или, скажем, за второй. До недавнего времени, это допускалось: не тянешь программу – дадим полегче. Не выучил три произведения – играем два. Не занимаешься дома – будем учить в классе. С введением предпрофессиональных программ – подход другой: взялся за дело – делай! Учись, добивайся, играй, выступай, работай, вдохновляйся!

Обучение в школах искусств должно начинаться не раньше 1 сентября, детям полагается 4 недели каникул, нагрузки, согласно учебному плану, не могут превышать 14 часов в неделю. Максимальный объём времени, предусмотренный для самостоятельной работы, ограничен 10 часами.

Для реализации предпрофессиональных общеобразовательных программ необходимо техническое оснащение: музыкальные инструменты, оборудование, необходимое в образовательном процессе, учебники и учебные пособия, необходимые для обучения и т. п. (для осуществления предпрофессиональных программ этот пункт критичен: осуществлять начальное профессиональное обучение на разбитом или некачественном инструментарии невозможно.При этом родители далеко не всегда могут позволить себе приобрести качественный инструмент для ребенка.);

— для преподавания учебных предметов, особенно современных, требуется достаточно высокотехнологичное оборудование: звукоусилительная аппаратура, видеопроекционные системы или их аналоги, аппаратура для воспроизведения аудио и видеоматериалов, компьютеры и пр.

— полноценные библиотечные фонды, необходимых для освоения учебных предметов.

Говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Мы возвращаемся к исконной системе российского музыкального образования. Но поднимаем ее на новый уровень – уровень современного качества, современного материально-технического оснащения, современного видения перспектив.