"Программные произведения в фортепианной музыке"
Данная работа представляет собой конспект лекции для дистанционного занятия по фортепиано. В материале лекции рассматриваются примеры программной музыки для ф-но, приводятся ссылки на ЭОР, использование которых помогает раскрыть тему занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_programmnoy_muzyki.docx | 16.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программные произведения в фортепианной музыке.
Материал данной лекции посвящён программным произведениям в фортепианной музыке.
Напомню, что программную музыку отличает наличие конкретного образа или сюжета, изначально понятного из названия произведения и раскрывающегося в музыкальном содержании. Порой интересно прочитать название незнакомой пьесы, самостоятельно представить себе характер музыки, а потом послушать произведение и узнать, как композитор музыкальными средствами нарисовал представленную названием музыкальную картину.
Предлагаю видео-презентацию на тему программной музыки, в которой вы услышите три ярких музыкальных примера.
1-й пример - это фортепианная пьеса Р. Шумана с довольно длинным для пьесы названием - «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы домой». Название говорит само за себя, всё предельно ясно. Остаётся послушать, как это выразил в музыке композитор.
2-й пример – фортепианная пьеса «Гном» М. Мусоргского. Интересно, что пьеса входит в цикл из 10 пьес, который называется «Картинки с выставки». Этот цикл пьес композитор создал под впечатлением от реальной картинной выставки, которую он посетил. Таким образом, пьесы представляют собой музыкальное воплощение настоящих картин. А как вы думаете, что было нарисовано на эскизе художника, который вдохновил русского композитора М. Мусоргского на сочинение пьесы «Гном»? Уверена, что никто не ответит абсолютно правильно. Ответ найдёте в презентации.
3-й пример – одно из самых известных произведений Э. Грига «В пещере горного короля» (из симфонической сюиты «Пер Гюнт»). Эта пьеса красочно иллюстрирует сцену попадания главного героя в сказочную пещеру. Наверняка вы знаете эту музыку, а кто-то даже играл её переложение для ф-но. Кстати, в презентации музыку сопровождает мультфильм! Слушайте музыку и развивайте воображение!
Программная музыка. Часть 2 - YouTube
В продолжение разговора о программной музыке - фортепианный цикл пьес «Картинки с выставки» М. Мусоргского. По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана. Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора. Через год после этого трагического события была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.
Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.
Лишь две картины имеют русскую тематику – остальные рисунки являются «заграничными». Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка». Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной.
Перечислю их по порядку:
Картинка №1 Гном - рисунок Гартмана изображал елочную игрушку: щипцы для колки орехов в виде маленького гнома.
Картинка №2 «Старый замок» - изображение старого средневекового замка не сохранилось.
Картинка №3 «Тюильрийский сад» - на этой картине был изображён сад во дворце Тюильри (Париж). Прекрасная погода, нянечки гуляют с детьми. Картина тоже не сохранилась.
Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась.
Картинка №5 «Балет невылупившихся птенцов». В принципе, это не столько картина, сколько эскиз к балетным костюмам для танца птенцов канарейки .
Картинка №6 «Два еврея: богатый и бедный». У Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей». У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.
Картинка №7 «Лиможский рынок» (Франция): рыночный шум, галдёж, сплетни, суета. Картина тоже не сохранилась.
Картинка №8 «Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке». На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.
Картинка №9 «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга). У Гартмана – всего лишь эскиз часов. У Мусоргского – образ «нечистой силы».
Картинка №10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на Императора Александра ІІ и его чудесного спасения. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.
Картинки № 2,3,4,7, к сожалению, не сохранились. Внимание – творческое задание для тех, кто любит рисовать! Слушая музыку к этим картинкам, попробуйте набросать эскиз сами. А для ребят, которые пробуют сочинять - другое задание. Взгляните на сохранившиеся картинки (их разместила в порядке возрастания номера) и попробуйте сочинить к ним музыку. Потом послушайте, как это сделал М. Мусоргский.
На мой взгляд, музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности! Предлагаю вам получить удовольствие от знакомства с этой «жемчужиной» русского фортепианного наследия. По ссылке перейдите на сайт, где в режиме онлайн можно послушать все пьесы. В цикле все пьесы идут без перерывов и связаны между собой главной мелодической темой «прогулки». В предложенном варианте можно выбрать любую пьесу из цикла и прослушать её отдельно. Приятного прослушивания!
Мусоргский "Картинки с выставки" ✅ Слушать Онлайн Бесплатно ❤ (your-melody.ru)